Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» — значение крови в христианстве

0 Comments
Значение крови в христианстве

«Мы с тобой одной крови — ты и я!» Этот лозунг из советского мультфильма «Маугли» многим знаком. Для животных в мультфильме кровь является главным символом сцепления, братства и безопасности в джунглях. Сама по себе концепция такого понимания крови близка к библейской парадигме. Я рассмотрю те места Библии, которые помогут понять символическое, пророческое и метафизическое значение крови в Христианстве. Кстати, сам Маугли вполне мог бы быть хорошим притчевым образом Христа, там много всяких параллелей. Советский мультфильм я бы рекомендовал посмотреть, он очень завораживающий. Теперь о крови.

Убийство Авеля

Впервые мы встречаем упоминание крови в истории убийства Авеля. Бог, обличая Каина, говорит:

«Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». (Быт.4:10)

С одной стороны здесь мысль, что никогда никакое преступление невозможно скрыть от Бога, но с другой стороны показывается образ бессмертия человека, метафорично через кровь продолжается вопль, т.е. обращение к Богу после смерти человека. Уже в Новом Завете апостол Павел объясняет это место так, что мы приступили «к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». (Евр.12:24) Кровь Христа издает более светлый и более ясный голос, вопия самым делом, что она всех освятила. А святой Кирилл Иерусалимский так еще понял, что кровь Авеля вопияла против убийства за мщение, а Кровь Христа ходатайствует о помиловании за нас пред Отцом Его. В этих стихах проводится некая таинственная связь между немолчно-вопиющей кровью и бессмертием.

Праведник Ной

Следующий важный эпизод, связанный с кровью встречается уже в истории праведника Ноя. По выходе из ковчега Бог разрешает мясную пищу, но при этом говорит Ною: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». (Быт.9:4) Запрещается, собственно говоря, зверское вкушение мяса с кровью, какое было в обычае у некоторых дикарей в Абиссинии; они отрывали ножом или зубами куски мяса от живого зверя и проглатывали их. Т.е. предписывается гуманизм по отношению к животным, уважение к жизни, дабы человек не стал кровожадным отморозком.

Не зря сразу после этого говорится о человекоубийстве: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». (Быт.9:6)

Бог этими запретами пытается сделать человека максимально кротким и милостивым.

Пророчество Иакова

Есть ещё интересное и мистическое место в книге Бытие, связанное с кровью. Это пророчество Иакова своему сыну Иуде о грядущем Мессии от его колена:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое».

(Быт.49:10-11)

Что касается исторического толкования, здесь обозначается земля Израиля, плодородная виноградом, а в гиперболическом плане — изобилие вина. Взглянем глубже: согласитесь, что мыть одежду в вине и крови – это абсурд. А в библейском абсурде всегда заключено Таинство, выходящее за пределы земного и говорящее о чём-то более высоком. Святитель Кирилл Александрийский видит здесь пророчество о Христе, лучше сказать об окровавленном Мессии:

«Затем, что Он имел своею собственною кровью окрасить плоть, пригвождаемый к древу и копием прободаемый, это ясно из слов: «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое».

Так и божественный Исаия повествуя о восхождении Христа на небеса, сказал, что святые ангелы или вышние силы изрекли:

«Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора?»

(Ис. 63:1)

И еще:

«Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63:2).

Святитель Филарет Московский подводит такой итог этому пророчеству: «Как собиратель винограда орошает и как бы омывает от грозди соком одежду свою, так он оросит вином истинной лозы своей, омоет кровью своего Божественного человечества и свою одежду — Тело Ипостаси Своей и Свое одеяние — тело Церкви своей».

Ветхозаветная Пасха

Один из важнейших эпизодов Ветхого Завета связан с Пасхой, когда евреи должны были принести в жертву агнца и помазать косяки дверей его кровью:

«И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».

(Исх.12:13)

У апостола Павла разъясняется переход от ветхозаветной Пасхи к новозаветной:

«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

(1Кор.5:7)

Если кровь жертвенного животного помазанная на двери спасала от смерти телесной, то теперь кровь Агнца Божия помазавшая душу через Причащение спасает от смерти духовной. Господь знает своих, но, тем не менее, он устанавливает знаки, которые отвращают бедствие. Кровь на дверях была необходима, чтобы быть помилованными. Так и в Новом Завете, недостаточно знать Бога, надо приступить к общению с ним посредством видимых знаков Его Милосердия, а именно посредством установленных Им Святых Таинств.

