------------------- Духовная прелесть, воображаемый друг
Православие сегодня Христианский смысл Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

Иеромонах разъяснил аскетическое учение о воображении, мечтах и прелести в духовной жизни

0 Comments
Духовная прелесть, воображаемый друг

Атеисты любят утверждать, что будто бы для верующих людей Бог — то же самое, что «воображаемый друг» для детей. Иеромонах Ефрем (Метс) здесь выделяет слово «воображаемый» и раскрывает аскетическое учение о воображении. Интересно, что такие слова как «воображение», «фантазия», «мечта», а ещё и «прелесть» употребляются в исключительно положительном значении в быту.

Воображение, фантазия, мечта, прелесть — этимология

Хотя этимология всех этих слов, кроме воображения, связаны со словом «ложь». Неудивительно, что христианский и светский подход в этом вопросе имеют противоположные оценки.

Как говорит Христос: «но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». (Лк.16:15)

Вглядимся пристальнее в эти понятия

Если первая заповедь Декалога «Я Господь Бог Твой…да не будет у тебя иных богов…» обращена к человеческому сердцу, то вторая заповедь «Не сотвори себе кумира…» обращена к воображению человека. К сожалению, многие толкователи не понимают разницы между первой и второй заповедью, не различая между «иным богом» и «кумиром».

Кумир

Отсюда и неправильное употребление в бытовой речи слова «кумир». Дело в том, что все языческие боги в обязательном порядке чувственно воплощались в искусстве: изображения, статуи, идолы, природа и т.д.

Язычник был обязан в своём воображении придумать бога, а потом его воплотить своими руками в идол или обожествить природу.

Но Бог библейского откровения открывает о Себе, что Он иной, непохожий ни на кого и ни на что в этом мире, потому и есть категорический запрет Его изображать, делать кумир, дабы не поклоняться воображению и фантазии, твари вместо Творца.

Например, изготовление евреями золотого тельца – это нарушение не первой, а второй заповеди, но об этом в другой раз.

Заповедь «Не сотвори себе кумира» учит обуздывать своё воображение, контролировать его, иначе можно выпасть из реальности и, в крайнем случае, угодить в психушку. Ведь галлюцинация – это игра воображения, которая вторглась в реальность, а разум уже не способен различить правду и вымысел.

Что касается Бога, то можно привести слова прп. Никодима Святогорца:

«Потому знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безОбразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения…».

Механизм воображения в духовной жизни

Понимание механизма воображения в духовной жизни чрезвычайно важно, потому будем разбираться.

Стоит обратить внимание, что именно мечтательность превратила ангела в диавола. Прп. Никодим Святогорец так об этом пишет:

«Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной равноангельской, чистой, разумной и безОбразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных».

Виртуальная личность?

Здесь важно уловить мысль, что воображение в какой-то момент может создать виртуальную личность, фактически симулякр, который не видит ни себя, ни Бога, ни реальность, но созерцает иллюзорную пустоту. В мечтах собственное «я» играет первую роль в удовлетворении какой-нибудь из своих страстей. Человек, пребывая на одном месте, мстит, бранится, ненавидит, завидует, гордится, ведет войну и проч…

Так как сим увлекается вся душа, то мечта сквернит человека в себе самом». К воображению бесы очень легко примешивают свое действие и накручивают любителям пофантазировать такие сюжеты, что они начинают «вспоминать» свои прежние существования (реинкарнация), участвовать в звездных войнах, общаться с «ангелами», «святыми», инопланетянами и, наконец, попадают в больницу для сумасшедших.

Мнение эксперта
Феофан Затворник Вышенский (1815-1894)
епископ, затворник, святитель
«Память и воображение — две способности, которые принадлежат к числу рабочих сил, а потому обыкновенно бывают таковы, каков весь человек. Чем набита память и чем занято воображение у грешника? Предметами греховными, питающими только страсти… Есть приставник от сатаны около грешника, который ходит за ним и омрачает его, набивая голову страстными образами».

Чувства и образы показывают состояние сердца

Таким образом, чувства и образы являются симптомами, показывающие состояние моего сердца. Если я на это не обращаю внимания, не предаю этому значение, не пытаюсь исправить и очистить своё сердце, то вся жизнь превращается в сплошную галлюцинацию.

У того же свт. Феофана есть замечание о неосознанности и неконтролируемости жизни во грехе:

«У преданных страстям проявляются почти исключительно воспоминания невольные, ибо по характеру своему они преданы внутреннему механизму движений. У живущих по Духу Христову, напротив, преимущественно имеют место воспоминания произвольные, ибо они владеют собою и не позволяют чему-либо являться пред сознание без своего ведома; по крайней мере, у них о том есть ревность и установляется прямо к тому направленный подвиг внутренний: бдительность и трезвение…».

Фантазии и мечтания

Таким образом «фантазии» и «мечтания» в святоотеческой традиции противоположны божественным созерцаниям. Например, прп. Исихий Иерусалимский пишет:

«Когда нет никаких мечтаний в сердце, тогда ум стоит в естественном своем чине, готов будучи подвигнуться на всякое сладостное созерцание, духовное и боголюбивое».

