Преподобный Сергий Радонежский

«Любовью и единением»: Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

0 Comments
Преподобный Сергий Радонежский

Однажды ради Бога будущий преподобный Сергий Радонежский оставил мир, чтобы подвизаться в безвестности, служа одному Христу. Но Господь судил ему не просто достигнуть святости, но – стать зачинателем духовного возрождения страны. Недаром преподобного называют «игуменом всея Руси»

Содержание

В каком веке жил и что сделал для Руси

Годы земной жизни святого Сергия Радонежского (1314 или 1322 – 1392 гг.) приходится на сложный для Русской земли XIV в., когда страна страдала он господства монгольских завоевателей и собственных внутренних междоусобиц, которым, казалось, нет конца. Именно в это тяжелое время Господь воздвиг на Руси святого, который:

  • прославился высотой духовной жизни;
  • основал самый известный монастырь тогдашней Руси – Троицкий;
  • имел множество духовных детей, которые также основали до 70 обителей; не меньше монастырей основано «учениками учеников», как бы духовными внуками преподобного; поэтому время жизни святого именуют еще «монашеским возрождением» страны;
  • играл огромную роль не только в духовной, но также – в политической жизни государства: к его словам прислушивались правители, а молитва смиренного старца была страшна для врагов Руси; недаром митр. Алексий Московский видел в Сергии своего преемника по кафедре – однако, святой отказался, никогда не стремясь ни к власти, ни к почестям.

Дни почитания

Главных из них два:

  • 8 октября – как большинство святых, преподобный чествуется на день его преставления, когда он, будучи с Господом, становится небесным заступником Руси, молитвенником о ее людях;
  • 18 июля – памятный день, когда были обретены нетленные мощи святого.

Кроме этого, прп. Сергий чтится в составе соборов святых Московской (переходящий праздник), Ростово-Ярославской земли (5 июня), а также Радонежских угодников Божиих (19 июля).

Кто автор жития

Жизнеописание святого Сергия Радонежского – очень специфичный исторический источник. Современный человек может полагать, что это биография – однако, это не совсем так. Хотя бы потому, что, если для биографа важно выявить, точно изложить факты жизни своего героя, то для автора жития столь же необходимо – передать особенности его духовной жизни, внутреннее состояние подвижника. Факты же биографии:

  • передаются постольку, поскольку отвечают этой задаче;
  • иногда же вовсе не затрагиваются – составителю жития важен святой, как исполнитель воли Божией, избранный сосуд Благодати, а не общественный или даже церковный деятель.

Именно поэтому современные историки, реконструируя биографию деятелей прошлого, пользуются также летописями, другими историческими документами. Что же до жития преподобного, то его создание проходило в течение нескольких десятилетий, текст имеет несколько редакций – которые, как установили современные ученые, отражают не только специфическое мировоззрение средневекового книжника, но также – различные политические перипетии, изменения в стране.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова.
С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Епифаний Премудрый

Инок Епифаний (Премудрый), ныне прославленный как преподобный, начал свое подвижничество в монастыре св. Григория Богослова в Ростове. Здесь он тесно общался как «совопросник и собеседник» с будущим святителем Стефаном Пермским (позже Епифаний напишет его житие тоже). Позже он перешел в Троицкий монастырь, где стал духовным сыном прп. Сергия.

Считается, преподобный Епифаний, современник, ученик святого, стал первым создателем его жития: оно начинается со вступления, где автор сам называет свое имя.

Из текста жития мы также узнаем, что, хотя в монастыре преподобного было множество людей, хорошо знавших, любивших его, работа над житием началась лишь через 26 лет по кончине угодника Божия. Это, правда, не совсем так: ведь тот же Епифаний рассказывает, что начал собирать сведения о святом уже в первые годы по его кончине, расспрашивая его родных (например, брата, Стефана), близких знакомых.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Автор биографии Сергия Радонежского — прп. Епифаний Премудрый. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в ТСЛ. 1842 г.

Наконец, собрался большой материал, по словам самого Епифания, «ова убо в свитцех, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняя назади, а задняя напреди». Приводить в порядок отрывочные записи святой начал, вероятно, около 1418 г. К сожалению, Господь не отпустил ему много времени на этот труд: доведя повествование о святом только до половины, монах скончался.

Пахомий Логофет

Происходивший из Сербии, принявший пострижение на Святой Горе Афон, он появился на Руси с 1420-х гг. Прозвание «логофета» (что значит «книжник», «писатель») указывает на род деятельности инока: он, поселившийся в Троице-Сергиевом монастыре, занимался собирание материала для жития святых, их составлением.

Известно, что Пахомий составил жития 10 русских святых, 14 богослужебных текстов в их честь, более 20 канонов.

Среди написанных Пахомием на русском материале житий есть также продолжение труда прп. Епифания. Полагают, что его первая редакция возникла около 1439 г., когда монастырь на день памяти преподобного (8 октября) собирался посетить, как паломник, великий князь Василий II – как благодарность преподобному за помощь в борьбе с татарскими войсками летом того же года.

К приезду великого князя, вероятно, планировалось подготовить полное житие преподобного, необходимое для прославления прп. Сергия как святого. Однако, так как сроки были сжатыми, пространного изложения жизни святого не получилось – к уже существовавшему тексту Епифания, где биография святого доводится до 1360-х гг., был присоединен небольшой текст о дальнейшем его жизненном пути.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Автограф Пахомия, надпись: Пахомия Сербина, из книги Псалтирь толковая Афанасия Александрийского, рукопись 1459 года, писцом которой он был (источник: Википедия)

Текст этот историки оценивают как неполный, а частью – малодостоверный, так как:

  • в него не вошли некоторые эпизоды жизни святого;
  • в ряде мест была нарушена хронология событий;
  • наконец, имелись некоторые искажения исторических фактов, сделанные составителем в связи с политической ситуацией; например, преемником прп. Сергия на игуменстве называется прп. Никон Радонежский, хотя на самом деле это был прп. Савва Сторожевский Звенигородский; однако, Звенигород был вотчиной князя Юрия, политического противника Василия II, так что о местном святом почли за лучшее не упоминать.

Хотя житие было составлено в оговоренные сроки, прославления прп. Сергия тогда не состоялось, ввиду внутрицерковной смуты, низложения митр. Исидора, уклонившегося к унии с католиками. Впоследствии возникло еще две редакции жития преподобного:

  • 1445 г., сильно сокращенная – тогда великий князь Василий II был свергнут двоюродным братом, Дмитрием Шемякой, который захватил великокняжеский престол; эта, как говорят историки, «политически мотивированная» и «сильно обезличенная» (пришлось убирать упоминания о неугодных новому великому князю деятелях) редакция жизнеописания так и нашла своего читателя – вскоре Василий вернул себе великое княжение, политическая ситуация опять изменилась;
  • 1448-49 гг., наиболее полная и окончательная – созданная по благословению настоятеля монастыря Мартиниана; позже к тексту были добавлены описания чудес святого, последовавших в 1448-1449 гг.; предполагается, что она была составлена к Поместному Собору Русской Церкви, который избрал первого митрополита, не поставленного Константинопольским Патриархом – свт. Иону; таким образом, Русская Церковь стала автокефальной, что ознаменовалось прославлением нового святого, прп. Сергия, для общерусского почитания.

Именно последняя по времени редакция жития сейчас является основным источником сведений о жизни прп. Сергия.

Биография преподобного

Год рождения преподобного Сергия различным образом представляется прп. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом:

  • первый говорит, что святой умер в 1392 г. будучи 70 лет, следовательно, родился он в 1322 г.;
  • по Пахомию, прп. Сергий прожил 78 лет, поэтому год его рождения определяется как 1314; современные историки склонны считать, что в тексте Пахомия – ошибка, и склоняются к 1322 г.

Где родился

Прп. Епифаний, подробно повествующий о первых годах жизни святого, прямо не указывает место его появления на свет, лишь упоминает о некоей «деревне» «не зело близко от града Ростова». Историки полагают, что эта деревня именовалась Варницы (по соляным варницам, которые здесь находились). Убеждение основано на бережно хранимом современниками святого предании о том, что именно здесь жила его семья.

Своего рода памятником преподобному в 1427 г. (через 5 лет по обретении его честных мощей) стал Варницкий монастырь, именовавшийся, как Сергиев, также Троицким. По одной из версий, его соборный храм стоял на месте дома родителей святого, по другой – там, где ему явился некий инок, по молитве которого отрок научился грамоте.

Ныне обитель – снова действующая (с 1996 г.).

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ярославская область, г.Ростов Великий, п. Варницы (п/о п. Ишня). Фото с официального сайта: май 2022 года

Семья

Автор жития, прп. Епифаний, практически ничего не сообщает о роде преподобного – за исключением того, что отец его, Кирилл, был боярином при Ростовском князе. Поэтому современные историки, пытаясь исследовать родословную святого, привлекают, помимо жития, другие источники – это, прежде всего, монастырские синодики (помянники), куда подавались имена обычно целого рода. Другой источник – летописи, в частности, «Ростовский летописец», где также присутствуют некоторые косвенные упоминания о роде преподобного.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские клеймо из жития. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

Согласно всем этим сведениям, более или менее точно установлено:

  • что святой происходил из благочестивого рода; в нескольких синодиках упоминается, вероятно, его дед по отцу, схимонах Иринарх, живший в начале XIV в., таким образом, прп. Сергий был далеко не первым монашествующим в своем роду;
  • что его отец, Кирилл, возможно, мог быть потомком варяга Шимона (Симона), прибывшего на Русь в XI в., находившегося в тесном духовном общении с прп. Феодосием Печерским; поэтому предков Кирилла могли называть «Симоновыми»; однако, это предание известно по работам собирателя ростовских сказаний, краеведа XIX в. А.Артынова (1813-1896 гг.), который не был профессиональным историком, часто некритически подходил к историческим источникам; к настоящему времени историки не могут подтвердить эту версию.

Кроме того, прп. Епифаний упоминает некоторые ростовские роды, очевидно, имевшие какие-либо родственные отношения с семьей преподобного. Это:

  • Протопопины, в частности, Георгий, предположительно, сосед родителей преподобного;
  • Тормосовы;
  • Дюденевы, вероятно, происходившие из крещеных татар; прп. Епифаний называет одного из них «зятем» Кирилла; это может означать, что из этого рода была Мария, мать преподобного;
  • Вельяминовы, в частности, тысяцкий Протасий; известно противостояние этих бояр с великим князем Московским

Впоследствии все эти имена достаточно состоятельных, облеченных властью людей, встречаются среди жертвователей Троице-Сергиевой обители.

Кирилл и Мария – родители

Историки считают, что это – подлинные имена в Крещении, хотя в помянниках впоследствии супруги пишутся как «схимонах» и «схимонахиня». Однако дело в том, что по традиции того времени при постриге в великую схиму давали имена, принятые в Крещении – таким образом, благодаря постригу родителей святого их имена сохранила история.

О духовном облике родителей преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии житие святого свидетельствует значительно подробнее, чем о родословной. Прп. Епифаний восхваляет благочестие отца, глубокое смирение матери, Марии. По словам прп. Епифания, они «были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит». Ну а другие документы подтверждают: слова эти – не «фигура речи». Кроме среднего сына, Варфоломея, позже прославленного как прп. Сергий, монахом стал старший, Стефан. А его сын, свт. Феодор, принявший пострижение от руки дяди, прп. Сергия, позже был епископом Ростовским. Понятно, что подобное воспитание возможно в семье, где вся атмосфера глубоко духовна, проникнута верой.

Стефан и Петр – два брата

О них более или менее точно известно из синодиков с именами родичей прп. Сергия. При этом историки уверены, что имя Петра – младшего брата прп. Сергия – крещальное, так как он не принимал пострижения. А вот имя старшего, Стефана – скорее всего иноческое, полученное после пострига, тогда как нареченное в Крещении осталось неизвестным.

Другие родственники

Синодики сохранили имена женщин семьи: кроме Марии, это Анна, вероятно, младшая сестра преподобного (по другой версии – супруга Стефана), а также Екатерина, может быть, супруга младшего сына Кирилла – Петра.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Икона рода Сергиева. На ней изображены сродники преподобного Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария, преподобный Стефан и Петр — сыновья их — с женами, святитель Феодор Ростовский — сын Стефана

Известно, что у старшего брата преподобного, который в миру был женат, было двое сыновей – Климент и Иоанн (впоследствии в иночестве Феодор), у Петра в браке родился Матфей.

Детство Варфоломея

На людях, подобных св. Сергию, избранничество Божие проявляется обычно с ранних лет. Так, о святом известно, что:

  • еще до его рождения произошло странное событие: когда Мария, носящая во чреве сына, однажды пришла на литургию, перед чтением Евангелия вдруг раздался крик ее еще не родившегося младенца; еще громче ребенок закричал во время «Херувимской песни», а потом – пред Причастием; странное чудо привело тогда в страх, недоумение многих;
  • по рождении святой совершенно отказывался принимать материнскую грудь по постным дням (средам, пятницам); отказывался он от молока также тогда, когда Мария вкушала мясное, даже если церковный Устав позволял такую пищу; поняв, что происходит, мать все время, пока кормила младенца, вела крайне воздержный, постнический образ жизни; окружающие же, конечно, недоумевали, кем же будет столь необычный ребенок.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Михаил Васильевич Нестеров
«Видение отроку Варфоломею. 1889—1890
Холст, масло. 160 × 211 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Когда Варфоломею было лет семь, его отдали учиться грамоте. Однако, она никак не давалась мальчику. Прп. Епифаний пишет, что родители не раз ругали его, да и сам он очень скорбел. Однако, происходящее было к большей славе Божией: однажды отрок, посланный отцом за лошадями, встретил среди леса некоего инока. Он, в простоте душевной, тут же поделился с ним своей бедой – а в ответ получил уверение в Божией помощи. Действительно, с этого времени он стал читать даже лучше своих братьев.

Есть основательная версия, что святой освоил греческий язык, который мог знать в совершенстве, читать на нем святоотеческие творения, которые тогда редко переводили на славянский. Это подтверждается, например, тем, что его племянник, в будущем игумен, после – епископ Феодор, живший в обители дяди с 11 лет, отлично владел этим языком, конечно, наученный ему в монастыре, скорее всего – самим преподобным.

Первые подвиги

Из детства отрока также известно, что лет с 12 он начал крайне строго поститься, ничего не вкушая по средам и пятницам, да и по другим дням сильно ограничивая себя в пище. Мать, Мария, даже беспокоилась о здравии Варфоломея. Так промысл Божий готовил его к будущему монашеству.

В Радонеж

Вероятно, перелом в жизни семьи наступил примерно в 1340-е гг., когда боярин Кирилл и раньше, видимо, не слишком богатый, живший в основном с соляного промысла, теперь почти совсем утратил свое состояние. Предполагают, что причиной этого могли быть:

  • череда неурожайных лет на Ростовской земле, что очень разорило семью Кирилла;
  • невозможность для местного князя, которому служил Кирилл, уплатить «выход» (дань) монголам; необходимая сумма была найдена московским правителем, Иваном Калитой, но Ростовское княжество теперь оказалось в полной зависимости от него, так что он переселил его бояр на московские земли;
  • наконец, по третьей версии, великий князь Московский, имевший право собирать дань монголам со всех русских земель, настолько активно делал это в Ростове, что разорил не одну богатую семью.

Во всяком случае, в начале 1340-х гг. Кирилл переезжает в Радонеж, чтобы служить московскому князю. Городом владел младший сын Ивана Калиты, Андрей – что говорит о незначительности Радонежа, и, конечно, о статусе самого боярина Кирилла, у которого, очевидно, не было здесь перспектив. К тому же сам он по старости лет уже не способен к военному делу – и службу берет на себя старший сын боярина, Стефан.

Сам же Кирилл вместе с супругой все чаще задумываются о монашестве. Иногда говорят, что это – влияние среднего сына, ведь Варфоломей, до сих пор не женатый, в отличие от братьев, не раз высказывал желание принять постриг, может быть, его устроение повлияло на родителей. Историки же добавляют, что на решение принять монашество могли оказать влияние потеря имущества, показывающая суетность мирских попечений, вообще обстановка политических интриг, сопровождающая отношения Ростова и Москвы, вызывавшая усталость от этого бесконечного «попечения жития».

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Монастырь в Хотьково сегодня

Так Кирилл и Мария удалились в Покровский монастырь в Хотьково, который тогда считался «оптиным», то есть там жили как монахи, так – монахини. Подобная практика была распространена в то время: ввиду очень частых разорений обителей монголами, уцелевших иноков обоего пола принимали как мужские, так женские обители.

