Атеисты любят утверждать, что будто бы для верующих людей Бог — то же самое, что «воображаемый друг» для детей. Иеромонах Ефрем (Метс) здесь выделяет слово «воображаемый» и раскрывает аскетическое учение о воображении. Интересно, что такие слова как «воображение», «фантазия», «мечта», а ещё и «прелесть» употребляются в исключительно положительном значении в быту.
Воображение, фантазия, мечта, прелесть — этимология
Хотя этимология всех этих слов, кроме воображения, связаны со словом «ложь». Неудивительно, что христианский и светский подход в этом вопросе имеют противоположные оценки.
Как говорит Христос: «но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». (Лк.16:15)
Вглядимся пристальнее в эти понятия
Если первая заповедь Декалога «Я Господь Бог Твой…да не будет у тебя иных богов…» обращена к человеческому сердцу, то вторая заповедь «Не сотвори себе кумира…» обращена к воображению человека. К сожалению, многие толкователи не понимают разницы между первой и второй заповедью, не различая между «иным богом» и «кумиром».
Кумир
Отсюда и неправильное употребление в бытовой речи слова «кумир». Дело в том, что все языческие боги в обязательном порядке чувственно воплощались в искусстве: изображения, статуи, идолы, природа и т.д.
Язычник был обязан в своём воображении придумать бога, а потом его воплотить своими руками в идол или обожествить природу.
Но Бог библейского откровения открывает о Себе, что Он иной, непохожий ни на кого и ни на что в этом мире, потому и есть категорический запрет Его изображать, делать кумир, дабы не поклоняться воображению и фантазии, твари вместо Творца.
Например, изготовление евреями золотого тельца – это нарушение не первой, а второй заповеди, но об этом в другой раз.
Заповедь «Не сотвори себе кумира» учит обуздывать своё воображение, контролировать его, иначе можно выпасть из реальности и, в крайнем случае, угодить в психушку. Ведь галлюцинация – это игра воображения, которая вторглась в реальность, а разум уже не способен различить правду и вымысел.
Что касается Бога, то можно привести слова прп. Никодима Святогорца:
«Потому знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безОбразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения…».
Механизм воображения в духовной жизни
Понимание механизма воображения в духовной жизни чрезвычайно важно, потому будем разбираться.
Стоит обратить внимание, что именно мечтательность превратила ангела в диавола. Прп. Никодим Святогорец так об этом пишет:
«Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной равноангельской, чистой, разумной и безОбразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных».
Виртуальная личность?
Здесь важно уловить мысль, что воображение в какой-то момент может создать виртуальную личность, фактически симулякр, который не видит ни себя, ни Бога, ни реальность, но созерцает иллюзорную пустоту. В мечтах собственное «я» играет первую роль в удовлетворении какой-нибудь из своих страстей. Человек, пребывая на одном месте, мстит, бранится, ненавидит, завидует, гордится, ведет войну и проч…
Так как сим увлекается вся душа, то мечта сквернит человека в себе самом». К воображению бесы очень легко примешивают свое действие и накручивают любителям пофантазировать такие сюжеты, что они начинают «вспоминать» свои прежние существования (реинкарнация), участвовать в звездных войнах, общаться с «ангелами», «святыми», инопланетянами и, наконец, попадают в больницу для сумасшедших.
Чувства и образы показывают состояние сердца
Таким образом, чувства и образы являются симптомами, показывающие состояние моего сердца. Если я на это не обращаю внимания, не предаю этому значение, не пытаюсь исправить и очистить своё сердце, то вся жизнь превращается в сплошную галлюцинацию.
У того же свт. Феофана есть замечание о неосознанности и неконтролируемости жизни во грехе:
«У преданных страстям проявляются почти исключительно воспоминания невольные, ибо по характеру своему они преданы внутреннему механизму движений. У живущих по Духу Христову, напротив, преимущественно имеют место воспоминания произвольные, ибо они владеют собою и не позволяют чему-либо являться пред сознание без своего ведома; по крайней мере, у них о том есть ревность и установляется прямо к тому направленный подвиг внутренний: бдительность и трезвение…».
Фантазии и мечтания
Таким образом «фантазии» и «мечтания» в святоотеческой традиции противоположны божественным созерцаниям. Например, прп. Исихий Иерусалимский пишет:
«Когда нет никаких мечтаний в сердце, тогда ум стоит в естественном своем чине, готов будучи подвигнуться на всякое сладостное созерцание, духовное и боголюбивое».
Для христианина одно из страшных состояний, называемое духовной прелестью, состоит в том, чтобы своё воображение и мечты выдавать за божественную благодать.
Во многом это бывает из-за ложной молитвенной практики
Мечта о Боге
Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога. А у него отняли не Бога, а мечту его.
Как пишет один подвижник:
«Один из образов трезвения – непрерывно смотреть за воображением, или, иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения».
И когда враг борет тебя скверными фантазиями, противопоставляй им благие и духовные образы.
К духовным образам относятся в первую очередь библейские события, ну и конечно, те случаи, когда Бог явно участвовал в моей жизни. Эти воспоминания помогут переключить ум и приведут к благодарственной и покаянной молитве.
«Образ» — это не цель, а лишь средство «эмоционального мышления», что основная функция воображения осуществляется конечно через (чувственные) образы, но состоит в выражении внутреннего движения. Чувство, стоящее перед Богом, то чувство «присутствия Бога», которое составляет ядро святой мистической жизни, есть некое «нечувственное видение», безвидное ощущение и ничего общего с воображением не имеет.
Потому свт. Игнатий пишет:
Бог может оказаться «воображаемым другом», но недолго
Подводя итог, хочется сказать о том, что Бог действительно может оказаться «воображаемым другом», но это обычно ненадолго, в какой-то кризисный момент он испаряется и на его место приходит нечто иное. В Библии есть интересное обличение пророком Иеремией современных ему лжепророков:
«Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних». (Иер.23:16)
Откровение Божье противопоставляется мечтам сердца. Есть интересный аскетический труд, который написала игумения Арсения в 19 веке, он называется «Путь немечтательного делания». В самом названии уже раскрывается суть духовной жизни. Как видеть себя настоящего, как прийти к Богу, а не идолу, нарисованному в воображении.
Можно ли жить без мечты?
Если внутри человек переживает опустошённость, то мечта, наверное, единственное, что дает хоть какой-нибудь импульс к жизни. В этом случае она хотя бы спасёт от отчаяния. Но если мы решаемся жить по Евангелию, то мечта будет нас всегда уводить с пути, по которому мы идём за Христом. Потому апостол Пётр и призывает христиан:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8)
Т.е. трезвение, бодрствование и твёрдая вера — эти средства показывают, что грех прежде всего опьяняет человека, рисуя в его уме и воображении соблазнительные сцены и возбуждая в сердце страстную жажду нечистого наслаждения.
Далее, грех усыпляет совесть человека, притупляя внутреннее чувство осторожности и расслабляя деятельные силы человека, делает его вялым, беспечным и сонным. Но так как во время борьбы человек часто теряет веру в помощь Божию, приходит в уныние и отчаяние, то Апостол настаивает, чтобы Христиане были твёрдыми в вере и терпеливо переносили страдания.
Иеромонах Ефрем (Метс)
Читайте также: Зачем нужна Иисусова молитва современному христианину