Для людей непосвящённых Великий пост — настоящая мука. На мясо, молоко, рыбу, яйца — табу. Всевозможные сладости — тоже под запретом. Однако спроси любого православного христианина о его отношении к посту, он, не задумываясь, ответит, что ждёт его с великой радостью, которую не заменить никакими прекрасными событиями. Почему так? Разбираем с иеромонахом Ефремом Метсом.
1. Великий пост и другие три: в чем разница?
— Великий пост называется так, потому что готовит нас к великому празднику Пасхи – главному событию человеческой истории. Заповедь поста была дана ещё в Раю Адаму:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь…» (Быт.2:16-17)
Позже постился Моисей для того, чтобы получить 10 заповедей от Бога на горе Синай, постился Христос в пустыне сразу после своего крещения, борясь с дьяволом. Эти примеры показывают нам, что всякий человек нуждается в воздержании, нуждается в том, чтобы научиться совладать со своей свободой.
Пост – это не цель, а средство, можно сказать «духовный скальпель», вскрывающий нашу душу, показывающий её содержимое. Но это только первый шаг, шаг очень важный, болезненный и неудобный, но без этого исцеление не начать. Если у человека смысл жизни удовольствие плоти — вкусно поесть, сладко поспать и побольше поблудить, то ограничение будет вызывать неприязнь и отвращение.
Как говорил святитель Иоанн Златоуст:
«Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целью благочестия».
То есть до поста нужно ещё созреть.
2. Корректна ли фраза: «Пост — это про нельзя»?
— Я бы лучше сказал: «не только про нельзя, но и про можно». Человек должен выработать правильную мотивацию. Например, когда спортсмен соблюдает диету, проводит множество тренировок, отказывается от увеселений, то он делает это ради того, чтобы на соревнованиях занять первое место.
Он отказывается от малого ради великого, у него есть смысл. С постом то же самое: я отказываюсь от мяса, молочных продуктов ради того, чтобы высвободить духовные силы и направить их к Богу, в частности, к молитве, поучению и самопознанию.
Люди, которые впервые начинают поститься, узнают много нового о себе. Например, мой друг был удивлён тому, что, оказывается, он может долгое время не есть мясо, хотя он работает и занимается спортом. У многих есть предрассудок, что они чуть ли не умрут, если не поедят мясного несколько дней. Разоблачение данного представления – уже немалое дело.
Я не беру в расчёт тех людей, которым мясо в силу болезни есть необходимо. Иными словами пост – это процесс погружения внутрь себя, средство для знакомства с самим собой и Богом. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что пост приближает нас к бессмертию и делает подражателями ангелов.
Трудно говорить о духовном посте с тем, кто не начинал ещё телесного поста, кто не сталкивался с такими искушениями как духовное тщеславие, гнев, уныние и т.д. А это всё вещи, которые буквально попрут из человека.
3. «Воздержание для христианина должно быть 365 дней в году, 24 часа в сутки, семь дней в неделю»
Что значит формулировка?
— Я такое выражение не слышал, но попробую его прокомментировать в христианском ключе. В данном случае под воздержанием можно понимать умеренность во всём: в еде, сне, работе, молитве, чтении, просмотре телевизора, компьютера и т.п. Приходит человек на работу весь заспанный и в плохом настроении, а всё потому, что смотрел сериал всю ночь – пользы никакой не получил, а вот выспаться не смог, настроение потерял и работоспособность никудышная.
Вот вам и невоздержание! Или решил с друзьями по бутылке пива выпить, а в итоге напился, изменил жене, подрался, в запой ушёл, в общем, всё наперекосяк! Да и каждый может этих примеров в своей жизни много рассказать. Так что знающий свою меру и контролирующий её, безусловно, избежит множество грехов.
Для тренировки этого минимального контроля над собой и нужен пост. Люди часто не понимают простую вещь: не все мои желания мне полезны, нужно учиться их отличать: какие угодны Богу и дают радость, а какие желания злы и ведут к печали и неприятностям.
Яркий пример из Евангелия, когда Христа в пустыне во время поста искушает диавол, соблазняя Его различными предложениями. Все эти искушения мы слышим в себе вновь и вновь, но, к сожалению, не всегда понимаем, что с ними нужно бороться, а не принимать их. Это целая духовная наука и время поста самое благоприятное, чтобы начать эту науку изучать.
4.«Решила отказаться от Интернета на время Великого поста»
Слышала такое от знакомой. Как вам идея? Можно ли такие практиковать?
— Многие люди, даже неверующие, чувствуют, что Интернет затягивает и выбраться из него не так-то просто. Уже даже появилось такое выражение как «информационный пост» — воздержание от просмотра новостей, соцсетей или Интернета в целом. Конечно, идея прекрасная и нужная. Но тут я могу сразу описать искушение, которое возникнет. Обязательно образуется пустота, которую нужно будет чем-то заполнить, и если не найдётся других занятий, то человек вернётся в виртуальное пространство. Этот аспект нужно обязательно продумать.
Жить в реальности становится всё сложнее. Нужно обязательно в распорядок ввести духовные занятия: чтение Евангелия и духовной литературы, внимательная молитва, дела милосердия, возможно, где-то нужны волонтёры и помощники, если позволяет время, то обязательно поучаствовать.
В первую неделю Великого поста в Церкви каждый вечер будет читаться покаянный канон. Если есть возможность, то всякому христианину хорошо прийти помолиться и покаяться в собственных грехах. Это ведь тоже своего рода борьба — борьба за свою свободу.
Апостол Павел говорит о важном критерии свободы: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1Кор.6:12) Наша главная цель – Христос, ради Него мы постимся, ради соединения с Ним мы жертвуем собой, ибо Пасха неизбежна!
5. Почему не хочется готовиться к встрече с Христом?
— Готовиться к встрече хочется только тогда, когда я знаю, кого встречаю. Человек может сказать, что ему нравится жизнь без Христа, у него нет запроса, у него всё хорошо. Тайна богообщения всегда остаётся тайной человека.
До конца невозможно понять, почему один откликнулся на призыв Божий, а другой человек остался равнодушен и даже болезнь и смерть никак не пробуждают его душу. Были святые, которые изначально боролись со Христом, а потом стали ревностными его последователями. Например, апостол Павел.
А если опросите современных христиан, то подобных историй услышите множество, как Господь ярых атеистов и даже злостных преступников преображает в святых людей. Дивное чудо! Современному человеку изнеженному, избалованному, гордому и строптивому становится всё сложнее обращаться к Богу. Требуется не малый подвиг для этого, как говорит Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». (Мф.7:13)
Так что наш посильный пост будет небольшим шажочком и малой жертвой для Христа, который принёс Себя в жертву ради каждого из нас.
Беседовала Алина АБАШЕВА
В чем смысл поста: