------------------- Святитель Митрофан Воронежский и царь Пётр I
Православие сегодня Жития в фактах Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия — святитель Митрофан Воронежский

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия — святитель Митрофан Воронежский

2 комментария
Святитель Митрофан Воронежский и царь Пётр I

Из своих 80 лет земной жизни половину он прожил среди мира, вторую монахом, после – епископом. А на иконах святитель Митрофан Воронежский пишется в одеждах схимника: принятие Великого Ангельского образа завершило его многотрудную жизнь – и предварило переход в Царство Небесное, где он ныне предстательствует о своей Воронежской пастве, и не только о ней.

День памяти святителя Митрофана Воронежского

Церковный календарь знает несколько таких дат памяти святителя Митрофана Воронежского. Это:

  • 6 декабря – преставление святого;
  • 20 августа – обретение мощей и день, когда угодник Божий был церковно прославлен (1831г.,1832 г.);
  •  17 сентября – второе обретение и перенесение мощей (1964 г.) Собор Воронежских святых;
  • 1 августа – святитель чтится вместе со свтт. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским; празднование называется Собором трех святителей;
  • кроме этого, святой чтится в соборах святых Владимирской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Воронежской земли, а также среди Старобельских святых; все эти места почитания угодника Божия связаны с его земной жизнью, деятельностью

Святитель Митрофан Воронежский

Свт. Митрофан Воронежский, 80 лет жизни: 1623 -1703  Портрет. 1830–1832 гг. (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве)

Чем прославился

Святитель известен, как:

  • «первопрестольник» (первый епископ) вновь образованной Воронежской епархии;
  • соратник и друг царя Петра I, чье отношение к царю сильно отличалось от позиции многих церковных деятелей;
  • подвижник, чудотворец уже при жизни, еще более прославленный чудесами после кончины.

Мощи святителя Митрофана Воронежского

Поклонение императора Николая I мощам свт. Митрофана Воронежского. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ)

Как звали святого в миру и в схиме

Мирским именем святителя было Михаил, фамилия — Васильев. К концу же своей уже монашеской жизни он стал схиепископом Макарием.

Житие

Сам угодник Божий писал о себе:

«Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

Известно, что отец его Василий, был иереем, мать звали Марией. Родиной святого было село Антилохово, ныне – Савинского района Ивановской области. Есть предание, что его отец служил здесь во храме свт. Николая, который также имел придел вмч. Феодора Стратилата. Этот, наверное, когда-то очень дорогой сердцу святителя храм до наших дней не сохранился: с начала XIX в. его заменил каменный зимний (отапливаемый) храм вмч. Феодора и летняя церковь святителя Николая Чудотворца – также каменная.

Ныне оба храма после лет гонений возвращены Церкви, действуют. А в церкви св. Феодора хранится реликвия – портрет свт. Митрофана старинной работы.

Семья

О жизни святителя до иночества известно немного:

  • он был женат, имел сына, Ивана;
  • будущий святой пошел по стопам отца, тоже став священником; известно место его служения – село Сидоровское, неподалеку от Антилохова; ныне и здесь бережно хранят память о священнике Михаиле, а Иоанно-Предтеченский храм – место его служения – снова действующий, хотя закрывался в советские годы.

Когда отцу Михаилу было 40, его постигла утрата: скончалась супруга. Будучи теперь вдовым иереем, он должен был или оставить церковное служение, или стать монахом. Михаил Васильевич выбрал второе – вероятно, еще потому, что его душа давно лежала к иночеству. Так для него началась новая монашеская жизнь.

Монашество

Обычно местом пострига святого называют Золотниковскую Успенскую пустынь, бедную, скромную, но очень уединенную обитель. Однако, есть данные, что до этого о. Михаил проживал в Николо-Шартомском монастыре как послушник, а в Успенскую пустынь перешел через несколько лет испытания себя, может быть, ради возможности пустынной жизни вдали от мирского шума. Постриг его состоялся 4 июня 1663 г.

