------------------- Мария Египетская: житие, стояние и молитва преподобной
Православие сегодня Жития в фактах Полное житие Марии Египетской

Полное житие Марии Египетской

0 Comments
Мария Египетская: житие, стояние и молитва преподобной

На пятой седмице Великого Поста верующие приходят на продолжительную и покаянную службу, на которой полностью читается Великий Канон свт. Андрея Критского – но при этом само богослужение народ издавна именует «Марииным стоянием». Кто же такая Мария Египетская, которой посвящена служба?

Дни памяти

Согласно церковному календарю, прп. Мария Египетская имеет три дня памяти. Это:

  • 14 апреля, когда она преставилась; день этот иногда приходится на послепасхальные дни, может выпадать на Великий Пост ; в Католической церкви — 3 апреля.
  • в пятое воскресенье Великого поста — это переходящая дата;
  • еще один переходящий день, который обычно и отмечается особым образом — это четверг пятой седмицы Великого Поста.

Стояние Марии Египетской

Название службы связано с ее покаянным характером: все очень продолжительное богослужение верующие, кроме немощных, проводят стоя. Таким образом, дело не в том, «где стояла Мария» и по какому поводу, а в покаянии и смирении всех пришедших на службу этого дня. Примером же здесь является святая, 47 лет несшая покаяние за греховную жизнь, живя в пустыне.

Чтение Канона Андрея Критского в храме

Стояние Марии Египетской — служба в храме

Служба «стояния» будет совершена не в четверг, а накануне вечером, в среду – так как богослужебный день, по традиции, принято начинать с вечернего, а не утреннего богослужения. Само «стояние Марии Египетской» является частью службы Утрени. К числу его особенностей можно отнести то, что:

  • будет полностью (а не по частям, как на первой седмице Поста) прочитан Покаянный Канон свт. Андрея Критского;
  • во время службы также прозвучит «Житие» прп. Марии; обычно оно читается не на церковно-славянском, а на современном русском языке.

История блудницы

Да, именно она прозвучит в этот день в храме. Ведь преподобная – пример того, как человек может при Божией помощи и собственном произволении подняться до великой святости даже с самого дна жизни.

Житие преподобной Марии Египетской

Откуда мы знаем о Марии

Из источников еще VI в. Древнейшим из них церковные историки считают «Житие Кириака Отшельника», написанное во 2 пол. VI в. Здесь передается рассказ некоего инока по имени Иоанн, который повстречал в пустыне подвижницу Марию, жившую уединенно уже 18 лет. Согласно этому рассказу, она:

  • пела в церковном хоре храма Софии Константинопольской;
  • так как многие прельщались ее красивой внешностью – ушла в пустыню с корзиной бобов и кувшином воды, которые чудесно не убывали все годы подвижничества.

Ту же историю пересказывает еще один духовный писатель, Иоанн Мосх, автор книги «Луг духовный» (написана в начале VII в.), опираясь на то же житие прп. Кириака. Однако, Мария именуется у него «монахиней». Историки полагают, что история Марии не раз пересказывалась устно монахами Палестины – отсюда и расхождения в рассказах.

Наконец, VII в. датируется «Житие», которое ныне читается в храмах на 5 седмице поста. Автором его многие считают свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского, который, вероятно, мог записать какое-то устное монашеское предание. Именно здесь Мария предстает как бывшая блудница, а старец, который встретил ее в пустыне, именуется Зосимой, а не Иоанном, как в других источниках. Несомненно, впрочем, что и это житие – древнего происхождения: цитаты из него мы находим, например, в трудах прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.).

Возможно, что Мария из «Луга духовного» Иоанна Мосха, жития Кириака Отшельника и собственно жития Марии Египетской – разные люди, а возможно – речь идет об истории одного и того же человека, лишь рассказанной с разными подробностями. А для множества христиан свидетельство реальности святой – конечно, духовное общение с ней на молитве, и чудеса помощи, происходящие и в наши дни.

«… Всю мою юность во гресех иждих»

Житие святой Марии Египетской – по большей части записанный старцем Зосимой ее собственный рассказ о своей жизни.

Прп. Мария Египетская

Прп. Мария Египетская

Из него мы узнаем, что:

Мария происходила из Египта;

  • с 12 лет покинула родительский дом, уйдя в Александрию;
  • здесь она начала жизнь, характер которой может шокировать даже ко многому привыкшего современного человека: юная девочка стала блудницей;
  • при этом сама святая позже говорила, что занималась этим не ради денег, более того, часто голодала – но все равно предавалась похоти, просто ради собственного удовольствия; такое состояние души называется страстью – в данном случае блудной.

Сколько было лет, когда отправилась в Иерусалим с паломниками

Греховное ослепление, как рассказывала сама святая, продолжалось 17 лет. Выходит, что к тому времени, как она решила посетить Святой Город на праздник Воздвижения Креста Господня, ей было уже 29 или, может быть, 30.

В какой храм она не смогла войти

Церковные историки полагают, что это – Храм Воскресения, называемый также Храмом Гроба Господня: ведь в нем находится кувуклия, часовня на месте пещеры, где было погребено Тело Господа.

Полное житие Марии Египетской

Иерусалим. Храм, в который не сразу смогла войти Мария Египетская. Источник: Яндекс

Там же хранилось Древо Креста, обретенное в IV в. царицей Еленой. Именно на поклонение этой святыне во Иерусалим и стекались паломники на праздник Воздвижения Креста – память о событии его обретения.

Храм, в который не сразу вошла Мария Египетская

Вход в храм Гроба Господня сегодня. Иерусалим. Источник: Яндекс

Покаяние

Остается неясным, что подвигло блудницу сесть на корабль, идущий в Палестину. Сама она к себе была беспощадна: по рассказу Марии, она просто видела множество мужчин, с которыми могла бы предаться похоти. Но не говорило ли в ее душе и нечто иное – может быть, совесть? Память о, возможно, добродетельных родителей, которых она покинула ради страсти? Будь душа будущей подвижницы совершенно предана «миру сему», разве подействовало бы на нее чудо в храме. А оно случилось.

Судя по всему, Мария сразу не поняла происходящее. В храм текли тысячи людей, понятно, что ей, физически слабой женщине, пройти было трудно. Но вот толпа начала редеть – а Мария все не может пройти дальше притвора. Точно какая-то сила отталкивает ее назад. Вот она уже целенаправленно, с упорством пытается войти – снова не может. Изнемогая, она остановилась в углу притвора – и тогда взгляд ее упал на образ Богородицы, встретил укоряющий, грустный взор Матери Божией.

Вмиг перед Марией предстала ее прежняя жизнь – и то, что не давало ей пройти к святыне: ее собственные грехи. «Просто живя» для удовольствия (в конце концов, она никому ничего дурного не делала, не украла, не убила!), Мария… потеряла Бога! Душа ее перевернулась. Тогда же блудница дала обещание Пречистой: больше никогда. Она изменит свою жизнь, посвятит ее покаянию. Взор Матери Божией, казалось, потеплел. И Мария, дрожа, вошла туда, где был Крест Спасителя…

В пустыню

«Пока человек не удалится от того, что приводит сердце его в смятение, враг всегда с легкостью нападает на него». Так говорил современник Марии, прп. Исаак Сирин.

А жене, еще только вступающей на путь борьбы с грехом, эта истина была сообщена неким небесным гласом, повелевавшим идти за Иордан, чтобы спастись. Останься Мария в мире – блудная страсть рано или поздно победила бы ее, нашлись бы «доброжелатели», знавшие ее прежней, которые бы вернули ее к той жизни, что на самом деле была умиранием без Бога… А за Иорданом – только камни, песок, страшная дневная жара, ночной холод… Она ушла туда в той одежде, что была на ней, с несколькими хлебами для пропитания.

