Кирилл и Мария Радонежские

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

0 Comments
Кирилл и Мария Радонежские

 

Церковь прославила родителей Сергия Радонежского Кирилла и Марию, как святых, только 30 лет тому назад. Но еще при земной жизни прп. Сергий благословлял всякого, кто паломником идет к его монастырю, заехать в Хотьково, чтобы помолиться о упокоении душ его отца и матери.

Когда причислены к лику святых

К лику святых родителей прп. Сергия Радонежсого Кирилла и Марию случилось в апреле 1992 г. решением Архиерейского Собора Русской Церкви.

День памяти

В Деянии Архиерейского Собора о причислении угодников Божии к лику святых говорится:

«Празднование церковной памяти преподобных установить в следующие дни по Юлианскому календарю: 28 сентября, 18 января и 6 июля, в день празднования Собора Радонежских святых».

Это – даты «по старому стилю» (Юлианскому календарю). По гражданскому календарю, отстоящему от церковного на 13 дней, память прпп. Кирилла и Марии придется на 11 октября, 31 января, 19 июля. Кроме того, особые службы им совершаются на память Собора Ростово-Ярославских святых, 5 июня: ведь преподобные происходили из Ростовской земли.

Святых чаще всего особо чтят на день преставления, может также праздноваться обретение или перенесение мощей. Но соборное Деяние о прославлении святых никак не комментирует церковно установленные даты: слишком мало известно о святых. Неясными остаются не только дни, но даже – точный год преставления. Да и крещенные имена их известны… только благодаря принятию ими великой схимы, поскольку по традиции тех лет монах, принимающий Великий Ангельский образ, вновь получал имя, данное ему при Крещении.

Откуда мы знаем о родителях святого Сергия Радонежского

О родителях прп. Мергия Радонежскго Кирилле и Марии информацию черпаем из трех основных источников:

  • жития прп. Сергия, начало написания которого положено его учеником, прп. Епифанием Премудрым, окончен же труд афонским иноком, приехавшим на Русь, Пахомием Логофетом; эти отцы постарались собрать все возможные сведения о преподобном – и, конечно, о его мирской, до монастыря, жизни, родителях; однако, интересоваться прошлым монахов никогда не было принято, так что сведения о происхождении, семье преподобного укладываются буквально в несколько строк;
  • синодиков – помянники монастырей, куда записывались те, кого необходимо было поминать о здравии или упокоении; именно из этих сохранившихся источников известны имена не только супругов, их детей, внуков, но также некоторые – других родственников;
  • из богослужебных текстов, посвященных прп. Сергию (ведь родители его не были канонизированы несколько столетий, потом песнопения собственно им появились не так давно); здесь не раз упоминаются прпп. Кирилл и Мария, приводятся некоторые эпизоды их жизни, известные авторам песнопений, создававшимся на рубеже XIV-XV вв.

Читаем житийную икону

Этот образ, созданный выпускницей иконописной школы Московской Духовной Академии Е.Комаровой (ее дипломная работа) в 2008 г., сейчас находится в Покровском Хотькове монастыре рядом с ракой, в которой покоятся мощи преподобных.

Сергий и Мария Радонежские икона

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские в житии. Икона. 2008 г. Иконописец Е. Комарова (Покровский собор Хотьковского мон-ря)

По центру иконы представлены сами святые, облаченные монашескими одеяниями: они молитвенно, воздев руки, предстоят Святой Троице. На полях образа – 18 клейм, изображающих важнейшие эпизоды жития святых.

Биография

Поскольку упоминания святых присутствуют чаще всего в текстах, посвященных их великому сыну, угодники Божии остаются как бы в тени его фигуры.Вот и на житийной иконе прп. Сергию посвящено 8 из 18 клейм, изображающих житие святые.

А вот то немногое, что более или менее достоверно известно об их жизни из исторических источников.

Боярин ростовский и его супруга

Прп. Епифаний, автор жития св. Сергия, без сомнений определяет Кирилла как богатого боярина князя Ростовского, который «имаше житие велико в Ростовской области» («житием» тогда называли не только жизнь, но также — имущество). Кроме того, указывается, что Кирилл был из «нарочитых», то есть приближенных к Ростовскому правителю бояр. Об этом говорит то, что он, по словам св. Епифания, имел «часты хоженья с князем в Орду», монгольское государство, которому тогда подчинялась Русь.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

«Святый Кирилл с князем в орду езди»

Что мы знаем о происхождении и «прозвании»

Некоторые современные историки, например, Т.О.Крючков, считают довольно основательной версию о том, что род боярина Кирилла восходит к варягу Шимону (Симону), который упоминается в Киево-Печерском Патерике как один из благотворителей Печерской обители, духовное чадо прп. Феодосия Печерского.

В частности, версия основана на позднейшем именовании монастыря, основанного племянником прп. Сергия, Феодором (в миру Иоанном) – Симонов, происхождение которого непонятно, возможно – связано с названием местности, владения потомков Шимона, к которым принадлежал и Феодор, основавший монастырь, таким образом, на родовой земле.

Отсюда понятно, что «прозвание» (теперь бы сказали – фамилия) Кирилла и его родных могло быть «Симоновы». Однако, прямых данных об этом нет: это лишь предположение историков.

О сословном происхождении матери преподобного, Марии, житие не говорит практически ничего, лишь указывая на ее христианское духовное устроение, веру, кротость – но не на биографические факты. Поэтому церковные историки пользуются косвенными данными, которые есть в том же житии прп. Сергия.

Так, среди близких боярина Кирилла, вместе с ним переехавших из Ростовской земли в Радонеж, упоминается «Дюдень, зять его». Есть версия, что это муж дочери боярина, но многие обращают внимание, что «муж дочери» – современное значение слова.

Тогда как на Руси «зятем» именовали вообще всякого, кто породнился с семьей через заключение брака. Из этого выводится заключение, что Дюдень, возможно, был родственником (может быть, супругом ее сестры) Марии.

А так как имя это – татарское, выходит, что среди родных прп. Сергия были выходцы из Орды.

Еще один татарский род, упоминаемый как перебравшийся в Радонеж вместе с Кириллом – семья Тормоса, родственные связи которого с семьей установить уже сложно. Во всяком случае, известно, что

  • в Ростове действительно было немало крещенных татар, притом довольно знатных Ордынских родов;
  • то, что два из них близки боярину Кириллу настолько, что вместе с ним покидают Ростов, вряд ли случайно; принадлежала ли к крещенным татарам Мария, установить невозможно; во всяком случае, известно, что ростовские крещенные татары чаще всего заключали браки внутри общины, неохотно роднясь с русичами; тогда возможно, что брак Кирилла и Марии был из ряда вон выходящим событием.
Семья святых

На житийной иконе изображается венчание святых – Кирилл и Мария написаны предстоящими иерею, по традиции связавшему их руки белым платом.

Житие Кирилла и Марии Радонежских

Житие прп. Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. Клеймо житийной иконы

При каких обстоятельствах нашли друг друга супруги, какова история их любви, нам не известно. Впрочем, церковные историки обращают внимание на то, что к моменту отъезда из Ростова они имели подросших, но еще не женатых (выходит – молодых) сыновей (двое из них вступят в брак только в Радонеже).

Но при этом сами, очевидно, были уже преклонных лет: житие прп. Сергия говорит, что они усердно просили его, среднего сына, склонного к монашеству, сначала позаботиться об их старческих немощах, а уже по кончине родителей идти в монастырь. Получается, что или брак Кирилла был поздним, или же супруги очень долго не имели детей, прежде, чем у них родились сыновья. Не это ли непростое испытание закалило мужа и жену духовно, взрастило у них смирение, терпение, так что, наконец, они были избраны для рождения светильника Русской земли?

Прп. Епифаний пишет, что они были «Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника».

Сколько было детей у Кирилла и Марии

Житие прп. Сергия указывает, что Мария родила троих сыновей:

  • Стефана; считается, что это его иноческое имя, которое часто давалось постригаемым в честь первомученика Стефана; известно, однако, что Стефан в миру имел жену, а одним из его сыновей был прп. Феодор, позже основавший Симонов монастырь, а затем ставший епископом Ростовским;
  • Варфоломея, будущего прп. Сергия;
  • Петра, который провел жизнь в миру, был женат, имел детей, воспитывал также чад старшего брата, Стефана, который по смерти жены стал монахом.

Синодики, кроме имен братьев прп. Сергия, упоминают также Анну. Одни считают, что это – имя дочери Кирилла и Марии, другие – супруги Стефана.

Скорби житейские

Хотя прп. Епифаний говорит, что Кирилл был человеком состоятельным, а разорился только к старости, перед переездом в Радонеж, факты, приводимые тем же житием, говорят, что это было не совсем так. Вероятно, бедность давно была постоянным спутником семьи: как иначе объяснить, что Варфоломей, боярский сын, однажды был, подобно слуге, отправлен искать потерянных отцом лошадей на поле? Выходит, что слугами семья была небогата, многое по хозяйству приходилось делать лично. Не случайно на иконе Мария, жена боярина, представлена прядущей, подобно простым женщинам.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

«Святые Кирилл и Мария скромно живяху»

С другой стороны, житие (и икона) рассказывают о поисках лошадей отроком Варфоломеем в связи с тем, что тогда мальчик повстречал неизвестного инока, по молитве которого освоил грамоту, до того ему не дававшуюся – это значит, что бояре усиленно заботились об образовании детей, что было характерно для людей высших сословий.

Вероятно, материальные трудности преследовали семью, все еще сохранявшую боярскую честь, репутацию, привычки, долгие годы, если не десятилетия – пока св. Кирилл с множеством близких не приняли решение переехать на земли великого князя Московского. По одной из версий, именно его притеснения окончательно разорили Кирилла, да и само Ростовское княжество постепенно вошло в «орбиту влияния» Москвы. Семью прп. Сергия, отправляющуюся к Радонежу, также можно увидеть на житийном образе святых.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

Во град Радонеж. Клеймо житийной иконы

Постриг, кончина

Житие прп. Сергия сообщает, что через непродолжительное время по переезде в Радонеж Кирилл и Мария решают оставить мир, став иноками. Некоторые историки полагают, что их во многом подвигли на это обстоятельства: Радонеж, куда Кирилл с семьей переехали по разрешению Московского правителя, был небольшим городком, уделом его младшего сына. Судя по всему, каких-либо служебных перспектив у боярина Кирилла здесь не было – оттого он задумал уйти в монастырь.

Впрочем, скорее можно полагать, что обоих благочестивых супругов подвигли на это не мирские печали, но – мысль о близости жизни вечной, к которой они желали достойно (по мере сил человеческих) приготовиться, будучи уже престарелыми. Не случайно они постригаются не «в мантию» («малый Ангельский образ»), но сразу в великую схиму, означающую совершенное отречение от мира.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

«Святые Кирилл и Мария прияша пострижение»

 

Житийная икона представляет их принимающими пострижение в одном монастыре, Покровском Хотьковском, который тогда, как предполагают, был так называемым «оптиным», то есть там жили иноки и инокини. Подобная практика была следствием частых татарских набегов, разорения обителей, когда уцелевшие монахи собирались вместе, как мужи, так и жены. Впрочем, представленная иконописцем версия церковного предания несколько разнится с житием прп. Сергия – прп. Епифаний указывает, что по постриге супруги все же разошлись по разным монастырям.

Тем не менее, исторически хорошо известно, что:

  • через небольшое время после пострижения они скончались; произошло это около 1337 г.;
  • погребение обоих состоялось в Хотьковской обители – очевидно, на месте кончины.

Поэтому версия, представленная житийной иконой, выглядит, конечно, основательнее.

Почитание

Нет ни малейших сомнений: чтить святых стали сразу после кончины – сначала как родителей великого аввы Сергия. Уже при его земной жизни идущие к его обители обязательно заходили в Хотьково, на могилы преподобных. Известны также чудеса по их молитвам: например, трижды, 1770-е гг., 1848, 1871 гг. обитель (уже бывшая женской, а не «оптиной», эта практика прекратилась с XVI в.) была не затронута холерой: ее насельницы усердно молились не только Матери Божией, но и преподобным родителям св. Сергия. Тогда же начали записываться случаи исцеления у мощей – однако канонизации святых не произошло почти до конца XX в.