Святой Митрофан Воронежский

Митрофан, святитель, епископ Воронежский XIX в. Иконописная школа или художественный центр:  Россия  Дерево, масло Размеры иконы:  высота 18,5 см, ширина 15,5 см Поясное изображение святого. В левой руке он держит литой посох, а правая поднята в благословляющем жесте.  © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Монаху было наречено имя в честь свт. Митрофана Константинопольского. Это оказалось промыслительным: хотя сам постриженик очень желал «безысходно пребывать на месте пострижения», радея о своем спасении, взращивая монашеские добродетели, Промысл Божий оказался иным:

  • всего через 3 года по пострижении священноначалие посчитало о. Митрофана достойным настоятельства над обителью: он возглавил Космо-Яхромский монастырь во Владимирской земле, причем – по просьбе иноков самого этого монастыря, значит, подвижническая жизнь будущего святителя, только недавно принявшего пострижение, была известна за пределами его обители; говорят, монах отказывался – но за послушание священноначалию, наконец, решился;
  • с 1675 г. Митрофан, уже в сане игумена, переводится на настоятельство другого монастыря, Унженского, под Костромой; в честь основателя этой обители, прп. Макария Унженского Желтоводского, он при конце жизни примет схиму; здесь будущий святитель служил 7 лет, при нем появился новый храм – Благовещения Богородицы.

Правда, тихой, уединенной жизни, о которой мечталось иноку, здесь не было: сюда часто приходили особо почитавшие этот монастырь именитые паломники, включая даже самого царя, Феодора Алексеевича. Именно по его предложению игумена Желтоводской обители священноначалие решило назначить на вновь образованную Воронежскую епархию.

Его архиерейскую хиротонию 2 апреля 1682 г. возглавил сам Патриарх Иоаким. А совершалась она в главном храме страны – Успенском соборе, 16 епископами.

Первые месяцы нового епископа были хлопотными… и драматичными. Устраивая дела новой епархии, он какое-то время находился в столице. Здесь его застала кончина царя Феодора, последовавший стрелецкий бунт. А позже на царство венчаны были два брата – Иван и Петр, будущий император Петр Великий, которому тогда было только 10 лет. Так, вероятно, состоялось их первое знакомство. Впоследствии святитель будет часто посещать Москву по делам епархии – но его дружба с царем сложится много позже.

Епископ Воронежский

Епархия была сложной – настолько, что даже хлопотная жизнь настоятеля «царской» Унженской обители могла бы теперь показаться тихой и размеренной:

  • крайне непростой была паства: Воронежский край тогда еще был окраиной государства, сюда бежали крестьяне от помещиков, здесь часто скрывались от закона преступники;
  • духовное состояние местных церковнослужителей тоже было не лучшим: иереи были сплошь неграмотны, а многие приходы не имели даже таких пастырей – годами храмы стояли закрытыми, без службы;
  • бедствовали монастыри – либо же полностью зависели от богатых благотворителей, насколько, что даже архипастырю подчинялись с трудом;
  • в этих условиях процветал церковный раскол, были тысячи старообрядцев, когда-то отвергших церковную реформу Патриарха Никона, ныне же – вообще Патриаршую Церковь; состояние православия здесь действительно было таково, что к разговорам об «антихристовой церкви», которые вели старообрядцы, многие прислушивались.

Впрочем, начинать владыке пришлось… с собственно архиерейского дома. Его состояние оказалось таким, что архиерею первые годы пришлось жить на постоялом дворе! Но куда больше его заботило строительство благолепного городского собора – существующий Благовещенский, который святитель поначалу попытался отремонтировать, находился в столь плачевном состоянии, что проще было строить новое здание. 10 лет ушло у святителя на эти труды – и к 1692 г. великолепный храм был уже освящен.

А вслед за тем постепенно нашлись благотворители и на другие церкви по всей епархии. За время святительства владыки количество их возросло со 182 до 239, к тому же открылись многие храмы, ранее стоявшие без священников.

