------------------- Духовная прелесть, воображаемый друг
Православие сегодня Христианский смысл Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

0 Comments
Духовная прелесть, воображаемый друг

Атеисты любят утверждать, что будто бы для верующих людей Бог — то же самое, что «воображаемый друг» для детей. Иеромонах Ефрем (Метс) здесь выделяет слово «воображаемый» и раскрывает аскетическое учение о воображении. Интересно, что такие слова как «воображение», «фантазия», «мечта», а ещё и «прелесть» употребляются в исключительно положительном значении в быту.

Воображение, фантазия, мечта, прелесть — этимология

Хотя этимология всех этих слов, кроме воображения, связаны со словом «ложь». Неудивительно, что христианский и светский подход в этом вопросе имеют противоположные оценки.

Как говорит Христос: «но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». (Лк.16:15)

Вглядимся пристальнее в эти понятия

Если первая заповедь Декалога «Я Господь Бог Твой…да не будет у тебя иных богов…» обращена к человеческому сердцу, то вторая заповедь «Не сотвори себе кумира…» обращена к воображению человека. К сожалению, многие толкователи не понимают разницы между первой и второй заповедью, не различая между «иным богом» и «кумиром».

Кумир

Отсюда и неправильное употребление в бытовой речи слова «кумир». Дело в том, что все языческие боги в обязательном порядке чувственно воплощались в искусстве: изображения, статуи, идолы, природа и т.д.

Язычник был обязан в своём воображении придумать бога, а потом его воплотить своими руками в идол или обожествить природу.

Но Бог библейского откровения открывает о Себе, что Он иной, непохожий ни на кого и ни на что в этом мире, потому и есть категорический запрет Его изображать, делать кумир, дабы не поклоняться воображению и фантазии, твари вместо Творца.

Например, изготовление евреями золотого тельца – это нарушение не первой, а второй заповеди, но об этом в другой раз.

Заповедь «Не сотвори себе кумира» учит обуздывать своё воображение, контролировать его, иначе можно выпасть из реальности и, в крайнем случае, угодить в психушку. Ведь галлюцинация – это игра воображения, которая вторглась в реальность, а разум уже не способен различить правду и вымысел.

Что касается Бога, то можно привести слова прп. Никодима Святогорца:

«Потому знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безОбразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения…».

Механизм воображения в духовной жизни

Понимание механизма воображения в духовной жизни чрезвычайно важно, потому будем разбираться.

Стоит обратить внимание, что именно мечтательность превратила ангела в диавола. Прп. Никодим Святогорец так об этом пишет:

«Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной равноангельской, чистой, разумной и безОбразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных».

Виртуальная личность?

Здесь важно уловить мысль, что воображение в какой-то момент может создать виртуальную личность, фактически симулякр, который не видит ни себя, ни Бога, ни реальность, но созерцает иллюзорную пустоту. В мечтах собственное «я» играет первую роль в удовлетворении какой-нибудь из своих страстей. Человек, пребывая на одном месте, мстит, бранится, ненавидит, завидует, гордится, ведет войну и проч…

Так как сим увлекается вся душа, то мечта сквернит человека в себе самом». К воображению бесы очень легко примешивают свое действие и накручивают любителям пофантазировать такие сюжеты, что они начинают «вспоминать» свои прежние существования (реинкарнация), участвовать в звездных войнах, общаться с «ангелами», «святыми», инопланетянами и, наконец, попадают в больницу для сумасшедших.

Мнение эксперта
Феофан Затворник Вышенский (1815-1894)
епископ, затворник, святитель
«Память и воображение — две способности, которые принадлежат к числу рабочих сил, а потому обыкновенно бывают таковы, каков весь человек. Чем набита память и чем занято воображение у грешника? Предметами греховными, питающими только страсти… Есть приставник от сатаны около грешника, который ходит за ним и омрачает его, набивая голову страстными образами».

Чувства и образы показывают состояние сердца

Таким образом, чувства и образы являются симптомами, показывающие состояние моего сердца. Если я на это не обращаю внимания, не предаю этому значение, не пытаюсь исправить и очистить своё сердце, то вся жизнь превращается в сплошную галлюцинацию.

У того же свт. Феофана есть замечание о неосознанности и неконтролируемости жизни во грехе:

«У преданных страстям проявляются почти исключительно воспоминания невольные, ибо по характеру своему они преданы внутреннему механизму движений. У живущих по Духу Христову, напротив, преимущественно имеют место воспоминания произвольные, ибо они владеют собою и не позволяют чему-либо являться пред сознание без своего ведома; по крайней мере, у них о том есть ревность и установляется прямо к тому направленный подвиг внутренний: бдительность и трезвение…».

Фантазии и мечтания

Таким образом «фантазии» и «мечтания» в святоотеческой традиции противоположны божественным созерцаниям. Например, прп. Исихий Иерусалимский пишет:

«Когда нет никаких мечтаний в сердце, тогда ум стоит в естественном своем чине, готов будучи подвигнуться на всякое сладостное созерцание, духовное и боголюбивое».