Где находятся мощи

Сейчас святые мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского пребывают в Покровском соборе возрожденного монастыря – там, где их в свое время похоронил прп. Сергий. Был краткий период, когда честные останки, во избежание осквернения от безбожников, были вынесены из храма (где с 1930-х разместился производственный цех) и похоронены рядом с ним. Но после 1992 г., когда началось восстановление иноческой жизни, мощи водворились на прежнем месте. Ныне над ракой помещена «Икона рода Сергиева», созданная в 1994 г. Рядом – житийный образ святых.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

Икона рода Сергиева (на ней изображены сродники преподобного Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария, преподобный Стефан и Петр — сыновья их — с женами, святитель Феодор Ростовский — сын Стефана)

Кратко об Покровском монастыре в Хотьково

Сейчас насельницы возрожденной женской обители – женщины, девушки, чаще всего от 20 до 35 лет. Монастырь ведет свое хозяйство, несет социальное служение: содержит детский приют, помогает нескольким больницам не только финансами, но и продуктами собственного производства (творог, молоко). При обители также действует воскресная школа.

Как добраться в Хотьково

Обитель находится на пути к Сергиеву Посаду.

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

Покровский монастырь в Хотьково

Благочестивые паломники могут дойти до нее:

  • по особому маршруту, который начинается от Кремля, «Дороге в Лавру»; это возрожденный старинный путь, который ведет к Сергиеву Посаду через Хотьково; это пешая тропа длиной около 120 км;
  • на электричке от Ярославского вокзала, выйдя на станции Хотьково;
  • на автобусе № 388 от метро «ВДНХ»; эти автобусы следуют до лавры, но через Хотьково идут не все, поэтому необходимо уточнять маршрут у водителя;
  • на личном авто по Ярославскому шоссе.

Читайте также:15-18 июля в Московской области проходит Крестный ход в честь обретения мощей Сергия Радонежского — «От Государя к Преподобному»,  частично проходящий по «Дороге в Лавру»

О чем молятся прпп. Кириллу и Марии

Преподобные супруги считаются покровителями:

  • семейной жизни;
  • желающих вступить на монашеский путь – по их примеру.

К ним обращаются также во всякой скорби, требующей помощи свыше – во время болезни, эпидемии, при гонениях от врагов.

Кирилл и Мария Радонежские

У раки с мощами родителей Сергия Радонежского прпп. Кирилла и Мариии

Примеры помощи в отзывах благодарных богомольцев

В обители ведется запись чудес преподобных, о которых сообщают сестрам побывавшие здесь паломники. Вот некоторые из таких случаев.

Тютькова Г.В., г. Серпухов, рассказывает, как исцелился от энцефалита ее сын, Богдан:

«Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка.

Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных).

Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога. Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына. 19 декабря 1993 г.»

А вот рассказ В. Хохловой, сотрудницы паломнической службы из Самары, об исцелении одержимой:

«Выехали мы из Самары после Благовещения, 8 апреля 1995 г., а утром следующего дня были уже в Богоявленском соборе Москвы. В Хотькове, в Покровском соборе монастыря, паломники стали свидетелями чуда. Когда мы вошли туда, одна женщина из нашей группы, не успев сделать несколько шагов, вдруг остановилась и замерла. Лицо ее приобрело черты мраморной статуи, руки скрючились, и она не в состоянии была ими пошевелить.

Муж, шедший рядом с женщиной, начал ее осенять крестным знамением. Монахини монастыря помазали ее маслицем от лампады, потом несчастную положили на скамейку и решили приложить к мощам преподобных родителей Сергия Радонежского.

Женщину с трудом подтащили к раке, с большим усилием приложили к святыне, и на глазах у всех она порозовела, улыбнулась, а через несколько минут уже стала ходить по храму.

Позже я узнала, что женщина несколько лет назад обращалась к экстрасенсам, лечилась у них, а затем еще и пошла на курсы этих псевдоцелителей. На одном из занятий потеряла сознание: в нее вошел бес и связал тело.

Пришлось ей обратиться к истинному целителю – Богу. Стали с мужем ездить по святым местам, отчего ей заметно стало легче. Вернулась наша паломническая группа в Самару на Вербное воскресенье. Нас встретило ласковое солнышко и голубое небо. Слава Тебе, Господи, за чудесную поездку».

А вот еще один случай исцеления души и тела:

«Я приехала в Хотьков монастырь 24 марта 1996 г. с группой паломников из Самары. Для меня это были темные времена. Я имела внешне беспроблемную жизнь, хорошую работу и благополучную семью, а внутри царили ожесточенность, отчаяние, беспросветность, разочарование в людях и неверие в собственное духовное возрождение. Окружающая жизнь казалась грязной, а собственная духовная убогость невыносимой. Все попытки вырваться из этого тупика были безуспешны. Мне казалось, что я у какой-то черты…

В монастырь вступала ожесточенной и придавленной, без любви и жалости к людям, без надежды и веры на лучшее. К мощам святых Кирилла и Марии я подходила потому, что все подходили. При этом думала о преподобном Сергии Радонежском как о настоящем святом. В святость его родителей не верила. Затем, стоя в храме на службе, я почувствовала, что прошла боль в правой руке, которая беспокоила меня последние восемь месяцев. Боль и слабость в кисти были связаны с вынужденным положением правой руки во время работы на ультразвуковом аппарате при исследовании больных. К этому состоянию я привыкла, и было так радостно и неожиданно, что все исчезло.

Я приехала лечить душу, а не руку. Святые Кирилл и Мария пожалели меня как свою дочку, маловерящую и непутевую, и дали мне знак надежды. В монастырь я входила обгоревшей веткой, а выходила с маленьким зеленым листочком на конце. Впереди была Троице-Сергиева Лавра.

Агеева Н.Д. (43 г.)».

Мы знаем о преподобных Кирилле и Марии, родителях Сергия Радонежского очень мало. Почти нет данных о жизни в миру, совсем ничего – о монашеской жизни святых. Угодники Божии и по кончине как бы не благословляют доискиваться подробностей их жизни, оставаясь в тени своего великого сына. Именно от них он, конечно, научился великому смирению, которое было основной чертой преподобного всю его жизнь. Так, по слову прп. Епифания, «снидеся добро к добру и лучшее к лучшему». Жизнь сына святых – лучшее свидетельство их святости. И потому, зная о них мало, мы все же знаем всё.

Наталья Сазонова

Тропарь и молитва

Тропарь, глас 3:

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы,/ честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе,/ пра́веднии Кири́лле и Мари́е,/ плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии,/ с ни́м же усе́рдно моли́те Го́спода/ низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия,/ да в ми́ре и единомы́слии// просла́вимТро́ицуЕдиносу́щную.

Молитва

О раби́ Бо́жии, схимона́шеКири́лле, схимона́хинеМари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гомсо́бранней дружи́не сей, да жи́тель­ствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вящеСвяту́юТро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́гоДу́ха, ны́не и при́сно и во ве́кивеко́в. Ами́нь.

 

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

    О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти

Святые

Кем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домысловКем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домыслов

0 Comments
Николай Чудотворец

  Наверное, нет угодника Божия более известного, горячо любимого христианами (а очень часто – даже иноверцами!), как на христианском Востоке, так на Западе, чем Николай Чудотворец. Чудес, совершенных из более чем за полтора тысячелетия – неисчислимое множество, они продолжают умножаться до сего дня. Но удивительным

Святые

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема НовоторжскогоПоразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

0 Comments
Ефрем Новоторжский

  Эта история начинается 6 августа 1015 г., когда на реке Альте пал от рук убийц князь Борис, сын Крестителя Руси, Владимира. С ним вместе закололи верного ему младшего дружинника, «отрока», Георгия. Его отсеченную главу через несколько дней нашел брат, служивший у Бориса конюшим. Тогда

Святые

Вятский чудотворец — преподобный ТрифонВятский чудотворец — преподобный Трифон

0 Comments
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

  Сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский — любимейший святой Кировской и Пермской земли при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, болезни. Кто такой Трифон Вятский Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник

Святые

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

  Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки

Святые