Митрофан Воронежский и царь Петр I

Отношение Церкви, Патриарха к реформам решившего «сделать Россию Голландией» государя было весьма неоднозначным. Чаще всего как делаемое Петром, так и его личность, образ жизни, поступки, вызывали жёсткую критику иерархов, духовенства. «С подачи» старообрядцев, особенно сильно порицавших царя, бытовало даже определение его как «антихриста».

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Митрофан Воронежский и Петр Первый

В своих отношениях с царем владыка Митрофан поэтому определенно шел «против течения», мнения значительной и даже – большей части своей паствы. Он:

  • лично симпатизировал преобразователю, зная его еще мальчиком; царь платил иерарху ответным добрым отношением, нередко помогал епархии, но, самое важное, прислушивался к мнению владыки;
  • разделял его взгляды о необходимости преобразований, например, военных – строительства флота; более того – не раз жертвовал на корабли, строившиеся на верфях Воронежа, личные и епархиальные средства; святитель не был ригористом, не отвергал с порога все, что исходит из Западной Европы только потому, что это «не наше»;
  • при этом был очень строг тогда, когда дело касалось статуса Церкви, тем паче – вопросов веры, и не боялся указывать царю на его ошибки, необдуманные и соблазнительные для окружающих поступки.

Как все это сочеталось в реальной жизни? Весьма непросто. Так, получил широкую огласку случай, когда приехавший в Воронеж государь пригласил владыку в свой походный дворец, а тот, подойдя… развернулся и ушел! Оказалось, при входе во дворец царь, любивший все европейское, велел поставить деревянные изображения языческих богов. Посчитав, что входить в подобное помещение православному архиерею не подобает, святитель и удалился, передав царю:

«Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне».

Когда Петру доложили о его мотивах, он, вообще склонный ко гневу, потребовал от владыки прибыть во дворец под угрозой казни – но архиерей спокойно стал готовиться к смерти, помня слова Апостола:

«Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение»

(Флп.1:21).

Устыдившись, царь сам просил прощения у епископа – и получил назидание, но сделанное с любовью, без гнева. Разумеется, заигрывать с язычеством царь более не дерзал (по крайней мере, в присутствии святителя).

Их дружба продолжалась до самой смерти архипастыря. Узнав, что владыка тяжело заболел, царь зимой 1703 г. лично приехал в Воронеж – есть данные, что он успел попрощаться с умирающим святителем.

Видимо, дружба продолжилась и в Царстве Небесном, где ныне пребывает святой: известны по крайней мере несколько его посмертных явлений разным лицам с просьбой сугубо молиться о душе императора Петра Великого. Самому святителю молятся во всех нуждах душевных, телесных, при его гробнице происходит множество чудес.

Смерть

Известно, что пред кончиной святитель принял великую схиму с именем Макария. 6 декабря 1703 г. архипастырь, после Исповеди, Причастия, покинул этот мир телесно, чтобы остаться со своими чадами духовно.

Его гроб после отпевания несли до могилы военачальники, сам царь, после похорон сказавший:

«Не осталось у меня более такого святого старца, буди ему вечная память!»

Действительно – не осталось. Кто знает, как сложились бы отношения Петра с Церковью, было ли бы отменено Патриаршество, проживи любимый, бесконечно уважаемый им архипастырь чуть дольше…

Духовное завещание Митрофана Воронежского

Известно, что владыка составил его за несколько лет до кончины, около 1699 г. Это – его послание пастве, где святитель:

  • увещевает церковнослужителей достойно воспитывать свою паству, давая ей пример добродетели;
  • всех православных – хранить веру, жить по заповедям;
  • просит, чтобы по его кончине на помин души раздавались деньги из епархиальной казны, так как собственных средств владыка не имел;
  • завещает похоронить его как монаха, в одеждах схимника, а не епископа.

Самая известная цитата из этого завещания – кратчайший путь ко спасению, который советует святитель каждому, мирянину или иноку:

«Употреби труд, храни мерность – богат будеши. Воздержанно пей, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злого – спасен будеши».

Современные церковные историки, правда, считают, что эти слова – заимствование из куда менее известного среди верующих завещания Патриарха Иоакима. Некоторые же исследователи полагают, что свт. Митрофану, пастырю «простому и неученому» составить завещание помог кто-то из приближенных.

