Монашество: почему я ушел в монастырь

Заметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодня

0 Comments
Монашество: почему я ушел в монастырь

 

Как-то раз я добирался из монастыря в Ижевск автостопом. Мужик, который посадил меня на трассе в машину, начал интересоваться, откуда я. После того, как он узнал, что я живу в монастыре, он очень эмоционально начал говорить: ну, ведь ты молодой, здоровый, зачем тебе это надо?! В этот момент я, действительно, задумался: смогу ли я объяснить совсем нецерковному человеку хоть что-то о монашестве? Поэтому отделался простой фразой: сердцу, мол, не прикажешь!

Святой Серафим убедил идти в монастырь неофита

Когда мне было 14 лет я зашёл в церковную лавку храма во имя Казанской иконы Божией Матери г. Ижевска. Понятию не имею, зачем я это сделал, ведь ни с Богом, ни с Его Церковью я не был никак связан и ничего в этом не понимал. Начал смотреть иконы, даже подумал, что куплю какую-нибудь недорогую, денег-то почти нет. Увидел изображение сгорбленного старичка в лесу, вроде ничего такая, красивая. Купил. Прибил себе на полку. Самое интересное, что я даже никогда не задавался вопросом: кто это такой изображён. Картинка и картинка.

Заметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодня

Ровно через 10 лет мне в руки попала книга «Житие и поучения прп. Серафима Саровского». Прочитав её, я наконец-то увидел путь неотмирности и любви к Богу. Я вообще не был воцерковлённым человеком, никогда не был на службе, но на тот момент прочитал Библию и «Рассказы странника своему духовному отцу» и даже занимался Иисусовой молитвой.

Тогда в период неофитства воспринимаешь всё очень по живому, поэтому наставления святого Серафима инокам, я переживал как личное обращение к себе. По сути именно прп. Серафим убедил меня идти в монастырь, хотя я даже в Церковь не собирался, не видел в ней смысла. Я доверился его словам, потому что его жизнь стала для меня образцом. Только тогда я понял, что на моей полке уже 10 лет висит икона прп. Серафима, а не просто сгорбленный старичок в лесу.

Его поучения инокам начинаются со слов:

«По совету ли, или по власти других, или каким бы то ни было образом пришел ты в обитель, – не унывай: посещение Божие есть».

Ну, в монастырь так в монастырь. Уже придя в обитель, я, по сути, пользовался некоторыми его наставлениями. Например, не есть досыта на трапезной, изучать богослужебный устав в монастыре, ну и главное, всё время пребывать в молитве. Хотя по своей гордости и происходящей от неё тупости, много где спотыкался и уходил в крайности, хорошо что Господь не оставляет и исправляет кривые пути. Спасибо Ему за это!

Вот так вот, когда-то понравившаяся картинка со старичком в лесу превратилась через 10 лет в икону прп. Серафима Саровского – человека, изменившего всю мою жизнь. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Монастырь

Монашество – это тот случай, когда чем больше о нём расскажешь, тем более оно становится непонятным. Для начала стоит посмотреть, как в нашей обыденной речи используется слово «монастырь». Мне на ум приходят две поговорки: «в монастырь со своим уставом не ходят» и «подвести под монастырь». В первом случае понятие монастыря нейтрально, а вот во втором случае слово «монастырь» используется в негативном значении, в независимости от того, как мы понимаем это выражение. Добрых поговорок о монастыре я не нашёл. Ну, ладно, с этим понятно.

Мужской монастырь

20 ноября 2020 года Священный Синод постановил открыть Тихвинский мужской монастырь в 50 км от Ижевска в урочище Паздеры Воткинского района Удмуртской Республики и назначить игуменом иеромонаха Зосиму (Сахипгараева)

 

Почему уходят в монастырь

Теперь попробуем рассмотреть представления обывателей о том, по какой причине человек уходит в монастырь. Чаще всего я встречался с двумя мнениями. Один мой одноклассник сходил на встречу школьных выпускников, где, конечно же, обсуждали и мой уход в монастырь. Главный вопрос звучал так: что у него случилось? Какая беда? Таким образом, есть представление, что у человека случается какая-то трагедия, после которой человек теряет рассудок, становится сумасшедшим и уходит в монастырь.

Вторая популярная причина – это неудача в обыденной жизни. Попросту говоря, человек не смог реализовать себя в мирской жизни и с поникшей головой идёт в монастырь, чтобы стать монахом. Недавно одна журналистка, которая брала у меня интервью, как раз и высказала эту мысль. Сюда относятся и неразделённая любовь и неспособность самореализации, адаптации, социализации и т.д. и т.п. Короче убежал человек от проблем жизни в монастырь, вот и всё! Типичный неудачник и слабак.

На самом деле мысли эти логичны. Ведь монастырь – это добровольная тюрьма. У нас в монастыре жил один трудник, отсидевший три срока. Он так и сказал: в тюрьме свободы больше, чем здесь! А теперь представьте: кто пойдёт в добровольную тюрьму? Ответ очевиден – либо дурачок, либо неудачник. Ну, ладно, с этим тоже понятно!

Монашеские обеты — «антисчастье»?

А теперь пройдёмся по тем обетам, которые даёт монах до конца жизни. Этими обетами он собственно и отличается от не монахов. Но сначала мы обратимся к обывательскому ответу на вопрос о человеческом счастье. Есть разные видео и документальные фильмы на эту тему. Так вот, я услышал три основных ответа на вопрос в чём счастье человека. Одни говорят в материальном благополучии (как сказал мне один знакомый: я никогда не поверю, что человек, который ездит на Феррари может быть несчастлив), другие говорят, что счастье в семье, а третьи, что в самореализации, т.е. в раскрытии своих способностей, карьере, славе и т.п. Это три самых популярных ответов о том, в чём же счастье.

А теперь соотнесём эти ответы с теми обетами, которые даёт монах. Вместо материального благополучия, монах даёт обет нестяжания, т.е. обещает жить в нищете. Обет целомудрия отсекает путь к семейному счастью, а обет послушания перекрывает дорогу к самореализации, карьере и свободе. В каком-то смысле монашество – это «антисчастье» получается. Что же вообще от человека остаётся, если он отказывается от всех радостей жизни? Так ведь это ещё не всё! Само слово «монах» переводится с греческого как «одинокий». А ведь как часто люди говорят, что страшнее одиночества ничего нет. Разве может быть счастлив человек, который никому не нужен и от которого все отвернулись? Конечно, нет! А вот монах принимает добровольно на себя такой статус.

Монашеский образ жизни

Непонятность этого образа жизни с самого зарождения монашества приводило к критике его внутри Церкви. Конечно же, основная претензия заключалась в том, что монах не приносит никакой пользы. Христос много говорил о служении ближнему, а монах сидит у себя в пещере или в скиту, а практической пользы никакой. Именно поэтому мы имеем достаточно немало апологетической монашеской литературы, в которой монахи писали о своём житии, как соответствующем Евангелию.

Младостарцы

Нужно сказать, что монашество в России очень здорово дискредитировало себя в 90-х и 2000-х годах. Огромное количество младостарцев и лжестарцев наполнили монастыри России. Взяв на себя духовное руководство, не имея вообще никакого опыта стали активно ломать судьбы молодёжи, разваливать семьи и возлагать неудобоносимые бремена на своих духовных чад. А истерии с ИНН и паспортами проповедовались большей частью с монастырских амвонов, несмотря на то, что решение Церкви было совсем иным. Сегодня все эти истории всплывают в интернет пространстве.

 

Да и сам я знаю немало людей пострадавших от таких монахов. Именно поэтому роль монахов как «свет мирянам», по сути дискредитирована. Всё чаще появляются мнения, что монах вообще не способен понять мирского человека с его проблемами. А тем временем монастыри всё более пустеют, опытных духовников «днём с огнём не сыщешь». Думаю, с этим тоже понятно.

Современный монах — какой он?

Один современный священник в своих лекциях отстаивает мысль, что современное монашество в своей сущности абсолютно иное явление, чем, например, в 4 веке. Т.е. даже дело не в том, что подвиги первых монахов сегодня никто не несёт, а в том, что само мировосприятие и отношение ко многим вещам стало совсем иным. Поэтому, делает вывод он, современное монашество – это не монашество, а скорее «cosplay» под монашество.

А давайте посмотрим, что говорят сами первые христианские монахи о последних:

«Святые Скитские Отцы произнесли пророчество о последнем роде. Они предложили вопрос: что сделали мы? Один из них великий по жительству, авва Исхирион, сказал на это: мы соблюдали заповеди Божии. Отцы спросили: что сделают те, которые непосредственно последуют за нами? Он отвечал: они будут иметь делание в половину против нашего. Отцы опять спросили: а те, которые будут после них? — Эти, отвечал авва, отнюдь не будут иметь монашеского делания; но их постигнут напасти, и они, подвергшись напастям и искушениям, окажутся больше нас и больше отцов наших».

Т.е. сами первые монахи о последних говорят как о cosplay’щиках. Это нормально.

Труд и молитва — два весла монаха

Я много размышлял об этом высказывании, и вот какие мысли посетили меня. Я думаю, многим известна история, как у монаха, перевозившего на лодке паломников, на вёслах было написано «труд» и «молитва». А теперь попробуем через эти два понятия посмотреть на современного человека.

Монашество

Монахи Тихвинского мужского монастыря в урочище с. Паздеры. Труд и молитва — два весла

 

Вот, например, я. Родился и вырос в квартире. Это означает, что с детства я не приучен к труду: за водой ходить не надо, дрова колоть не надо, скотины нет, огорода нет. Живёшь на всём готовом. Отсюда и понятно отвращение к постоянному труду.

Теперь посмотрим, что у нас с молитвой. Как известно, главное в молитве – это внимание и сосредоточенность внутри себя. А если с самого детства у вас есть телевизор, игровая приставка, компьютер, то всё ваше внимание будет на внешних предметах, а рассеянность будет максимальной. Отсюда становится понятно отвращение к молитве. Получается, ты приходишь в монастырь, где главное труд и молитва, а у тебя полная атрофия к этим занятиям.

А есть ещё один аспект, который называется опыт греха. Вот представьте себе мир, в котором выросли и воспитывались, например, египетские монахи до ухода в пустыню, т.е. 4-5 век. Это мир полностью религиозный, никакой пропаганды воинствующего атеизма, т.е. все люди верующие и тебя никто не убеждает, что именно ты центр мира и никакого Бога нет. Это мир без гигантского изобилия пищи, которой наполнены наши супермаркеты. Никакого радио-теле-интернета, с их по большей части информационной помойкой.

Сегодня ребёнок с самого детства уже может смотреть порно, попробовать алкоголь, наркотики и т.д. А ведь психологический ресурс человека ограничен. Один парень восемнадцати лет сказал мне, что он уже устал жить. Жизнь настолько разорвана, неорганизованна и порочна, что ты по сути уже, что по здоровью, что по психике в раннем возрасте становишься истощённым «инвалидом».

Вот теперь представьте, что такого человека Господь призывает на монашеское житие. Это в житиях мы можем прочитать, что какой-нибудь святой вырос в христианской благочестивой семье, любил Церковь, со сверстниками не играл, а всё время молился и читал. А потом пришёл в монастырь чистеньким и благочестивым, вскоре став святым. Сегодня таких кандидатов в монахи просто нет. Человек приходит в монастырь, пройдя все круги ада и перепробовав все грехи. А ведь всякий грех оставляет рану в душе. Почти все, кто приходят в монастырь, по сути «приползают», а не «прилетают». Тут уже вопрос встаёт не в том, чтобы стать «светом миру», а в том, чтобы сохранить ту небольшую веру, которую Господь тебе даровал.

Сохранение веры в последние времена

Мир сегодня, действительно, привлекателен и имеет огромное количество возможностей и предложений для тебя. Его ловушки и соблазны настолько заманчивы, что просто удержаться от них уже величайший подвиг. Именно поэтому величайшие монахи «золотого 4 века» говорили, что подвиги поста, молитвы и бдения, которые были у них, гораздо ниже подвига сохранения веры в последние времена. Они прекрасно понимали, что люди создадут греховный ад, в котором Богу не будет места. Потому и говорили, что последние монахи, не смотря на то, что будут иметь только вид монахов, и не будут иметь никаких подвигов, будут выше нас, самых великих подвижников. Так исполняются слова Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Мк.10:31) И ещё по слову Христову именно осознание прощения многих грехов, даёт повод больше возлюбить Бога:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

(Лк.7:47)

Беседуя с одним монахом, мы пришли к выводу, что сегодня, если монах живёт в монастыре и никуда не дергается, участвует в Таинствах, соблюдает устав, то это уже очень даже не мало. Жить внутренней жизнью очень тяжело, постоянно следить за своими мыслями и чувствами утомительная работа. То, что до сих пор существуют монастыри и монашество – это, безусловно, чудо Божье.

Прежде всего, нам монахам нужно научиться ценить то призвание, которое даровал нам Господь. Понимание и осмысление этого факта уже приносит утешение и радость, несмотря на то, что реальность покрыта тьмой и даже порой кажется, что просвета совсем нет. Но «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин.1:5) Оттого и единственный наш монашеский путь проложен твёрдой тропой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»

 

Иеромонах Ефрем (Метс)

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

One thought on “Заметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодня”

  1. Получается, что в миру человеку нельзя жить одному-плохо ему, «свихнуться» может, а в монашестве это даже хорошо, но глядя на монахов и монахинь, видишь, что у них постоянное общение-то паломники приезжают, то трудники, и пр. Тогда получается, что они не совсем монахи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Даруй ми зрети моя прегрешения»: история об обретении веры и простом чуде«Даруй ми зрети моя прегрешения»: история об обретении веры и простом чуде

0 Comments
Приход к вере в Бога изменил жизнь простого 40-летнего парня

  История о чуде, которое могло произойти не только во время Великого поста. Но случилось именно в период Святой Четыредесятницы. Виктор, или Если вам немного за сорок… Виктор резко вывернул руль, но избежать заноса не удалось, задние колеса старенького «хёндая» увязли в рыхлом снегу. Весенняя

Дорога к Богу

Иеромонах Ефрем: «Я смог доучиться только после того, как родители венчались»Иеромонах Ефрем: «Я смог доучиться только после того, как родители венчались»

0 Comments
Я смог доучиться только после того, как родители венчались

  На фото папа и мама. Расскажу одну историю. Так получилось, что после окончания школы куда бы я не поступал учиться, никак не мог перейти на второй курс: то выгоняли, то сам уходил… Очередная православная история из жизни в нашей рубрике  «Дорога к Богу» Ученик

Дорога к Богу

Из тоталитарной секты — в священники: откровенное интервьюИз тоталитарной секты — в священники: откровенное интервью

0 Comments
Из тоталитарной секты в священники

  Что значит жить и воспитываться ребёнком в тоталитарной секте? Как манипулировали, унижали и контролировали сознание в бывшем монастыре села Каменное Заделье (Удмуртия)? Священник Иоанн Хохряков попал туда, когда ему было 3 года и прожил там 11 лет. Это интервью о чуде ухода из секты

Дорога к Богу

Как Сашик друзей искал — реальная история из жизниКак Сашик друзей искал — реальная история из жизни

0 Comments
Православный рассказ Как Сашик друзей искал

  Младшая дочь Анатолия Кудрявцева Нинка была на сносях. Всё бы ничего, да вот только лет ей было 16, и жили они в маленькой деревне, что называется- у всех на виду.  А ведь Толя не поверил, когда годом ранее странный мужичок заявил, что тот в

Дорога к Богу

Как человеку прийти к Богу?Как человеку прийти к Богу?

2 комментария
Как прийти к Богу

  Как человеку прийти к Богу? Отвечая на этот вопрос, блаженный Августин формулирует парадигму, которая на латыни звучит так: «AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA, AB INFERIORIBUS AD SUPERIORA», что в переводе означает «от внешнего к внутреннему, от внутреннего к высшему». Следы Бога Сначала человек начинает видеть

Дорога к Богу