Полное житие Марии Египетской

Пещера преподобной Марии Египетской

Впоследствии она лишь в немногих словах расскажет о первых семнадцати годах жизни за Иорданом – да, 17 лет борения со страстью, по году за каждый год, когда Мария безудержно грешила. Она мерзла ночью и изнемогала от жары днем. Растягивая, как можно, взятые хлебы – вспоминала о вкусных яствах, вине. И не только о них. На ум шли блудные песни, воспоминания о развлечениях. И лишь вопль к Богородице раз за разом спасал ту, что дала Ей обещание.

Сколько лет жила в пустыне

Так прошло 47 лет. Семнадцать из них – были как бы епитимией за прежнюю жизнь, и выжгли самые корни греха. Тридцать – стали постепенным восхождением к небу.

Что сейчас на месте ее подвигов

Память о святой хранят лишь развалины часовни, которая когда-то была возведена в ее честь. Приезжающие паломники бывают потрясены страшной жарой в этих местах, тем, что здесь почти нет растительности. И удивляются, как же человек вообще может выжить здесь?

Полное житие Марии Египетской

Паломники в местах подвига прп. Марии Египетской. Палестина. Где-то за Иорданом

Старец Зосима

Его преподобная встретила в последний год своей жизни: Господь благословил явить святость бывшей блудницы миру. 53-летний инок, живший в монастыре близ Иордана, следуя традиции братии покидать обитель на время Великого Поста, перешел священную реку, чтобы провести пост в уединении. Тогда-то он и увидел неизвестного нагого подвижника – и еле упросил этого «раба Божия» остановиться. Тут и оказалось:

  • неизвестный – на самом деле женщина;
  • притом – истинная прозорливая раба Божия, уже знавшая не только имя, но – даже священный сан Зосимы.

В тот день Мария рассказала ему о себе, зная, что так повелевает Господь. Тогда же Зосима стал свидетелем еще одного ее чуда – во время молитвы Мария поднялась над землей, как бы бесплотная.

Полное житие Марии Египетской

Прпп. Зосима и Мария. Икона (таблетка). Русь. XVI в.

Они встретились следующим Великим Постом. Зосима ждал ее у Иордана, чтобы, по желанию святой, преподать ей Святые Тайны. Чтобы принять их, она перешла реку «аки посуху». Монах ждал встречи с подвижницей и следующим Постом – но, отправившись на поиски, нашел лишь ее тело в пустыне. По молитве старца лев, вышедший из пустыни, вырыл Марии могилу.

Полное житие Марии Египетской

Погребение прп. Марии Египетской

Точная дата смерти

Это 14 апреля (или 1 апреля юлианского календаря). Именно эта дата неизвестной рукой была выведена на песке близ тела подвижницы:

«Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».

Авва Зосима недоумевал, ведь Мария, как она говорила ему, не знала грамоты. Не Ангелы ли написали дату ее кончины? Год ее, правда, не указан, но, опираясь на известные даты Пасхалии, уже при Патриархе Софронии Иерусалимском, в VII в., установили, что святая перешла в небесные обители 1 апреля 522 г., на этот день приходилась в том году Великая Пятница.

Почитание святой

История о ней стала известна уже после преставления – и первыми узнали ее иноки монастыря св. Иоанна Предтечи, где жил Зосима – от него самого. Так предание о святой передавалось среди Палестинских монахов не одно десятилетие – пока не было записано. И лишь много позже установилась традиция – почитать ее особо на пятой седмице Великого Поста, а не только в день преставления.

Где находятся мощи преподобной

Известно, что с установлением ее почитания стала чтиться и ее могила. Впоследствии святой сугубо молился патриарх Иерусалимский Софроний. Вероятно, честные останки могли быть перенесены им в Святой Город, однако, точных свидетельств об этом нет. Последующая судьба святыни, очевидно, связана с крестовыми походами, а также нашествием мусульман на земли Палестины.

Полное житие Марии Египетской

Реликварий с частицей мощей прп. Марии Египетской в храме ее имени в Неаполе

Мощи были разделены на части, так что теперь находятся в разных местах христианского мира.

  • Известно, что глава сейчас пребывает Флоренции, в соборе Санта-Мария-дель-Фьори. Другие частицы мощей можно встретить в Латеранском соборе Рима, в Неаполе;
  • Еще одна часть мощей – в Сретенском монастыре Москвы. Его основание тесно связано с почитанием прп. Марии: ведь обитель была первоначально образована при храме, посвященном ей. Мощи впервые привезены в Москву в XVIII в: их подарили турки русскому послу Емельяну Украинцеву. В 1922 г. святыня была утрачена, но после возрождения монастыря еще одну часть мощей преподобной подарили монахам братия монастыря свт. Николая на греческом острове Андрос – было это в 2004 г.

Как святая изображается на иконах

Так, как увидел и описал ее старец Зосима – с короткими седыми власами, изможденным, темным от загара телом, едва прикрытым одеждами. Есть и иные образы Марии – на них изображается ее причащение аввой Зосимой: священник с Чашей, и павшая пред Дарами на колени святая.

Полное житие Марии Египетской

Икона прп. Марии Египетской

О чем молятся святой

К ней, как победительнице страстей, обращаются одержимые различными немощами.

От страсти блуда

Святая особенно помогает тем, кто борется с этой страстью, а также те, кто страдает от блуда и прелюбодеяния супруга или супруги – жены, мужья, дети

Примеры помощи

«У нас в храме икона Марии Египетской висит в том пределе, где исповедь принимают, у меня уже стало традицией прикладываться к её иконе. Она мне помогла принести покаяние, когда мне было особенно тяжело, помогла преодолеть страх и стыд! И Господь сподобил меня причаститься»

А вот анонимный отзыв на портале Youtube – под роликом, в котором звучит молитва прп. Марии, читаемая во время блудной страсти: «Девушка в моём сонном уставшем состоянии лезла с уговорами на секс. Включил это. Под конец отстала. Молитва реально сработала…»

Знаменитые и старинные храмы

Святой довольно редко посвящали церкви. Среди наиболее известных можно назвать:

  • придел в Храме Гроба Господня – в его притворе, где святая принесла покаяние; ныне придел не существует, а икона Богородицы находится в церкви Ап. Иакова;
  • небольшую церковь близ Москвы – именно сюда принесли Владимирскую икону Богородицы во время нашествия на Москву Тамерлана, здесь в 1397 г. возник Сретенский монастырь.

Кто отмечает именины

Те, кто крещен в честь подвижницы. Из исторически известных знаменитых именинниц, отмечавших день Ангела, можно назвать первую супругу царя Алексея Михайловича Марию Ильиничну Милославскую. Кстати, с мужем они венчались в храме прп. Марии в Сретенской обители.

Образ в искусстве

К сожалению, он не только сильно искажен, но и смешан с образом другой святой – ученицы Христа, равноапостольной Марии Магдалины. Историки полагают, что путаница началась после появления в Западной Европе в середине XIII в. «популярного» сборника житий пера доминиканского монаха Иакова Ворагинского – «Золотой легенды». Отрывки из сочинения даже иногда читались в храме за богослужением.

Полное житие Марии Египетской

Хосе де Рибера (José de_Ribera). Мария Египетская. Маслов, холст, 1641. Музей Фабра, Монпелье

Именно с «легкой руки» Иакова Мария Магдалина оказалась «бывшей блудницей»: многие факты из жития жившей на полтысячелетия позже египетской святой «перекочевали» в житие Магдалины о грехах которой в Евангелии не сказано ни слова. С тех пор двух Марий начали:

  • путать между собой, и даже уверять, что святые жены – одно и то же лицо;
  • смаковать, особенно живописцы, плотскую красоту этого «собирательного» образа «Марии».