Так или иначе, но слова завещания идут от сердца. И святителя действительно любили не за высокую ученость, а за его святость и духовность.

Почитание: обретение мощей, канонизация

Первые чудеса у места погребения владыки (его могила была под спудом в Благовещенском соборе) относятся к 1820-м гг. Уже тогда после панихид над гробом на больных принято было возлагать его мантию. Первое письменно засвидетельствованное исцеление относится к 1821 г. Но лишь через 10 лет, во время ремонта собора, были найдены нетленные мощи святого, они, как говорит письмо Воронежской епархии Синоду, были подобны мощам Киево-Печерских преподобных.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Святитель Митрофан Воронежский; обретение его мощей. Гравюра. 1840 г.

После этого комиссия Синода стала собирать свидетельства о чудесах, каковых за очень короткое время набралось 99. На основании множества чудотворений, всенародного почитания, святитель был прославлен для общецерковного почитания 25 июня 1832 г.

Дальнейшая судьба честных останков оказалась непростой: в 1919 г. их кощунственно вскрыли, с 1929 г. – передали музею. Вернуть святыню Церкви удалось только к 1989 г.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Мощи святителя Митрофана находятся в Покровском кафедральном соборе Воронежа

Где в Воронеже находятся мощи (адрес)

Мощи святителя Митрофана Воронежского пребывают в Воронежском Благовещенском соборе. Память о гонениях на Церковь хранит название улицы, на которой он находится – проспект Революции, 14В. Но лучше искать не номер дома, а большой сквер – Первомайский.  «Петровский сквер» – ближайшая остановка автобуса.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже

Храм и источник святителя Митрофана в Воронеже

Это храм на источнике, который был известен при жизни святителя. Позже здесь появился монастырь новопрославленного святого, который был закрыт во время гонений. С 1998 г. близ источника началось возведение церкви свт. Митрофана. Родник освящен в честь святителя с 2012 г. А великое освящение его храма произошло только к 2017 г. Сейчас здесь идут ежедневные службы с 7.30 и 17 ч. На вечернем богослужении по пятницам совершается акафист свт. Митрофану.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Храм святителя Митрофания Воронежского на источнике: Воронеж, улица Софьи Перовской, 96

Другие церкви в честь святого

На сегодняшний день их насчитывается более 240, больше всего, конечно, на Воронежской земле. Кроме этого:

  • более 10 храмов с престолами святителя есть в Москве;
  • 4 насчитывается в Петербурге; по преданию, святитель благословил Петра I на строительство будущей столицы Казанской иконой Богородицы, а одним из первых храмовых зданий города стала Казанская церковь.

Памятник

Памятник епископу Митрофану в Воронеже установили в 2003 году

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Памятник святителю Митрофану Воронежскому

Старинные иконы

Все они восходят к портретам угодника Божия, которые были известны задолго до канонизации, а также гравюрам, изображающим эпизоды его жития. Самым ранним образом, где святитель показан «в житии» (на полях образа – клейма, изображающие его чудеса), является икона, происходящей из Воронежа, датируемая 30-40 гг. XIX в.Святитель стоит перед престолом, изображен молящимся.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Икона «Святитель Митрофан Воронежский, с 12 клеймами чудес» кон. 30-40-х гг. XIX в. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Известна также икона кисти иконописца М.Иванова, созданная в 1853 г., где также на клеймах изображено житие святого.

Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия - святитель Митрофан Воронежский

Митрофан Воронежский в житии. Уточняющая датировка: 19 в.1855. Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Ныне его принято писать в схиме, но при этом в богослужебном облачении епископа, с посохом. Правой рукой святитель благословляет молящихся.