Будущий инок

Известно, что некоторое время после принятия родителями иночества Варфоломей оставался дома, занимаясь хозяйством, так как отец не благословлял его становиться иноком до их кончины. Варфоломея родители называли опорой своей старости – причем историкам остается только гадать о причине такого особого отношения, ведь супруги имели взрослых женатых сыновей, подрастающих внуков.

Кроме того, еще при жизни родители благословили овдовевшего старшего сына стать монахом в том же Хотькове монастыре – а Варфоломею препятствовали. Было ли дело в особой заботе среднего сына о родителях? А может – в характере братьев? Например, Стефана некоторые церковные историки характеризуют как импульсивного, вероятно, малонадежного человека (через несколько лет он покинет в лесу брата, Варфоломея, чтобы уйти в Москву, недовольный тяготами пустынножительства)?

Все это, конечно, лишь догадки.

Во всяком случае, по кончине родителей Варфоломей практически сразу уходит на желанное ему безмолвие. Вместе с ним отправляется в леса брат Стефан, уже инок, покидая Хотьково. А вот Варфоломей пострига пока не принял – подвижничать удалился, как мирянин. Причину этого житие не поясняет: противились ли родственники, тот же Стефан, старший брат, теперь заменивший отца? Желал ли юноша испытать себя?

 

Так или иначе, на холме, именуемом Маковец, братья вместе строят небольшую церковь Св. Троицы – на том месте, где сейчас собор, в котором почивают мощи преподобного, она стояла даже до XV в. Можно лишь предполагать лишения, тяготы, выпавшие на долю братьев среди лесов, в окружении диких зверей. Конечно, не обошлось без искушений, которых, может быть, не выдержал инок Стефан, оставивший Варфоломея через некоторое время. Так будущий преподобный остался один.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Искушения

О жизни его в это время известно немного – житие говорит о трудностях выживания в лесу, бесовских искушениях, которые, однако, не сломили подвижника. А потом в его одинокую пустынь пришел игумен Митрофан – от его руки Варфоломей принял пострижение с именем в честь мученика Сергия (память его и мч. Вакха приходилось на день пострига).

Где жил после принятия монашества

Житие рассказывает, что игумен, отслужив литургию, задержался в пустыни еще дней на семь. Новопостриженный Сергий все это время пребывал во храме, непрестанно молясь, так, что даже не вкушал ничего, кроме одной просфоры.

Настоящее потрясение ждало о. Митрофана, когда он, наконец, собрался покинуть пустынь: Сергий, которого он за эту неделю узнал как молитвенника, подвижника, начал с великим смирением вопрошать игумена о правилах иноческого подвижничества, сетовать, что, как новоначальный, может не понести искушений, прельститься от бесов – это он, столько времени живший один, смиреннейший молитвенник, постник! Изумленный тем, что Сергий буквально ни во что не ставит свои подвиги, понимая, что в меру этого подвижника ему, может быть, не прийти никогда, о. Митрофан лишь ответил:

«И ты меня спрашиваешь о том, что ты много лучше нас знаешь, о священная глава!».

Игумен не сможет забыть этого урока смирения: через несколько лет он найдет Сергия – чтобы стать его духовным сыном, оставшись в его обители до конца жизни.

Пока же о. Митрофан ушел – преподобный же остался на Маковце, при своей церкви.

История с медведем

Это – один из рассказов о жизни святого, дошедший до нас из времени его уединенного подвижничества. Инок терпел немало искушений, как от бесов, ополчившихся на молодого монаха, так – ввиду трудностей пустынного жития в окружении диких зверей. Они, однако, не трогали подвижника, один же – медведь – даже привык приходить к келье преподобного, чтобы получить из его рук кусок хлеба.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Юность преподобного Сергия»- вторая работа Михаила Нестерова, посвященная великому русскому святому. В 1897 году Нестеров принес в дар это полотно с рядом других работ «Сергиевского цикла» Третьяковской галерее.

Бывали дни, когда не было пищи, или было ее мало – иногда же Сергий, движимый жалостью, отдавал зверю весь свой хлеб, оставаясь голодным. Но, конечно, не за хлебом приходил медведь – просто чувствовал в преподобному ту благодать, которая, должно быть, осеняла Адама в Раю, тянулся к человеку. Ныне изображение святого с предстоящим ему зверем можно увидеть при входе во святые врата лавры.

Основание обители

Через несколько лет к Сергию начали собираться братия – любители пустынножительства. Сначала было их лишь двенадцать – притом, как говорит житие, если кто-либо уходил или умирал, то по времени на его место приходил новый насельник.

Но постепенно число желающих жить под руководством аввы начало расти – это притом, что сам Сергий не проявлял желания становиться кому-либо духовным отцом. Хотя бы потому, что ему было только чуть за 20 лет, он считал себя новоначальным, еще не опытным подвижником. Так что монахов некоторое время окормлял присоединившийся к братству игумен Митрофан. Но когда старец, поболев, скончался, братия начала сильно настаивать, чтобы Сергий принял священный сан и игуменство. Он отказывался. Тогда монахи обратились к епископу Афанасию Волынскому, замещавшему тогда митрополита Алексия Московского, уехавшего в Константинополь. Тот долго уговаривал святого, и, наконец, сказал:

«Возлюбленне! Вся стяжал еси, а послушания не имаши!»

Тогда Сергий тут же земно поклонился и принял происшедшее, как волю Божию.

«Общежительная реформа»

Вновь созданная Троицкая обитель поначалу была так называемой «особножительной»: монахи жили каждый в собственной келье, вели минимальное хозяйство, чтобы обеспечить себя. Оттого обитель часто нуждалась, а братия иногда даже роптали. Неизвестно, когда у преподобного зародилась мысль о введении монашеского общежития, но сама эта «реформа» проводилась постепенно. Так, известно, что:

  • изначально, с первых лет существования монастыря, иноки сходились в Троицкую церковь на общую молитву;
  • все вместе занимались хозяйственными работами – копали землю, рубили дрова;
  • существовали также совместные трапезы, которые часто готовил сам преподобный, вообще работавший всегда наравне с братией.

Так, постепенно приучив иноков к общему житию, преподобный ввел такой устав, вероятно, около 1364 г. Приходящий в его обитель отказывался от личной собственности, обязывался трудиться вместе с братией на общую пользу монастыря. Не обошлось без ропота, а однажды авве даже пришлось покинуть свою обитель, видя, что нарушается мир между братиями. Но скоро они почувствовали духовное оскудение без своего игумена, смирились – и, конечно, были прощены.

Внешний облик и характер Сергия Радонежского

О том и другом, пожалуй, лучше всего свидетельствует случай, приводимый в его житии. Однажды некий поселянин, как многие, пришел, чтобы посмотреть на великого угодника Божия, может быть, получить его совет. Ища игумена, он обратился к братии – те ответили, что отец Сергий ныне на огороде. Здесь крестьянин действительно увидел трудящегося пожилого монаха – грязного, в земле, одетого в драный заплатанный подрясник.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Внешний облик Сергия Радонежского. Триптих Михаила Нестерова. Фрагмент

А где же сияние святости, благолепный старец? Крестьянин решил, что над ним подшутили, стал возмущаться, кричать, так что монахи даже собирались вовсе выгнать его из обители. Но делать это им запретил сам преподобный, пообещав паломнику, что Сергия он увидит. Вразумленный его кротостью, крестьянин стал ждать.

Через некоторое время в обитель пришел сам великий князь, и человек этот в полном недоумении смотрел, как властитель пал в ноги неказисто одетому монаху, принял его благословение, затем кротко слушал советы. Так он действительно увидел Сергия. По уходе князя крестьянин пал в ноги преподобному, прося прощения. Святой же убеждал его, что, напротив, человек, обличив его, сделал ему добро, смирив того, кого вся братия считала святым. Через несколько крестьянин оставил мир и принял постриг от руки святого. Так величайшее смирение преподобного обращало на путь Божий души десятков людей.

Роль святого в исходе Куликовской битвы

Школьные учебники описывают эту истории на основании «Сказания о Мамаевом побоище», которое появилось, однако, примерно через 100 лет после самой битвы, а также повести о событии, называемой «Задонщина» (она датируется XVI в.). Согласно этим источникам, до начала похода и сражения (оно состоялось 21 сентября 1380 г.)

Дмитрий Донской приходил в монастырь, чтобы получить благословение святого на предстоящую битву. Кроме того, что преподобный благословил князя, предсказав ему победу, он также:

  • послал с его войском двух схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю;
  • вослед князю послал гонца, передавшего ему перед самым сражением Богородичную просфору, а также ободряющую грамоту святого.

Современные историки сомневаются в версии событий, излагаемой источниками, появившимися через 100 и более лет после сражения. Тому есть веские причины.

Как и когда благословил полководца Дмитрия Донского

Житие святого в редакции Пахомия Логофета утверждает: такое благословение было, и, конечно, до сражения. Но когда именно – не уточняет. В том, что до начала похода великий князь посещал преподобного, есть большие сомнения:

  • современный историк, И.Н.Данилевский, указывает, что Сергиева обитель расположена в 70 км от Москвы, притом севернее, тогда как встреча войск, идущих на Мамая была назначена в Коломне – еще 70 км от столицы, но… южнее; таким образом, если принять событие как реальный факт, великий князь увеличил свой путь до 140 км – причем зная, что войска Мамая уже начали поход;
  • кроме этого, последние годы перед Мамаевым нашествием получил развитие конфликт Церкви и государства, когда Дмитрий Иванович пытался уговорить свт. Алексия Московского благословить на митрополию после него своего духовника, белого священник Михаила (прозванного Митяем), личность крайне одиозную в церковной среде; свт. Алексий в ответ попытался предложить митрополию прп. Сергию; и, хотя тот решительно отказался, не желая участвовать в политических интригах даже с благими целями, великий князь мог гневаться на святого; и уж точно не пошел бы к нему за благословением на столь дальнее расстояние; тем более, что в самой Москве имелся глубоко уважаемый им Симонов монастырь, где игуменствовал прп. Феодор, племянник Сергия.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Когда и как благословил Сергий Радонежский Дмитрия Донского на битву. Картина Ильи Глазунова — Канун. Из цикла «Поле Куликово». 1977 г

Тем не менее, житие говорит, что Сергий благословлял великого князя на битву. Можно предполагать, что для этого Димитрий мог заблаговременно лично посетить святого – но не перед самим походом, а, вероятно, раньше. Конкретного времени события житие не называет.

История про Пересвета и Ослябю – правда или вымысел

Житие святого не говорит о таких иноках (сама история излагается только в «Сказании о Мамаевом побоище»), а историки крайне сомневаются вообще в том, что это были монахи: ведь имена Пересвета и Осляби, под которыми их знает история – не христианские. Непонятно также, каким образом «схимонахи», о которых говорят позднейшие источники, могли участвовать в сражении, когда им запрещено брать оружие.

В исторических источниках Александр Пересвет упоминается как брянский боярин, возможно, привезший Димитрию Донскому грамоту прп. Сергия – однако, из этого еще не следует, что он был монахом. В этой связи часть историков считают рассказ об этих иноках скорее легендой.

Вместе с тем, Александр и Андрей канонизированы Русской Церковью как преподобные. Значительная часть церковных историков полагает, что, хотя источники, сообщающие о них – позднего времени, они, возможно, созданы на основе более ранних рукописей XIV в.

