------------------- Через тернии к звездам, или Что такое человек
Православие сегодня Христианский смысл Через тернии к звездам, или Что такое человек

Через тернии к звездам, или Что такое человек

0 Comments
Через тернии к звездам, или Что такое человек

Есть ещё одно удивительное произведение искусства, отвечающее на самый важный и сложный вопрос: «что такое человек?». Для начала вспомним, что этот же вопрос ставился в «Пиноккио», «Приключения Элетроника», в фильме Спилберга «Искусственный разум» и компьютерной игре «Детройт: стать человеком». Если знаете ещё какие-то произведения, то подскажите — оставьте комментарий.

Через тернии к звёздам

Теперь на очереди советский фильм «Через тернии к звёздам» (1980 г.). Будущее. 23 век. Люди в космосе находят разбитый космический корабль, в котором остался невредимым робот-гуманойд по имени Нийя. Вот и пытается Нийя весь фильм вспомнить кто она, откуда и какова её цель.

Жаль, что в фильме много важных тем не раскрывается до конца, даже создаётся чувство несвязанной фрагментарности.

Есть один эпизод, который своим символизмом меня впечатлил. Один учёный приводит робота Нийю в свой дом к семье, в котором год уже сам не был. Он подходит к столу и нюхает свежий хлеб, тут входит его сын и учёный подаёт ему камень с какой-то там планеты как подарок. Это прямая аллюзия к словам Христа:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?»

(Лк.11:11)

Главным «камнем» для сына явилась Нийя, которую привёл домой отец, о чём и говорит концовка фильма.

Центр послушания

Теперь к главному вопросу. У Нийи в голове есть «центр послушания», который по слову её создателя есть благо, поскольку будет предостерегать об ошибках. Стоит обратить внимание, что центр не «подчинения», а «послушания», поскольку это богословское понятие имеет более глубокие онтологические корни. Нийя делает вывод, что именно этот самый «центр послушания» мешает ей стать человеком. Она даже предпринимает попытку суицида, после очередной попытки ей управлять.

Главная мысль фильма: человек – это абсолютно независимое и автономное существо, сам себе хозяин и сам себе Бог.

Это же мы видим в библейском Каине:

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема». (Быт.4:16) «Уйти от лица Господня» означает убить в себе «центр послушания», жить своим разумом и своей волей, выдумывать себе цели и смыслы.

Один из героев фильма о своей жизненной цели говорит:

«Торжество разума. Торжество космического человечества над силами зла».

Таким образом они кидают вызов Левиафану. Когда главные герои помогают одной планете очистить экологию, то местный житель называет их богами. Такой эпитет с удовольствием ими принимается. А ведь и апостола Павла с Варнавой тоже когда-то назвали богами, да и ещё и дары им принесли, на что они гневно ответили: «мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому». (Деян.14:15)

Суть и смысл фильма

Но суть фильма в том, что именно герои и есть боги-спасители, дарующие разум, свободу и счастье всем дикарям. Робот Нийя имеет образ человека и путешествуя с героями ей даётся в образец то подобие, которое она должна воплотить в своей жизни и принести на свою планету. Послушание – враг разума.

Понятно, что на поверхности смысл фильма заключался в том, чтобы показать как коммунисты-технократы побеждают злой капитализм, который ради наживы готов на всё зло. А самое интересное, что есть современные фильмы-утопии, которые показывают торжество таких победителей, например:

  • «Эквилибриум»,
  • «Равные»,
  • «Посвящённый»,

в которых получается иллюзорный рай, сущность которого ад.

Главная библейская мысль: любой человеческий рай на земле – это ад, но это отдельная тема. Человек, желающий убить дракона, будучи обманут, сам становится драконом с иллюзией победителя.

АнтиПиноккио

Фильм «Через тернии к звёздам» в каком-то смысле «антиПиноккио». Если для Пиноккио цель – найти любящего отца и в послушании ему обрести смысл и счастье, то для Нийи счастьем является сиротство, смерть отца – благо для неё. Иллюзия абсолютной свободы, автономности и независимости человека – самый первый обман дьявола, который остаётся всегда актуальным.

Собственно говоря, первая заповедь Декалога:

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3) говорит о том, что над человеком всегда есть либо Бог, либо боги — tertium non datur.

Это же видно в притче о блудном сыне, где либо ты пашешь на жестокого хозяина, который тебе кроме мучений и страданий ничего не даёт, либо живёшь с любящим отцом и имеешь всё с избытком.

Блаженство vs Счастье

Мне когда-то казалось, что в Священном Писании можно заменить слово «блаженство» на «счастье», что и делают некоторые переводчики, но теперь думаю, что эти понятия не просто не схожи по смыслу, но даже противоположны по своему значению в обиходе. Не зря на рекламных баннерах всё больше слоганов со словом «счастье» — от продажи кошачьих кормов до квартир.

Например, когда евреи вышли из Египта, то первый ропот был связан с элементарным желанием уютной и спокойной жизни. Там была работа, дом, вкусная еда. Только фараон был злой, а Бога не было. Ну и что?! Зато счастье было, стабильность как-никак!

Или евангельский безумный богач, у которого урожай большой, а теперь он хочет расширить хранилища, чтобы потом спокойно жить. С чего это он вдруг безумный? Что плохого он сделал? Сегодня у большинства такая мечта! А ещё богач из притчи с бедным Лазарем. Так и он никакого зла не сотворил, у него была возможность хорошо жить, так он и жил! А если рассмотреть приговор в притче: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25), то человеческое счастье вообще можно назвать грехом, отлучающим от Бога. Сплошные вопросы возникают!

Концовка фильма просто замечательна!

Планета Нийи спасена, экология очищена, злой правитель свергнут. Один из членов команды влюблён в Нийу и просит полететь с ним на землю. Она отказывается. Почему? Сложный вопрос, на который у меня есть несколько вариантов. Мне было бы интересно услышать ответы. Вообще тема влюблённости в робота одна из интереснейших тем, которая присутствует в современном кинематографе.

В Библии мы находим вопрос:

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»

(Пс.8:4-5)

Давид, переживая заботу Бога о себе, одновременно восхищается и недоумевает о том, почему Бог любит человека, вплоть до боговоплощения. Почему при всей своей ничтожности человек так ценен для Бога, что он являет свою заботу и открывает Себя, вступая в общение с человеком? Ещё до Державинского стиха «Я царь, я раб, я червь, Я Бог», святой Григорий Богослов писал:

«Какая это новая обо мне тайна! Мал я и велик, унижен и превознесен, смертен и бессмертен, я вместе земной и небесный! Одно у меня общее с дольным миром, другое — с Богом; одно — с плотью, другое — с Духом! Со Христом должно мне спогребстись, со Христом воскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божиим, даже — богом!».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник

0 Comments
Притча я строю храм - разбор

Есть ныне популярная притча, которую прокомментировал иеромонах Ефрем (Метс), разложив всё по полочкам. «Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил странник у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что,

Христианский смысл

Три вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового годаТри вопроса о празднике Рождество Христово иеромонаху накануне гражданского Нового года

0 Comments
Как поститься на Новый год

Как верующему поститься на Новый год, католическое Рождество и православное — в чем разница, колядки — это богоугодное дело? На вопросы ответил клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Можно ли в Новый год сделать исключение и съесть что-то вкусное, выпить шампанское? —

Христианский смысл

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл? Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать

Христианский смысл

Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рожденияПонятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

0 Comments
Юбилей - что означает слово

Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете

Христианский смысл

Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»

0 Comments
удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке» - христианский смысл

Иеромонаха Ефрема (Метса) очень впечатлила и вдохновила удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке», он истолковал ее в христианском смысле. Удмуртская колыбельная песня Оказывается, вокруг этой колыбельной идут жаркие научные споры. Филологи и литературоведы полемизируют о происхождении данного произведения. Дело в том, что впервые эту колыбельную зафиксировал

Христианский смысл