«Любовь, любовь, любовь, и еще любовь… Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии, это таинственное слово потеряло всякий смысл». Так писал в начале XX в. священник Павел Флоренский, говоря о слове, которое так любят употреблять христиане – и о добродетели, которую имеют очень немногие. Апостол Павел о любви, о том, что же она такое написал еще на заре Церкви.
Слова Апостола Павла о любви из Послания к коринфянам
Любви апостол Павел посвятил буквально всю 13 главу своего 1-го Послания к коринфянам.
Вот этот текст:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь
- долготерпит,
- милосердствует,
- любовь не завидует,
- любовь не превозносится,
- не гордится,
- не бесчинствует,
- не ищет своего,
- не раздражается,
- не мыслит зла,
- не радуется неправде, а сорадуется истине;
- все покрывает,
- всему верит,
- всего надеется,
- все переносит.
- Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
А теперь пребывают сии три:
- вера,
- надежда,
- любовь;
но любовь из них больше».
Почему называют гимном любви
Потому, что это – не просто рассудочное объяснение того, чем является главная христианская добродетель, но еще – как бы откровение человека, который ее достиг. В словах Апостола – радость упоения любовью, из глубины которой он пытается рассказать людям, любви пока не достигшим, каково это: действительно любить и быть поэтому счастливым.
Кому адресовано послание и когда написано
Оно обращено к христианам греческого города Коринфа, а написано между 54 и 57 гг. Смысл послания – наставить общину, которую основал св. Павел, в разных вопросах церковной жизни. Из первых глав послания мы узнаем о множестве проблем и нестроений среди коринфских христиан, за которые обличает их Павел. Но он не ограничивается порицанием, но призывает верующих:
«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор.12:31).
Этот путь, о котором святой рассказывает дальше – и есть путь любви.
Свойства любви Апостола Павла
В гимне любви, который написан Апостолом, можно видеть, что этих свойств на самом деле не так уж много. Вот они:
- долготерпение;
- милосердие;
- «сорадование истине»;
- умение «все покрыть», или оправдать любые недостатки;
- бесконечная вера в любимого, надежда на лучшее;
- перенесение любых скорбей ради ближнего и его спасения.
Из этого вытекает все прочее – понятно, что при таком устроении человек «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде».
Толкование: разбор каждого свойства
- Долготерпение – это умение терпеть недостатки, может быть, даже оскорбления или вообще причиняемое зло. Но терпеть не «зажав себя в кулак» и копя внутреннюю обиду, а на основе другого свойства – милосердия, то есть, буквально, милующего сердца, когда согрешающий против тебя вызывает не гнев, а скорбь о его болезненном состоянии, желание помочь – хотя бы молитвой.
- «Сорадуется истине» означает радость о благополучии другого, как бы о своем – будь то земное преуспеяние, или же духовный рост.
- «Все покрывает» означает, что любящий видит не только грех ближнего, но и обстоятельства, в которых он совершается, часто прискорбные – и видит, что попавший в них человек часто грешит вынужденно, или неведением. И даже если это не очевидно на человеческий взгляд – но согрешающему, врагу, долготерпит Сам Господь, ожидающий покаяния. И это значит, что добродетели даже в самом плохом человеке – обязательно есть! Твердо веровать в это, доверяясь здесь Богу, оправдывать ближнего – и означает «все покрывать».
- С этим связано еще одно свойство – «всему верить», надеясь, что однажды образ Божий в человеке проявится и он исправится. А хотя бы это и было не так – всегда остается путь молитвы за ближнего, даже если он уже оставил этот мир. Эта добродетель святых для мирского человека часто выглядит как «доверчивость» и «наивность», «легковерие». Тем более, что человека такого устроения действительно часто обманывают ложными обещаниями. Такова участь любящего в этом мире – но ведь таким же образом и Господь раз за разом верит покаянию грешника – и ждет его до самого конца жизни.
- И наконец, любящий «все переносит». Его обижают, не понимают, злословят – а он, как «всему верующий», милующий, жалеющий, лишь молится за своих врагов, страдая об их состоянии.
Комментарии святых отцов
- «Не слышишь ли, что говорит Павел? Если имею все дарования, «аще предам тело мое, во еже сжещи е, аще языки ангельскими глаголю, любве же не имам, ничтоже есмь». Ибо дарования сии руководствуют только к совершенству; и достигшие оных, хотя и во свете, однако же еще младенцы. Многие из братии восходили на сию степень, и имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но, поелику не пришли еще в совершенную любовь, в которой «соуз совершенства» (Кол. 3, 14), то восстала в них брань, и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана» (прп. Макарий Великий)
- «Любовь – внутренняя сила жизни. Погружаясь в Боге и Богом исполняясь, она и Божие все, и свое иждивает на братий, в которых также живет не мыслию, а сердцем, все, их касающееся, почитая касающимся себя. Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра» (свт. Феофан Затворник)
- «Любовь есть средоточие всего христианского учения, всего Евангелия. Вникните же в эту божественную речь святого апостола Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1). А звук меди, звук кимвала есть нечто пустое. Пуст тот человек, который умеет говорить даже на всех языках, и ангельский язык знает, а любви не имеет» (свт. Лука Крымский)
Что Павел пишет о любви в других посланиях
Он говорит о ней и во многих других писаниях, например:
- в Послании к Галатам – называет плодом даров Духа, наряду с миром, радостью;
- в послании к христианам города Колоссы называет любовь «совокупностью совершенства»;
- а своему ученику Тимофею пишет, что целью его увещаний людей должна быть «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры»
Слова Апостола Павла о любви очень просты – и бесконечно сложны. Пожалеть врага, посочувствовать обидчику и протянуть ему руку помощи. Не обидеться на оскорбляющего. Помолиться за того, кто в ослеплении души клянет тебя. Такова любовь, которой, кажется, невозможно достигнуть. Но думать так – заблуждение. Ибо еще стоит этот мир, и долготерпит людям Господь – а значит, живут на земле праведники, достигшие любви. И еще есть время стать одним из них. А не стать – так попытаться.
Наталия Сазонова
Из проповеди протоиерея Олега Стеняева
«В Нагорной проповеди Господа нашего и Спаса Иисуса Христа сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мы можем рассуждать, в чем заключается, например, совершенство Моисея – не воровал, не прелюбодействовал и т. д. А когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать, но Господь нас призывает быть такими.
В Библии сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Это и есть мистическое вхождение в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не социальное, а приближенное, семейное, родственное отношение человека к Богу – сын.
Ни один православный не может сказать о себе: я спасен. Спасение – это дело всей его жизни. Представьте себе прекрасный дворец, в котором жили люди. Произошла беда, и дворец разрушился.
И вдруг появляется команда халтурщиков-реставраторов и предлагает быстро и качественно восстановить его. Реставраторы эти – протестанты или католики, приезжающие к нам с миссией спасения, не имеющие даже представления о том, что и как надо делать. Простодушные люди доверяют им, а они вместо дворца строят примитивную “хрущевку” и говорят:
“Готово, восстановлено!”
Мы никогда не понимали спасения так, как об этом учат на протестантском, рационалистическом, или католическом, схоластическом, уровнях. Спасение – это не только отказ от пьянства, наркотиков, внешнее участие в жизни прихода, моление, соблюдение постов. Спасение – это нечто значительно большее.
Мы знаем, каким был первый человек до грехопадения, к каким высотам призвал Господь его, и видим, как низко пал человек. Но мы знаем, что есть второй Адам – Иисус Христос, знаем, зачем пришел в этот мир Сын Божий. Он пришел, чтобы возродить человечество, явить начало новой жизни. Даровать нам новую природу. Он пришел, чтобы нас вознести на небеса».
Читайте также: