Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана. До сих пор звучит вопрос: каким образом самый умный, образованный и успешный миссионер 90-х – начала 00-х превратился в злобного критика Церкви. Многих он волновал. Некоторыми своими наблюдениями и мыслями поделился современный проповедник, насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс).
«Византия против СССР»
Как-то раз я решил посмотреть лекцию в Лондоне, которую Кураев читал в 2019 году. Меня удивили два факта в этой лекции: потухшие глаза во время разговора о Христе и абсолютно старая информация, которую он вещал ещё 30 лет назад. Вот здесь мне стало понятно, что главная внутренняя проблема Кураева – разочарование во Христе.
Ему скучно говорить о Христе, а отсутствие рефлексии заставляет повторять одно и то же. Например, в лекции чисто исторической, типа «Византия против СССР», Кураев очень живой, заинтересованный и более эмоционален. Тут становится понятным, что именно поверхностные исторические факты, их собирание и формальный анализ более всего питает его душу, но никак не воскресший Христос. Я попробую более подробно раскрыть эту мысль.
«Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?»
Так получилось, что совсем недавно я прочитал книгу Кураева 2003 года «Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?». Это сборник его автобиографических интервью и статей. Именно в этих интервью есть интересные факты того, что Кураев постоянно шёл против течения. Сначала это было связано с поступлением в университет, потом ещё что-то и ещё. Сейчас у меня под рукой книги нет, но именно этим он хвалился и бравировал: «я всегда шёл против течения».
Сейчас Кураев любит подчёркивать, что в отличие от патриарха он в советское время слушал Галича, т.е. он, мол, весь такой диссидент и нонконформист был. Для него героический идеал советских диссидентов-моралистов и остался по сию пору душевнообразующим, отсюда и желание подражать им и воплощать их линию в жизнь. Я думаю, что и Христа он мыслит не как Бога, а как такого диссидента-моралиста.
В начале 90-х, когда секты и оккультизм ворвались всем скопом в Россию, то Кураев со своим образованием, умом и протестной линией, лучше сказать полемическим навыком, стал лучшим миссионером и защитником Православия. Своими книгами и лекциями, почти в одиночку вернул в отеческое лоно огромное количество заблудших чад. Я, например, некоторые его старые книги и лекции до сих пор перечитываю по интересующим меня темам и другим советую. Сам я в Церковь не через его книги пришёл, несмотря на то, что почти все их прочитал.
О духовной жизни
Теперь о его духовной жизни, которую можно проследить в старых интервью. Чаще всего он рассказывал о двух случаях мистического опыта: после своего крещения в метро его накрыло благодатью, и в день своего иерейского рукоположения он не пошёл в храм, внутреннее чувство запретило. А больше всего меня поразило то, что доказательством Бога для него служат духовные старцы. В его интервью столько самолюбования и восхищения собой, что вопрошание Бога о промысле и Его воле практически уходят на периферию.
В нескольких интервью его спрашивали о том, как он после такой активной жизни с лекциями духовно восстанавливается. Дело в том, что любой миссионер, а тем более успешный, должен следить за своей духовной жизнью ещё скрупулёзней и тщательней, поскольку всё это сопряжено с большими искушениями. Но Кураев всегда отвечал совсем не о том, скорее говорил о душевном отдыхе, чем о духовном.
Именно в этом мне видится проблема номер один. Он замечательно проделывал интеллектуальную и эмоциональную работу, но духовная сторона оставалась в стороне. Он любит повторять фразу о самом себе: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр.5:14) Собственно говоря, у него есть чёткая уверенность в том, что у него вообще нет духовных проблем, а потому в пастырском руководстве он не нуждается. Он всегда знает, где добро, а где зло, он чувствует себя совершенным в этом смысле. Выражаясь простым аскетическим языком, он в прелести, а значит, не способен к покаянию и критическому самоанализу.
