Через тернии к звездам, или Что такое человек

Через тернии к звездам, или Что такое человек

0 Comments
Через тернии к звездам, или Что такое человек

Есть ещё одно удивительное произведение искусства, отвечающее на самый важный и сложный вопрос: «что такое человек?». Для начала вспомним, что этот же вопрос ставился в «Пиноккио», «Приключения Элетроника», в фильме Спилберга «Искусственный разум» и компьютерной игре «Детройт: стать человеком». Если знаете ещё какие-то произведения, то подскажите — оставьте комментарий.

Через тернии к звёздам

Теперь на очереди советский фильм «Через тернии к звёздам» (1980 г.). Будущее. 23 век. Люди в космосе находят разбитый космический корабль, в котором остался невредимым робот-гуманойд по имени Нийя. Вот и пытается Нийя весь фильм вспомнить кто она, откуда и какова её цель.

Жаль, что в фильме много важных тем не раскрывается до конца, даже создаётся чувство несвязанной фрагментарности.

Есть один эпизод, который своим символизмом меня впечатлил. Один учёный приводит робота Нийю в свой дом к семье, в котором год уже сам не был. Он подходит к столу и нюхает свежий хлеб, тут входит его сын и учёный подаёт ему камень с какой-то там планеты как подарок. Это прямая аллюзия к словам Христа:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?»

(Лк.11:11)

Главным «камнем» для сына явилась Нийя, которую привёл домой отец, о чём и говорит концовка фильма.

Центр послушания

Теперь к главному вопросу. У Нийи в голове есть «центр послушания», который по слову её создателя есть благо, поскольку будет предостерегать об ошибках. Стоит обратить внимание, что центр не «подчинения», а «послушания», поскольку это богословское понятие имеет более глубокие онтологические корни. Нийя делает вывод, что именно этот самый «центр послушания» мешает ей стать человеком. Она даже предпринимает попытку суицида, после очередной попытки ей управлять.

Главная мысль фильма: человек – это абсолютно независимое и автономное существо, сам себе хозяин и сам себе Бог.

Это же мы видим в библейском Каине:

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема». (Быт.4:16) «Уйти от лица Господня» означает убить в себе «центр послушания», жить своим разумом и своей волей, выдумывать себе цели и смыслы.

Один из героев фильма о своей жизненной цели говорит:

«Торжество разума. Торжество космического человечества над силами зла».

Таким образом они кидают вызов Левиафану. Когда главные герои помогают одной планете очистить экологию, то местный житель называет их богами. Такой эпитет с удовольствием ими принимается. А ведь и апостола Павла с Варнавой тоже когда-то назвали богами, да и ещё и дары им принесли, на что они гневно ответили: «мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». (Деян.14:15)

Суть и смысл фильма

Но суть фильма в том, что именно герои и есть боги-спасители, дарующие разум, свободу и счастье всем дикарям. Робот Нийя имеет образ человека и путешествуя с героями ей даётся в образец то подобие, которое она должна воплотить в своей жизни и принести на свою планету. Послушание – враг разума.

Понятно, что на поверхности смысл фильма заключался в том, чтобы показать как коммунисты-технократы побеждают злой капитализм, который ради наживы готов на всё зло. А самое интересное, что есть современные фильмы-утопии, которые показывают торжество таких победителей, например:

  • «Эквилибриум»,
  • «Равные»,
  • «Посвящённый»,

в которых получается иллюзорный рай, сущность которого ад.

Главная библейская мысль: любой человеческий рай на земле – это ад, но это отдельная тема. Человек, желающий убить дракона, будучи обманут, сам становится драконом с иллюзией победителя.

АнтиПиноккио

Фильм «Через тернии к звёздам» в каком-то смысле «антиПиноккио». Если для Пиноккио цель – найти любящего отца и в послушании ему обрести смысл и счастье, то для Нийи счастьем является сиротство, смерть отца – благо для неё. Иллюзия абсолютной свободы, автономности и независимости человека – самый первый обман дьявола, который остаётся всегда актуальным.

Собственно говоря, первая заповедь Декалога:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3) говорит о том, что над человеком всегда есть либо Бог, либо боги — tertium non datur.

Это же видно в притче о блудном сыне, где либо ты пашешь на жестокого хозяина, который тебе кроме мучений и страданий ничего не даёт, либо живёшь с любящим отцом и имеешь всё с избытком.

Концовка фильма просто замечательна!

Планета Нийи спасена, экология очищена, злой правитель свергнут. Один из членов команды влюблён в Нийу и просит полететь с ним на землю. Она отказывается. Почему? Сложный вопрос, на который у меня есть несколько вариантов. Мне было бы интересно услышать ответы. Вообще тема влюблённости в робота одна из интереснейших тем, которая присутствует в современном кинематографе.

В Библии мы находим вопрос:

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»

(Пс.8:4-5)

Давид, переживая заботу Бога о себе, одновременно восхищается и недоумевает о том, почему Бог любит человека, вплоть до боговоплощения. Почему при всей своей ничтожности человек так ценен для Бога, что он являет свою заботу и открывает Себя, вступая в общение с человеком? Ещё до Державинского стиха «Я царь, я раб, я червь, Я Бог», святой Григорий Богослов писал:

«Какая это новая обо мне тайна! Мал я и велик, унижен и превознесен, смертен и бессмертен, я вместе земной и небесный! Одно у меня общее с дольным миром, другое — с Богом; одно — с плотью, другое — с Духом! Со Христом должно мне спогребстись, со Христом воскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божиим, даже — богом!».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?Правда ли, что Иисус Христос никогда не смеялся? Смех — грех для христиан?

0 Comments
Почему Иисус Христос никогда не улыбался

Многим знакома фраза о том, что Иисус Христос никогда не смеялся. Если быть точнее, святой Иоанн Златоуст говорил, что Христа не видели смеющимся, а только плачущим, например, о друге Лазаре (Ин.11:31) и Иерусалиме (Лк. 19:41). Когда для смеха не остается места Это замечание становится особо

Христианский смысл

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

0 Comments
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но я

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось посмотреть

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

«Калина Красная» и «Афоня» — два советских фильма о глубоком покаянии«Калина Красная» и «Афоня» — два советских фильма о глубоком покаянии

0 Comments
Фильм о покаянии

Есть два популярных советских фильма о покаянии: «Калина красная»(1974 г.) и «Афоня»(1975 г.). Но покаяние в этих фильмах не идеологическое, как в фильмах 50-х, а более глубокое — экзистенциальное. В прошлом веке антрополог Рут Бенедикт, изучая японскую культуру, ввела такие понятия как «культуры стыда» и

Христианский смысл
Index