Фильм о покаянии

«Калина Красная» и «Афоня» — два советских фильма о глубоком покаянии

0 Comments
Фильм о покаянии

Есть два популярных советских фильма о покаянии: «Калина красная»(1974 г.) и «Афоня»(1975 г.). Но покаяние в этих фильмах не идеологическое, как в фильмах 50-х, а более глубокое — экзистенциальное. В прошлом веке антрополог Рут Бенедикт, изучая японскую культуру, ввела такие понятия как «культуры стыда» и «культура вины». Эти два понятия иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел через библейскую парадигму, чтобы понять героев этих фильмов.

Вина и стыд

После вкушения запретного плода Адам и Ева одновременно испытывают вину перед Богом, прячась от Него между деревьями Рая, и стыд друг перед другом, так что «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Быт.3:7)

В библейском контексте стыд и вина идут рука об руку, причём вина в первую очередь перед Богом, а стыд перед людьми. Это хорошо показано в евангельской притче, которая начинается со слов: «в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился». (Лк.18:2)

Рут Бенедикт определила Японию как «культуру стыда». Поскольку Япония не знала Единого Бога, то основным контролёром поведения личности является общество (семья-сословие-государство). Это же самое произошло в России после 1917 года.

После «отмены Бога» Его функции берёт на себя Советская власть, отныне стыд и вину человек должен испытывать только перед обществом-партией. Отсюда бесконечная практика публичных собраний с судебной функцией, «поркой» и обличениями за всякие провинности, в том числе алкоголизм, развод и т.п. И перед этим же собранием, соответственно, и покаяние. В фильме «Афоня» это можно увидеть.

Бывший зэк и беспутный сантехник

Бывший зэк Егор Прокудин из «Калины красной» и беспутный сантехник Афанасий Борщов из «Афони» плевать хотели на общество. Их не проймёшь стыдом, они не хотят идеологического исправления, чтобы понравиться обществу, поскольку честны перед собой. Дело в том, что для «культуры стыда» человеческое сердце не имеет значения, ей не важны помыслы и душевные переживания, её интересует только правильное поведение и правильные слова, соответствующие идеологии.

Именно поэтому, лицемерие в таких культурах является не пороком и грехом, а нормой и образцом. Например, люди, пожившие в Японии, удивляется этой бытовой норме. Так если нет Бога-Сердцеведца, то какая разница, о чём я думаю?!

Прокудин и Борщов не хотят быть лицемерами, потому идут по пути своего сердца, в котором рождается жажда греха. Они грешат как могут, пытаются утолить свою экзистенциальную жажду. Несмотря на то, что оба эти фильма об одном, но облечёны они в разную форму: Борщов в комедию, а Прокудин в драму.

Исход в прошлое

«Праздника хочу» — повторяет Прокудин, а Борщов живёт как будто постоянный праздник. Но щемящая тоска и бессмысленность сопровождают героев, они оба ищут покой и смысл в этой жизни, но не могут его найти. Общество не может и его стремления не могут удовлетворить их сердце.

Ключевым моментом обоих фильмов является «исход» в прошлое, оба едут в села, в которых выросли, оба когда-то давно бросили своих матерей. После встречи с матерью Прокудин падает у разрушенной Церкви и рыдает о своём жестокосердии. Борщов не застаёт мать в живых, точнее тётю, которая его воспитала. После чтения писем тётки, Афоня приходит к покаянию.

"Калина Красная" и "Афоня" - два советских фильма о глубоком покаянии

Советский фильм о покаянии. Кадр из фильма «Калина Красная»:   на заднем плане в сцене, когда Егор после поездки к матери, рухнув на пригорок, рыдает и раскаивается, обещает «грызть землю», но начать новую жизнь видна церковь Рождества Богородицы (1783 г постройки).

И там в его селе показывают огромный храм, поскольку в советское время это был единственный способ «намекнуть» и «подсказать» о том, ради Кого совершено покаяние, точнее перед Кем в первую очередь человек испытывает вину и Кто может дать покой сердцу.

Церковь Рождества Богородицы рядом с деревней Садовая, где снимали фильм

Церковь Рождества Богородицы (1783 г постройки), расположенная к северу от деревни Садовая Вологодской области сегодня с еще сохранившимися фресками находится в аварийном состоянии.  

Калина Красная, кадриз фильма с церковью

Ещё одна вологодская церковь постройки конца ХVIII века приняла участие в съёмках фильма «Калина Красная» . В самом начале любимого многими кино главный герой  проплывает по Шекснинскому водохранилищу, на его пути появляется крохинский храм Рождества Христова на воде. Егор Прокудин долго провожает церковь взглядом. Подтопленной церковь оказалась в 1961 году  при наполнении Шекснинского водохранилища. Сегодня ее восстанавливают волонтеры, в планах — установить маяк-мемориал

Земная мать и Мать Небесная

В обоих фильмах выстраивается связь между матерью и Церковью. Их земные матери становятся проводниками к Матери Небесной, что и даёт им возможность «придти в себя», найти смысл и опору для жизни. Если бы они знали библейские слова:

«Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир.4:16), то их жизнь шла бы иначе.

Дело в том, что православного богословия именно Церковь является архетипом человеческого материнства. Как говорил святой Киприан Карфагенский:

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь».

Плач Прокудина перед разрушенной Церковью можно истолковать не только как плач о земной матери, но и о Матери-Церкви словами Писания:

«Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии». (Сир.4:11)

Прокудин и Борщов обесславили всех, потому и сами оказались в бесславии.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

0 Comments
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но я

Христианский смысл

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думалиБиблейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться. «Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная? Предписание «око за око и зуб

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

В современном мире «козёл отпущения» это тот,на кого все шишки летятВ современном мире «козёл отпущения» это тот,на кого все шишки летят

0 Comments
В современном мире "козёл отпущения" это тот,на кого все шишки летят

Выражение «козёл отпущения» знают почти все, но происхождение и первоначальное значение этой фразы знают немногие. Причём это выражение имеет в быту негативное значение: мол, нашли «козла отпущения», т.е. того, на кого хотят свалить всю вину. Понимание фразы верное, но его содержание гораздо глубже, интереснее и

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось посмотреть

Христианский смысл
Index