Для христианина одно из страшных состояний, называемое духовной прелестью, состоит в том, чтобы своё воображение и мечты выдавать за божественную благодать.

Во многом это бывает из-за ложной молитвенной практики

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867)
епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века
«Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века

Мечта о Боге

Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога. А у него отняли не Бога, а мечту его.

Как пишет один подвижник:

«Один из образов трезвения – непрерывно смотреть за воображением, или, иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения».

И когда враг борет тебя скверными фантазиями, противопоставляй им благие и духовные образы.

К духовным образам относятся в первую очередь библейские события, ну и конечно, те случаи, когда Бог явно участвовал в моей жизни. Эти воспоминания помогут переключить ум и приведут к благодарственной и покаянной молитве.

«Образ» — это не цель, а лишь средство «эмоционального мышления», что основная функция воображения осуществляется конечно через (чувственные) образы, но состоит в выражении внутреннего движения. Чувство, стоящее перед Богом, то чувство «присутствия Бога», которое составляет ядро святой мистической жизни, есть некое «нечувственное видение», безвидное ощущение и ничего общего с воображением не имеет.

Потому свт. Игнатий пишет:

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867)
епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века
«Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы… Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века

Бог может оказаться «воображаемым другом», но недолго

Подводя итог, хочется сказать о том, что Бог действительно может оказаться «воображаемым другом», но это обычно ненадолго, в какой-то кризисный момент он испаряется и на его место приходит нечто иное. В Библии есть интересное обличение пророком Иеремией современных ему лжепророков:

«Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних». (Иер.23:16)

Откровение Божье противопоставляется мечтам сердца. Есть интересный аскетический труд, который написала игумения Арсения в 19 веке, он называется «Путь немечтательного делания». В самом названии уже раскрывается суть духовной жизни. Как видеть себя настоящего, как прийти к Богу, а не идолу, нарисованному в воображении.

Можно ли жить без мечты?

Если внутри человек переживает опустошённость, то мечта, наверное, единственное, что дает хоть какой-нибудь импульс к жизни. В этом случае она хотя бы спасёт от отчаяния. Но если мы решаемся жить по Евангелию, то мечта будет нас всегда уводить с пути, по которому мы идём за Христом. Потому апостол Пётр и призывает христиан:

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8)

Т.е. трезвение, бодрствование и твёрдая вера — эти средства показывают, что грех прежде всего опьяняет человека, рисуя в его уме и воображении соблазнительные сцены и возбуждая в сердце страстную жажду нечистого наслаждения.

Далее, грех усыпляет совесть человека, притупляя внутреннее чувство осторожности и расслабляя деятельные силы человека, делает его вялым, беспечным и сонным. Но так как во время борьбы человек часто теряет веру в помощь Божию, приходит в уныние и отчаяние, то Апостол настаивает, чтобы Христиане были твёрдыми в вере и терпеливо переносили страдания.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновенияВажно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения

0 Comments
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и психологической плоскости в область неземного, экзистенциального и трансцендентного, т.е. в область духа. Это касается и

Христианский смысл

Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»

0 Comments
удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке» - христианский смысл

Иеромонаха Ефрема (Метса) очень впечатлила и вдохновила удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке», он истолковал ее в христианском смысле. Удмуртская колыбельная песня Оказывается, вокруг этой колыбельной идут жаркие научные споры. Филологи и литературоведы полемизируют о происхождении данного произведения. Дело в том, что впервые эту колыбельную зафиксировал

Христианский смысл

Что такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церквиЧто такое «четверговая соль» и какое отношение ее изготовление имеет к церкви

0 Comments
Что такое "четверговая соль"

Великий Четверг. Великий, святой день – и страшный одновременно. Установление Тайной Вечери, первая в истории человечества литургия – и непонимание происходящего учениками Христа, даже до предательства одного из них. А что ныне? Увы, во многом все то же. Ведь к святой и трепетной службе, где

Христианский смысл

«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм«Ёжик в тумане» — евангельский взгляд на советский мультфильм

13 комментариев
Ежик в тумане с Евангельской точки зрения

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассмотрел смысловую концепцию советского мультфильма Юрия Норштейна  «Ёжик в тумане» (автор сказки Сергей Козлов) и нашёл там немало духовных смыслов. Христианский смысл советского мультфильма Очень трудно представить, что ребёнку может понравиться такой мультик. Нет в нём ни

Христианский смысл

Прекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение ЕёПрекрасный сон Божией Матери. Что значит для нас святое Успение Её

0 Comments
Успение Пресвятой Богородицы

В честь Успения Пресвятой Богородицы освящались наиболее значимые храмы Руси: соборы Киево-Печерской обители, города Владимира, позже – Москвы. Его праздновали как престольное торжество в Софийском соборе Киева: ведь русичи осмысливали Премудрость Божию, которой он был посвящен, как Богородицу. Каково же событие, которое стоит за одним

Христианский смысл