------------------- Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года
Православие сегодня Христианский смысл Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова ««Введение в христианскую психологию» 1994 года

0 Comments
Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Мне попалась в руки книга священника Бориса Ничипорова «Введение в христианскую психологию», написанная в 1994 году. Читаешь, и не верится, что такие книги в 90-х писались. Мне понравились две мысли в этой книге, которыми я хочу поделиться.

Венчание

Борис Владимирович Ничипоров (1953 — 2003), протоиерей, настоятель Ильинского храма села Селихово Конаковского района Тверской епархии, заведующий кафедрой психологии Тверского государственного университета, директор детского православного центра «Новая Корчева» города Конаково

 1-я мысль по поводу неприятия и непринятия себя

Отец Борис пишет:

«Одной из клинических форм, где человек мистически, установочно не принимает благословения от Бога, что он таков, что «я – есть я» – такой формой психопатологии в отношении эстетики тела являются так называемые дисморфофобические расстройства. М.В.Коркина выделила триаду дисморфофобии: сверхценная идея мнимого физического недостатка, идеи отношения («все видят мой ужасный нос»), депрессия (часто с суицидальными тенденциями).
Эти люди обращаются в институты красоты, пытаются делать косметические операции. Причем, как правило, их фиксация на некотором недостатке (нос с горбинкой, большие уши и пр.) объективно является ложной, ибо это обычная особенность внешности, как у любого человека. Мы не будем задаваться вопросом, которым задавались апостолы, спрашивая Иисуса Христа о слепорожденном: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин, 9.2).
Если мы оставим в стороне вопрос этиологии, т.е. происхождения данного заболевания, и остановим свое внимание на самом феномене дисморфофобии, то увидим, что духовной основой этого вида психопатологии является попытка разрыва завета с Богом, бредовая убежденность в относительности, случайности своего появления на свет.

Как следствие такого процесса формируется отчаяние, которое находит болезненную фиксацию на патологическом недовольстве той или иной частью тела. Данная патология не есть следствие искаженного болезненного эстетства или невротической утонченности.
Это тем более не так, потому что дисморфофобия имеет отношение, как правило, к эндогенным расстройствам и нередко протекает в рамках шизофренического процесса.
При этом налицо тотальная, бредовая убежденность в отсутствии всякого промысла Божия появления «меня» (с точки зрения больного) именно с «такой» внешностью и вообще «таким».Переживание абсолютной (а не относительной) ценности «моего» бытия, переживание благословленности всей «моей» жизни – все это рождается в духовном опыте соборного служения Богу, а для ребенка прежде всего в семье».

2-я мысль связана с теорией Эдипового комплекса Фрейда

А ведь Фрейд действительно никогда не рассматривал евангельского отцовства-сыновства, поскольку оно никак не вписывалось в его парадигму. Отец Борис пишет:

«Существует роковой, демонический ареал в отношении отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца, или противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, отцом Зевса. Так было с Лаем, отцом Эдипа. И эту демоническую планиду психология знает под именем эдипова комплекса.
Но Зигмунд Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий – Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения. И являет нам это прежде всего Его молитва в Гефсиманском саду накануне страданий, где Он молится Отцу:
Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). И это наконец Слово Отца во время Крещения Сына Божия: Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).
Зигмунд Фрейд относился к греческой мифологии как психологической реальности, но не захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже как к мифологии. И я думаю, что это не случайно для Зигмунда Фрейда. Сын – чадо послушания. Никто не может стать отцом, не пройдя искус сыновства. Послушание – это прямой путь сына к обретению отцовства».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Ничипоров Борис психолог

Это кафедра Психологии университета Дружбы народов, где Борис Ничипоров защитил диссертацию. Его научная руководительница перестала с ним общаться, когда он принял священнический сан. Парторга кафедры сняли с должности за Борин уход в священнослужители. Такие были времена. В 1977 году закончил факультет психологии МГУ по кафедре клинической психологии. Работал в Университете дружбы народов, защитил кандидатскую диссертацию, руководил научной лабораторией. В 1982 году получил научную степень кандидата психологических наук.

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Родился 23 октября 1953 года в городе Пензе, в неверующей семье Факт, который от Бориса скрывали: Дед был священником Пензенской епархии,

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

Первое образование Бориса Ничипорова — Ивановское училище культуры. В 1971 году поступил в Институт физической культуры, только потом перевелся в Московский государственный университет на факультет психологии.

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года

В 1980 году принял крещение. В 1984-м — рукоположен в сан диакона. 1985 г рукоположен в сан священника митрополитом Калининским и Кашинским Алексием (Коноплёвым) и назначен настоятелем храма Илии Пророка села Селихово Конаковского района Тверской области. В 1993 году возведен в сан протоиерея.

Две интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 годаДве интересные мысли из книги священника Бориса Ничипорова "«Введение в христианскую психологию» 1994 года
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»

0 Comments
Фильм "Не смотрите наверх" с богословской точки зрения

Фильм «Не смотрите наверх»  посмотрел иеромонах Ефрем (Метс) и написал отзыв. Сразу скажу, что он настолько заряжен отсылками и смыслами, что через каждые пару минут его можно останавливать и комментировать происходящее. Но я, чтобы не утомлять пройдусь кратко и отмечу главные в моём понимании смыслы.

Христианский смысл

Протодиакона Андрея Кураева* лишили священного сана в России и восстановили в КонстантинополеПротодиакона Андрея Кураева* лишили священного сана в России и восстановили в Константинополе

0 Comments
Андрей Кураев

Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана. До сих пор звучит вопрос: каким образом самый умный, образованный и успешный миссионер 90-х – начала 00-х превратился в злобного критика Церкви. Многих он волновал. Некоторыми своими наблюдениями и мыслями поделился современный проповедник, насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах

Христианский смысл

Через тернии к звездам, или Что такое человекЧерез тернии к звездам, или Что такое человек

0 Comments
Через тернии к звездам, или Что такое человек

Есть ещё одно удивительное произведение искусства, отвечающее на самый важный и сложный вопрос: «что такое человек?». Для начала вспомним, что этот же вопрос ставился в «Пиноккио», «Приключения Элетроника», в фильме Спилберга «Искусственный разум» и компьютерной игре «Детройт: стать человеком». Если знаете ещё какие-то произведения, то

Христианский смысл

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение ЕёПрекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

0 Comments
Успение Пресвятой Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы освящались наиболее значимые храмы Руси: соборы Киево-Печерской обители, города Владимира, позже – Москвы. Его праздновали как престольное торжество в Софийском соборе Киева: ведь русичи осмысливали Премудрость Божию, которой он был посвящен, как Богородицу. Каково же событие, которое стоит за одним

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл