------------------- Что такое "четверговая соль"
Православие сегодня Христианский смысл Что такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церкви

Что такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церкви

0 Comments
Что такое "четверговая соль"

Великий Четверг. Великий, святой день – и страшный одновременно. Установление Тайной Вечери, первая в истории человечества литургия – и непонимание происходящего учениками Христа, даже до предательства одного из них. А что ныне? Увы, во многом все то же. Ведь к святой и трепетной службе, где вместо «Херувимской песни» звучит молитва Причастия, примешивается… «четверговая соль».

Язычество или благочестие?

О том, что обычай существовал, и давно, говорят нам материалы Собора 1551 г., который также именуется «Стоглавым», по числу пунктов его решений. И вот что отцы Собора в 26 главе:

«… В великий Четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторые же невегласы попы в великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по велице дни там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».

Таким образом, среди христиан середины XVI в. существовали различные восходящие к язычеству обычаи, соблюдаемые на Великий Четверг, среди которых было и освящение соли, которую священники помещали под церковный престол «до седмаго четверга по велици дни» (под «великим днем» имеется ввиду Пасха), после чего раздавали людям.

Собор однозначно определяет этот обычай, как неприемлемый, даже еретический:

«Заповедати…  соли бы попы под престол в Великий Четверг не клали и до седмаго бы четверга по велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Иными словами, священник, следующий этой традиции, должен быть запрещен в служении, а если не покается – то извержен из сана.

Откуда традиция?

Можно лишь предполагать, откуда в Русской Церкви появился подобный обычай. Возможно, это изначально было связано с благочестивым стремлением сделать свою жизнь причастной святыне – в большом и малом – которое к XVI в. стало принимать даже несколько странные формы.

Тот же Стоглав вообще «ополчается» на традицию приносить в алтарь продукты (так что иной раз святое место даже выглядело неподобающе!). А ведь изначально обычай восходит к христианским «агапам», вечерям любви, когда кормили бедных, уделяли пожертвования священникам и клирикам. Почему все это должно быть в алтаре, почему в таком количестве, что загромождает святое место? Вопрос из серии «почему святую воду набирают в 20-литровые канистры»…

Вероятно, от подобной «ревности не по разуму» возникло представление о «четверговой соли» как особо священной, имеющей целебные и… магические, обереговые свойства! Ведь зачастую взгляды и практика церковной жизни русских крестьян состояли из гремучей «смеси» язычества и христианства.

Так ересь или…?

Последовали ли православные страны решению Стоглава? Исторические и этнографические источники говорят однозначно: нет. Обычай приготовлять «четверговую соль» продолжал храниться в народной среде. И даже… получил некоторое развитие. Поскольку разумные пастыри чаще всего не дерзали класть соль под престол в алтаре, подвергая себя соборному прещению, народ… придумал другие виды и способы приготовления освящения соли.

Черная и белая: что это за соль?

Зависит от способа изготовления и освящения. В разных местностях России «четверговой» считали:

  • освященную в храме в Великий Четверг; это самая обычная соль, над которой священник читал особую молитву «над солию» (сама по себе молитва отношения к Великому Четвергу не имеет, может быть совершена вообще в любой день);
  • также обычную соль, которая в храме не освящалась, а просто в ночь на Великий Четверг постояла в красном углу; вместе с ней, как правило, оставляли решето зерна, хлеб; иногда «для верности» соль оставляли близ икон до первого дня Пасхи, после чего она считалась освященной;

А вот у русских жителей Забайкалья был более чем оригинальный обычай: ночью на Великий Четверг оставлять соль в бочонке… на столбе забора. Ночь постояла – освятилась.

  • наконец, «четверговой» считали соль, специально приготовленную, пережженную в печи; черный цвет получался не только из-за термообработки, но и потому, что соль смешивали с мякишем ржаного хлеба, квасом, чтобы гарантированно добиться нужного цвета; после этого ее клали в лапоть, или заворачивали в тряпицу и закапывали в горячий пепел, оставив так до первого или, иногда, до третьего дня Пасхи.

Для чего нужна

В защиту обычая не без оснований приводят пример известного старца, архимандрита Павла Груздева, чья приверженность православию не вызывает сомнений: он сам изготавливал «четверговую соль» и раздавал людям. Вот как вспоминает о нем протоиерей Сергий Цветков:

«Я спросил его, для чего она нужна. Он ответил: «Раздаю людям, даю и для животных». И рассказал, что у соседей издыхала овца. Пришли к нему. «А я положил три поклона у Царицы Небесной и дал им четверговой соли. Они растворили ее в воде, напоили овцу, и она поправилась».

К сказанному можно добавить, что о. Павлу, очевидно, была хорошо известна крестьянская традиция использования соли, которую:

  • принимали внутрь при любых болезнях, а также умывались раствором соли, также с целью излечения;
  • добавляли в зерно, когда начинался посев;
  • добавляли в воду для полива растений в огороде;
  • брали с собой на войну, зашив в ладанку, и носили вместе с нательным крестом.

При этом в самой практике использования соли в быту был немалый магический элемент. Вот, например, что записали этнографы об обычае умываться раствором соли при болезни:

«В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь».

