------------------- Девство
Православие сегодня Христианский смысл Подвиг девства в христианстве — странное явление?

Подвиг девства в христианстве — странное явление?

0 Comments
Девство

Как разобраться в таком странном явлении как подвиг девства, можем ли мы это понять в сегодняшней культуре? Почему народ XX-го века сексуально свободен, монастыри пустые, христианское сознание в андеграунде, но при этом рождаемость падает, семьи разваливаются? Чего не хватает — ответил  иеромонах Ефрем (Метс).

Сексуальная свобода

Ведь тот, кто захочет взять на себя такой крест, будет осмеян и признан дурачком. Первым начал уничтожать девство Протестантизм. Монах Мартин Лютер попрал своё безбрачие, женившись на монахине Катарине фон Бора. Естественно они не будут в этом раскаиваться и обличать себя, потому и по превратному уму и сердечной похоти была создана протестантская этика. Также Фрейд и XX век атеизма практически добили девство, максимально стигматизировав его. Сейчас XXI век на дворе: народ сексуально свободен, монастыри пустые, христианское сознание в андеграунде, но при этом рождаемость падает, семьи разваливаются.

Чего не хватает?

Несмотря на то, что девство является универсальным явлением и почитается в разных традициях и религиях, всегда нужно смотреть на содержание и мотивацию этого явления. В языческих религиях девство воспринималось именно магическим образом: весталки Рима, прорицательницы у германцев, Афина у греков и джедаи в «Звёздных войнах». Сравнивая языческую девственность с христианским идеалом, следует отметить, что связывает эти явления только одинаковое имя. Ниже рассмотрим разницу.

Во времена Ветхого Завета такого подвига не существовало, хотя при заключении Завета Бога с Израилем при горе Синай было требование к народу:

«И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам». (Исх.19:14-15)

Целомудрие в Ветхом Завете

Таким образом, главный священный момент требовал от людей целомудрия. Во времена Ветхого Завета были исключения, например девственники пророки Илия, Елисей, Иеремия, Даниил. Всё-таки в традиции существовал культ семьи, и продолжение рода было значительным счастьем для иудея. Блаженный Иероним очень точно объясняет такую расстановку ценностных приоритетов: «Тогда мир был пуст и, за исключением прообразов, всё благословение заключалось в детях».

Хотя у пророка Исайи уже есть утешение тем, кто не мог создать семью: «Ибо Господь так говорит о евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится». (Ис.56:4-5)

Новый Завет: Лучше не жениться?

Но уже в Новом Завете происходит возведение человечества на следующую ступень. Бог, воплотившись в человека, пожелал прожить жизнь в девстве, провозгласив:

«Говорят Иисусу ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». (Мф.19:10-12)

Скопцы – это кастраты, если что

Христос говорит, что есть три вида препятствий для брачной жизни. Есть девственники, которые стали таковыми не по своей воле, а потому что родились неспособными к супружескому сожитию. Есть девственники, которые стали таковыми не по своей воле: люди оскопили их. Тогда был популярен институт евнухов.

Есть те, кто сами оскопили себя, т.е. по своей воле решили жить в девстве без хирургического вмешательства, хотя были секты, в которых кастрация была обязательной процедурой. Отсечение телесных членов всегда считалось делом диавольским и подлым злоухищрением Сатаны. Как видим именно Царствие Небесное является главной и единственной мотивацией не вступать в половые отношения. Эту мысль хорошо раскрывает св. Иоанн Лествичник: «Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью божественною, и телесный огнь угасил огнем невещественным». Любая другая причина является фикцией и подменой, не приносящей никакой духовной пользы воздерживающемуся, скорее приведёт к неврозу.

Интересное аллегорическое толкование даёт на это место блж. Иероним:

«Скопцы от чрева матери — это те, которые более холодны по своей природе и не ищут удовлетворения похоти. А другие скопцы, — сделанные людьми, — это те, которых или воспитали мудрецы мира сего (философы — philosophi), и изнежило до степени женщин (emolliuntur in feminas) служение идолам, или те, которые по убеждению еретиков ведут притворно непорочную жизнь, чтобы обманывать других притворной чистотой веры своей. Но никто из них не унаследует Царства Небесного, кроме того, который оскопил себя ради Христа. Поэтому Он и прибавляет: Кто может принять, тот пусть принимает».

Кому дано?

Второй момент заключается в том, что подвиг девства могут на себя взять только те, «кому дано» и кто «может вместить». Как видим должна действовать синергия в подвиге. Св. Иоанн Лествичник пишет:

«Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим».

С другой стороны и человеческая воля имеет своё значение, как пишет свт. Иоанн Златоуст:

«В самом деле, если бы эта добродетель была только даянием свыше и сами девственники от себя ничего не приносили бы, то напрасно бы Он обещал им царствие небесное и отличал их от других скопцов».

Иными словами, девство есть особое харизматическое служение, особая миссия.

Христианство и брак

Стоит обратить внимание, что Христианство не знает безбрачного состояния вообще.

Вот постановление Гангрского собора:

«Если кто-либо останется девственником или будет соблюдать воздержание, воздерживаясь от брака, потому что он питает отвращение к нему, а не из-за красоты и святости самой девственности, да будет анафема».

Т.е. даже девство — это брак, но брак с Богом. Не зря монахини называются «Христовыми невестами».

Святитель Григорий Богослов о соотношении брака и девства говорит удивительные слова:

«Ибо брак не бесчестен потому только, что девство честнее его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который чудодействует на браке, и Своим присутствием доставляет честь супружеству».

Эти слова хорошо станут пониматься исходя из истории митрополита Тихона (Шевкунова). Он говорил, что когда они восстановили монашеское подворье в умирающем селе, где все пьянствовали и умирали, то после этого село начало восстанавливаться, создаваться семьи и рождаться дети.

