Нужно ли соблюдать воздержание современному человеку и зачем? Стоит ли совершать «аскетические подвиги», когда «Бог у меня в душе»? И какой пост важнее – телесный или духовный? На все эти вопросы христианские конфессии сейчас отвечают по-разному.
Что такое пост – короткая формулировка
Это определенное время, когда верующий воздерживается от пищи и питья:
- полностью;
- частично, не отказываясь от питания совсем, но не употребляя некоторые виды пищи.
Во всех славянских языках слово «пост» звучит совершенно одинаково. Предполагают, что оно заимствовано у германцев, в языке которых есть созвучное «fast», что значит «крепкий». Совсем не случайно также то, что русские тем же словом именуют, например, сторожевой дозор, требующую особого внимания и ответственности должность.
Кто и зачем придумал посты
Они были известны задолго до возникновения христианства, и соблюдались людьми:
- перед важными событиями, религиозными торжествами, когда требовалось сугубое очищение души, сосредоточенность;
- в случае, если совершено какое-либо отступление от канонов, правил религии, грех; это — пощение покаяния; таким, например, был пост царя Давида (2 Цар.12), а также обличенных прор. Ионой жителей нечестивого города Ниневии;
- ради скорби о потере близкого человека.
При этом речь шла не об ограничении вкушения пищи, а о полном отказе от нее. Иногда разрешалось пить воду, но бывало, что запрещалась и она. Понятно, что столь строгий пост продолжался от нескольких часов до нескольких дней. Впрочем, из Ветхого Завета известны случаи длительного полного воздержания – когда человек имел на то особое благословение свыше и ему давались силы, чтобы пройти это поприще:
- 40 дней воздерживался от пищи, воды прор. Моисей на горе Синай, где ему были даны Заповеди, перстом Божиим начертанные на двух каменных плитах («скрижалях»); непосредственное общение с Господом поддерживало его силы душевные и телесные;
- столько же времени подвизался среди пустыни Сам Христос, Бог и Человек, перед тем, как выйти на проповедь веры;
- известны также рассказы о древних подвижниках, соблюдавших подобное воздержание, также поддерживавшихся силой Духа Святого.
Впрочем, есть также примеры «постнической жизни», то есть соблюдения воздержания многие годы. Понятно, что не мог быть полный отказ от пищи.
- Из Евангелия от Луки известно о вдовице Анне, «дочери Фануиловой», которая, живя при храме во Иерусалиме, «постом и молитвой» служила Господу;
- «Акридами» (саранчей) и диким медом десятилетия питался св. Иоанн Предтеча.
История установления христианских постов
«Деяния Апостолов», другие источники по истории христианства первых веков, говорят нам, что во времена Апостолов пост верующих представлял собой, как правило, полное воздержание в течение одного или нескольких дней, и посвящался:
- покаянию; таково было пощение св. Павла после явления ему Христа на дороге в Дамаск и обращения к вере (Деян.9:1-25);
- сосредоточенной молитве перед принятием важного решения или началом дела; например, свв. Павел и Варнава молились «с постом» после рукоположения священников во Антиохии, Листре, Иконии, где основали молодые христианские общины (Деян.14:21-23).
Позже, со II в., появляются также периоды воздержания, посвященные:
- скорбным дням воспоминания страданий Христовых; это воздержание по средам и пятницам, когда воспоминаются предательство Иуды и страдания Господа; первые века постным днем также была Пасха иудейская;
- праздникам; первым по времени появления считается Великий Пост, предшествующий Пасхе; он известен со II в., однако, пощение пред праздником Воскресения имело разную продолжительность у различных общин; лишь к IV в. Великий Пост устанавливается как сорокадневный; к VII-XII в. относится постепенное утверждение такой же продолжительности Рождественского поста, а также установление еще двух – Апостольского и Успенского.
Как постились христиане до Великого раскола
Весьма по-разному в разных регионах и даже в отдельных общинах и иноческих обителях. Современные церковные историки указывают, что у западных христиан воздержание всегда было мягче, тогда как Восток уже к IV в. практиковал сугубые подвиги: были монашествующие, которые не вкушали ничего целую седмицу, другие по 3 или 5 дней, а также миряне, подражающие им.
Впрочем, и на Востоке существовал очень распространенный Устав обители прп. Феодора Студита, который разрешал рыбу большинство дней Великого Поста, а также давал другие послабления. Словом, традиций пощения было множество, но христиане давали всем им право на существование, мудро следуя словам ап. Павла:
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:3).
Православные и католические традиции: различия
После раскола Церквей 1054 г. произошел разрыв духовного общения между ними. Уже спустя несколько столетий различия традиций уже выглядели, как очень существенные.
Вот, например, что пишет в начале XVI в. католический епископ Иоганн Фабри, познакомившийся с традициями России и сравнивший их с католической практикой:
«Рассказывали также, что среди них (русских – Авт.) имеются и такие, которые, постясь, не употребляют в пищу ничего, что, как очевидно, некогда обладало жизнью, даже рыбу. Имеются и другие, которые в определенные для поста дни не пьют ни вина, ни чего-либо другого из напитков. Услышав об этом, мы были так потрясены, что, охваченные восторгом, казались лишенными ума, поскольку сравнение наших христиан с ними в делах, касающихся христианской религии, производило весьма невыгодное впечатление…»
Стоит, впрочем, отметить, что Фабри наблюдал картину страны, которая, в отличие от Византии (где и после раскола Церквей сохранялись разные традиции пощения), приняла к этому времени монашескую традицию пощения, да еще по достаточно строгому Иерусалимскому уставу монастыря прп. Саввы Освященного, однако, различия в образе пощения, конечно, были заметны и касались, прежде всего, строгости воздержания. Это расхождение сохранилось до наших дней. Есть и другие.
Посты в православии
К настоящему времени их 4:
- Рождественский.
- Великий.
- Апостольский (на Руси именовался Петровским, в честь св. Петра).
- Успенский.
Православные также соблюдают среду и пятницу, как это делали древние христиане. Есть некоторые дни года, которые являются постными: это праздники Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (11 и 27 сентября соответственно).
Наконец, как у древней Церкви, есть и добровольно налагаемые на себя ограничения: это период подготовки к Причастию (как правило, около 3 дней, но продолжительность определяется по совету священника) и Евхаристический – непосредственно перед Таинством Причащения (с полуночи до самого Таинства).
Сколько постов у католиков
К настоящему времени у них принято только два многодневных поста:
- Великий;
- Адвент – готовящий верующих к Рождеству Христа.
Апостольский и Успенский посты, возникнув на Востоке, так и не утвердились на Западе. Кроме этого:
- из иных постных дней католики соблюдают только пятницу (но не среду, как православные);
- зато постными у них являются все кануны дней великих церковных праздников, а также существует (правда, сейчас почти вышла из употребления) практика дней покаяния и воздержания в течение трех дней (среда, пятница, суббота)каждое время года;
- наконец, как и православные, католики держат Евхаристический пост, предшествующий Причастию; но продолжается он… один час.
Что и когда можно кушать
Есть ли разница в наборе продуктов для христиан разных конфессий? Православные России более или менее следуют древней монашеской традиции воздержания от животной пищи, а в отдельные дни – усиление пощения (отказ от рыбы, растительного масла). Подобная строгость принята не во всех православных странах, например, у греков принято вкушать морепродукты, однако, во всем остальном образ пощения не отличается от России.
Католическая Церковь знает два вида поста:
- «Пост», когда качество пищи не меняется, но трапезы ограничиваются до 1 за день.
- «Воздержание» под которым подразумевается только отказ от мяса; он практикуется на Страстной Седмице, а также накануне праздников и вообще по пятницам в течение всего года.
Телесный и духовный
Как восточные, так и западные христиане видят пост не как цель, а только средство работы над душой.
Живший более чем за полтысячелетия до раскола Церквей свт. Иоанн Златоуст писал:
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
При этом современные католики считают, что обуздать страсти возможно без телесных ограничений, тогда как православные держатся иной позиции, основанной на древней традиции.
Вот что говорит свт. Феофан Затворник:
«Апостол Павел указал венец нетленный, и всем, кто захочет восхитить его, предписал умерщвлять и порабощать тело. Никакого другого посредства не поместил. Тут умерщвление тела, а там – венец нетленный. Хочешь последнего – возьмись за первое».
Воздержания в других религиях
Представители протестантизма, отколовшегося от католицизма с XVI в., не признают древние традиции, однако, у них есть практика полного воздержания от пищи и питья во время совместной молитвы о больном, перед принятием важного решения и по иным поводам. Эти посты налагает на себя или христианин индивидуально, или же – берет на себя община.
Своеобразно воздержание мусульман: полный отказ от питья и еды – но только до захода солнца, после чего все ограничения снимаются.
Знают практику ограничений также восточные духовные практики, например, индуизм, где принято умерщвление плоти ради достижения особых состояний сознания.
В чем суть христианского поста
Апостол Павел говорил: «Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14:17). Каким бы ни был образ пощения, суровым ли, мягким, именно к этому стремится каждый христианин, принося посильную жертву Богу – свое сердце, стремящееся освободиться от мирских попечений.
Наталья Сазонова
Источники:
- https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Fabri/frametext.htm
- https://greciya-ellada.ru/kak-postyatsya-greki/
- https://foma.ru/kak-voznikli-postyi.html