Закон Моисея

Ещё один метафизический смысл усваивается крови уже в Законе Моисея. Бог говорит о крови животных: «…душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». (Лев.17:11) Поскольку кровь животного символизирует очищение человека от греха, ее нельзя употреблять в пищу: «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота». (Лев.7:26)

Заключение Ветхого Завета было скреплено кровью жертвенного животного: тогда первосвященник налил ее в чашу и окропил ей и Ковчег Завета и весь израильский народ. Представление о том, что именно жертвенная кровь служит своеобразной печатью на договоре, было общим для всех народов древности, это была форма совместной священной трапезы договаривающихся сторон. Евреям было запрещено употреблять кровь в пищу, она принадлежала только Богу, будучи носительницей жизни, и всегда тщательно сцеживалась.

Смерть жертвы означала, что кровь, носительница жизни, покидала его тело. Поэтому святитель Кирилл Александрийский видит в отделении крови от тела животного намек и притчевый образ на бессмертие души: тело животного истлевает, а священная кровь животных отделяется для Бога, так и разумная душа человека остаётся бессмертной, а тело умирает.

Есть ещё в Законе Моисея ритуал вхождения Первосвященника с кровью в Святое святых: «И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа». (Исх.30:10) Здесь описан праздник «День очищения», ежегодный обряд «Святыни великой», жертвы очистительной за грех всего народа. Первосвященник приносил за народ жертвы, «смывая» его кровью козлов и тельцов. Кровь была необходима, потому что она свидетельствовала о нарушившемся принципе жизни.

Смысл этого праздника как пророческого образа и осуществления объясняет апостол Павел: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». (Евр.9:11-12) В этом смысле Кровь Христова является как бы «ключом», «мостом» посредством которой открывается закрытый Рай, недоступный человеку.

Христос, выступивши в мире как первосвященник, ходатайствующий о вечных благах или вечном спасении людей, вошел во Святое Святых чрез большую и лучшую скинию, которая не принадлежит к находящемуся пред нашими глазами сотворенному миру, именно чрез небо.

Вошел Он во Святое Святых для того, чтобы Своею кровью совершить примирение человечества с Богом, имеющее вечное значение. Почему именно кровь была нужна для умилостивления Бога и примирения — это тайна, недоступная для объяснения. Апостол Павел говорит только, что все почти по закону очищается кровью и без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22).

Апокалипсис

В книге Апокалипсисе есть парадоксальное высказывание о крови:

«И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». (Откр.7:14) Убелить кровью – это как? Та же мысль изложена в 50 псалме: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега». (Пс.50:9) Окропление иссопом – это ветхозаветное окропление кровью, если что.

Божественная же кровь имеет совсем иное действие на человека, нежели обычная. В Апокалипсисе речь идёт не только о мучениках, как считают некоторые, но весь народ в Церкви, потому что апостол Иоанн сказал, что не своей кровью они омыли одежды свои, но кровью Агнца — то есть в благодати Божией через Иисуса Христа Господа нашего, как написано: «и кровь Сына Его очистила нас». (1Ин.1:7) Христиане, святые и праведники, искуплены от рабства диаволу и омыты от греха Кровью Христовой, которой они не просто помазаны, как некогда жилища народа Божия в Египте, но которую имеют в себе, через Евхаристию.

Кровь Нового Завета

Ну, и как итог, слова самого Христа на Тайной вечери: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лк.22:20) Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «сия есть Кровь Моя» — не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.

Что значит: «Нового Завета»? «Как Ветхий Завет», — поясняет св. Златоуст: «имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню.

Сим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и воспоминает вместе о первом, поскольку и этот завет обновлен был кровью». Слово «завет», по своему первому значению, тождественно со словом «завещание». Завет содержит в себе обетования, а вместе с тем и условия получения этих обетовании, в данном случае — соблюдение заповедей Божиих. С этой точки зрения слово завет может быть объясняемо, как «договор между Богом и людьми». Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется.

Господь и хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью.

«За многие изливаемая, во оставление грехов» — означает, что страдания и смерть Единородного Сына Божия послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода (многия сказано вместо всех), которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его.

