Есть предание, что за каждого, кто приехал к нему хоть раз, преподобный потом молится всю жизнь. Множество людей знают, что это убеждение имеет все основания: рассказов о чудесной помощи прп. Сергия Радонежского по молитве у мощей к настоящему времени – тысячи.
Чем прославился преподобный: самое главное
Авва Сергий Радонежский известен, как:
- «игумен всея Руси»; хотя он ушел в леса ради уединенного подвижничества, скоро вокруг него собрались десятки учеников, возник монастырь Святой Троицы (ныне лавра); а спустя уже несколько десятилетий духовные дети святого сами основали 70 иноческих обителей;
- зачинатель духовного возрождения страны после кровопролитного нашествия монголов; именно оно позволило победить на Куликовом поле, а еще через 100 лет – совершенно прогнать завоевателей; потому предание приписывает преподобному благословение блгв. Димитрия Донского на битву с Мамаем; согласно житию прп. Сергия, он все время сражения непрестанно молился за русских воинов, называя имена погибших, тут же прося Господа об их упокоении;
- великий чудотворец, молитвенник, удостоившийся посещения Самой Пречистой Богородицы, уже при жизни исцелявший болезни, даже – воскрешавший мертвых; эти чудеса по кончине святого все умножаются.
Обретение мощей преподобного
Обрели мощи аввы Сергия 18 июля 1422 г., менее чем через 30 лет по кончине святого. Тогда решено было строить каменный храм Святой Троицы. Перед началом этих трудов одному из благочестивых мирян во сне явился преподобный со словами:
«Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».
Из этого уразумели, что святой благоволит обрести его честные останки. Они были обнаружены при копании рва для фундамента будущего храма. Гроб действительно был окружен грунтовыми водами, однако сам не пострадал. Открыв же его, монахи увидели, что не подверглись тлению ни одежды святого, в которых его погребли, ни само его тело.
То был единственный раз, когда мощи были открыты, освидетельствованы – после чего помещены во вновь возведенном Троицком соборе. Здесь они пребывали до начала XX в.
Вскрытие мощей в советское время
После 1917 г. коммунистическим властям не давала покоя столь великая, чтимая православными святыня – мощи преподобного. Поэтому организованная большевиками кампания во «вскрытию мощей» для «разоблачение векового обмана церковников», конечно, должна была коснуться также лавры.
11 апреля 1919 г. было решено открыть мощи святого. В течение 2 часов покровы с честных останков по благословению наместника, архимандрита Кронида, снимал иеромонах Иона, благочинный лавры. Весь «процесс» снимался на фото и видео, присутствовал медицинский эксперт, который засвидетельствовал, что останкам около 500 лет, они находятся «в костях».
А вот священник Павел Флоренский пишет о том, чего не говорили тогда советские газеты:
«Я вошел в Троицкий собор уже позднею ночью, значительно позже, после того, как было произведено вскрытие. В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек, при которых производилась фотографическая съемка. Но несмотря на этот сильно пахнущий воздух, порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны неизъяснимо приятного благоухания, которое перебивало все прочие запахи.
Это благоухание охватывало величественной радостью, в которой невозможно было провести границу между собственно духовным удовлетворением и чувством приятного. Прикладываясь к мощам, я убедился, что благоухание исходило именно из раки и было тут несравненно сильнее, чем в стороне.
С чем сравнить его — затрудняюсь, так оно тонко и своеобразно. Могу только сказать, что в нем совершенно отсутствовали элементы слащавости или липкости, более или менее свойственные всякому запаху земного происхождения. Если приурочивать запахи к стихиям, то этот был воздушно-огневой природы. Отдаленное сходство можно, пожалуй, находить в нем с запахом настоящей горной фиалки, но тоньше и подвижнее его; еще точнее можно представить себе это благоухание раки Преподобного Сергия, если припомнить приносимый издали теплым ветром аромат цветущей виноградной лозы…»
Около года честные останки были доступны для поклонения, хотя лишенные покровов, накрытые стеклом. Затем мощи стали «экспонатом» антирелигиозного музея, который открыли при бывшей лавре. В этом качестве они были в эвакуации с 1941 по 1944 г., после – вместе с другими «экспонатами» вернулись.
Сохранение главы
Уже с началом подготовки к «вскрытию» было ясно, что безбожники с высочайшей вероятностью попытаются уничтожить мощи святого. Именно поэтому были приняты меры, чтобы сохранить хотя часть святыни: главу.
О том, как именно это было сделано, ныне существуют разноречивые мнения: открыто писать, говорить об этом было невозможно несколько десятилетий.
Есть несколько версий события, основанные на воспоминаниях современников:
- согласно первой, главу изъяли из раки до начала вскрытия, вечером 10 апреля 1919 г.; об этом рассказывал о. Павел Флоренский, непосредственно принимавший участие в этом; он был членом Комиссии по охране памятников, много сделал для спасения лавры от разрушения – и, как член комиссии, имел доступ в Троицкий собор; главу преподобного подменили черепом князя Трубецкого (родовая усыпальница была при лавре); таким образом, череп, который зафиксирован кощунниками, вскрывавшими мощи, не принадлежит прп. Сергию;
- есть также версия о том, что главу сокрыли после выселения из лавры монахов, с начала ноября 1919 г.
Немного данных также о том, где именно хранилась святыня до 1940-х гг.: священноначалие, церковнослужители, миряне, имевшие отношение к этому, были предельно осторожны в высказываниях. Есть версия, что глава сначала хранилась в ризнице лавры, затем граф Олсуфьев, искусствовед, также член комиссии по охране памятников, перенес святыню к себе (он жил в Сергиевом Посаде), после чего закопал ковчег с ней.
Отсюда глава могла быть перемещена в окрестности Николо-Угрешского монастыря близ Москвы, где находилась до начала Великой Отечественной войны. Точно известно, что последней хранительницей главы была приемная дочь графа Олсуфьева, Екатерина Павловна Васильчикова, которая в 1946 г. тайно передала святыню Патриарху Алексию I. К этому времени советская власть разрешила открыть лавру – и глава снова была возвращена к мощам.
После открытия лавры мощи Сергия Радонежского были перенесены в Успенский собор, так как Троицкий принадлежал все еще работавшему при лавре музею. К 1948 г. мощи снова были перенесены в Троицкий собор, переданный братии.
Постсоветское время
С конца 1980-х гг. постепенно ослабляются антицерковные гонения, начинается возрождение духовной жизни. Сейчас лавра – крупнейший монастырь Русской Церкви, а к «игумену всея Руси» непрерывным потоком идут паломники.
Где покоятся сегодня мощи Сергия Радонежского
Мощи преподобного Сергия Радонежского по-прежнему находятся в Троицком соборе. Это небольшой белокаменный храм XV в. с золочеными главками. Впервые приехавшему паломнику легко понять, где находятся мощи святого – к ним во всякое время стоит огромная очередь тех, кто желает прикоснуться к святыне.
Как добраться
Город Сергиев Посад находится примерно в 100 км столицы. Доехать до него можно на электропоезде от Ярославского вокзала. Электрички отходят в среднем каждый час. Кроме этого, от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада идет автобус № 388. Путь занимает около часа. Многие также едут на личном автомобиле по Ярославскому шоссе, на 46 километре которого находится указатель на Сергиев Посад.
Наконец, имеется историческая, ныне восстановленная дорога в Троицкую обитель, которой когда-то ходили как цари, так – простые паломники. Ныне эта тропа, которая начинается прямо от стен Московского Кремля, называется «Дорога в лавру». Ее протяженность – 120 км.
Читайте также:
15-18 июля в Московской области проходит Крестный ход в честь обретения мощей Сергия Радонежского — «От Государя к Преподобному», частично проходящий по «Дороге в лавру»
Выбирая время посещения лавры, нужно учитывать, что:
- перед великими праздниками, днями памяти преподобного, народу может быть очень много, поэтому, если хочется остановиться в лавре на это время, гостиницу лучше бронировать заранее;
- если есть желание приступить к Таинствам, или просто побывать на службе, необходимо иметь ввиду, что исповедь начинается в надвратном храме св. Иоанна Предтечи с 6 и 8 ч. утра, а литургия с 6.30 и 8.30 утра; начало вечерней службы всегда с 16.45 ч.
Храмы, в которых имеются частицы мощей преподобного
Сегодня к иконам с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского можно приложиться в храмах Москвы:
- прор. Илии на 2 Обыденском переулке (это исторический центр столицы, рядом – метро «Кропоткинская»);
- свт. Николая в Кленниках (на ул. Маросейка, ближайшая станция метро – «Китай-город»);
- Троицкая близ станции метро «Цветной бульвар»; здесь находится подворье лавры;
- собор прп. Сергия Высоко-Петровского монастыря столицы;
- церковь преподобного (Бусиново);
- Владимирской иконы Богородицы (Виноградово) (на Дмитровском шоссе).
О чем молятся у раки с мощами, читая акафист
В преподобному обращаются со всеми бедами, нуждами, проблемами – от житейских до духовных. Он очень милостив к страдающим от болезней. Сергию радонежскому молятся:
- об исцелении, как телесном, так и духовном;
- о помощи в земных заботах;
- о помощи в учебе просят учащиеся и их педагоги;
- о сохранении жизни воинов на поле брани;
- о заступничестве во время нашествия врагов, ибо известно немало чудесной помощи как во время земной жизни так и после
Свидетельства о чудесной помощи в наши дни
Они очень многочисленны. Вот лишь некоторые, собранные журналистами телеканала «Царьград».
«Некий студент медицинского института Павел всегда перед экзаменами горячо молился преподобному Сергию и даже самые сложные экзамены сдавал на «пятёрки». Удавалось ему избежать проблем и с такими принципиальными преподавателями, которые вообще не считали, что студенты не могут знать что-то на «отлично».
На момент ответа Павла такому профессору каждый раз надо было выйти по какой-то причине, либо он вовсе не приходил на экзамен, передавая право принять его ассистентам. Впоследствии этот студент стал монахом, совершающим своё служение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре».
А этот случай описал священник Валерий Духанин:
«Протоиерей Юлий Кустанов, некогда учившийся в Лавре в Московских духовных школах, нёс служение настоятеля в Благовещенском храме в Миассе. В 2012 году, отслужив Литургию в день памяти преподобного Сергия, он, как и всегда, планировал обратиться с проповедью к прихожанам.
Проповедовал он, как и полагается, всегда с амвона. Но ни с того ни с сего впервые за всё своё священническое служение он сошёл с амвона и решил произнести проповедь возле иконы преподобного.
Он пошёл, как будто кто-то повёл его за руку.
Стоило ему отойти, как стену храма внезапно пробил автомобиль. Оказалось, что двое нетрезвых молодых людей разогнались до такой скорости, что буквально взлетели с пригорка у храма и врезались в деревянную стену на высоте 1,5-2 метров. Удар пришёлся ближе к алтарю, массивные деревянные балки полетели через амвон, как раз через место, где должен был проповедовать батюшка. Если бы священник, как и всегда, находился там, избежать травм, а то и смерти он не смог бы…»
- Читайте также:
Два обретения и одно вскрытие. Мощи Серафима Саровского: что шокировало членов Синода
День памяти обретения мощей Сергия Радонежского
Церковь совершает память обретения честных мощей преподобного 18 июля. В 2022 году этой дате исполняется 600 лет. Ради этой знаменательной даты Патриарх Кирилл благословил крестный ход по России с мощами Сергия Радонежского.
Еще одна дата памяти — 8 октября – день преставления святого чудотворца Земли русской.
Где хранятся мощи Кирилла и Марии Радонежских
Фамилии на Руси того времени носили только представители очень знатных родов. Считается, что прп. Кирилл, отец св. Сергия, мог быть близок к боярскому роду Вельяминовых. Однако, его фамилия все же точно не известна. Именование же «Радонежские» – церковное. Оно означает место жительства, прославления, а не фамилию.
Честные мощи Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия – главная святыня возрожденного Покровского женского монастыря в Хотьково. Именно здесь угодники Божии приняли постриг.
Тогда обитель считалась «оптинской», то есть имевшей насельниками как иноков, так – инокинь. Практика возникла во время монгольского нашествия, когда уничтожались многие обители, так что уцелевшие монахи и монахини старались держаться вместе.
Мощи святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, первоначально находились под спудом во храме Покровской церкви, затем, после революции, были вынесены на монастырское кладбище. С 1992 г. они снова при монастырском храме.
В Хотьковский монастырь можно попасть:
- по тропе «Дорога в лавру», предназначенной для неспешного паломничества с остановкой для поклонения мощам родителей прп. Сергия;
- на электричке с Ярославского вокзала: станция называется «Хотьково», до обители можно дойти примерно за 10 минут;
- на личном автомобиле по Ярославскому шоссе: следует сначала свернуть на Радонеж, затем будет поворот непосредственно на Хотьково.
Кто он? Краткая биография
Годом рождения святого считается 1314 г. Родители преподобного Сергия Радонежского, Кирилл и Мария жили в селе Варницы, под Ростовом (отец служил у Ростовского князя). Угодник Божий был крещен с именем Варфоломея. Рассказывают, что уже с детства многие видели на нем как бы некую печать Благодати Божией:
- еще младенцем он отказывался от материнского молока по постным дням; не принимал его также, если мать ела мясную пищу;
- семи лет, начав учиться грамоте, сперва был очень неуспешен, но затем неожиданно освоил чтение по молитве некоего встреченного им старца-инока.
Можно полагать, что для родителей не стало неожиданным, когда, возмужав, Варфоломей решил выбрать путь монашеской жизни. Впрочем, он оставался мирянином до кончины отца и матери. Лишь похоронив их (незадолго до кончины принявших иночество), Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном уходят на уединенное жительство. Местом поселения братьев стал холм, где ныне находится Троице-Сергиева лавра. Ее именование происходит от первого храма, который братья возвели вместе, посвятив Св. Троице.
Через время Стефан, не вынеся трудностей пустынной жизни, ушел к Москве. Варфоломей остался один. Об этом времени его жизни почти ничего не известно: сам преподобный, видимо, говорил об этом скупо, а свидетелей его подвигов не осталось. Известно лишь, что однажды его нашел некий игумен Митрофан, Варфоломей был пострижен во иночество 7 октября 1337 г. Так как то была память мучеников Сергия и Вакха, нового монаха нарекли Сергием.
Со временем близ подвижника начинают собираться братия. Первоначально, как говорит предание, их было только 12 – причем, если кто-либо из братии умирал или оставлял общежительство, обязательно приходил новый подвижник, как бы восполняя это число. Рост будущего монастыря начался лишь через несколько лет. Именно тогда братия уговорили, почти заставили, смиренного Сергия стать их игуменом – поначалу он всячески отказывался, желая прожить жизнь простым монахом. Но не такова была Божия воля.
Скоро монастырь Святой Троицы становится самым известным, почитаемым на Руси. К его настоятелю приходят за духовным советом, поддержкой во время трудностей. Духовные дарования преподобного проявляются исцелениями больных, прозорливостью. Известно, что частыми гостями обители были князья, особенно Московский, Дмитрий Иванович. Молитва преподобного отца сопровождала князя во время Куликовской битвы 1380 г.
А через 12 лет преподобный оставил этот мир, перейдя в вечные обители – но предстательствует пред Богом о каждом, кто приходит поклониться его мощам.
- «По мощам и елей?»: Когда мощи святых становятся чудотворными
- Откровения современного монаха: почему я ушел в монастырь
Почитание преподобного не смогли уничтожить ни годы безбожной пропаганды, ни прямое кощунство по отношению к его мощам. Ведь не посмертным нетлением тела определяется святость, но – чудесами милости Божией, являемыми по молитвам Его угодника, духовным утешением, которое получает каждый молящийся с верой.
Наталья Сазонова
Тропарь Обретение мощей
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, /
яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, /
всю вселенную созывает /
похвалити тя, Богомудре Сергие; /
пречестная же и славная обитель твоя, /
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, /
имущи в себе стада ученик твоих, /
веселия и радости исполняется. /
Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, /
яко цвет благоуханен и кадило благовонно, /
любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем /
и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, /
отче преподобне Сергие, /
моли Святую Троицу /
спасти души наша.
Молитва прп. Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу
О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь. Перевод: О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честные твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благих успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиротам и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподоби в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться общниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.