Для христианина одно из страшных состояний, называемое духовной прелестью, состоит в том, чтобы своё воображение и мечты выдавать за божественную благодать.

Во многом это бывает из-за ложной молитвенной практики

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867)
епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века
«Самый опасный, неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века

Мечта о Боге

Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога. А у него отняли не Бога, а мечту его.

Как пишет один подвижник:

«Один из образов трезвения – непрерывно смотреть за воображением, или, иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения».

И когда враг борет тебя скверными фантазиями, противопоставляй им благие и духовные образы.

К духовным образам относятся в первую очередь библейские события, ну и конечно, те случаи, когда Бог явно участвовал в моей жизни. Эти воспоминания помогут переключить ум и приведут к благодарственной и покаянной молитве.

«Образ» — это не цель, а лишь средство «эмоционального мышления», что основная функция воображения осуществляется конечно через (чувственные) образы, но состоит в выражении внутреннего движения. Чувство, стоящее перед Богом, то чувство «присутствия Бога», которое составляет ядро святой мистической жизни, есть некое «нечувственное видение», безвидное ощущение и ничего общего с воображением не имеет.

Потому свт. Игнатий пишет:

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867)
епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века
«Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы… Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) епископ Русской Православной церкви. Богослов, ученый, проповедник, духовный писатель XIX века

Бог может оказаться «воображаемым другом», но недолго

Подводя итог, хочется сказать о том, что Бог действительно может оказаться «воображаемым другом», но это обычно ненадолго, в какой-то кризисный момент он испаряется и на его место приходит нечто иное. В Библии есть интересное обличение пророком Иеремией современных ему лжепророков:

«Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних». (Иер.23:16)

Откровение Божье противопоставляется мечтам сердца. Есть интересный аскетический труд, который написала игумения Арсения в 19 веке, он называется «Путь немечтательного делания». В самом названии уже раскрывается суть духовной жизни. Как видеть себя настоящего, как прийти к Богу, а не идолу, нарисованному в воображении.

Можно ли жить без мечты?

Если внутри человек переживает опустошённость, то мечта, наверное, единственное, что дает хоть какой-нибудь импульс к жизни. В этом случае она хотя бы спасёт от отчаяния. Но если мы решаемся жить по Евангелию, то мечта будет нас всегда уводить с пути, по которому мы идём за Христом. Потому апостол Пётр и призывает христиан:

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8)

Т.е. трезвение, бодрствование и твёрдая вера — эти средства показывают, что грех прежде всего опьяняет человека, рисуя в его уме и воображении соблазнительные сцены и возбуждая в сердце страстную жажду нечистого наслаждения.

Далее, грех усыпляет совесть человека, притупляя внутреннее чувство осторожности и расслабляя деятельные силы человека, делает его вялым, беспечным и сонным. Но так как во время борьбы человек часто теряет веру в помощь Божию, приходит в уныние и отчаяние, то Апостол настаивает, чтобы Христиане были твёрдыми в вере и терпеливо переносили страдания.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Смерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значитСмерть и воскресение Иисуса Христа: когда и как это было, что для нас значит

0 Comments
Воскресение Христово: что значит для христиан

Главный день года для христианина, «праздник праздников и торжество торжеств» – все это о дне Воскресения Христова. Где, когда и как свершилось великое событие, сколько лет было Спасителю, какие доказательства и что значит для христиан — простыми словами в статье религиоведа и историка Натальи Ивановны

Христианский смысл

«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви

0 Comments
Благодарю Вселенную

«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря

Христианский смысл

«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник«Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм». Суть популярной притчи объяснил священник

0 Comments
Притча я строю храм - разбор

Есть ныне популярная притча, которую прокомментировал иеромонах Ефрем (Метс), разложив всё по полочкам. «Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» — спросил странник у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что,

Христианский смысл

Через тернии к звездам, или Что такое человекЧерез тернии к звездам, или Что такое человек

0 Comments
Через тернии к звездам, или Что такое человек

Есть ещё одно удивительное произведение искусства, отвечающее на самый важный и сложный вопрос: «что такое человек?». Для начала вспомним, что этот же вопрос ставился в «Пиноккио», «Приключения Элетроника», в фильме Спилберга «Искусственный разум» и компьютерной игре «Детройт: стать человеком». Если знаете ещё какие-то произведения, то

Христианский смысл

Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»Философско-богословская притча о времени и вечности — фильм «День сурка»

0 Comments
День сурка: христианский смысл

Иеромонах Ефрем Метс сделал разбор фильма «День сурка» под «православным углом»: что значит, какая связь с новолетием (14 сентября), где логика в чем библейский смысл? Спойлер: «Теперь у времени есть выход в вечность через Христа. Кто хочет крутиться в Сансаре, пусть крутится, кто хочет поднимать

Христианский смысл