Фильм «Не смотрите наверх» посмотрел иеромонах Ефрем (Метс) и написал отзыв. Сразу скажу, что он настолько заряжен отсылками и смыслами, что через каждые пару минут его можно останавливать и комментировать происходящее. Но я, чтобы не утомлять пройдусь кратко и отмечу главные в моём понимании смыслы.
Трагикомедия
Фильм снят в жанре трагикомедии. Это означает, что юмор и абсурд, находящиеся на поверхности должны усиливать трагедию, а не отвлекать от неё. Эффектом должен быть не «смех сквозь слёзы», а «слёзы сквозь смех», оканчивающиеся катарсисом. Например, «Ревизор» Гоголя написан в этом же жанре. На первой постановке в театре Император Николай 1 хохотал от души и был доволен, но для Гоголя это был провал.
«Ревизор» — это, прежде всего Божий суд, пришествие Христа и пришествие Антихриста, т.е. на первом плане не просто смерть, а отчёт о своей жизни перед Богом. «Не смотри наверх» берёт планку ниже и останавливается только на смерти, на принятие её как факта жизни. Хотя и здесь есть свой Антихрист. Сам слоган «Не смотри наверх» — значит, «не думай о смерти».
Теперь всё по порядку
Практически сразу нам крупным планом в обсерватории показывают книгу нашего советского астрофизика Шкловского Иосифа Самуиловича «Разумная жизнь во Вселенной», а заканчивается фильм молитвой к Богу. Эта смысловая «красная нить» можно сказать, показывает, как от бессмысленного поиска НЛО во Вселенной прийти к разумному поиску Бога в себе. Сразу скажу, что фильм очень религиозный, причём на поверхности.
Смерть
Смерть – главный герой в фильме, именно она должна проникнуть в зрителя, сквозь неё надо смотреть на всё происходящее. Цитата в начале фильма задаёт основную тему:
«Я хочу спокойно умереть во сне, как мой дед, а не кричать от страха, как его пассажиры!»
Я думаю, что эта фраза подаётся в отрицательном контексте, как не надо хотеть умирать, поскольку сон состояние бессознательное. В фильме даже показана концовка как нужно правильно умирать. Одновременно и смешно и страшно, когда президент США в фильме говорит потрясающую фразу: «Нельзя говорить людям, что они умрут с вероятностью 100%». Вообще, самые трогательные моменты, на которых я расплакался, были, когда сначала Лоуренс психанула на шоу с речью о смерти, а позже Дикаприо. Это было впечатляюще.
Псевдореальность светской культуры
Ещё одна важная тема, которая поднимается в фильме – это псевдореальность светской культуры. Замечательный символ этой реальности показан в кабинете президента США, где у неё полно фотографий со звёздами Голливуда. Это пример, когда искусство кино и шоу в целом играет для человека первенствующую роль, фиксация на отрицании экзистенциальной реальности. Американский святой Серафим Роуз называл свою культуру «Диснейлэнд».
Подмена Бога человеком
Очень контрастно показаны те события и новости, которыми живут люди, насколько они ничтожны и поверхностны по сравнению с настоящей проблемой смерти. Ну и корень этой лжереальности составляет подмена Бога человеком.
Замечательный момент, когда на презентации новой технологии «Антистресс» показана фреска Микеланджело «Сотворение Адама», где Бог даёт Адаму новый смартфон с приложением «Антистресс». Кстати, этот самый глава корпорации напрямую выступает спасителем человечества, и он даже предлагает не только не допустить гибель земли, но и процветание, т.е. «Золотой век».
Он напрямую считает себя Богом и его диалог с Дикаприо просто шедевр. А его уродливый Рай в конце так вообще замечательная иллюстрация ложного счастья. Как говорит пророк Давид:
«Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна». (Пс.107:13)
С богословской точки зрения
Показывают два вида трапезы. Топовые ведущие шоу пьют водку в разбитом ресторане, и всё заканчивается их соитием. И другая трапеза дома у Дикаприо с семьёй и главной героиней Лоуренс с другом.
Семейная трапеза, начинающаяся с благодарения и молитвы, противопоставляется катастрофе и смерти. Это отсылает к Трапезе Господней, т.е. к Литургии как единении в божественной Любви, преодолевающей смерть. В фильме «Страсти Христовы» во время распятия Христа идут фрагменты Тайной вечери – абсолютно верное богословское осмысление Таинства Жертвы и причастности человека к ней.
На трапезе у Дикаприо молитву читает самый молодой и хулиганистый герой, потому что в семье учёного её некому прочитать – все атеисты. Разумным перед лицом смерти оказывается самый неразумный. Тут евангельская мысль:
«Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение».
(Матф.11:25-26)
Здесь можно увидеть перекличку с Вифлеемской пещерой, где собраны учёные и пастухи, мудрецы и простецы и все они обращены к Богу. Я бы мог ещё много писать, но лучше посмотрите фильм. Он прекрасен во всех смыслах!
Иеромонах Ефрем (Метс)