Чем не магический обряд?

Вот и сейчас немало разговоров, что соль, освященная ли в церкви, или «кустарным способом», может использоваться«в магии, от сглаза и порчи». А в сети можно найти и заговоры с ней «для привлечения денег и удачи», «от плохих людей».

Против этого-то и восставали отцы Стоглавого Собора, но, как говорится, «воз и ныне там»: значительная часть верующих попросту не понимает разницы между христианской и языческой верой, желая лишь «пользы» для себя – здоровья, денег, благополучия. Так было и во времена Христа: именно этого ожидали от Мессии, а не дождавшись – распяли…

Где взять черную четверговую соль?

Тем, кто решил следовать обычаю наших предков именно как христианин, а не как приверженец языческого нечестия, следует понимать: обычай готовить такую соль – не повсеместный и никак не отражен в Уставе. Поэтому не следует ждать, что соль можно будет взять в любом храме или монастыре.

Купить и освятить в храме в Чистый Четверг?

Вариант возможный, однако, освящение соли бывает далеко не на каждом приходе, а иногда можно встретиться с удивлением и даже возмущением служителей храма по поводу подобных просьб. Для этого есть все основания – решения Стоглавого Собора.

Сделать самому в домашних условиях?

Вот какой рецепт дает известный знаток русской кухни Максим Сырников в книге «Настоящая русская еда»:

«Крупную соль смешивают с квасной гущей в большой чугунной сковородине. Гуща отцеживается из сусла любого солодового кваса, красного или белого. Гуща и соль берутся примерно в одинаковых пропорциях. Смесь ставится в духовку или печь до спекания в монолит». После этого соль достают, откалывают куски и измельчают, например, ступкой. Такую соль знатоки рекомендуют не делать из йодированной или очищенной морской, брать соль крупного помола.

Что касается освящения такой соли, то здесь есть варианты – отнести в храм, заказав особый молебен с молитвой «над солию», или уж до конца следовать народной традиции, оставив ее перед иконами…

Когда запасаться

Если следовать обычаям предков, делать это надо до Великого Четверга, а никак не на сам день.

Готовили в монастырях?

Есть данные, что такой обычай был в разных обителях России, включая, например, Валаам. Вероятно, обычай мог быть принесен русскими иноками на Афон.

Что такое "четверговая соль" и какое отношение ее изготовление имеет к церкви

К настоящему времени в Сети можно встретить варианты изготовления соли с пометкой «монастырский рецепт», однако, проверить, насколько тот или иной рецепт действительно является монастырским, сейчас сложно. Впрочем, есть и сейчас иноческие обители, где возрождают традицию изготовления соли – конечно, без примеси языческих суеверий.

Как использовать

Прежде всего, как соль, то есть в пищу. В этом отношении свойства освященной белой соли не отличаются от обычной. О соли пережженной есть отзывы, где отмечают, что она имеет несколько другой вкус и вроде бы более полезна обычной. Впрочем, польза и вред «четверговой соли» определяется еще настроенностью самого человека: стремится ли он освятить свою жизнь церковным благословением, или магическим путем достичь вожделенного «благополучия».

Именно поэтому отношение большинства современных пастырей к возрождаемому обычаю можно назвать сложным.

Вот, например, как ответил священник Андрей Ефанов на вопрос о соли:

«Не знаю, кто эту соль возвёл в ранг особой святыни (в Требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей).

Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определённый день для освящения — тоже.

Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность — странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни… И, наконец, Святое Причастие!»

Да, именно Святое Причастие. Оно – самая суть Великого Четверга, дня установления Евхаристии. Ради этого приходят в храм все христиане, кто имеет возможность и не занят на работе. Стоит ли ныне, когда Страстная Седмица и так заполнена житейской суетой, рабочими делами (не то, что в царской России, где она была всегда выходной!), тратить время на заботы об изготовлении и освящении «особой» соли или суету о «четверговых свечах» и подобном? Не стоит ли распределить свое время с большей пользой душе? Решать каждому.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл? Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать

Христианский смысл

«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве«Учитель», по-еврейски «Равви». Библейское представление об учительстве

0 Comments
Иисус Христос - Равви, Учитель

Читая Евангелие мы увидим, что одно из самых популярных обращений ко Христу звучит как «Учитель», по-еврейски «Равви». Это уже побуждает разобраться с этим понятием, что в него заложено и каким образом учительство раскрывается в жизни. Библейское представление об учительстве по порядку разложил иеромонах Ефрем (Метс).

Христианский смысл

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Именно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал БегемотомИменно поэтому Булгаков кота в своем романе «Мастер и Маргарита» назвал Бегемотом

0 Comments
Кот Бегемот из Мастера и Маргариты

Вы знаете, почему кота в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» звали Бегемот? Наверное, вы думаете, потому что он был большим и толстым? Совсем нет! Ещё один удивительный факт: животное, которое мы называем бегемотом, так называют только в России. Откуда вообще взялось слово «бегемот» и что

Христианский смысл

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве

0 Comments
Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. Я рассмотрю те

Христианский смысл