«Воспоминание» на языке Писания — не просто память о том, что было в истории. «Воспоминание» — в оригинале «анамнесис» — это не просто воспоминание в мыслях как обычно мы понимаем, но прежде всего действие прошлого в настоящем, актуализация прошедшего в слове и в деле.

Например, когда Писание нам говорит «помни день субботний», это вовсе не означает, что мы просто должны помнить о существовании такого дня недели, но распоряжение действовать в согласии с заповедью о субботнем дне, посвящая его Богу.

«Сие творите в Мое воспоминание» — празднование нового Исхода, новой Пасхи. — И мы знаем, как Церковь распорядилась в реализации этой заповеди Христовой: праздновать Пасху не только единожды в год, в светлый день Воскресения Христова, но и еженедельно в так называемый День Господень, который мы сегодня именуем «воскресеньем», а также в другие праздничные дни.

Второе Пришествие

Апостол Павел подчеркивает, что евхаристическая трапеза есть возвещение христианами смерти Христовой, исповедания ее спасительности:

«…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»

(1 Кор. 11:26).

До Второго славного Пришествия Христос присутствует в Церкви и в каждом верующем посредством Евхаристии и через это Таинство делает учеников соучастниками Своих Страданий.

Кровь Христова амбивалентна по своей природе: имея в себе спасительную силу, также может стать проклятием. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:24-25) Иудейский народ отвечал, что мы принимаем ответственность за смерть Христову на себя, и не только на себя,
но и на свое потомство.

«Такова безразсудная ярость, такова злая страсть!» — восклицает при этом святой Златоуст.

Иудеи и наказаны были по этому заклятию за отвержение Христа. В 70 году они возмутились против Римлян. Тогда Римляне разрушили Иерусалим, сожгли храм и из Иудеев многих посекли мечами, многих распяли на крестах, иные умерли от открывшегося в осажденном Иерусалиме
голода и болезни, а оставшиеся в живых были рассеяны по всему свету.

Но мы же не попираем Кровь Христову и не проливаем её на землю, но благоговеем и пьём Её. Все христиане имеют одну кровь в венах — Христову, через неё мы становимся родственниками Христу по плоти. Родословная, описанная в Евангелие от Матфея остаётся открытой для духовного родства, в которую вписываются все причастные Крови Христовой, которую мы вкушаем в Теле Его, т.е. в Церкви.

Так чтобы на последнем суде нам Христос сказал: «Мы с тобой одной крови — ты и я!»

Иеромонах Ефрем Метс

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение ЕёПрекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

0 Comments
Успение Пресвятой Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы освящались наиболее значимые храмы Руси: соборы Киево-Печерской обители, города Владимира, позже – Москвы. Его праздновали как престольное торжество в Софийском соборе Киева: ведь русичи осмысливали Премудрость Божию, которой он был посвящен, как Богородицу. Каково же событие, которое стоит за одним

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

9 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

Карлсон сквозь «библейские очки»Карлсон сквозь «библейские очки»

0 Comments
Карлсон сквозь "библейские очки"

А вы знаете, что можно увидеть богословские темы и смыслы в популярных светских книгах, фильмах и мультфильмах. Причем много. Интересный богословский разбор знаменитого Карлсона, который живет на крыше, получился у насельника Тихвинского монастыря с. Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрема (Метса). Христианский смысл Мне очень захотелось посмотреть

Христианский смысл

Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»Духовные смыслы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

0 Comments
Евангельский смысл сказки о золотой рыбке

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поднимается одна из важнейших богословских и антропологических тем. Какова природа желаний? Можно ли контролировать желания? Является ли отказ от желаний добродетелью? В более усечённом и простом варианте, эта тема изображена в советском мультфильме «Цветик-семицветик». Но я

Христианский смысл

Библейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думалиБиблейская фраза «око за око и зуб за зуб» — значит совсем не то, что вы думали

2 комментария
Око за око и зуб за зуб

Услышал недавно, как один известный учёный рассуждал на тему библейского высказывания «око за око и зуб за зуб». К сожалению, практически всегда это выражение неправильно понимается. Поэтому будем разбираться. «Око за око и зуб за зуб» — фраза нарицательная? Предписание «око за око и зуб

Христианский смысл