Мария Египетская

Марии Египетская с хлебами в руках, которые ей принес монах Зосима. Париж, часовня. Пример собирательного образа двух Марий : Египетская и Магдалина

Несколько более трезвенно вел себя христианский Восток – здесь двух Марий, конечно, различали, и подвиг преподобной хорошо знали. Отражался он и в литературе, искусстве. Вот, например, стихотворение Михаила Кузмина (1912 г.), подаренное поэтом знакомой имениннице:

Ведь Марию Египтянку

Грешной жизни пустота

Прикоснуться не пустила

Животворного креста.

А когда пошла в пустыню,

Блуд забыв, душой проста,

Песни вольные звучали

Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,

Разделив свою милоть,

Чтоб покрыла пред кончиной

Уготованную плоть.

Не грехи, а Спаса сила,

Тайной жизни чистота

Пусть соделает Вам легкой

Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной,

Незаметна и проста,

Вам зачтется, как молитва,

У воскресшего Христа,

И отыщет не Зосима,

Разделив свою милоть:

Сам Христос, придя, прикроет

Уготованную плоть».

В истории Византии и Руси ей редко посвящали церкви. А сейчас их более десятка только в одной Москве и области – всего же по России почти 50, многие – недавней постройки. Может быть – потому, что ее история так близка многим нашим современникам, запутавшимся в сетях мира, часто – как и она – не понимающих своей погибели. Но – все равно ищущих Бога и на ее примере знающих: стоит лишь сделать первый шаг – и придет Христос спасти тебя.

Наталья Сазонова

Молитва о помощи

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Величание преподобной Марии Египетской

Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов.

Советуем почитать:

Свт. Софроний Иерусалимский. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Любовью и единением» — так прп. Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого«Любовью и единением» — так прп. Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

0 Comments
Преподобный Сергий Радонежский

Однажды ради Бога будущий преподобный Сергий Радонежский оставил мир, чтобы подвизаться в безвестности, служа одному Христу. Но Господь судил ему не просто достигнуть святости, но – стать зачинателем духовного возрождения страны. Недаром преподобного называют «игуменом всея Руси». В каком веке жил и что сделал для

Жития в фактах

Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодняКто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня

0 Comments
Иоанн Лествичник - что значит имя

Его главный труд давно стал настольной книгой монахов – собственно, для них она и была написана. Мирянину же высоты духа, на которые зовет подняться прп. Иоанн Лествичник, кажутся недосягаемыми. Но так ли? И случайно ли вся Церковь – а не только монашествующие – в четвертый

Жития в фактах

Схиархимандрит Иона Одесский – честь и совесть Украины. Биография старца+разбор пророчествСхиархимандрит Иона Одесский – честь и совесть Украины. Биография старца+разбор пророчеств

0 Comments
Старец Иона Одесский: разбор пророчеств

Одесса – место жизни и служения двух старцев-духовников с именем Иона – протоиерея, жившего на рубеже XIX-XX вв. и ныне прославленного в лике праведных, и пока не канонизированного схиархимандрита Ионы (Игнатенко). Он родился в 1925, а отошел от земной жизни в 2012 г., застав и

Жития в фактах

Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главноеИоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главное

2 комментария
Иоанн Златоуст

Литургия, названная именем святителя Иоанна Златоуста, служится большую часть дней церковного года. Только дошедшие до нас его проповеди составляют более десятка томов. Многие историки полагают, что это – лишь малая часть наследия святого. А еще он известен тем, что пострадал… от христиан, единоверцев. Кто он,

Жития в фактах

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестилНевыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

0 Comments
Иоанн Креститель

О святом Иоанне Крестителе, сначала проповедовавшем приход Христа, затем – возвестившем о нем, известно очень немного: чудесное рождение, затем – годы безвестности. Несколько лет проповеди – и страшная кончина. Говорят, в пустыне его кормили Ангелы, потому что мать его умерла. Что повеление проповедовать он получил

Жития в фактах