Посмотрите интервью Кураева с Антоном Красовским, чтобы понять то, как надо с ним разговаривать. Он привык, что все ему смотрят в рот, а Красовский в лоб его спрашивает:
«прежде чем требовать покаяние у других, ты-то сам способен на покаяние?!»
Или в интервью у Собчак сразу после начала СВО. Собчак была уверенна, что Кураев будет говорить с ней о Боге, как-то успокоит её и т.д., но она была удивлена, что он говорит только об истории и политике, что и высказала ему. Кстати в одном печатном старом интервью он признаётся, что хотел раньше стать историком, т.е. его привлекает исключительно внешняя сторона жизни, но никак не внутренняя.
О разочаровании во Христе
А теперь о разочаровании во Христе. Представьте ситуацию: вам на почту шлют бесконечное количество писем со всей грязью, которая творится в Церкви. Скандалы, клеветы, истории, разврат и т.д. Вы начинаете в этом всём вариться, реагировать, переживать и тогда возникает вопрос: а Христос точно в Церкви есть?
А Он точно пасёт своё стадо и руководит ко спасению? Говорить о зле вне Церкви легко и понятно, а что делать с ней внутри Церкви? Не зря в последнее время Кураев начал говорить о том, что Православная Церковь всего лишь одна из исторических церквей, таким образом, отсоединив Христа от Церкви. Он не выдержал зло внутри Церкви и начал спасать Церковь, выставляя все скандалы наружу. Этим пользовались некоторые люди и очерняли невиновных, отправляя клевету Кураеву, который, конечно же, не будет проверять информацию, а просто выставит на обозрение сотни тысяч человек.
При этом Кураев пишет целые «простыни» о том, что его критика – это служение Церкви. Нужно вспомнить, что Бог сам ставил на служение пророков, чтобы обличать ветхозаветную Церковь. Обличать может только тот, кто призван, а призванному даётся дар любви к Богу и Церкви. Вот тогда это служение. Кураев даёт пример того, когда ты без призвания начинаешь заниматься не своим, в итоге теряешь и веру и за собой увлекаешь больше народу. Вот так греховная страсть надевает на себя маску благочестия. Да и что может быть проще, чем обличать людей в грехах, ведь все мы грешники, тут много ума не надо.
Можно ли критиковать Церковь православному христианину?
Конечно же! С самого основания Церкви святые уже писали о том трэше, который творят священники, епископы и монахи. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, как правильно жить в церковном трэше:
«Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.
Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
«Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство».
Убойся лицемерства
Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства». Как видим из цитаты, первый плод лицемерия – осуждение.
Человек духовно возросший приходит к непостижимости божественного промысла, потому самоуверенность и дерзость не присущи такому человеку, и уж тем более он не приравнивает свои мысли к божественным, о чём предупреждал Бог через пророка Исайю:
«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь».
(Ис.55:8) Потому подводя итог, скажу так: Кураев не обижен на патриарха или ещё кого-нибудь, Кураев разочаровался во Христе и потому пытается своей графоманией доказать, что Христос не пасёт Церковь, Его нет здесь, потому что беззакония творятся постоянно, а церковный вектор не совпадает с вектором мысли диссидентов- моралистов, которым Кураев был, есть и будет.
А. В. Кураев сообщил о восстановлении в сане
5 апреля Андрей Вячеславович похвастался тем, что Константинополь восстановил его в сане. Но самые страшные слова, которые он написал в конце, звучат так:
«Господи, неужели я Тебе еще нужен, что ты даешь такие «совпадения»?»
Самое смешное то, что главное условие попадания в Константинопольский патриархат является не любовь ко Христу, не покаянное настроение жизни, а ненависть к Русской Церкви, которой у Кураева «полный вагон и тележка», а потому писать с умилением:
«Господи, неужели я тебе нужен ещё…» — просто богохульство, ибо «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник». (Ин.10:1)
Свобода=своеволие?
Когда Серафим Сашлиев в своей передаче попросил Кураева сказать ассоциацию к слову «свобода», то он ответил – «своеволие». Даже Серафим немного обалдел от такого ответа.
