Есть ныне популярная притча, которую прокомментировал иеромонах Ефрем (Метс), разложив всё по полочкам.
«Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем.
«Что ты делаешь?» — спросил странник у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь — таскаю эти проклятые камни!» — зло ответил тот.
Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ.
Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», — улыбнулся тот».
Три концепции смысла жизни в притче
Разберём каждую из них.
1. «таскаю эти проклятые камни».
Такую концепцию можно охарактеризовать словами «жить – чтобы жить». В данном случае у человека отсутствует смысл жизни. Психиатр Виктор Франкл видел в этом причину многих психических расстройств.
Человек является как бы заложником и «приговорённым к жизни»: нет ни целей, ни осознания, ни контроля жизни. Греховные страсти, инстинкты и восприятие жизни как случайности определяют такое мировоззрение. Ничего кроме злости, скорбей и самооправдания не возникает в таком сердце. Как говорил авва Дорофей:
«По мере того, как душа творит грех, она изнемогает от него, ибо грех расслабляет и приводит в изнеможение того, кто предается ему; поэтому все происходящее становится ему в тягость».
2. «Я зарабатываю на еду для своей семьи».
Такую смысловую концепцию можно обозначить словами «жить – чтобы жить лучше». Эту цель можно назвать локальным смыслом.
В библейской книге Екклесиаст локальные смыслы обозначены понятием «под солнцем», т.е. земными и внешними. Они действительно нужны и важны, но они не способны утолить сердечную тоску и успокоить душевную глубину. Как говорил прп. Паисий Святогорец:
«Если вы видите человека, который испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя всё у него есть, то знайте, что у него нет Бога».
Таким образом, даже достигнув материального и социального благополучия, человек может быть изрядно несчастным. Бесконечная текучка и смена локальных целей превращается жизнь в суету и бессмысленный бег, а как итог в пустоту и разочарование.
3. «Я строю храм».
Такая смысловая концепция может быть названа «жить – чтобы быть лучше». Эта уже цель имеет глобальный смысл, видна целостная картина, которая познаётся исключительно верой. К тому же образ храма подразумевает взгляд на жизнь Sub specie aeternitatis.
С православной точки зрения – строительство храма – познание Божественного Логоса.
Не зря Христос говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Ин.2:19)
Созидание внутреннего храма вместе с Богом — та экзистенциальная твердыня, которую даже смерть одолеть не может. Как говорит прп. Макарий Великий:
«Как небо и землю сотворил Бог для обитания человека, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе… Посему душа осмысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Боге. И Господь ни к кому не благоволит, как только к человеку».
Вся земная жизнь человека, все его дела должны иметь целью и камертоном «созидание храма», таким образом, изменяется сам человек и окружающий его мир.
Церковь поистине есть благословенная мать, воспитывающая всех чад, а также тело и сердце, в которых обитает Господь. И из-за того, что Дух находится в человеке, поистине тело — храм, а сердце — алтарь, ибо Господь наш пребывает там, как написано:
«Тела ваши суть храм Господа» и «в вашем внутреннем человеке пребывает Христос» (См. Еф. 3:16-17).
Дух Святой вселился в нас при крещении и соделал из нас для Себя храм. Однако Дух Святой живет в нас не с принуждением, а по нашей доброй воле. Если согрешим мы против Него, Он уходит из нас; вместо Него поселяется в нас сатана, и наш телесный храм превращается в свинарник.
Иеромонах Ефрем (Метс)