------------------- Отдание Сретения Господня
Православие сегодня Календарь-2024 Отдание праздника Сретения Господня: что это такое, когда бывает и как отмечают православные

Отдание праздника Сретения Господня: что это такое, когда бывает и как отмечают православные

0 Comments
Отдание Сретения Господня

Отдание праздника Сретения Господня бывает далеко не всегда. Но в 2024 году последняя праздничная служба будет совершена в четверг, 22 февраля.

Праздник Сретения в 2024 году длится 7 дней

Этот тот нечастый случай, когда празднование продлится полную неделю, согласно Уставу. Все дело в том, что оно очень часто выпадает на последние дни перед началом Великого Поста или даже – на его первую седмицу. Тогда длительность праздничного периода меняется.

Определение даты отдания Сретения

Торжество относится к числу двенадцати так называемых «великих», то есть особенно значимых для Церкви празднований. Сретение всегда имеет один день предпразднства. А вот отдание его зависит от времени начала Великого Поста. К примеру,

  • в 2007 г. Великий Пост начался с 19 февраля, попразднество Сретения длилось всего 3 дня;
  • а вот в следующем, 2008 г., первый день Великого Поста пришелся на 9 марта, так что Сретение имело все положенные дни попразднства;
  • зато в 2010 г. («Святая Четыредесятница» началась 15 февраля) возникла не такая уж частая ситуация, когда не только не было ни попразднства, ни отдания, но и само торжество было перенесено на 14 февраля, так как радость праздника трудно совместима со строгостью поста.

Подобное в будущем повторится не скоро – лишь в 2037 г. праздник придется на последний день перед Великим Постом и также не будет иметь попразднства.

Когда отдание Сретения

Таблица: Определение даты отдания праздника Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Что значит «Отдание праздника»

Это как бы его «отпускание». Само Отдание – последнее в году воспоминание о празднуемом событии, когда поются посвященные ему песнопения, и последний день лежит на аналое праздничная икона.

Духовное значение

Отдание – еще одно возвращение к событию праздника, напоминание о нем. Это – время, когда постепенно уходящее от нас в Вечность событие можно еще и еще раз осмыслить, и, может быть, лучше понять его суть.

Установление даты и смысл

«Отдание» бывает лишь у великих праздников, который известно 12, а также у Пасхи. Установление даты Отдания произошло, по-видимому, в VI в., когда христиане Востока начали отмечать Сретение Господне именно как великий праздник (на Западе, у католиков, он такого статуса не имеет).

Современные историки богослужения полагают, что первоначально Сретение было 40 днем по Рождестве Христовом, а воспоминалось лишь событие принесения во Иерусалимский храм Иисуса – согласно требованиям Закона Моисеева, который повелевал посвящать Господу всякого мальчика-первенца. Впоследствии, с появлением монофизитской ереси, фактически отказывавшейся видеть во Христе Человека, но только Бога, потребовалось особенно подчеркнуть, что он, как Человек, исполнял и все положенные людям законы и обычаи. Поэтому V Вселенский Собор и утвердил дату как великий праздник – почему и стало совершаться также его Отдание.

Икона Сретение Господне

На ней изображается событие, описанное Евангелистом Лукой: принесение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм на 40 день по Его Рождении.

Икона Сретение: что изображено

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Россия, Москва, XVII век , Оружейная Палата

Мы видим, что Матерь Божия и Его мнимый отец, прав. Иосиф, принесли для совершения жертвы двух голубей – так поступали люди, которые были бедны, их жертва была скромной. Показано на иконе и нарушение привычного поколениям иудеев ритуала: во храме Святую Семью неожиданно встречает старец Симеон. Он, принявший на руки Самого Господа, обращен ликом к Младенцу, как бы отрешен от окружающего мира. Рядом с ним – женщина, молитвенно воздевшая руки, престарелая вдова Анна, которая также Духом Божиим ведает, что происходит: не простое принесение первенца, но встреча человека и Того, Кто спасет мир от греха, Мессии, Христа.

Этот образ лежит на аналое посреди храма с предпраздства Сретения, а утром Отдания, после литургии, будет занесен в алтарь. Переде этим иерей и диакон совершат каждение перед иконой, а затем священник крестообразно  благословит ею всех молящихся.