Именно так:

Девство служит браку, вдыхая в него жизнь.

Девство по телу и по духу можно назвать целомудрием.

Свт. Григорий Богослов пишет:

«Дева, будь девственною и слухом, и зрением, и языком; потому что чрез все вторгается грех. Слух напрягай для одних добрых вещаний, а для речей срамных и бесстыдных заграждай его дверью. Зрение храни целомудренным в брачных чертогах, т. е. в глазах твоих, и не уязвляй сердца похотливыми движениями. Уста держи заключенными, подобно нераскрывшимся чашечкам цветка, чтобы слово твое оставалось предметом желаний».

Или как пишет св. Макарий Египетский:

«Если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты перед Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое».

При взятии Рима в 5 веке варвары изнасиловали монахинь. Блаженный Августин, размышляя о печальном факте надругательства, пишет, что насилие над телом не может нанести урон девству человека, не соизволяющего этому беззаконию: «Бог никогда не дозволил бы случиться этому с Его святыми, если бы святость, которую Он сообщил им и которую Он любит в них, могла погибать подобным образом».

Если в телесном смысле девство вернуть нельзя, то в духовном можно.

Прп. Никита Стифат пишет:

«Не говори в сердце своем: невозможно мне прочее стяжать чистоту девства, после того как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния со злостраданием и теплотою душевною и источатся реки слез умиления, там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя; и душа опять соделывается палатою чистоты и девства, в которую преестественный Бог, снисшедши во свете и радовании неизреченном, и как на престоле славы восседши на высоте ума ее, дает мир сущим в ней силам…».

Архим. Савва Мажуко хорошо заметил:

«Отличие христианского мироощущения состоит в том, что мы знаем, что подлинно прекрасное, в любви к которому растёт человек, есть не безликая, хотя и могущественная сила, как это было у Платона или индусов, а Бог Человеколюбец, возлюбивший меня и предавший Себя за меня (Гал 2:20).

Принцип воспитания эроса просто и доступно сформулирован апостолом Павлом:

«поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16) — важно не только обуздывать и подавлять вожделения, но и жить, то есть активно действовать и созидать себя в духе. Если нет труда по воспитанию эроса, а есть лишь подавление и ограничение, тогда действительно начинается болезнь, то самое состояние невроза, которого настойчиво ищут всеведущие и вездесущие психологи».

Статья этого автора: Аскетика против эротики 

Девство — музейный экспонат?

Завершим Апокалипсисом, когда видимо девство будет музейным экспонатом:

«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.

Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим». (Откр.14:1-5)

Иеромонах Ефрем (Метс)

От Бога всё: желанье девства,
Но при условии что ты
Лишён коварства и кокетства,
Чисты и думы, и мечты…
Соблазна тёмное соседство
Уже не может обольстить.
СкромнО и просто это девство,
И сердцем хочется любить,
Жалеть, искать в себе все средства
Чтобы помочь, без кривизны.
Как вожделенно это девство
В объятьях Божьей тишины…

Стихи написала Татьяна (автор статьи не знает ее фамилию)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

В современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летятВ современном мире «козёл отпущения» это тот, на кого все шишки летят

0 Comments
В современном мире "козёл отпущения" это тот, на кого все шишки летят

Выражение «козёл отпущения» знают почти все, но происхождение и первоначальное значение этой фразы знают немногие. Причём это выражение имеет в быту негативное значение: мол, нашли «козла отпущения», т.е. того, на кого хотят свалить всю вину. Понимание фразы верное, но его содержание гораздо глубже, интереснее и

Христианский смысл

«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»«Концовка с богословской точки зрения прекрасна»: отзыв монаха о фильме «Не смотрите наверх»

0 Comments
Фильм "Не смотрите наверх" с богословской точки зрения

Фильм «Не смотрите наверх»  посмотрел иеромонах Ефрем (Метс) и написал отзыв. Сразу скажу, что он настолько заряжен отсылками и смыслами, что через каждые пару минут его можно останавливать и комментировать происходящее. Но я, чтобы не утомлять пройдусь кратко и отмечу главные в моём понимании смыслы.

Христианский смысл

Через тернии к звездам, или Что такое человекЧерез тернии к звездам, или Что такое человек

0 Comments
Через тернии к звездам, или Что такое человек

Есть ещё одно удивительное произведение искусства, отвечающее на самый важный и сложный вопрос: «что такое человек?». Для начала вспомним, что этот же вопрос ставился в «Пиноккио», «Приключения Элетроника», в фильме Спилберга «Искусственный разум» и компьютерной игре «Детройт: стать человеком». Если знаете ещё какие-то произведения, то

Христианский смысл

Что значит венчаться на царство+чем православный обряд отличается от помазания: интересное из историиЧто значит венчаться на царство+чем православный обряд отличается от помазания: интересное из истории

0 Comments
Венчание на царство

Почти 500 лет назад, 16 января 1547 года, венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. О том как это было и каково значение церковного обряда для народа «Правслов» разобрал здесь. А эта статья о том, что такое венчание на царство, откуда пошло и почему народ,

Христианский смысл

Христос требует узнавать Его в позоре и стыдеХристос требует узнавать Его в позоре и стыде

0 Comments
Проповедь на Рождество Христово

Сегодня Рождество Христово мы воспринимаем как праздник, но был ли он таковым 2000 лет назад? Образ Христа для многих тогда был трагедией и разочарованием. Кучка каких-то языческих волхвов и пастухов с коровами, овцами и волами стоят вокруг Того, Кто разделит весь мир на «до» и

Христианский смысл