Карлсон сквозь "библейские очки"

Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса).

Христианский смысл

Мне очень захотелось посмотреть на Карлсона сквозь «библейские очки». Интересно, что наш советский мультфильм, режиссёр которого Борис Степанцев, очень сильно отличается от книги Астрид Лингрен. Мультфильм – это вообще какая-то экзистенциальная история, в которой типажи перекроены и наполнены иным содержанием. Я буду отталкиваться исключительно от мультфильма. Главный вопрос в том, является ли Карлсон недоразвитым инфантилом или же он достиг той евангельской детскости, к которой призывал Христос? Для этого нужно очень внимательно всмотреться в его поведение и вслушаться в его речи, чтобы проникнуть в его сердце и опознать дух, который питает Карлсона.

Изначальный пейзаж города нарисован очень мрачным и серым. А движение машин и быстроходящей городской толпы показано как нечто безжизненное и безличностное. Мы даже не знаем, почему Малыш оказался на улице. Куда и зачем он ходил? Откуда идёт? Он чужой в этом мире и глубоко одинок.

Краткое содержание

Начинается мультфильм с того, что Малыш заступается за собаку, с которой грубо обращается хозяин, за что и получает в глаз. А какие глаза у Малыша! В них просто бездна отчаяния и пустоты изображена. И уже дома он говорит очень страшные слова родителям, которые объясняют, что драки нужно избежать:

«Вам легко рассуждать. У тебя мама есть папа, а у тебя папа есть мама. А у меня никого нет! Никого нет! Даже собаки».

Глядя с грустью в окно он вдруг видит пролетающего мимо Карлсона. Встретившись взглядами, Карлсон начинает в небе выдавать всякие трюки. Этими самыми трюками Карлсон демонстрирует свою свободу, в отличие от тех машин и той толпы, которые живут в однообразной плоскости. Карлсон не подчинен серости единого порядка, ритма и направления. Его пропеллер – это символ неотмирности, полёта над всем земным.

Малыш: урок свободы

Садясь на подоконник с Малышом, он сразу берёт плюшевого медведя и выкидывает его в окно. Этим самым он даёт первый урок свободы: не бойся терять то, что тебе кажется важным и ценным. А дальше он очень пафосно представляется: «Карлсон, который живёт на крыше». Стоит обратить внимание, что для Карлсона очень важно его местоположение, он ассоциирует себя с крышей, т.е. с одной стороны место не жилое, но с другой – это высшая точка, иной уровень восприятия жизни, можно сказать инобытие.

Далее Карлсон спрашивает, сколько Малышу лет и сразу его учит тому, чтобы он обязательно интересовался собеседником. Научись выходить за пределы своего эго, научись в другом человеке видеть глубину его жизни, опыта, мудрости и т.д. Не зацикливайся на себе, ведь соприкосновение с другими мирами может исцелить человека, возвысить его. Понятно, что Карлсон и иронизирует и юродствует, устраивая целый бардак в комнате Малыша. Обратите внимание на его выражение:

«Дело-то житейское»

Вспоминается предостережение Христа:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». (Лк.21:34)

Житейская забота – один из врагов духовной жизни и спасения. Карлсон помогает обозначить житейские заботы, распознавать их и давать им надлежащее место. Он разносит всю комнату и приговаривает: «Спокойствие, только спокойствие». Карлсон – учитель сердечного покоя. Всё, что снаружи тебя – не имеет первостепенной ценности. Ищи внутренний покой.

Приходят родители, видят разгромленную комнату. Малыш уловил самые важные слова своего учителя, которые и транслирует своим родителям:

«Спокойствие, только спокойствие! Пустяки, дело-то житейское».

В итоге Малыш оказывается наказанным в углу. Вся его семья уходят в кино, оставляя Малыша. А дальше он говорит потрясающую вещь своей маме о брате:

«Мама, а вот мой братец-то вырастет, женится, умрёт. А мне что надо будет жениться на его старой жене?… Я же донашиваю его старые вещи, значит и жену надо «донашивать», а вообще-то я бы хотел иметь собаку».

