Почти 500 лет назад, 16 января 1547 года, венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. О том как это было и каково значение церковного обряда для народа «Правслов» разобрал здесь. А эта статья о том, что такое венчание на царство, откуда пошло и почему народ, выбиравший монархию, отказывался от собственной воли, приниамая Божию, тогда как для «демократически» настроенных людей подобное кажется «тупой покорностью».
Венчание на царство и символы власти
Венчание на царство издревле означало торжественное богослужение, во время которого правитель – царь:
- получал церковное благословение;
- получал видимые знаки царского достоинства; в разные эпохи это были порфира (пурпурное одеяние византийских царей), скипетр, держава, и конечно – корона или венец.
Все это – символы власти, имеющей благословение свыше. Именно оно и составляет смысл венчания на царство, тогда как внешние атрибуты правителя исторически могли меняться или даже – отсутствовать вовсе.
Например, о благословении первого иудейского царя Саула Библия говорит, что прор. Самуил возлил на его главу освященный елей. Это действие сообщило царю духовные дары – в том числе пророческий, но знаки царского достоинства он получил от соплеменников-иудеев позднее.
А позже, когда воля Божия более не благословила Саулу править, таким же образом Самуил помазан на царство Давида – сына простого пастуха Иессея. Произошло это прямо в доме родителей будущего государя. И в этом случае дары Божией благодати проявились сразу: считается, что Давид – великий молитвенник, пророк, песнописец, автор книги Псалтирь. Но от помазания до воцарения Давида прошли годы борьбы с Саулом.
Таким образом, издревле именно помазание было главным действием чина – потому и венчание на царство определяли как «помазание», например, у иудеев.
А вот у христиан подобная традиция сложилась не сразу.
История византийского обряда
Историки Византии часто писали, что чин венчания на царство появился во времена равноапостольного императора Константина Великого, первого правителя, кто прекратил гонения на Церковь и сам стал христианином. Однако, современные ученые считают такую позицию сомнительной:
- св. Константин стал императором Рима задолго до своего Крещения (которое он, как известно из его жития, принял на смертном одре), следовательно, церемония проходила по римскому языческому обряду;
- да и сам император все время своего правления, хотя верил во Христа, сочувствовал вере, но так и носил титул «Pontifexmaximus» («верховный жрец»), который носил «по должности», будучи императором – какое уж тут венчание на царство.
Да и последующие несколько веков, когда императоры были уже христианами, содержание чина венчания как Божия благословения было понято далеко не сразу.
Воля человеческая и Божия
Как свидетельствуют исторические источникиV-VI вв., церемония провозглашения императора была не только и не столько церковной: сначала следовало его избрание, поддержанное войсками, затем избранный восходил на щит, и здесь сам возлагал на себя внешние знаки царского достоинства. И лишь потом христианский государь отправлялся в храм, где принимал венец (который ранее уже сам на себя возложил) как бы повторно, от руки Патриарха. Но постепенно чин усложняется – и глубже осмысливается:
- известно, что в начале V в. Патриарх не просто возлагал венец, но также молился, а само венчание предварялось чтением Евангелия;
- в 491 г. от императора Анастасия Церковь попросила письменно исповедать правую веру – то было время борьбы с еретическими учениями; впоследствии от царя стали требовать публичного исповедания веры всегда –это стало условием венчания и одновременно – частью его чина;
- к IX в. знаки царского достоинства (это были порфира и венец – корона) стали освящаться и возлагаться на царя только Патриархом, а само венчание совершалось на амвоне; тогда это было не небольшое возвышение перед царскими вратами, ведущими в алтарь (как сейчас), а внушительное, до нескольких метров, возвышение в центре храма, украшенное сенью;
- из источников XV в. известна еще одна примечательная деталь: венчание проходило в начале литургии, до пения Трисвятой песни («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…») и чтении Евангелия; в это время литургии уже тогда было принято рукополагать епископа – а одним из титулов императора Византии был «епископ внешних дел Церкви»; так со временем царь становится, по сути, одним из церковных чинов – притом высшей иерархии.
Наконец, с XIV-XV вв. появляются упоминания о еще одной детали венчания на царство – помазании царя освященным миром. Если над всяким христианином это действие совершается единожды, по Крещении, то царь – единственный, над кем оно совершается еще раз в жизни – при вступлении на престол.
Эта сугубая благодать (а не личные качества, власть, богатство и пр.) – то, что отличает царя от всех других христиан. Именно с появления миропомазания как части чина постепенно формируется представление о венчании на царство как Таинстве, а о власти царя – как имеющей Божественную природу.
Человек-икона?
Впрочем, Византия так и не избавилась от своего рода груза языческого прошлого:
- с одной стороны, жизнь императора была подчинена не только придворному, но – не в меньшей степени – церковному порядку и церемониалу, при дворце Византийского правителя насчитывалось несколько десятков церквей, участие царя в богослужении сопровождалось торжественными выходами, облачение, обильно украшенное золотом (традиционным для византийца символом Царства Небесного) поражало воображение своей пышностью;
Уже в конце IV в. историк Аммиан Марцеллин пишет о крайне ритуализированном поведении императора Констанция во время придворных церемоний – ведь он был как бы живой иконой:
«Словно изваяние человека, он не вздрагивал, когда от колеса исходил толчок, не сплевывал слюну, не почесывал нос, не сморкался, и никто не видел, чтобы он пошевелил хоть одной рукой»
- с другой стороны, должность царская продолжает оставаться выборной – по-прежнему кончина императора означает начало ожесточенной борьбы за власть, победу наиболее удачливого военачальника – которому, пройдя через венчание на царство, предстоит стать «живой иконой», властью «не от мира сего», пусть как раз «сей мир» эту власть и избрал…
Значение и смысл
Божественная природа царской власти означает, что:
- статус такого правителя – неизмеримо выше, чем, например, избранного народным вече и племенными старейшинами великого князя (даже сам этот термин предполагает, что есть другие, «не великие» князья, правитель – первый среди равных); а вот царь избран Самим Богом;
- ответственность царя – неизмеримо больше, чем у избранного людьми правителя: ведь он даст ответ Самому Христу.
Но все сказанное также значит, что народ, избирающий монархию и царскую власть, добровольно и сознательно отказывается от своей воли, полностью отдаваясь на Божию. Он готов принять от руки Создателя того, правителя, который будет дан: будь то человек мудрый или неразумный, добрый или жестокий, станет ли его правление Божиим благословением или наказанием и прещением.
Для «демократически» настроенных людей подобное кажется «тупой покорностью», определяется как «рабские инстинкты», но это не так. Речь идет о сознательном выборе верующих людей, твердо понимающих: лишь Господь, поставляющий правителя, знает полезное народу – и даже если это болезненно, страшно, трудно – все это нужно пройти до конца.
Сколько должно быть людей, которые, подобно прав. Иову, твердо скажут:
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» (Иов. 2:10)?
Абсолютное большинство жителей страны.
Византия шла к этому осознанию через постоянные государственные перевороты, смену императоров, по воле мятежных войск оказывавшихся на троне. Русь – через межкняжеские усобицы, распад страны, монгольское завоевание…
В 1453 г. Византия, так и не нашедшая решения проблемы сочетания человеческой и Божией воли –пала под ударами турок. Россия же, спустя менее чем 100 лет после этих событий, избрала царя. Еще и поэтому ее именовали Третьим Римом – страной, которая взяла на себя сделать то, что не получилось у «второго Рима», Византии.
Наталия Сазонова
Узнайте также: