Как-то раз я добирался из монастыря в Ижевск автостопом. Мужик, который посадил меня на трассе в машину, начал интересоваться, откуда я. После того, как он узнал, что я живу в монастыре, он очень эмоционально начал говорить: ну, ведь ты молодой, здоровый, зачем тебе это надо?! В этот момент я, действительно, задумался: смогу ли я объяснить совсем нецерковному человеку хоть что-то о монашестве? Поэтому отделался простой фразой: сердцу, мол, не прикажешь!
Святой Серафим убедил идти в монастырь неофита
Когда мне было 14 лет я зашёл в церковную лавку храма во имя Казанской иконы Божией Матери г. Ижевска. Понятию не имею, зачем я это сделал, ведь ни с Богом, ни с Его Церковью я не был никак связан и ничего в этом не понимал. Начал смотреть иконы, даже подумал, что куплю какую-нибудь недорогую, денег-то почти нет. Увидел изображение сгорбленного старичка в лесу, вроде ничего такая, красивая. Купил. Прибил себе на полку. Самое интересное, что я даже никогда не задавался вопросом: кто это такой изображён. Картинка и картинка.
Ровно через 10 лет мне в руки попала книга «Житие и поучения прп. Серафима Саровского». Прочитав её, я наконец-то увидел путь неотмирности и любви к Богу. Я вообще не был воцерковлённым человеком, никогда не был на службе, но на тот момент прочитал Библию и «Рассказы странника своему духовному отцу» и даже занимался Иисусовой молитвой.
Читайте также:
Зачем нужна Иисусова молитва современному христианину
Тогда в период неофитства воспринимаешь всё очень по живому, поэтому наставления святого Серафима инокам, я переживал как личное обращение к себе. По сути именно прп. Серафим убедил меня идти в монастырь, хотя я даже в Церковь не собирался, не видел в ней смысла. Я доверился его словам, потому что его жизнь стала для меня образцом. Только тогда я понял, что на моей полке уже 10 лет висит икона прп. Серафима, а не просто сгорбленный старичок в лесу.
Его поучения инокам начинаются со слов:
«По совету ли, или по власти других, или каким бы то ни было образом пришел ты в обитель, – не унывай: посещение Божие есть».
Ну, в монастырь так в монастырь. Уже придя в обитель, я, по сути, пользовался некоторыми его наставлениями. Например, не есть досыта на трапезной, изучать богослужебный устав в монастыре, ну и главное, всё время пребывать в молитве. Хотя по своей гордости и происходящей от неё тупости, много где спотыкался и уходил в крайности, хорошо что Господь не оставляет и исправляет кривые пути. Спасибо Ему за это!
Вот так вот, когда-то понравившаяся картинка со старичком в лесу превратилась через 10 лет в икону прп. Серафима Саровского – человека, изменившего всю мою жизнь. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Монастырь
Монашество – это тот случай, когда чем больше о нём расскажешь, тем более оно становится непонятным. Для начала стоит посмотреть, как в нашей обыденной речи используется слово «монастырь». Мне на ум приходят две поговорки: «в монастырь со своим уставом не ходят» и «подвести под монастырь». В первом случае понятие монастыря нейтрально, а вот во втором случае слово «монастырь» используется в негативном значении, в независимости от того, как мы понимаем это выражение. Добрых поговорок о монастыре я не нашёл. Ну, ладно, с этим понятно.
Почему уходят в монастырь
Теперь попробуем рассмотреть представления обывателей о том, по какой причине человек уходит в монастырь. Чаще всего я встречался с двумя мнениями. Один мой одноклассник сходил на встречу школьных выпускников, где, конечно же, обсуждали и мой уход в монастырь. Главный вопрос звучал так: что у него случилось? Какая беда? Таким образом, есть представление, что у человека случается какая-то трагедия, после которой человек теряет рассудок, становится сумасшедшим и уходит в монастырь.
Вторая популярная причина – это неудача в обыденной жизни. Попросту говоря, человек не смог реализовать себя в мирской жизни и с поникшей головой идёт в монастырь, чтобы стать монахом. Недавно одна журналистка, которая брала у меня интервью, как раз и высказала эту мысль. Сюда относятся и неразделённая любовь и неспособность самореализации, адаптации, социализации и т.д. и т.п. Короче убежал человек от проблем жизни в монастырь, вот и всё! Типичный неудачник и слабак.
На самом деле мысли эти логичны. Ведь монастырь – это добровольная тюрьма. У нас в монастыре жил один трудник, отсидевший три срока. Он так и сказал: в тюрьме свободы больше, чем здесь! А теперь представьте: кто пойдёт в добровольную тюрьму? Ответ очевиден – либо дурачок, либо неудачник. Ну, ладно, с этим тоже понятно!
Монашеские обеты — «антисчастье»?
А теперь пройдёмся по тем обетам, которые даёт монах до конца жизни. Этими обетами он собственно и отличается от не монахов. Но сначала мы обратимся к обывательскому ответу на вопрос о человеческом счастье. Есть разные видео и документальные фильмы на эту тему. Так вот, я услышал три основных ответа на вопрос в чём счастье человека. Одни говорят в материальном благополучии (как сказал мне один знакомый: я никогда не поверю, что человек, который ездит на Феррари может быть несчастлив), другие говорят, что счастье в семье, а третьи, что в самореализации, т.е. в раскрытии своих способностей, карьере, славе и т.п. Это три самых популярных ответов о том, в чём же счастье.
А теперь соотнесём эти ответы с теми обетами, которые даёт монах. Вместо материального благополучия, монах даёт обет нестяжания, т.е. обещает жить в нищете. Обет целомудрия отсекает путь к семейному счастью, а обет послушания перекрывает дорогу к самореализации, карьере и свободе. В каком-то смысле монашество – это «антисчастье» получается. Что же вообще от человека остаётся, если он отказывается от всех радостей жизни? Так ведь это ещё не всё! Само слово «монах» переводится с греческого как «одинокий». А ведь как часто люди говорят, что страшнее одиночества ничего нет. Разве может быть счастлив человек, который никому не нужен и от которого все отвернулись? Конечно, нет! А вот монах принимает добровольно на себя такой статус.
Монашеский образ жизни
Непонятность этого образа жизни с самого зарождения монашества приводило к критике его внутри Церкви. Конечно же, основная претензия заключалась в том, что монах не приносит никакой пользы. Христос много говорил о служении ближнему, а монах сидит у себя в пещере или в скиту, а практической пользы никакой. Именно поэтому мы имеем достаточно немало апологетической монашеской литературы, в которой монахи писали о своём житии, как соответствующем Евангелию.
Младостарцы
Нужно сказать, что монашество в России очень здорово дискредитировало себя в 90-х и 2000-х годах. Огромное количество младостарцев и лжестарцев наполнили монастыри России. Взяв на себя духовное руководство, не имея вообще никакого опыта стали активно ломать судьбы молодёжи, разваливать семьи и возлагать неудобоносимые бремена на своих духовных чад. А истерии с ИНН и паспортами проповедовались большей частью с монастырских амвонов, несмотря на то, что решение Церкви было совсем иным. Сегодня все эти истории всплывают в интернет пространстве.
Да и сам я знаю немало людей пострадавших от таких монахов. Именно поэтому роль монахов как «свет мирянам», по сути дискредитирована. Всё чаще появляются мнения, что монах вообще не способен понять мирского человека с его проблемами. А тем временем монастыри всё более пустеют, опытных духовников «днём с огнём не сыщешь». Думаю, с этим тоже понятно.
Современный монах — какой он?
Один современный священник в своих лекциях отстаивает мысль, что современное монашество в своей сущности абсолютно иное явление, чем, например, в 4 веке. Т.е. даже дело не в том, что подвиги первых монахов сегодня никто не несёт, а в том, что само мировосприятие и отношение ко многим вещам стало совсем иным. Поэтому, делает вывод он, современное монашество – это не монашество, а скорее «cosplay» под монашество.
А давайте посмотрим, что говорят сами первые христианские монахи о последних:
«Святые Скитские Отцы произнесли пророчество о последнем роде. Они предложили вопрос: что сделали мы? Один из них великий по жительству, авва Исхирион, сказал на это: мы соблюдали заповеди Божии. Отцы спросили: что сделают те, которые непосредственно последуют за нами? Он отвечал: они будут иметь делание в половину против нашего. Отцы опять спросили: а те, которые будут после них? — Эти, отвечал авва, отнюдь не будут иметь монашеского делания; но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших».
Т.е. сами первые монахи о последних говорят как о cosplay’щиках. Это нормально.
Труд и молитва — два весла монаха
Я много размышлял об этом высказывании, и вот какие мысли посетили меня. Я думаю, многим известна история, как у монаха, перевозившего на лодке паломников, на вёслах было написано «труд» и «молитва». А теперь попробуем через эти два понятия посмотреть на современного человека.
Вот, например, я. Родился и вырос в квартире. Это означает, что с детства я не приучен к труду: за водой ходить не надо, дрова колоть не надо, скотины нет, огорода нет. Живёшь на всём готовом. Отсюда и понятно отвращение к постоянному труду.
Теперь посмотрим, что у нас с молитвой. Как известно, главное в молитве – это внимание и сосредоточенность внутри себя. А если с самого детства у вас есть телевизор, игровая приставка, компьютер, то всё ваше внимание будет на внешних предметах, а рассеянность будет максимальной. Отсюда становится понятно отвращение к молитве. Получается, ты приходишь в монастырь, где главное труд и молитва, а у тебя полная атрофия к этим занятиям.
А есть ещё один аспект, который называется опыт греха. Вот представьте себе мир, в котором выросли и воспитывались, например, египетские монахи до ухода в пустыню, т.е. 4-5 век. Это мир полностью религиозный, никакой пропаганды воинствующего атеизма, т.е. все люди верующие и тебя никто не убеждает, что именно ты центр мира и никакого Бога нет. Это мир без гигантского изобилия пищи, которой наполнены наши супермаркеты. Никакого радио-теле-интернета, с их по большей части информационной помойкой.
Сегодня ребёнок с самого детства уже может смотреть порно, попробовать алкоголь, наркотики и т.д. А ведь психологический ресурс человека ограничен. Один парень восемнадцати лет сказал мне, что он уже устал жить. Жизнь настолько разорвана, неорганизованна и порочна, что ты по сути уже, что по здоровью, что по психике в раннем возрасте становишься истощённым «инвалидом».
Вот теперь представьте, что такого человека Господь призывает на монашеское житие. Это в житиях мы можем прочитать, что какой-нибудь святой вырос в христианской благочестивой семье, любил Церковь, со сверстниками не играл, а всё время молился и читал. А потом пришёл в монастырь чистеньким и благочестивым, вскоре став святым. Сегодня таких кандидатов в монахи просто нет. Человек приходит в монастырь, пройдя все круги ада и перепробовав все грехи. А ведь всякий грех оставляет рану в душе. Почти все, кто приходят в монастырь, по сути «приползают», а не «прилетают». Тут уже вопрос встаёт не в том, чтобы стать «светом миру», а в том, чтобы сохранить ту небольшую веру, которую Господь тебе даровал.
Сохранение веры в последние времена
Мир сегодня, действительно, привлекателен и имеет огромное количество возможностей и предложений для тебя. Его ловушки и соблазны настолько заманчивы, что просто удержаться от них уже величайший подвиг. Именно поэтому величайшие монахи «золотого 4 века» говорили, что подвиги поста, молитвы и бдения, которые были у них, гораздо ниже подвига сохранения веры в последние времена. Они прекрасно понимали, что люди создадут греховный ад, в котором Богу не будет места. Потому и говорили, что последние монахи, не смотря на то, что будут иметь только вид монахов, и не будут иметь никаких подвигов, будут выше нас, самых великих подвижников. Так исполняются слова Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мк.10:31) И ещё по слову Христову именно осознание прощения многих грехов, даёт повод больше возлюбить Бога:
«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».
(Лк.7:47)
Беседуя с одним монахом, мы пришли к выводу, что сегодня, если монах живёт в монастыре и никуда не дергается, участвует в Таинствах, соблюдает устав, то это уже очень даже не мало. Жить внутренней жизнью очень тяжело, постоянно следить за своими мыслями и чувствами утомительная работа. То, что до сих пор существуют монастыри и монашество – это, безусловно, чудо Божье.
Прежде всего, нам монахам нужно научиться ценить то призвание, которое даровал нам Господь. Понимание и осмысление этого факта уже приносит утешение и радость, несмотря на то, что реальность покрыта тьмой и даже порой кажется, что просвета совсем нет. Но «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин.1:5) Оттого и единственный наш монашеский путь проложен твёрдой тропой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»
Иеромонах Ефрем (Метс)
Получается, что в миру человеку нельзя жить одному-плохо ему, «свихнуться» может, а в монашестве это даже хорошо, но глядя на монахов и монахинь, видишь, что у них постоянное общение-то паломники приезжают, то трудники, и пр. Тогда получается, что они не совсем монахи…
Иоанн Кронштадский был вынужден женится, что бы служить в миру, а жил он действительно как целибатник, но вот в то время это было не принято как собственно и монахи в миру. Вот кстати, фактически монах в миру может быть и у католиков это достаточно практикуется, а на Руси не прижилось. Но тем не менее, мало, но монахи есть в миру, только санов не имеют они. Монах в миру только постриг принимает. А вот что ещё никогда не было и опять же история Иоанна Кронштадского подтверждением, что бы монахи вне монастыря жили и служили. В те времена монах только при монастыре мог быть, а сейчас монахами заполняют храмы куда не хотят идти женатые батюшки и если этот приход далеко от монастыря, то монах вынужден жить в посёлке где приход его, а это не допустимо по сути, что бы монах в сане в миру жил.