Какое прекрасное проектирование будущего. Тема собаки как «idée fix» Малыша очень важна.

Воспитание милости и проявление мужества

Далее опять прилетает Карлсон, притворяется больным, просит варенья и призывает Малыша стать его матерью. Они летят к Карлсону домой, где Малыш начинает ухаживать за ним. Какое прекрасное аскетическое упражнение по воспитанию милости. Святой Серафим Саровский говорил одному игумену, что нужно: «быть милостивым и снисходительным к братии; матерью будь, а не отцом к братии». Карлсон воспитывает в Малыше через игру именно такую добродетель.

Потом появляются жулики, ворующие бельё. Карлсон показывает свою мужественность, как хозяин крыши и борец со злом. Он решает их «воспитать» и предотвращает преступление. Потом Малыша привозят домой, и мама наконец-то говорит ему важные слова, что они не готовы расстаться с ним даже за «сто тыщ миллионов». Малыш обнаруживает в себе великую самоценность:

«Значит, я так дорого стОю!».

Торг

А дальше начинается торг. Малыш ночью будит папу и говорит:

«Если я стОю сто тыщ миллионов, можно ли мне получить немного наличными, чтобы я смог купить щенка».

Сколько стоит жизнь человека с евангельской точки зрения? Апостол Павел отвечает: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». (1Кор.7:23) Смерть Бога на Кресте – вот цена каждого человека. Вообще атмосфера в доме Малыша такая равнодушная и холодная, что хочется оттуда убежать. Кстати, у Дяди Фёдора из Простоквашино, была та же ситуация.

Следующая трагедия происходит в день рождения Малыша. Ему не подарили собаку, о которой он мечтал. Появляется Карлсон и говорит:

«Ты мне не рад? Но я же лучше собаки!».

А потом появляется собака. Малыш радуется, прибегает, а Карлсона уже нет. Если смотреть на эту ситуацию с евангельской точки зрения, то Малыш выбрал «животное начало» вместо «небесного». А, как известно:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». (Мф.6:24)

Очень важно, Малыш понимает это, он расстроен и собака больше не радует, поскольку в ней нет разума, она ни собеседник, ни учитель. Она не способна научить человека небесным истинам, которые сеет в нём Карлсон. Малыш даже вентилятор к ней привязывает, но всё бессмысленно. Человек жаждет Неба!

На сцену выходит фрекен Бок

«Фрекен» — обращение к незамужней женщине, если что, а не имя. Она выпроваживает из дома родителей, лишает Малыша еды и запирает его в комнате. Лучший евангельский аналог – работодатель из притчи о блудном сыне, который заставлял работать и морил голодом. Малыш, сидя в комнате, впал в отчаяние и плачет. Не зря он говорит, что она не домоправительница, а домомучительница. Вот в этот момент появляется долго отсутствовавший Карлсон. Сколько искренней и неподдельной радости испытывает Малыш. Причём Карлсон сидит и ловит рыбу в аквариуме. Тут уж ярко выраженный евангельский образ апостолов рыбаков рисуется.

Карлсон просит поесть что-нибудь вкусное. Может быть, кто-то видит в Карлсоне манипулятора и чревоугодника, а я вспоминаю слова апостола Павла:

«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9:11)

То, что даёт Карлсон Малышу гораздо дороже любой еды и малыш это понимает.

Что в итоге?

А дальше начинается война с фрекен Бок, в которой Карлсон побеждает. Причём не с помощью насилия, а с помощью подчинения её себе, через обаяние и трюки с пропеллером. И тогда воцарился Рай в доме. Все мирны и дружны. Скажу более смелую мысль: Карлсон создал Церковь, улетев и обещав вернуться. Всё!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Рекомендуем евангельский разбор советского мультфильма «Ёжик в тумане»

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

0 Comments
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл