------------------- Повесть о житии Александра Невского
Православие сегодня Обзор духовной литературы «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

0 Comments
Повесть о житии Александра Невского

Кроме летописи,  «Повесть о житии Александра Невского» – одно из самых ранних свидетельств не только о земной жизни любимого многими  святого, но и фактически о его церковном почитании – хотя официальная канонизация святого и произошла много позже, на Поместном Соборе 1547 г.

О произведении

Так как ссылки на текст этой «Повести» встречаются во многих ранних источниках, полагают, что она была создана не более как через 20 лет после смерти святого, то есть в 1280-е гг., и, с высокой вероятностью, во Владимирском монастыре Рождества Богородицы, где был погребен князь и сугубо чтилась его память.

Автор текста неизвестен, так как в те времена вообще не были приняты «авторские» тексты, надписанные именем создателя. У историков есть две версии авторства «Повести»:

  • это мог быть хорошо знавший и любивший князя Александра митрополит Кирилл; грек, прибывший на Русь в разгар военного лихолетья, когда монголы разрушали города, разоряли церкви, монастыри, он всецело поддержал князя, пытавшегося «замириться» с Ордой, чтобы Русь окончательно не погибла; 6 декабря 1263 г. владыка отпевал великого князя во Владимире
  • возможно также, что произведение создано кем-то из приближенных тогдашнего митрополита, а не им самим; об этом говорит то, что, рассказывая о знаменитой битве на Неве, автор прибавляет, что «си же вся слышах от господина своего великого князя Олександра и от инех, иже в то время обретошася в той сечи»; остается открытым вопрос, не был ли автор бывшим дружинником Александра, возможно, позже принявшим монашество у его мощей во Владимире; установить это точно, конечно, невозможно.

    «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

    Блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА)

Бесспорно одно: автор этой биографической повести был лично знаком с князем, так как называет себя «самовидцем» его жизни. Несмотря на это, ученые обращают внимание на то, что в «Повести»:

  • нет ни одной даты;
  • не упоминаются имена известных исторических деятелей; например, лишь по контексту можно понять, что, когда речь идет о «короле страны Римской из Полуночной земли», имеется ввиду правитель Швеции, а «сильный царь Восточной страны», конечно, монгольский хан Батый;
  • прямо не говорится даже о народах того времени: к примеру, шведы называются «римлянами» (так как были католиками, подчиняясь Римскому Папе), татары – библейским названием «моавитян».

Зато житие князя насыщено прямыми и косвенными цитатами Библии: составитель «Повести» сравнивает Александра с библейскими героями – св. Иосифом Прекрасным, сильным Самсоном, мудрым царем Соломоном. И, подобно тому, как Библия содержит некоторые имена 36 служивших царю Давиду воинов, автор «Повести» называет имена «шести храбрых», дружинников Александра.

Все эти особенности текста связаны с тем, что в «Повести» жизнь и подвиг князя осмысливается как бы вне времени, его житие передает духовную суть событий – именно то, что так важно было жителям Руси того времени, пытавшимся понять смысл происходящих бедствий – нашествия монголов, нападений крестоносцев с Запада. Сравнение князя с древними святыми вселяло в людей надежду на то, что и они, несмотря на постигшие их несчастья, не оставлены Господом.

Время на чтение

«Повесть» – самое раннее житие святого князя, написанное его современником и очевидцем его деятельности. Это достаточно небольшой по объему текст, прочитать который можно в течение часа. Оригинал его – на древнерусском языке, но существует также перевод на современный язык. Есть и интернет-сайты, где можно найти параллельные тексты на древнерусском и русском. Небольшой объем и логичность изложения делают «Повесть» вполне понятной современному человеку.

Очень краткий перессказ

«Повесть» – не подробная биография святого, а рассказ о самых значимых событиях его жизни, в которых проявилось действие Божия Промысла, ведшего князя к святости.

Повесть о житии Александра Невского

Вот эти события:

  • битва на Неве, где Божия помощь молодому полководцу была подана молитвами свв. Бориса и Глеба, которые явились одному из его соратников незадолго до битвы;
  • сражение на Чудском озере и освобождение Пскова;
  • отношения с ханом Батыем, когда враг Руси, конечно, не без воли свыше, действующей и в язычниках, исполнился уважения к полководцу; это помогло уберечь многие жизни жителей Руси – Александру не раз удавалось предотвращать разорительные походы на русские земли.

Еще одно значимое событие – отказ князя от принятие католической веры – говорит о его преданности Христу, которая позволила ему отстоять страну и от католической экспансии.

Завершается житие рассказом о кончине святого, которая последовала после его очередной поездки в Орду, а также о его погребении и первом посмертном чуде, когда он, бездыханный, протянул руку, чтобы взять разрешительную грамоту от митрополита. На ней были начертаны слова отпущения грехов покойному – но всем стало очевидно, что он, прожив короткую земную жизнь, достиг святости и Небесного Царства.

Основная суть

Уже в первых страницах «Повести» об Александре говорится, как об избраннике Божием: рожденный от смиренных и благочестивых родителей, Ярослава и Феодосии, он с юности выделяется красотой, статью, умом, подобно Иосифу Прекрасному.

Именно благодаря этому Божию избранничеству он, по словам автора, «побеждая, а не победим», то есть побеждал, но не был никем побежден, даже когда оставался с малым числом дружины. Автор сравнивает Александра и римского императора Веспасиана, которому удалось взять город, хотя его дружина оставила его одного и бежала. Сравнение с царем-язычником лишь кажется несообразным в житии святого: не забудем, что и наши предки также сначала были язычниками, но просветились светом веры.

Далее в «Повести» – своего рода вехи не столько жизненного пути князя, сколько – действия в его жизни воли Божией.

«Не в силе Бог, но в правде»

Вот юный Александр, новгородский князь, получает горделивое послание «короля страны Римской и Полуночной», который похваляется захватить его землю. Для автора и читателя не столь важно, что речь идет о шведском полководце (не короле), ярле Биргере, попытавшемся совершить рейд на земли Новгорода и основать здесь крепость.

Главное в ином: дружина Александра мала, помощь от отца – Ярослава Всеволодовича – не успеет дойти, да и возможна ли, когда Русь все силы бросает на борьбу с монголами? Молодой полководец вверяет себя и своих людей в руки Божии. Он горячо, со слезами молится в Софийском соборе – а потом выступает на врага и побеждает.

Этой победе автор «Повести» уделяет внимание особое, ведь она особенно отмечена явными знамениями Божией милости:

  • именно накануне этого сражения одному из «старейшин земли Ижорской», Пелугию, являются князья-страстотерпцы Борис и Глеб, обещая помощь своему «сроднику Александру»;
  • по окончании битвы на другом берегу реки, куда не доходили русские воины, находят множество трупов поверженных врагов; объяснение этому находится лишь в Библии – некогда так же, силой Божией, были разгромлены войска царя Ассирии.

Чудское озеро

Самыми краткими словами автор «Повести» описывает события от Невской битвы до другого сражения, на льду Чудского озера: несколько попыток врагов основать крепости на Новгородских землях, захват Пскова. И вот – решающая встреча немцев с объединенной дружиной князей-братьев Александра и Андрея.

Вновь достойные видят Божии знамения во время этой битвы: Ангельское воинство, пришедшее на помощь Александру. И это – куда важнее «кинематографических подробностей», известных многим по фильму С.Эйзенштейна «Александр Невский», например, вроде рыцарей, проваливающихся под трескающийся в пылу битвы озерный лед.

Такого факта автор жития – знавший о битве от очевидцев – не припоминает. А вот пленные «Божии рыцари» (крестоносцы), босые, ведомые «подле коней» в освобожденный Псков – реальность. И вновь в житии – всего лишь несколько строк, посвященных походам князя на Литву, претендовавшую тогда на земли Новгорода. А через несколько лет приходит для Александра время возглавить Русь – после убийства монголами его отца.

Орда

«Съдумав же князь Александр, и благослови его епископ Кирилл, и поиде к цареви в Орду». Так говорит об этом «Повесть», конечно, опуская, чего стоила Александру поездка. И здесь главное – то, что, пораженный его личностью, «сильный царь» Батый высказывает Александру знаки уважения. Видимо, это отношение во многом уберегало Русскую землю от опустошительных набегов во время Александрова правления:

«Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою…»

Стояние в вере

Эта часть «Повести» рассказывает, как два легата Папы Римского (Иннокентия IV) пытались уговорить Александра принять из рук понтифика королевскую корону – что означало бы и присоединение к Католической Церкви. Историки спорят, было ли папское посольство следствием некоторых дружественных жестов князя во отношении католиков: есть данные, например, что он предлагал им основать храм в Пскове.

