------------------- Мощи Георгия Победоносца в Москве
Православие сегодня Жития в фактах Мощи Георгия Победоносца: обретение и чудеса + где поклониться святыне в Москве

Мощи Георгия Победоносца: обретение и чудеса + где поклониться святыне в Москве

0 Comments
Мощи Георгия Победоносца в Москве

Покровитель воинов на поле брани, и тех, кто гоним за веру, целитель недугов, заступник обижаемых, любимый святой земледельцев… Таков святой Георгий, пострадавший за христианскую веру совсем молодым в далеком от нас IV в. (родился около 280, погиб в 303). Дни его памяти – 6 мая и 9 декабря – неизменно были любимы на Руси. Что скрывает могила  великомученика, как обрели мощи Георгия Победоносца, где честные останки сегодня находятся в мире и Москве — в статье.

Мученический подвиг и смерть: в коротких фактах

Святой родился по одним данным – в Каппадокии (так думает большинство церковных историков), по другим – в Ливии. Его подвиг приходится на время последнего гонения на христиан от римских императоров – рубежа II-III вв. В это время святой, молодой воин, уже был в числе приближенных царя Диоклетиана, входил в его личную охрану.

День Георгия Победоносца

Икона великомученика Георгия Победоносца в Главном храме Вооруженных сил

Но, видя, как страдают христиане за веру, он, по апостольскому слову «все почел за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3:8). Святой Георгий:

  • явился лично к царю, чтобы во всеуслышание заявить о своей вере, обличить гонителя;
  • не склонился ни на уговоры, ни на угрозы, и был мучим за Христа в течение 8 дней;
  • за это время ему пришлось пережить страшные казни – от биения кнутом до колесования, когда узника привязывали к утыканному металлическими остриями колесу и оставляли так умирать; но всякий раз святой был силой Божией чудесно исцелен; его пытались отравить, но и яд не повредил рабу Божию;
  • во время мучений молодого воина ко Христу обратились десятки людей, пораженные его мужеством и совершавшимися чудесами Божиими; мы знаем лишь некоторые имена – царица Александра (родственница императора – он лично в ярости велел казнить ее, исповедовавшую Христа), городские судьи, Анатолий и Протолеон, языческий жрец Афанасий, лично готовивший сильнейший яд для Георгия; неизвестным осталось имя воскресшего по молитве святого человека – когда язычники, искушая Бога, потребовали от св. Георгия чуда; когда же оно случилось, воскресший был тут же казнен – ведь он исповедовал Христа;
  • своего рода кульминацией – и победой – святого стало изгнание бесов из идольского храма Аполлона: они с криками покинули это место, не вынося самого присутствия великомученика; именно после этого Диоклетиан повелел казнить его;
  • Георгию отрубили главу – так он окончил земной путь, но совсем не окончилась история его чудес и помощи верующим – можно сказать, она только началась.

Где похоронили святого Георгия и как обрели мощи

В большинстве известных жизнеописаний святого говорится, что перед казнью великомученик повелел своему слуге похоронить его тело в родовой вотчине его семьи, в Лидде, в Палестине. Некоторые версии жития рассказывают, что тело святого в этот город могла доставить его мать, впоследствии также принявшая смерть за Христа. И действительно, в Лидде с IV в. был известен храм святого, сооруженный над его гробницей.

Уже в древности мощи святого были разделены на части и известны во множестве храмов по всему христианскому миру. Часть мощей по-прежнему хранит также храм святого в Лидде (ныне израильский город Лод). Он принадлежит Иерусалимской Патриархии.

Описание мощей

В Лоде мощи до настоящего времени пребывают в закрытой гробнице, вверху которой – барельеф святого. На гробнице освящается масло, которое затем получают паломники.

Другие частицы мощей находятся в ковчегах, которые имеют небольшие «оконца», через которые можно видеть сами мощи. Таков, например, ковчег с правой рукой святого из Афонской обители Ксенофонт. Прикладываясь к нему, можно увидеть, что мощи внешне представляют собой кости янтарного цвета.

Где хранятся

Кроме Лидды (Лода) также в Грузии, на Афоне, в Риме. Есть частицы мощей также в храмах России.

Глава

Часть ее – главная святыня базилики святого в Риме. Храм называется Сан-Джорджо-ин-Велабро, мощи находятся под его алтарем в особом ковчеге и для поклонения паломников поэтому недоступны. Другая часть главы, вероятно, по-прежнему находится в Лоде – во всяком случае, об этом в XVI в. писали паломники.

Десница

Ковчег с ней пребывает в монастыре Ксенофонт. В 2015 г., когда отмечалось 70-летие Победы над фашистской Германией, афонские монахи доставили ковчег со святыней в Россию. В течение мая – июня мощи побывали, кроме Москвы, еще в 12 городах России.

Георгиевский храм на Поклонной горе. Ковчег с частицей мощей св. Георгия

Георгиевский храм на Поклонной горе. Москва, Май-2015. Ковчег с десницей мощей великомученика Георгия Победоносца прибыл в Москву в сопровождении монахов монастыря Ксенофонт, где и хранится эта священная реликвия христианского мира

Мощи Георгия Победоносца

Рака с десницей (правая рука) св Георгия Победоносца

Где находятся частицы мощей

Во множестве храмов по всему миру, среди которых, например:

  • церковь-реликварий Сент-Шапель в Париже; вероятно, эта часть мощей привезена из одного из Крестовых походов французским королем Людовиком Святым в XIII в.;
  • храм в Бочорме (Грузия); здесь есть икона-мощевик с локтем святого;
  • историко-этнографический музей в Зугдиди (Грузия); здесь хранят часть колена великомученика;
  • кроме Ксенофонта, еще четыре монастыря Афона и более десятка монастырей и храмов Греции.

В России

Здесь почитание святого начинается сразу по Крещении страны, а особенно распространяется при князе Ярославе (в Крещении Георгии) Мудром.

Ковчег с мощами св Георгия Победоносца

Ковчег с частицей мощей святого Георгия Победоносца

Известно, что частицы мощей не раз дарили русским царям, церковным иерархам:

  • в 1557 г. частицу мощей подарил царю Ивану Грозному Патриарх Константинопольский Досифей II;
  • вероятно, с древности еще одна частица находилась в Софийском соборе Новгорода;
  • в XVII-XVIII вв. описи Благовещенского и Успенского соборов Кремля упоминают не только несколько частиц мощей, но еще и кровь св. Георгия.

Многие из этих святынь были безвозвратно утрачены в годы гонений на Церковь, разразившихся в XX в. К настоящему времени ковчеги с малыми частицами честных останков святого хранят:

  • Троице-Сергиева лавра;
  • Воскресенский храм в московском микрорайоне Сокольники (две частицы в ковчегах с мощами множества святых находятся справа и слева от алтаря).

    Москва, Дорогомилово. Церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе

    Москва, Дорогомилово. Церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе (1994 — 1995г.г). Победы, 3б Координаты: 55.732374, 37.512099 Метро: Парк Победы Частица мощей Георгия Победоносца (Каппадокийского) — главная святыня храма. Ее преподнес в дар приходу патриарх Иерусалима Диодор в 1998 году.

    Ковчег с мощами в Георгиевском храме на Поклонной

    Ковчег с мощами святого Победоносца в Георгиевском храме на Поклонной горе

Второе обретение мощей

Так можно, пожалуй, назвать событие, которое произошло в 1998 г., когда московский мэр, Ю.М.Лужков, передал Патриарху Алексию II частицу честных останков святого из Лидды, из его гробницы. Ее благословил передать России Иерусалимский Патриарх Диодор. Именно эта частица сейчас пребывает в храме вмч. Георгия на Поклонной горе.

Где постоянно пребывают в Москве (+ как добраться)

Воскресенский храм в Сокольниках расположен по адресу пл. Сокольническая, д. 6. Рядом находится станция метро с таким же названием.

Церковь св. Георгия, где находится святыня из Лидды – в Парке Победы. Ее адрес – площадь Победы, 3 Б. Рядом – станции метро Парк Победы и Минская. Это небольшой белокаменный храм, построенный в традициях древнерусской архитектуры. Кроме главной святыни, здесь хранятся также множество мощей других угодников Божиих. А мощи св. Георгия в ковчеге можно увидеть под сенью справа от царских врат.

В чем смысл принесения мощей по городам России

Прикосновение в чудотворным мощам – как бы прикосновение и разговор с самим святым. Ради этого многие совершают паломничества, для того и мощи «путешествуют» по городам страны. Но разве есть смысл поклоняться, как говорят многие, считающие себя атеистами, «останкам»?

Христианство учит, что человек – единство души и тела. Пусть тело смертно, но смерть эта временна, вызвана греховным повреждением человеческой природы после того, как Адам и Ева отпали от Бога. Но будет всеобщее воскресение, и вечная жизнь в обновленных Господом телах. Для некоторых же христиан, особенно любящих Бога, эта жизнь началась уже на земле. Тела святых – не обычные «мертвые», они пронизаны Благодатью, которая изменила их еще при жизни. Вот лишь малые крупицы из тысячелетнего опыта Церкви:

  • с телом был взят в Рай прор. Илия;
  • воскрешена по смерти Пречистая Богородица;
  • то же случилось с любимым учеником Христа, св. Иоанном Богословом: его могила хорошо известна, но в ней нет тела;
  • совершенно нетленны мощи прп. Александра Свирского, более того, они источают миро.

Ну а что до св. Георгия, то его тело можно было назвать как бы освященной реликвией уже при жизни: ведь за дни мучений он несколько раз практически умер – но силой Божией становился здрав. Так, что с Апостолом он мог буквально сказать:

«Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Почитание и чудеса

К числу самых известных чудес святого можно отнести:

  • «чудо о змие», которое одни считают посмертным, другие же – еще прижизненным; св. Георгий избавил от змея город и его жителей, спас царскую дочь, которую язычники решили принести в жертву этому «божеству»;
  • «чудо о колонне вдовы»; оно, как считают, связано с храмом в Лидде: один из императоров Византии (вероятно, Юстиниан Великий) решил перестроить храм святого; тогда одна вдовица решила пожертвовать для этой церкви колонну из мрамора, но не имела средств доставить ее к храму, а отвечавшие за перевозку мрамора царские корабельщики ей отказали; но женщине пришел на помощь святой, чудесно перенесший колонну на место строительства;
  • «чудо о сарацине»: один мусульманин выстрелил в икону стрелой, но она ранила его самого; разболевшись «к смерти», он помолился св. Георгию и исцелился; мусульманин стал христианином и был убит бывшими единоверцами.

Но чудеса святого – не только, и даже не столько история. Они происходят и сейчас.

Свидетельства о помощи в наши дни (отзывы)

Вот что рассказывает о мощах святого архимандрит Алексий (Мадзирис), настоятель монастыря Ксенофонт, где хранится десница:

  1. «Его не раз видели в монастырских пределах всадником на коне. Одному монаху святой явился в трапезной обители. Тот очень скорбел, что приходится исполнять послушание и готовить кушанья, когда все остальные в храме молились. Это был день памяти святого. И тогда святой Георгий утешил этого монаха, представ пред ним. А трапеза — продолжение Литургии, тоже любовь к людям. Святой Георгий появляется и во время службы, в алтаре. 17 марта 1915 года один монах видел святого Георгия в воинском одеянии, стоящего рядом с иконой».
  2. «Одно из чудес наблюдали в нашем монастыре более 400 человек. На день святого Георгия по всему храму разошлось благоухание и благовоние. Мощи мироточили несколько часов. Произошло очень много исцелений у мужчин, которые находились в храме. Его икона, которая почитается чудотворной, главная в нашем монастыре Ксенофонт. Святой сидит на троне, ногами попирает птиц. Птицы ассоциируются с болезнями. В монастыре святого Георгия называют целителем. Он помогает в избавлении от болезней почек, мочеполового тракта, других недугов».
  3. А вот какое чудо произошло в 1960-е гг. в Самарканде, где власти закрыли храм вмч. Георгия. Этот рассказ приводится на сайте Новгородской епархии:

«В хрущевские годы в самаркандском храме Св. великомученика Георгия Победоносца служил сосланный архимандрит Серафим (Суторихин, 1901–1979). Репрессированный, отсидевший 10 лет, о. Серафим, уже старый и немощный, стал светочем для многих верующих, особенно молодых. Власти не могли ему простить такой деятельности. При помощи провокаторов КГБ они добились того, что храм Св. Георгия был закрыт, и служить пришлось уже тайно, под покровом ночи. Так прошло два года, и, наконец, было решено превратить храм в детсад. Однажды в церковный двор въехали двое всадников в необычной старинной офицерской форме. Главный из них, сойдя с коня, направился в келлию о. Серафима, который читал молитвы, и отдал приказ: – Отец Серафим, готовьтесь к службе: сегодня храм будет открыт! Затем оба военных отправились в исполком. Грозный офицер, минуя милицию и секретариат и никого ни о чем не спрашивая, открыл дверь председателя исполкома.

– Чтобы сегодня же храм Великомученика Георгия был открыт! Иначе будете наказаны без помилования! – прозвучал приказ. Военный удалился так же, как и появился, а чиновник в каком-то непонятном ужасе позвонил уполномоченному по делам религии:

– Срочно пошлите нарочного в храм Великомученика Георгия! Чтобы сейчас же открыли храм!

Храм действительно был открыт в тот же день – накануне 6 мая, престольного праздника. Тогда же председатель исполкома приехал на машине к о. Серафиму, прося сообщить ему имя своего церковного начальника. О. Серафим показал председателю фотографию ташкентского епископа. – Нет, не этот, – возразил чиновник. А выше есть у вас кто-нибудь? У меня вчера был ваш начальник, офицер такой – ооо… С такой властью приказал, чтобы срочно храм открывали: «Иначе, – говорит, – будете наказаны без помилования!» Сразу видно – начальник… О. Серафим тогда со слезами вынес ему икону св. Георгия. Председатель пришел в ужас: – Он!!! У меня вчера был Он!»

О чем молятся у раки с мощами, читая акафист

К нему сейчас приходят, прося:

  • защитить воинов, ведущих боевые действия, от плена, ранения, смерти;
  • даровать их близким твердую веру и надежду на Господа;
  • умолить Господа помиловать Россию, которая, как и века назад, снова противостоит силам зла.

Наталья Сазонова

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

История покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его ЕвангелиеИстория покаяния мытаря Левия, или Апостол Матфей и его Евангелие

0 Comments
Матфей - Апостол из числа 12 и евангелист

Иногда думают, что учеников Христовых этого имени – два, иные же путают призванного на Апостольское служение по Вознесении Господнем Матфия и Евангелиста Матфея. На самом деле судьбы двух людей различны, как и их имена, которые звучат на древнееврейском как «Маттайя» и «Маттий». Матвей или Матфей?

Жития в фактах

Пророк Даниил: жизнь и КнигаПророк Даниил: жизнь и Книга

0 Comments
Пророк Даниил

30 декабря – предпоследний день «старого года» и время предновогодних хлопот. А еще – память святого, который, движимый Духом Святым, с точностью до года предсказал время Рождения Христа в этот мир. Это – пророк Даниил. Кто он и что значит имя «Судья мой Бог» –

Жития в фактах

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского — 28 мая (дата смерти в 1525 г). 16 июня 1606 года совершилось перенесение его мощей из Углича в Москву.  Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать

Жития в фактах

Евангелист для язычников и молодых дикарей – Апостол МаркЕвангелист для язычников и молодых дикарей – Апостол Марк

0 Comments
Марк: Евангелист и Апостол

Многие христиане знают рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он обратился к вере, подростком читая Евангелие от Марка – выбрав его, как «самое короткое», но – встретил Христа, читая эти слова.  Убегающий от стражи обнажённый 17-летний юноша при аресте Христа, ученик апостола Петра (написал

Жития в фактах

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемсяЖитие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

0 Comments
Серафим Саровский

О батюшке Серафиме Саровском было очень много рассказано уже современниками, так, что вокруг имени угодника Божия постепенно образовалось множество мифов, недостоверных небылиц. А по слову игумена Саровского монастыря – «духовной родины» прп. Серафима – Исайи, «как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей, так и излишняя

Жития в фактах