Традиция крестного хода

С 1996 г. многодневный крестный ход из Воронежа в Задонск, от Митрофана к Тихону проходит ежегодно.  Начинается он 20 августа (день обретения мощей свт. Митрофана), заканчиваясь на день памяти свт. Тихона Задонского, 26 августа. Всего за пять дней крестоходцы проходят более 120 км. Чтобы узнать подробности и о том как принять участие в крестном ходе, пожалуйста, перейдите по ссылке: Крестный ход из Воронежа в Задонск стартует 20 августа: зачем идти, как присоединится и что с собой взять

В чем помогает чудотворец

Первые чудеса от его мощей были связаны с исцелениями болезней. Но к святителю обращаются также во время любых житейских скорбей, а также, конечно, за духовной поддержкой.

О чем молятся

Святителя просят в молитве:

  • о даровании здоровья больным;
  • о помощи во время различных бедствий, войн;
  • о благословении на монашескую жизнь.

О работе

Многие обращаются к угоднику Божию, потеряв работу, или во время конфликтов– святитель, сам всю жизнь пребывший среди трудов, очень отзывчив на эти прошения.

Молятся о благополучии детей

Митрофану Воронежскому молятся о жизненном устройстве и благополучии детей потому, что святитель сам имел сына, много заботился о нем, а потому хорошо понимает нужды обращающихся к нему родителей.

Молитва

Молитва Митрофану Воронежскому о жизненном устройстве и благополучии детей

О, святи́телю о́тче Митрофа́не, се мы гре́шнии, нетле́нием честны́х моще́й твои́х и мно́гими благодея́ньми, чуде́сно соде́янными и содева́емыми тобо́ю, уве́рившеся, испове́дуем, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га на́шего, и всесмире́нно ко твоему́ благосе́рдию припа́дающе, тебе́ мо́лимся си́це: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, да низпосле́т всем чту́щим святу́ю па́мять твою́ и усе́рдно к тебе́ прибега́ющим бога́тыя ми́лости Своя́; да утверди́т во святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да вся ча́да ея́, чи́ста су́ща от мирски́х искуше́ний и плотски́х по́хотей и зла́го де́йствия злых духо́в, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, и усе́рдно о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ свои́х да потща́тся. Па́стырем ея́ да даст Госпо́дь святу́ю ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующия просвети́ти, неве́дущия наста́вити, сомня́щияся вразуми́ти, отпа́дшия от Правосла́вныя Це́ркве к ней возврати́ти, ве́рующия в ве́ре соблюсти́, гре́шныя на покая́ние подви́гнути, ка́ющияся уте́шити и во исправле́нии жи́зни утверди́ти, и та́ко вся лю́ди ко угото́ванному ве́чному Ца́рству святы́х Его́ привести́. Умоли́ Го́спода, уго́дниче Христо́в: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зенный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Всем же в держа́ве лю́дем да да́рует благи́й Бог наш мир, тишину́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х, па́че же ко исполне́нию за́поведей Его́ тща́ние неле́ностное; и да изба́вит ца́рствующия гра́ды, град сей и вся ины́я гра́ды и ве́си, от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, святи́телю Бо́жий, да устро́иши моли́твами твои́ми вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим; да и мы просла́вим в душа́х и телесе́х на́ших Го́спода и Бо́га на́шего, Иису́са Христа́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]

Отзывы благодарных просителей

«Мы живём в Мурманске и каждый год на машине приезжаем в Воронеж к родственникам. Несколько лет назад перед отъездом домой в Мурманск заехали в Храм, из источника набрали воды в флягу с собой в дорогу. Ехать нам почти 3 тыс. Км. Это много. В дороге пили воду и умывались ею. Она очень хорошо освежала, и при давала сил. И так получилось, что мы доехали до Мурманска быстро, нигде не останавливались на ночлег или просто поспать пару часиков. Мы сами не поняли, как долетели до Мурманска без отдыха, пробок и приключений»

(Ирина Середняк, 2021 г.).

«Множество исцелений, братья и сестры, происходило и происходит и у мощей святителя Митрофана и на его святом источнике. В своё время, в Воронеже я жил на квартире у хозяйки, Екатерины Александровны.

Её парализовало после инсульта, отпустило чуть-чуть, она могла только, держась за стеночку, с палкой кое-как переползать по квартире. И вот она упросила своего сына отвезти её на источник святителя Митрофана. Он её привез туда, и попросила, чтобы он её оставил там на целый день.