Возможно, добрая воля князя была истолкована как его желание принять католицизм. Может быть, поэтому легаты пытаются провести с Александром что-то вроде «катехизической беседы», рассказывая ему о Священной истории «от Адама».

Однако, его ответ лаконичен и в то же время категоричен:

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».

И эти слова говорят о том, что Русь, терзаемая захватчиками, подчас впадающая в отчаяние от множества бед, не отказывается от веры – так, кажется, недавно принятой святым князем Владимиром, но уже пустившей глубокие корни в душах людей.

К Небесному Царству

Согласно автору жития, последним подвигом Александра стала попытка уговорить монгольского хана не требовать русских ратников в монгольское войско. Именно ради этого он отправился в Орду последний раз. На обратном пути великий князь был уже болен. Житие называет место его кончины – город Городец.

Так как на Руси было известно два города с этим именем, историки до сих пор затрудняются назвать место смерти святого, о котором автор жития ничего не сообщает, кроме названия. Для него куда важнее, что Александр перед кончиной успел принять монашеский постриг, причем в великую схиму. Известен и день его кончины, «на память святого Апостола Филиппа», то есть 27 ноября.

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский, в иночестве Алексий . Икона. XVII в. (ЦАК МДА)

Однако, исторически сложилось, что память князя совершается в день его погребения во Владимире – 6 декабря. И это понятно, ведь именно тогда случилось первое чудо, засвидетельствовавшее о святости Александра – когда митрополит Кирилл хотел вложить в руку покойного разрешительную грамоту, он, «аки жив сущи, распростерруку свою и взят грамоту от руки митрополита». Автор жития сообщает, как потрясло людей случившееся – они даже в некоторой растерянности отступили от гроба.

И прибавляет:

«Кто не удивится о сем, яко тлу, бездушну сущю и везому от далних град в зимное время!».

Последние же слова жития окончательно объясняют, почему память святого празднуется именно в день его погребения:

«И тако прослави Бог угодника Своего».

Анализ (вывод) и значение

«Повесть» о жизни Александра Невского на долгие годы стала образцом для составления жизнеописаний святых князей. Едва ли не впервые в русскую книжность – и в сознание людей того времени – стала входить идея о Божественной природе княжеской власти, об особом Промысле Господнем, который действует через правителей.

События, о которых говорит неизвестный автор, действительно можно оценить как удивительное действие Божия промысла в жизни князя – и его страны. Именно это – а не создание подробной биографии – и есть цель составителя жития.

Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Гимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к КоринфянамГимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к Коринфянам

0 Comments
Апостол Павел о любви

«Любовь, любовь, любовь, и еще любовь… Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии, это таинственное слово потеряло всякий смысл». Так писал в начале XX в. священник Павел Флоренский, говоря о слове, которое так любят употреблять христиане – и

Обзор духовной литературы

Что актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разборЧто актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разбор

0 Comments
Апостол Павел пишет мне Послания

Какие строки из Посланий святого апостола Павла, адресованных раннехристианским общинам и конкретным людям по конкретным поводам, применимо для людей XXI века? Какая связь между древним текстом и окружающей реальностью? Религиовед, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, преподаватель Томского педагогического университета Наталья Ивановна Сазонова коренным

Обзор духовной литературы

Простой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослуженииПростой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослужении

0 Comments
Книга пророка Исайи

У иудеев Книга пророка Исайи – первая из пророческих книг, она же открывает раздел пророческих писаний и у христиан. «Ветхозаветным Евангелистом» именуют автора книги отцы Церкви уже первых веков: ведь Исайя с точностью предсказал события земной жизни и смерти Христа. И не только это. Книга

Обзор духовной литературы

Инструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянинаИнструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянина

0 Comments
Лествица Иоанна Лествичника

Очень многих знаменитая книга, о которой слышали почти все… отталкивает с первых же страниц. «Об отречении от мира»? Отречении? А жить как же? А ведь это – лишь первая из тридцати ступеней, так что подняться на самый верх, вероятно, совсем невозможно… Так о чем же

Обзор духовной литературы

Духовный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителяДуховный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителя

0 Comments
О чем Книги Тихона Задонского

Книги Тихона Задонского — это отражение его удивительного жизненного пути. Вникая, можно только подивиться промыслу Божию в судьбе человека. Слово владыки, который жил и творил три столетия назад, и сегодня найдёт живой отклик  в сердце каждого, воюющего со страстями. Так, его письменный труд «Плач духовный»

Обзор духовной литературы