Поклониться образу с крестным знамением и поклонами лучше всего до начала литургии дня. Прикладываться к нему во время богослужения, когда совершается главное христианское Таинство, Евхаристия, не очень уместно.

Сретение Господне: Икона праздника на аналое в храме

Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Икона праздника на аналое в храме находится до Отдания

Подходя к иконе праздника, совершают крестное знамение и поясной поклон, после чего благоговейно целуют образ, прикладываясь к ногам изображенных (но не к их ликам), или просто к нижней части иконы. Затем – еще один поклон и крестное знамение. Земные поклоны традиционно не благословляются на великие праздники, однако, никто не будет препятствовать тому, кто все же решил преклонить колени перед образом.

Особенности службы в храме

Последнее праздничное богослужение – литургия утром, тогда как служба вечером совершается уже не Сретенская.

Праздник Сретения Господня в храме

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики цвет облачения на праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — голубой  (реже — белый)

Во время литургии дня:

  • цвет облачений священства – голубой; это – цвет Матери Божией, принесшей Христа ко храму; хотя праздник принадлежит к числу Господских, с древности на Сретение чествуют и Пречистую Деву;
  • последний раз звучат праздничные тропарь, кондак и так называемый задостойник (вместо обычного песнопения «Достойно есть» в честь Богородицы); его поют все дни празднования, а хорошо знающие богослужение и его тексты произносят и на домашнем молитвенном правиле;

Вот текст задостойника, обращенный к Матери Божией:

«Богоро́дице Де́во,/ упова́ние христиа́ном,/ покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих. В зако́не се́ни и писа́ний/ о́браз ви́дим, ве́рнии:/ всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу./ Тем Перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна,/ Сы́на, Первородя́щася Ма́терию неискусому́жно,/ велича́ем».

  • окончание литургии до Отдания и после (так называемый отпуст) также различаются: в отпусте Отдания последний раз упоминается событие встречи Спасителя в Иерусалимской храме:

«И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди Спасе́ния, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец…»

О чем поют на клиросе в день Отдания

Песнопения, посвященные событию праздника.

Тропарь традиционно рассказывает о самом Сретении и в то же время обращен к Богородице и праведному старцу Симеону:

«Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды — Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние…»

Кондак отражает духовную суть совершившегося на 40 день по Рождении Спасителя. В нем говорится, что Сретение – начало нашего спасения. Церковь молитвенно обращается ко Христу, прося благополучия духовного и укрепления веры христиан:

«Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство // и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче…»

Народные приметы и традиции дня

Традиции Сретения – причудливое переплетение благочестивых устремлений и языческих суеверий, которые были так распространены среди русского крестьянства. Вот, к примеру, вполне христианские обычаи:

  • существовала традиция носить по домам икону праздника; при этом вся семья, встав на колени, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас»;
  • все дни празднования (сколько бы их ни было в тот или иной год) также молились перед образом Богородицы «Умягчение злых сердец», на котором сердце Пречистой пронзают мечи – как и сказал прав. Симеон, обращаясь к Ней в храме;
  • бытовал также обычай совершать водосвятные молебны – при этом крестьяне верили, что «сретенская вода» такова же, как и Великая Агиасма праздника Крещения; стоит сказать, что свойства святой воды действительно не отличаются, освящена ли она 18 и 19 января, или же в любой иной день года.

Но были и обычаи, пришедшие от языческих предков:

  • Сретение считалось встречей зимы с весной, поэтому народ ходил за околицу села «закликать солнце»;
  • крестьяне также боялись домовых – якобы те могут «заездить коня»;
  • не следовало, по народным поверьям, и отправляться в дальнюю дорогу.

Ну а особых обычаев именно на Отдание праздника попросту не сложилось – просто ввиду того, что длительность попразднства – различна в разные годы, а иногда его и вовсе не бывает.

Что нельзя делать

Ввиду множества известных «народных традиций» часто спрашивают, можно ли работать, мыться и убираться дома на Отдание праздника. Никаких уставных запретов на это нет. Единственное, чего нельзя христианину делать на Отдание Сретения (и во все другие дни года) – это следовать разным «народным традициям» языческого происхождения.

