------------------- Ирод Царь Иудеййский
Православие сегодня Библейские истории Царь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждом

Царь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждом

0 Comments
Ирод Царь Иудеййский

«Ирод окаянный,» – так говорят о людях разнузданных, жестоких. С Евангельских времен имя стало нарицательным, связанным с худшими качествами, какие есть в человеке. А ведь его первоначальное значение было совершенно другим.

Сколько их. Что значит имя

Царь Ирод упоминается Библией многократно, однако, речь идет не об одном человеке, а о семи правителях одной династии носивших это имя. Само оно – не еврейское, а греческое (Ἡρωΐδης, «хероидес»). Нетрудно увидеть, что в греческом варианте имя созвучно всем известному слову «герой» или «героический» (русское слово и в самом деле имеет греческое происхождение). И действительно, это и есть значение имени.

Кроме того, его также переводят как «песня героя». Родители, дававшие такое имя сыну, конечно, рассчитывали, что он будет великим полководцем, правителем. Правда, зачастую «героями» иудейских правителей этого имени можно было назвать лишь в отрицательном смысле

Библия о царе Ироде

В ней упоминаются семь царей. Это:

  • основатель династии, Ирод Великий;
  • его сыновья, также имевшие имя Ирод, но при этом – и вторые имена – Архелай, Антипа, два Филиппа (один из них был лишен отцом наследства, другой – правил одной из 4 частей Палестины, потому назывался «четвертовластником» наряду с братьями);
  • два царя, носившие, кроме родового, еще имя Агриппа: Агриппа I и Агриппа II, последние представители династии.

Основателя династии и его сыновей Библия именует «идумеянами», то есть происходящими из области Идумея, или Едом. Это – прозвание, можно сказать, второе имя брата праотца еврейского народа, Исава. Книга Второзаконие особо подчеркивает, что идумеяне и иудеи – родственные народы. В 23 главе книги читаем:

«Не гнушайся идумеянином, ибо он брат твой» (Втор. 23:7).

Таким образом, говорить, что Ирод Великий и его сыновья были не евреями, не совсем верно: все же они были из родственного иудеями племени. Другое дело, что родовое имя династии – действительно греческое, и это не случайно.

Идумеяне были носителями не веры в Истинного Бога, а так называемого эллинизма – «адаптированной» для других народов версии греческой языческой культуры, особенно – после того, как во II в. до Рождества Христова Идумея попала под власть Римское империи.

Из сказанного ясно, почему, например, наряду с масштабной реконструкцией Иерусалимского Храма, Ирод Великий также выстроил в Святом Городе арену для состязаний гладиаторов – действа, которого гнушались иудеи. Знаем мы и о том, что правитель соблюдал и другие языческие обычаи – к примеру, отмечал свои дни рождения, что для иудея было неприемлемо.

Впрочем, к Ироду и относились как не-иудею. Более того, из уст в уста передавались пророческие слова праотца Иакова (Быт.49:10): «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Скипетр – символ власти, а «Примирителем» называли Мессию. То, что власть в Иудейском царстве «отошла» от потомков праотца Иакова и его сына Иуды для многих евреев было знамением скорого (или даже – совершившегося) пришествия в мир Спасителя.

Особо в историю вошли три царя Ирода

Это:

  • основатель династии;
  • его сын, Ирод Антипа;
  • племянник Антипы, который сменил на престоле дядю – Ирод Агриппа.

При каких событиях каждый из царей вошёл в историю?

Прежде всего, эти события связаны с жизнью и проповедью Спасителя, а также первыми десятилетиями молодой Христианской Церкви.

Чем запомнились

Несмотря на то, что Ироды были крупными государственными деятелями, полководцами, строителями, в историю они вошли, прежде всего, как гонители праведников.

Ирод Великий. Избиение младенцев

Основатель династии хорошо знал пророческие слова Библии, хотя, вероятно, больше верил в военную силу и царскую власть, нежели в Бога и Его священные тексты. Тем не менее, появление в Иерусалиме «волхвов с Востока», возвестивших, что упоминаемый Библией «Примиритель» уже пришел в этот мир, очень встревожило Ирода.

Когда же ему не удалось через волхвов узнать о точном месте жительства Младенца, правитель велел убить в Вифлееме, где родился Спаситель, вообще всех мальчиков младше двух лет, надеясь, что среди них погибнет и Тот, Кто «покушается» на земную власть. Он так и не узнал, удался ли его замысел: через небольшое время после совершенного преступления царь умер в мучениях.

14 тысяч Вифлеемских младенцев избиение

Гвиде Рени. «Избиение младенцев»

Ирод Антипа. Убийство Иоанна Предтечи и не только

Это один из трех сыновей Ирода Великого, получивших после его смерти власть над Палестиной. В ведении Антипы была область Галилея – именно там проповедовал Иисус. Правитель остался в истории еще и благодаря своей распущенности: он соблазнил супругу брата, Филиппа, и даже незаконно женился на ней. Это стало причиной обличений Ирода со стороны св. Иоанна Крестителя, который по проискам Иродиады был казнен через отсечение главы.

Иродиада

Суриков. 1872. Иродиада

Принял Антипа участие и в решении участи еще одного Праведника – Самого Христа, жителя Галилеи. К нему отправил Спасителя Понтий Пилат, совершавший над Ним суд по доносу иудеев. Царь надеялся, что знаменитый Проповедник сделает для него какое-нибудь чудо, но этого не случилось. Вдоволь поиздевавшись над арестованным, от вернул Христа к Пилату.