Она сидела на лавочке, превозмогая боль и усталость, и сколько раз могла от лавочки до источника доползти, подходила с трудом и мочила свои ноги, потом вновь отдыхала на лавочке и так целый день. Вечером после работы сын её забрал с источника домой. Только забрал он её на своих ногах.
Она после этого устроилась уборщицей в кафедральном соборе города Воронежа, и когда я жил у неё на квартире, она продолжала работать там уборщицей, и сын каждую неделю привозил ей два бидона воды с источника святителя Митрофана»

(Арсений, епископ Святогорский, 2007 г.)

«У меня есть один очень близкий друг, который был несколько раз женат, но не имел детей… И в какой-то момент этот друг, когда открылся источник свт. Митрофана, начал ездить туда купаться. Просто купаться, просто ради благодати. Он не чувствовал себя больным, он ничего не просил! Так у него родился ребенок!»

(раб Божий Александр, январь 2022 г.)

«Однажды в отчаянии пришла в Благовещенский Собор, т. к.больше не знала куда пойти за помощью (очень сильно болела дочь).Молилась и плакала… Там служили Акафист и были открыты мощи Святителя Митрофана….Приложилась,как все…Меня «ударило током»…(Очень похожее было ощущение!).И очень удивительное…Дочь пошла на поправку..Она стремительно выздоравливала.Теперь, слава Богу,все в порядке…НИКОГДА ЭТОГО НЕ ЗАБУДУ…»

(раба Божия, не назвавшая своего имени, январь 2022 г., особенности орфографии сохранены

Святитель помогал и помогает многим. Множество людей получают поддержку, но главное – обращаются к вере, потрясенные примером святого, его добротой – при земной жизни и до наших дней, когда он продолжает помогать уже из Царства Небесного.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Симпатизировал царю и диктовал ему свои условия — святитель Митрофан Воронежский”

  1. I truly love your website.. Very nice colors & theme.
    Did you create this site yourself? Please reply
    back as I’m planning to create my very own website and want to learn where
    you got this from or exactly what the theme is named. Thanks!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Любимый святой кировчан и пермяков. Преподобный Трифон — чудотворец ВятскийЛюбимый святой кировчан и пермяков. Преподобный Трифон — чудотворец Вятский

0 Comments
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский — любимейший святой Кировской и Пермской земли при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, болезни. Кировский святой — Трифон Вятский Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник

Жития в фактах

Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодняКто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня

0 Comments
Иоанн Лествичник - что значит имя

Его главный труд давно стал настольной книгой монахов – собственно, для них она и была написана. Мирянину же высоты духа, на которые зовет подняться прп. Иоанн Лествичник, кажутся недосягаемыми. Но так ли? И случайно ли вся Церковь – а не только монашествующие – в четвертый

Жития в фактах

Святой Патрик — кто он, за что почитают ирландцы и как попал в Православный календарьСвятой Патрик — кто он, за что почитают ирландцы и как попал в Православный календарь

0 Comments
Святой Патрик в православии и католицизме

В истории жизни святого Патрика действительно трудно отделить исторические события от вымысла и даже фантазии составителей житий любимого святого ирландцев. По сути, единственным более или менее надежным источником является его «Исповедь» (написана в 460 г.), которая считается также началом ирландской литературы. Однако, многие места этого

Жития в фактах

Как и где были обретены мощи святителя Луки Крымского и почему их почитают не только россияне, но и грекиКак и где были обретены мощи святителя Луки Крымского и почему их почитают не только россияне, но и греки

0 Comments
Мощи Луки Крымского

1996 год, Крестопоклонная седмица Великого Поста, ночь с 17 на 18 марта. Духовенство на руках несет гроб великого святителя Крымской земли. Горят свечи, люди поют панихидные песнопения – или благоговейно молчат, плачут. И лишь у храма всех святых пронзительно, не своим голосом, кричит женщина, страдающая

Жития в фактах

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

6 комментариев
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. Дни памяти

Жития в фактах