Что надо делать и о чем стоит подумать

Благочестивый христианин, имеющий такую возможность, старается начать день с посещения богослужения. Если же верующий связан делами, рабочими обязанностями, стоит хотя бы дома во время утреннего молитвенного правила почитать тропарь и кондак праздника, и, конечно, подумать о смирении Господа, принесенного ко храму, и о встрече с Ним – Симеона, Анны, и всякой верующей души. Сретение – не только историческое событие. Оно может происходит в жизни каждого, кто готов принять Христа.

Молитва дня

Молитва первая ко Господу нашему Иисусу Христу

Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, дре́вле во проро́цех Ви́денный, я́коже зерца́лом в гада́нии, в после́док же дний сих пло́тию от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно рожде́нный и в четыредеся́тный день сей во Святи́лище во сре́тение всему́ ми́ру от Тоя́, я́ко Младе́нец руконоси́м, явле́нный и во объя́тиях пра́веднаго Симео́на во спасе́ние всем су́щим от Ада́ма носи́мый!

Коль пресла́вно и пресве́тло Твое́ на руку́ Богома́тери во храм Госпо́день принесе́ние и от свята́го ста́рца Боже́ственное сре́тение Твое́! Днесь Небеса́ веселя́тся и ра́дуется земля́, я́ко ви́дена бы́ша ше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствия Бо́га на́шего Царя́, И́же во Святе́м. Дре́вле Моисе́й восхо́дит ви́дети сла́ву Твою́, но не возмо́же уви́дити Лица́ Твоего́, зане́ яви́л еси́ ему́ то́чию за́дняя Своя́.

В пресве́тлый же день сей Сре́тения Твоего́ Ты яви́л еси́ Себе́ челове́ком во святи́лище, сия́я неизрече́нным Све́том Божества́, да вку́пе с Симео́ном ви́дят Тя лице́м к лицу́ и рука́ми да ося́жут Тя, и восприе́мше во объя́тия своя́, да позна́ют Тя Бо́га во пло́ти прише́дша.

Сего́ ра́ди прославля́ем неизрече́нное снисхожде́ние и ве́лие человеколю́бие Твое́, я́ко прише́ствием Твои́м дарова́л еси́ ны́не небе́сную ра́дость па́дшему дре́вле ро́ду челове́чу:

Ты бо пра́ведным судо́м Свои́м изгна́л еси́ прароди́тели на́ша из рая́ сла́дости в мир сей, ны́не же поми́ловал еси́ нас и па́ки отве́рзл нам ра́йския оби́тели и обрати́л еси́ пла́ч наш на ра́дость, да па́дший Ада́м к тому́ уже́ не стыди́тся Тебе́ за преслуша́ние и да не бу́дет скрыва́тися Лица́ Твоего́, Тобо́ю призыва́емый, я́ко Ты прише́л еси́ ны́не, да во́зьмеши на Себе́ грех его́, да омы́еши его́ Свое́ю Кро́вию и да облече́ши его́ на́га су́ща в ри́зу спасе́ния и оде́жду весе́лия и украси́ши его́, я́ко неве́сту красото́ю.

Нам же всем Боже́ственное Твое́ Сре́тение воспомина́ющим, сподо́би с му́дрыми де́вами изы́ти на Сре́тение Твое́, Небе́сному Жениху́ на́шему, с горя́щими свети́льниками ве́ры, любви́ и чистоты́, да улицезри́м оча́ми ве́ры Боже́ственное Лице́ Твое́, да восприи́мем Тя в душе́вныя объя́тия своя́, и да понесе́м Тя в се́рдце свое́м во вся дни живота́ своего́, да бу́деши нам в Бо́га и мы в лю́дие Твои́.

В после́дний же и стра́шный день прише́ствия Твоего́, егда́ вси святи́и изы́дут на после́днее и вели́кое Сре́тение Твое́ на возду́се, сподо́би и нам усре́сти Тя, да та́ко всегда́ с Го́сподем бу́дем.

Сла́ва милосе́рдию Твоему́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче, я́ко Твое́ есть Ца́рство, и Си́ла, и Сла́ва со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Молитва вторая ко Пресвятей Владычице Богородице

О, Пресвята́я, Небе́сною чистото́ю сия́ющая Де́во, Кро́ткая голу́бице, Нескве́рная А́гнице, ми́ру Блага́я Помо́шнице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего!

Ты еси́ нача́ло, среди́на и коне́ц ны́нешния ра́дости на́шея, я́ко из Тебе́ возсия́ Со́лнце Пра́вды Христо́с Бог наш и Того́ принесла́ еси́ на святы́х объя́тиях Свои́х в четыредеся́тный день сей во Святи́лище на сре́тение на́ше и на ра́дость и спасе́ние всему́ ми́ру. Сего́ ра́ди и ублажа́ем и прославля́ем Тя, я́ко Ты еси́ Ски́ние Бо́га с челове́ки Богосло́вом Предзри́мая, Е́юже Бог всели́ся с на́ми, да мы лю́дие Его́ бу́дем!

Ты еси́ Дверь Небе́сная Иезекии́лем Предрече́нная, Е́юже отверзо́шася па́ки нам вхо́ды в ра́йския оби́тели. Ты еси́ Ле́ствице Высо́кая, Иа́ковом Предви́димая, Е́юже сни́де Бог на зе́млю и Мо́сте, преводя́й су́щия от земли́ на Не́бо. Те́мже мо́лим Тя, взира́юще, я́ко вошла́ еси́ во Святи́лище, нося́щи Огнь Небе́сный рука́ма Свои́ма, Бо́га, Благода́тная.

Огне́м моли́твы Твоея́ попали́ огнь страсте́й на́ших, да изба́вимся ве́чнаго огня́ гее́нскаго. Во Святи́лище пришла́ еси́ очище́ния ра́ди зако́ннаго, очище́ния не тре́бующая, я́ко Де́ва Чи́стая и сим научи́ нас ка́ко подоба́ет нам храни́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и с каковы́м смире́нием подоба́ет нам провожда́ти по́двиг де́вства, па́мятуя, ка́ко Ты, превы́ше Херуви́м Су́щая, ста́ла еси́ на ме́сте нечи́стых жен. Ты, о, Ма́ти Пресвята́я, Сама́ су́щи Боговмести́мый храм Бо́жий принесла́ еси́ в це́рковь зако́нную Превожделе́наго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, сподо́би и нам па́че всего́ на земли́ люби́ти хра́мы Сы́на Твоего́, посеща́ти я во вся дни живота́ на́шего, зре́ти та́мо красоту́ Госпо́дню, я́ко лу́чше еди́н день примета́тися во дво́рех Госпо́дних, па́че не́же жи́ти в селе́ниих гре́шничих.

Наипа́че же да́руй нам, Пречи́стая, я́ко же Симео́ну, неосужде́нно носи́ти Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего в серде́чных объя́тиях свои́х, егда́ прича́стницы бу́дем Пречи́стаго Те́ла и Кро́ви Его́, и помози́ нам тогда́ сугу́бо храни́ти себе́ во святы́не и стра́хе Бо́жиим, да не растли́м храм пло́ти на́шея. И та́ко вы́ну срета́юще, о Богома́ти, Сы́на Твоего́ в сердца́х и душа́х на́ших, да сподо́бимся моли́твами Твои́ми дости́гнути и блаже́ннаго о́наго Сре́тения Госпо́дня на возду́се, егда́ со все́ми святы́ми вы́ну бу́дем сла́вити и воспева́ти Пресвято́е И́мя Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом и Твое́ ми́лостивое предста́тельство ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Поздравления и пожелания

  • «Как бы холодно не было за окном, каждое сердце сегодня верой согревается. Поздравляю тебя с великим Сретением Господним, всех благ тебе и твоим родным!»
  • «Как тёплый луч солнца среди зимнего мороза, праздник Сретение Господне спешит согреть всех и каждого. Пусть и тебя не обходит он стороной, даруя счастье, здоровье и процветание!»

Отрывок из проповеди

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким):

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2:34–35), – говорит праведный Симеон Богоматери. Действительно, Сретение, встреча человека со Христом не только открывает человеку Христа, но и обнажает или, вернее, высветляет Божественным светом все его собственные греховные несовершенства.

Так становятся видны все пятна на одежде, стоит нам приблизиться к источнику света – в темноте же они незаметны. Но не надо этого бояться, грехи есть у каждого, совершенных во всем людей попросту не существует.

И Бог знает об этом даже лучше, чем мы сами, – но любит и принимает нас любыми, какими бы грешными и несовершенными мы ни были. Он не будет бранить, отвергать, отталкивать нас от Себя за то, что мы не идеальны – нет, Он примет нас в отцовские объятия и поможет исправить и исцелить все то, что мучает нас и наших ближних, что мешает до конца соединиться с Ним.

Он «исполнит» нас, восполнит наше несовершенство, возвысит нас до Себя. От нас же требуется только одно, чтобы мы действительно хотели исцелиться, а не называли свои греховные болячки – «идеальным здоровьем современного человека» и не отталкивали любящие руки Отца и Врача, пытающегося помочь нам избавиться от них…

Итак, Сретение Господне – одновременно конец и начало. Окончание Ветхого Завета, эпохи ожидания – и начало Нового, эпохи исполнения надежд. Так и отдание праздника, которое мы с вами совершаем сегодня – это тоже конец и начало. Окончание праздничных торжеств – которые, преподав нам немало духовных уроков, призваны стать началом новой жизни во Христе для всех нас. Да станет для всех нас нынешний день таким началом, такой преображающей и обновляющей встречей со Христом Богом! Да войдет Он в наше сердце, как в Храм, и да наполнит его спасающим светом Своей благодати, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь» 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают

0 Comments
Преполовение Пятидесятницы

Это всегда среда – хотя какая именно, зависит от даты праздника Пасхи. Ведь Преполовение Пятидесятницы – день, когда от праздника Воскресения Христова прошло ровно столько дней, сколько их осталось до другого празднования – Святой Троицы. Что значит «преполовение» Это славянское слово происходит от понятного современному

Календарь-2024

На 9 февраля в 2025 году выпадает день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Что будет в храмеНа 9 февраля в 2025 году выпадает день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Что будет в храме

0 Comments
Собор новомучеников и исповедников российских

Никогда еще в истории Русской Церкви не причисляли к лику святых сразу несколько тысяч человек. И ни одно время не дало такого количества христиан, достигших святости, сколько начало XX в. 9 февраля 2025 г- Собор новомучеников и исповедников российских. Праздник Русской Православной Церкви Дата впервые

Календарь-2024

8 июля – Празднование памяти святых Петра и Февронии: особые молитвы звучат в храмах только в День семьи, любви и верности+еще раз в сентябре8 июля – Празднование памяти святых Петра и Февронии: особые молитвы звучат в храмах только в День семьи, любви и верности+еще раз в сентябре

0 Comments
День Петра и Февронии

Лишь с 2008 года День Петра и Февронии отмечается на государственном уровне как праздник, посвященный «семье, любви и верности». Хотя почитание двух святых, которых ныне тысячи православных семей считают своими покровителями, насчитывает многие века. Традиции, очень краткая история праздника и тексты сугубых молитвенных прошений, которые

Календарь-2024

Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?Празднуется Троица: при чём тут берёза и мужские штаны?

0 Comments
Праздник Троица и береза

23 июня 2024 года, в праздник в честь Святой Троицы, зеленые ветви и цветы украсят православные храмы. Подобные обычаи есть также у католиков. Иногда в этот день кажется, что на земле вдруг процвел Райский сад. Празднование, всегда попадающее на позднюю весну или самое начало лета,

Календарь-2024

Где находятся мощи святителя Иоанна Златоуста сегодня+когда и как совершилось их перенесение из абхазских КаманГде находятся мощи святителя Иоанна Златоуста сегодня+когда и как совершилось их перенесение из абхазских Каман

0 Comments
Перенесение мощей Иоанна Златоуста

Его, Предстоятеля Константинопольской Церкви, с позором изгнали из города, отправив в ссылку на отдаленную окраину империи. Но прошло три десятилетия – и новый император вознамерился, испросив прощения у святого, перенести в столицу его честные останки. Перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста Церковь празднует 9 февраля. Что

Календарь-2024