Ученики преподобного

К их числу принадлежит множество иноков, среди которых – основатели 70 обителей по всей Руси. Среди них преподобные:

  • Савва Сторожевский;
  • Кирилл Белозерский;
  • Иаков Железноборовский;
  • Афанасий Высоцкий.

И еще десятки других.

Наставления

От преподобного не осталось буквально ни строчки писаний, хотя он был прекрасно образован. Некоторые его наставления записаны учениками.

«Имея пищу и одежду, тем довольны будем…А ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».

«Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать».

«Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

«От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете».

«Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».

Явление Богородицы

Известно, что оно случилось Рождественским Постом 1385 г. Подвижник, уже приближавшийся к кончине, скорбел о судьбе созданной им обители, ее братии. Утешить его пришла Сама Матерь Божия.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Клеймо «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Икона «Сергий Радонежский с клеймами жития и Сказанием о Мамаевом побоище». Собрание Ярославского художественного музея. Икона находится в экспозиции Митрополичьих палат.

По свидетельству ученика Сергия, прп. Михея, случилось это после чтения святым Акафиста Пречистой:

«Когда он завершил канон и сел немного отдохнуть, сказал ученику своему по имени Михей: «Чадо! Будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей час». И пока он это говорил, вдруг глас раздался:

«Се Пречистая грядет!»

Святой, услышав, быстро вышел из кельи в пруст, то есть в сени. И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающую. И когда увидел ее святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет. Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, говоря:

«Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя о учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей, — и не скорби больше; ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину я обители твоей, все нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая».

Сказав это, стала она невидима. Святой же в смятении ума страхом и трепетом великим объят был…»

Впоследствии событие было изображено на иконе. По обретении мощей святого этот образ был помещен над его гробницей.

Когда умер и где похоронен

Преподобный Сергий Радонежский скончался 8 октября 1392 г., а погребен был близ созданной им при начале иноческого пути Троицкой церкви.

Почитание

Почитание началось сразу после кончины, ведь святость великого аввы была очевидна уже при его земной жизни.

Мощи

5 июля 1422 г. при строительстве каменного Троицкого храма были обретены нетленные останки святого. С этого времени мощи преподобного Сергия стали доступны для поклонения верующих, и пребывали в Троицком соборе до 1919 г. – тогда было проведено так называемое «вскрытие мощей», когда они были выставлены на всеобщее обозрение – что не уменьшило почитания святые, как рассчитывали безбожники.

 

Около 30 лет мощи были «экспонатом» музея, а с 1946 г. – возвращены возрожденной лавре.

Когда и почему был канонизирован

Датой общецерковного прославления святого чаще всего называют 1448 г., когда такое решение принял Поместный Собор.

Город Сергиев Посад сегодня

Как город слобода при монастыре существует с 1782 г. Ныне он снова носит историческое название, тогда как все советские годы был Загорском (в честь одного из революционных деятелей). Сейчас население города – чуть менее 100000 человек. Главная его достопримечательность – лавра, ее святыни.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Сергиев Посад. Лавра. Свято-Троицкий собор, место где ныне покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского

Родник

Это источник близ монастыря, который, по преданию, был изведен из земли по молитве преподобного – после ропота братии, не имевшей в обители достаточного количества воды. Сейчас его отождествляют с Пятницким колодцем в часовне св. Параскевы Пятницы. Кроме этого, есть изведенный преподобным источник в 14 км от монастыря, в деревне Взгляднево. Здесь – подворье монастыря, имеется церковь, купальни.

Икона

Древнейшее изображение относится к 1420-м гг. – это вышитый покров раки святого. Святой изображается в монашеских одеяниях своего времени, черты лица передают его прижизненный облик. Впоследствии покров стал образцом для написания икон прп. Сергия.

Мощи Сергия Радонежского

Сергий Радонежский Надгробный покров 1420-е

Он изображается:

  • «в житии», то есть с клеймами, где представлены эпизоды его жизни;
  • предстоящим Богоматери;
  • изводящим из земли источник.

Как выглядел Сергий Радонежский: рост, лик

Мастер изобразивший святого Сергия Радонежского на надгробном покрове, по всей видимости, руководствовался, если не личными впечатлениями, то подробным описанием, которое дали ученики преподобного. Ведь разница между датами смерти аввы Сергия и изготовлением покрова на его гробницу  — 28 лет.

Как выглядел Сергий Радонежский на самом деле

Современные антропологи в 2013 году попытались воссоздать внешность преподобного Сергия. За основу взяли изображение на плащанице и череп человека, который жил в одно время со святым

Старец 78 лет, из боярского русского рода, среднего роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него — открытый, брови — поднятые, нос — средний.

Одежда на нем — подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера.

Описание облика Сергия Радонежского по академику и иконописцу В.Д Фартусову

Внешность преподобного Сергия Радонежского

Это скульптурный портрет преподобного Сергия Радонежского, который ученые из знаменитой лаборатории Герасимова создали  на основе рассказов наших современников, сподобившихся стать свидетелями чудесных явлений святого. Удивительно, но но описывали они Игумена одинаково, хотя ни разу не встречались. Светлые волосы, серые или голубые глубоко посаженные глаза, вытянутое лицо, выделяющиеся скулы, худощавого телосложения, роста выше среднего… А ещё все отмечали духовность во взгляде. Елезавете Веселовской удалось это передать, мастер лишь вздыхала о том, что духовенство не благословило сделать современную  экспертизу главы преподобного. Священноначалие можно понять: благоговейно опасаются даже ненароком, косвенно повторить осквернение 1919 года.

Памятник

Скульптур преподобного существует по стране более десятка. Самые первые его памятники появились в Сергиевом Посаде (2000 г.) и Радонеже (1988 г.)

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Свт. Сергий Радонежский и его родители — прпп. Кирилл и Мария. Памятник в Хотьково

700-летие со дня рождения и 600-летие обретения мощей

Семисотлетний юбилей отмечался исходя из даты рождения святого, определяемой Пахомием Логофетом как 1314 г. Юбилей преподобного был отмечен:

  • установкой его скульптур по разным городам страны;
  • проведением конференций его памяти;
  • и, конечно, торжественными богослужениями на месте его подвига – в лавре.

18 июля 2022 года Руская Православная Церковь чествовала 600-летие обретения мощей преподобного. Святой Сергий Радонежский совершил Крестный ход по России.

Об этом уникальном и духовном событии читайте подробнее:
Вся Россия за 114 дней: принесение мощей Сергия Радонежского в 2022 году

За что получают орден преподобного Сергия Радонежского

Орден преподобного Сергия Радонежского имеет вид креста с изображением святого. Награду получают церковные, государственные, общественные деятели за заслуги перед Церковью.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Орден преподобного Сергия Радонежского 1 степени

В чем помогает

Преподобный Сергий Радонежский считается:

  • покровителем учащих и учащихся;
  • исцелителем болезней;
  • помощником во всякой житейской скорби;
  • защитником воинов на поле брани;
  •  святым заступником во время нашествия врагов, ибо известно немало чудесной помощи как во время земной жизни так и после

И, конечно, Церковь не случайно именует его «наставником монахов»: к нему прибегают за благословением желающие вступить на этот путь.

Чудеса вчера и сегодня

«Некий благочестивый человек, живущий в окрестностях монастыря того, имел веру великую в святого Сергия. Сын же человека этого, малолетний отрок, единственный ребенок его, от болезни страдал… Принес он сына в монастырь, умоляя святого помолиться.Но пока человек этот просьбу излагал, отрок, жестокой болезнью страдавший, ослабел и испустил дух. Когда увидел человек этот, что умер сын его, он всякую надежду утратил и заплакал… Пошел человек приготовить гроб, чтобы положить умершего сына, а тело ребенка оставил в келье. Святой же сжалился над человеком этим, преклонил колени и начал молиться за умершего. И внезапно отрок ожил, и душа к нему возвратилась, и начал он двигаться.

Пришел отец отрока, неся все, что нужно для погребения; увидев его, святой сказал ему: «Зачем ты, человек, трудишься, неверно помыслив: отрок твой не умер, но жив». Тот же не мог поверить: ведь был убежден он, что сын его умер. И пришел он, и нашел сына живым, как сказал святой; и припал он к ногам человека Божьего, благодарность ему принося…»

(из жития святого)

«Жил далеко от лавры преподобного отца нашего один вельможа на реке, называющейся Волга. Этот самый вельможа от беса мучился жестоко, непрестанно, днем и ночью, так что он даже железные путы разрывал. И ничем не могли его удержать, даже десять или более мужчин крепких; потому что одних он руками бил, других же зубами кусал. Так, от них убегая в пустынные места, он там жил, жестоко мучаясь от беса, пока снова не находили его и, связав, не вели его в дом. Жалеющие его люди услышали про святого, о том, что творит Бог чудеса ради него, и, поразмыслив, повели безумного в монастырь к человеку Божьему. В пути со многими трудностями столкнулись те, кто вел его; он, беснуясь, громким голосом кричал:

«О, какое несчастье! Куда вы меня силой ведете, хотя я не хочу даже слышать, а тем более видеть Сергия нисколько? Верните меня снова в дом мой!»

Но они, хотя тот и не хотел, силой тащили его. И когда приблизились к монастырю, он, беснуясь, путы разорвал и на всех набросился, говоря:

«Не хочу туда, не хочу! Я возвращусь назад, откуда пришел!»

Такой он рев издавал, как будто сейчас лопнет, так что и в монастыре вопль и крик был слышен. Сообщили об этом святому; блаженный же повелел в било ударить, и когда братия собралась, он начал петь молебен за больного. И тогда беснующийся начал понемногу успокаиваться. Когда привели его в монастырь, преподобный вышел из церкви, неся крест в руке. Когда же он перекрестил его, безумный зарычал громким голосом и отскочил от места того. А около места того была вода, после дождя собравшаяся; увидев ее, больной бросился в нее, воскликнув:

«Какое мучение от пламени этого страшного!» И с тех пор он вылечился по благодати Христа и молитвами святого, и разум к нему вновь возвратился, и начал он говорить осмысленно. Когда же спросили его, почему он кричал, он рассказал так: «Потому что, когда привели меня к преподобному и хотел он меня осенить крестом, тогда я увидел пламя огромное, из креста исходящее, которое всего меня окружило. Тогда я бросился в воду: ведь я думал, что сгорю от пламени этого».

Так он оставался в монастыре несколько дней, кроткий и разумный, и, по благодати Христа, ушел здоровым в дом свой» (из жития святого).

Иная история

«Более 20 лет назад на источнике преподобного Сергия Радонежского я попросила святого помочь моей сестре забеременеть и родить ребенка. Почти сразу произошло чудо. А ведь моя сестра до этого много лет не могла забеременеть. Благодаря молитвам преподобного Сергия теперь у нас есть наша Дашенька, дар от Господа…»

(Анна, наши дни)

«Однажды я долго, в течение нескольких месяцев, искала работу. Хотя у меня хорошее образование и я знаю три иностранных языка, меня никуда не брали… И вот привезли к нам в город икону батюшки Сергия с частичкой мощей. Я пошла на молебен (правда, не с целью просить работу, а просто помолиться: очень я люблю ходить в церковь, люблю Сергиев Посад и святого Сергия Радонежского). После молебна вернулась домой, открыла почту — а там приглашение на собеседование!

И в другой раз я очень переживала из-за собеседования и решила, чтобы успокоиться, почитать акафист Сергию Радонежскому и легла спать. Утром пришла на собеседование с хорошим настроением — и меня встретили так, как будто только меня и ждали, с распростертыми объятиями! И, конечно, приняли, причём все совпало, как я и хотела: и график и зарплата! Вот так!»

(Яна, наши дни)

Подводим итоги

Даже после многих лет безбожия о преподобном хотя бы раз слышали почти все далекие от Церкви люди – по данным социологов, он известен по крайней мере 76% россиян.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

Исторический портрет Сергия Радонежского

К образу святого не раз обращались писатели, художники.

Образ в русской литературе

Больше всего упоминаний о святом в исторических романах известного своим бережным отношением к историческим фактам, источникам писателя Дмитрия Балашова. Его книги «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Похвала Сергию» воссоздают историческую обстановку времени, в которую «вписан» образ святого.

Картины М. Нестерова

Русский художник рубежа XIX-XX вв., семья которого глубоко любила святого, представил его на нескольких своих картинах. Самая известная из них – триптих «Труды преподобного Сергия», где представлена его многотрудная монашеская жизнь – старец носит воду, заготавливает дрова. Особую одухотворенность его лику придает нимб, сияние вокруг главы. Хотя картина – не икона, пред нами святой.

"Любовью и единением": Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

«Картина триптих «Преподобный Сергий Радонежский» — художник М.В. Нестеров. Третьяковская галерея

Главные деяния и роль в укреплении России

Список деяний преподобного Сергия Радонежского:

  • возродил монашескую жизнь на Руси, где иночество крайне оскудело после монгольского нашествия;
  • заново восстановил иноческое общежитие, во многом забытое к его времени;
  • создал целую духовную традицию, воспитав духовных детей, которые понесли идеалы иноческой жизни миру;
  • вернул людям веру в то, что они, хотя получают возмездие по грехам, не оставлены Богом; именно это дало возможность Руси победить на Куликовом поле.

Чему научил современников и потомков

Пожалуй, можно сказать, не научил, а – учит до настоящего времени. Прежде всего, это – любовь к каждому человеку, даже очень грешному, запутавшемуся, неосуждение, помощь всякому нуждающемуся. А еще – глубокое смирение, которое проходит через всю жизнь великого аввы. Недаром девиз его ордена – «Смирением возвышаемый». Это то, что нужно знать каждому о его жизни.

Наталья Сазонова

Тропарь, кондак, величание

Тропарь и кондак Сергию Радонежскому

Тропарь От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися:/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́./ Тем, быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ ве́рою,/ и исцеле́ния всем подая́ оби́льно.// О́тче наш Се́ргие, моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша. Кондак Днесь я́ко со́лнце пресве́тло, возсия́вше от земли́,/ честны́я мо́щи твоя́ нетле́нны обрето́шася,/ я́ко благоуха́нный цвет, мно́жеством чуде́с сия́юще,/ и всем ве́рным источа́юще разли́чная исцеле́ния,/ и веселя́ще избра́нное твое́ ста́до,/ е́же му́дре собра́в, до́бре па́ствил еси́./ О ни́хже и ны́не Тро́ице предстои́ши, моля́ся,/ и во́инству победи́тельная на враги́ дарова́ти/ да вси́ вопие́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие богому́дре.

[свернуть]

Молитва

Молитва прп.Сергию Радонежскому

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и Небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лия име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблу́дшим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́менного жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

[свернуть]

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Странно, но страдающие от бессонницы молятся святому ИринархуСтранно, но страдающие от бессонницы молятся святому Иринарху

0 Comments
Преподобный Иринарх Ростовский

Читать о том, как жил преподобный Иринарх Ростовский – непросто. Может быть потому, что житие его – чрезвычайно правдиво. Именно такова обычная реакция мира на святость: неприятие, отвержение, унижение подвижника. Невольно думаешь о себе: встреться на пути подобный человек – был бы он понят? И

Святые

Житие и пророчества святого равноапостольного Космы ЭтолийскогоЖитие и пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского

0 Comments
Косма Этолийский:пророчества о России

По многим местам Греции до сих пор можно увидеть большие деревянные кресты. Их водружал этот святой Косма Этолийский на местах, где проповедовал, а народ – бережно хранил. Его считают равноапостольным – как остановившего экспансию ислама среди православных народов, чудотворцем – ввиду множества явленный чрез него

Святые

Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон ЗадонскийПрозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

11 комментариев
Тихон Задонский

Епископ Тихон Задонский — один из самых уважаемых архиереев своего времени родился в крайней бедности, трудом, собственным умом при Божией помощи выучился получил образование, наконец, возглавил епархию… А потом отказался от всего, чтобы уединенно молиться, писать духовные сочинения. Они-то, а еще – пример подвижнической жизни

Святые

Вятский чудотворец — преподобный ТрифонВятский чудотворец — преподобный Трифон

0 Comments
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский — любимейший святой Кировской и Пермской земли при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, болезни. Кто такой Трифон Вятский Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник монашеского

Святые

Кем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домысловКем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домыслов

0 Comments
Николай Чудотворец

Наверное, нет угодника Божия более известного, горячо любимого христианами (а очень часто – даже иноверцами!), как на христианском Востоке, так на Западе, чем Николай Чудотворец. Чудес, совершенных из более чем за полтора тысячелетия – неисчислимое множество, они продолжают умножаться до сего дня. Но удивительным образом,

Святые

Содержание

Index