Через несколько лет, около 37 г., гнев Божий настигнет нечестивого царя: римские власти отстранят его по доносу родного племянника, который займет трон дяди.

Ирод Агриппа

Агриппа I и есть тот самый доносчик – племянник Антипы. На его правление приходятся первые годы существования молодой Церкви – и первая волна гонений. Агриппа арестовал Апостола Петра и убил другого Апостола Иакова, брата св. Иоанна Богослова. Об этом царе из «Деяний Апостолов» св. Луки известно, что Агриппа I также в конце жизни стал принимать почести от язычников как «бог», за что был наказан свыше страшной и мучительной смертью.

Другие

Все ли Ироды были так «окаянны», как говорят о трех самых известных царях? Далеко не так. К примеру:

  • ни в чем предосудительном не были замечены два Филиппа – первый супруг нечестивой Иродиады и Филипп-четвертовластник, строитель города, названного в честь Римского императора Кесарией;
  • Архелай, еще один «четвертовластник», был известен как жесткий и даже жестокий правитель, на которого иудеи даже жаловались в Рим – но в особо безнравственных поступках его все же не обвиняли;
  • наконец, Агриппа II, последний Ирод – единственный из династии, кто откровенно сочувствовал христианам; он упоминается в «Деяниях Апостолов»; именно перед ним выступает на суде Апостол Павел, к нему он обращается, хорошо зная нрав и убеждения правителя: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» (Деян. 26:27).

Агриппа, согласно «Деяниям», даже советовал освободить Павла, не видя в его проповеди ничего «криминального». Известно о нем и то, что он всячески избегал устраивать гонения на христиан, хотя от него и требовали этого иудеи – впрочем, насколько известно, сам верующим так и не стал.

В искусстве

К сожалению, репутация династии была безнадежно испорчена ее основателем и его самыми известными (в дурном смысле этого слова) сыновьями, «прославившимися» безнравственностью, жестокостью, убийствами. Поэтому наиболее известны сюжеты, связанные:

  • с избиением младенцев в Вифлееме по приказу Ирода Великого;
  • с убийством св. Иоанна Крестителя по приказу Антипы.

К примеру, итальянский художник времен Возрождения Маттео ди Джованни во всех подробностях запечатлел убийство детей: здесь и мятущиеся матери, пытающиеся закрыть собой мальчиков, и жестокие воины, вырывающие детей из их рук. А над всем этим – восседающий на троне жестокий царь, мановением руки отдающий приказ об убийстве.

На множестве фресок и барельефов изображается также сцена «Пир Ирода»: на сей раз имеется ввиду нечестивый сын Великого, Антипа. К примеру, на барельефе работы художника Возрождения Донателло показано смятение пирующих, потрясенных убийством Крестителя, страх и отвращение самого царя. И лишь его падчерица, дочь Иродиады Саломея, бестрепетно держит в руках блюдо с главой св. Иоанна – демонстрирует его Антипе перед тем, как отнести матери.

Таковы были сложные и неоднозначные люди из династии, родовое имя которой связано не с нечестием и убийствами, а с подвигами и победами. Увы, эти «подвиги» оказались таковы, что ужаснули уже современников – так что с течением лет образы правителей как бы слились в один – царя Ирода, символа нечестия и нераскаянности, словом, «ирода окаянного», ведь его имя стало нарицательным.

Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Воскрешение Лазаря» в картинах художников«Воскрешение Лазаря» в картинах художников

0 Comments
Воскрешение Лазаря в картинах

Основа изображений, посвященных воскрешению Лазаря– конечно, евангельский текст, древние иконы. Однако живописцы Возрождения, Нового времени, нередко вносили «дополнения» от своего ума, противоречащие как Евангелию, так исторической реальности I в. Воскрешение Лазаря. Роспись в катакомбах Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол.

Библейские истории

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход и ритуал обрезанияПочему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход и ритуал обрезания

0 Comments
За что Бог хотел убить Моисея - Исход

Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего? И за что Бог хотел убить Моисея?». По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение.

Библейские истории

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». 4 детских качества, которые соответствуют евангельской духовности«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». 4 детских качества, которые соответствуют евангельской духовности

0 Comments
Будьте как дети

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3). Господь ученикам ставит в пример ребёнка, как образец для подражания. Обычно комментаторы пишут, что дети кротки, незлобивы, смиренны и т.д. На что родители и педагоги спрашивают: где бы

Библейские истории

Что значит «метать бисер перед свиньями»? Краткий разбор 11 знаменитых цитат из Евангелия от Матфея и их смыслЧто значит «метать бисер перед свиньями»? Краткий разбор 11 знаменитых цитат из Евангелия от Матфея и их смысл

0 Comments
Не мечите бисер - цитаты Евангелие от Матфея

Написанное Апостолом Матфеем, по первоначальному замыслу, для христиан из иудеев, Евангелие, переведенное на многие языки, давно «разобрано на цитаты», многие из которых употребляются даже неверующими людьми не только вне контекста, но даже без понимания их изначального смысла. Разбираем суть самых популярных фраз. «Блаженны нищие духом»

Библейские истории

Родина Иисуса Христа, или В хлеву какого палестинского города родился МессияРодина Иисуса Христа, или В хлеву какого палестинского города родился Мессия

0 Comments
Где родился Иисус Христос

Согласно двум Евангелистам – Матфею и Луке – местом, где родился Иисус Христос на земле, стал город Вифлеем в Иудее. Страна, где родился Спаситель Иудея – южная часть Палестины, «земли Обетованной», в которую Господь обещал в свое время привести вышедших из Египта евреев, что и

Библейские истории