Я скажу больше, это открытое исповедание сатанизма Кураевым.
Вот пишет авва Исайя: «Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от коего рождается сокрушение сердца».
Вспоминаем диавола в книге Иова:
«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». (Иов.1:7)
В этом же вопросе Бога «откуда ты пришёл?» раскрывается тот момент, что диавол ходит своими путями, не Божьими. Перефразируя этот отрывок, Кураев мог бы сказать Господу: я обошёл весь Интернет и вот какую грязь и грехи я нашёл! Но почему только грязь стала его пищей?
Когда Бог изрекает проклятие змею, то говорит такие слова: «ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». (Быт.3:14) В этом отрывке «прах» – земные помыслы, низменная пища, т.е. неспособность видеть духовную сторону бытия, невозможность созерцать благость Божию, только жрать чужие грехи и провоцировать на них.
Бесы без всяких проблем свидетельствуют о чужих грехах, потому что мы все грешны, но они не могут свидетельствовать о своих грехах, потому что состоялось окончательное отречение от Бога, в них нет света, а только тьма, как и в кураевских записях последних лет.
Изучая биографические интервью Кураева, становится понятным, что основная причина отпадения от Христа для Кураева стало то, что с самого начала Христианство было для него только идеологией. Он к нему и пришёл через политическую философию Семёна Франка, конкретно через критику коммунизма, т.е. через идеологический взгляд на Христианство. Христианство привлекло Кураева не Христом, а своей историей, богословием, культурой и т.п., а святые и христианские подвижники его вообще никогда не вдохновляли, аскетическая жизнь Церкви просто не находила в нём место. Не было у него никогда встречи с Живым Богом, не знает он Воскресшего Христа.
Поэтому в его книгах и лекциях вы не прочитаете и не услышите о нравственной стороне Христианства, просто потому что она ему чужда. Кураеву очень подходит характеристика, которую когда-то дали профессору духовной академии Тарееву:
«Он только мыслил, говорил о мыслях, анализировал их, контрастировал своими мыслями, но не давал соответствующего настроения и сопереживания. Впоследствии мне приходилось слышать таких пианистов и скрипачей: техника виртуозная, a души нет, и игра не трогает, оставляет тебя холодным...».
Когда между умом и сердцем стоит «великая китайская стена», и ты не занимаешься тем, чтобы её разрушить, а наоборот строишь ещё выше, то, как ты примиришься с Богом и самим собой?!
Как сказал один публичный монах, который симпатизирует Кураеву:
«Кураев – открытый, искренний, честный, но благодати он не знает».
Абсолютно верно! А какой толк без благодати эти качества? Они в итоге все работают на греховные страсти, разрушая человека и его окружение. Когда пытаются понять резкую перемену Кураева, то часто ему приписывают обиду за то, что его не подняли по карьерной лестнице, но мне всегда эта версия казалась неверной.
И вот у Серафима Сашлиева на передаче с молодёжью, он как раз и высказал, что ошибся, когда выбрал целибат, т.е. небрачный образ жизни и теперь сожалеет, что у него нет детей и семьи.
Вот его главная обида!
Вот источник его ненависти к Церкви! А когда у тебя ещё нет веры, когда ты не знаешь благодати, то естественно ты просто тонешь в собственной желчи и другого выхода нет. Изучая истории и биографии современных раскольников, вижу, что двери покаяния в какой-то момент закрываются и если даже человек хочет, то не может найти силы на своё обращение к Богу.
Наши раскольники бегут в Константинополь, осуждая типа безнравственность патриарха Кирилла и его отношение к СВО. А патриарха Варфоломея они прям уважают, давшего за большие деньги автокефалию ПЦУ, которые теперь грабят, захватывают и уничтожают храмы Украинской Православной Церкви. Даже не знаю примеры лицемерия выше этого!
Иеромонах Ефрем (Метс)
* Андрей Вячеславович Кураев внесен Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функцию иноагента.