------------------- Неделя о Закхее: евангелие в храме
Православие сегодня Воскресное Евангелие Пролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытаре

Пролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытаре

0 Comments
Неделя о Закхее: евангелие в храме

Евангелие о Закхее в 2024 году читают 18 февраля в  Неделю 37-ю по Пятидесятнице. Это последний воскресный день (или, по-славянски, «неделя») перед тем, как Церковь начнет готовить своих чад к Святой Четыредесятнице, Великому Посту. Еще семь дней, и в храме зазвучат песнопения из Постной Триоди – но уже сейчас нам предлагают задуматься о смирении и покаянии. Именно поэтому для чтения в храме выбрана Евангельская история «начальника мытарей», как говорит о нем св. Лука.

Что известно о Закхее

Историю его покаяния излагает только Евангелист Лука. Она кратка. Из нее мы узнаем, что:

  • Закхей жил в городе Иерихон;
  • он был мытарем – сборщиком податей в пользу римской власти, которая угнетала еврейский народ; поэтому мытарей считали предателями, грешниками и даже – отступниками от веры;
  • он не просто работал на римскую власть, но сделал неплохую карьеру, став «начальником мытарей»;
  • как и многие мытари, Закхей не гнушался и злоупотреблениями – взятками, присвоением чужого, так что со временем, как пишет Евангелист, стал «человеком богатым».

    Неделя о Закхее: евангелие в храме

    Евангелие о Закхее

А вот история обращения Закхея от нечестия к Истинному Богу известна лишь ему самому да Господу, перед которым начальник мытарей принес покаяние в сердце своем. Неизвестно, пересмотрел ли он свою жизнь до прихода Иисуса в его город, или же его душа воспряла от греховного сна, когда он увидел Мессию, окруженного толпой людей, внимающих каждому Его слову. Но Евангелист рассказывает об искреннем покаянии Закхея и прощения, которое даровал ему Христос.

Больше Евангелие о покаявшемся начальнике мытарей не упоминает. Апокриф начала II в., называемый «Климентины» (составление этого текста в древности приписывалось свт. Клименту, Папе Римскому), упоминает о Закхее, как сподвижнике и духовном сыне Апостола Петра, епископе Кесарии.

Божественная литургия в воскресный день

В этот день, когда до начала подготовки к Великому Посту уже остаются считанные дни, важно не только прийти на утреннюю службу, где прозвучит Евангелие, но и быть за богослужением накануне ( в субботу 17 февраля), на всенощном бдении, которое, по слову святых отцов – наша жертва Богу, когда мы прилагаем труды, чтобы, вырвавшись из житейской суеты, прийти в храм, со вниманием послушать чтение и пение, помолиться.

Служба в храме

Всенощное бдение в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Фото: пресс-службы обители.

За бдением прозвучат песнопения, посвященные истории Закхея. Но не только они.

18 февраля 2024, воскресенье: что  будет в храме

Хотя среди церковного народа иногда можно услышать название «Неделя о Закхее», церковный Устав и календарь такого названия не содержат. Это «просто» воскресный день, «малая Пасха», когда читается посвященный обращению «начальника мытарей» Евангельский текст.

В 2024 г. на этот же день приходятся также празднования:

Кроме того, за службой прозвучат также песнопения праздника Сретения Господня, которое отмечалось 15 февраля: продолжается его попразднство.

Песнопения и молитвословия недели с объяснениями

В храме можно будет услышать:

  • тропарь и кондак Сретения, празднование которого Церковь продолжает до 22 февраля;
  • песнопения иконе Богородицы Взыскание погибших;
  • тропарь и кондак свт. Феодосию Черниговскому.

Особых молитвословий, посвященных Евангельскому чтению о Закхее, нет.

Тропарь и кондак дня

Так как воскресенье – «малая Пасха», когда Церковь вновь и вновь возвращается к событию Воскресения Христова, то и тропарь, кондак будут посвящены ему. В 2024 г. хор будет петь их на так называемый 4 глас. Всего же гласов, или вариантов мелодий песнопений, насчитывается 8. Сами песнопения объединены в особую книгу – Октоих, которую, как говорит церковное предание, составил прп. Иоанн Дамаскин.

Каждая мелодия имеет особое значение, передавая радость, грусть, покаянные чувства. Например, при погребении христианина мы слышим песнопения печального 6 гласа. Самый торжественный – 1 глас, он передает радость о Господе. О 4 же гласе богословы говорят: «Быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию». Так будут петься церковные песнопения с этого воскресного дня до следующего, когда 4 глас сменится пятым, ведь напевы, следуя по порядку, традиционно меняются каждую неделю.

Тропарь воскресный 4 гласа:

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак воскресный 4 гласа:

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Какое Евангелие читается на литургии

Это стихи с 1 по 10 19 главы Евангелия от Луки. В них – история Закхея мытаря, его жизни и покаяния. Этими словами Церков призывает своих чад задуматься, прежде всего, о своей жизни, начать готовить душу к Святой Четыредесятнице. Звучит на литургии и Апостол – отрывок из Послания к Тимофею Апостола Павла. Оно обращено к духовному сыну – епископу Ефеса, поставленному Апостолов. И, как и в Евангелии, здесь речь также идет о том, что уповающий на Бога не будет посрамлен.

Толкование отрывка о Закхее

Вот какие слова Евангелия прозвучат в этот день в храме:

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:1-10).

В этом отрывке поражает смирение Закхея: Евангелист Лука пишет, что представительный и богатый начальник мытарей… влез на дерево, подобно уличному мальчишке, чтобы увидеть Христа, «потому что мал был ростом» (Лк.19:3). Может быть, над ним смеялись, но он «искал видеть Иисуса». Просто видеть: не поговорить, ни даже принести покаяние, сознавая, что недостоин беседы с Богом.

Но неожиданно Христос… останавливается у той самой смоковницы, на которую забрался Закхей. Хотя они видятся впервые, Господь знает сердце, ищущее Его. И, конечно, имя покаявшегося. Потому и обращается:

«Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5).

И потрясенный Закхей понимает: лишь за его намерение исправить свою жизнь Господь уже благословил его Своим посещением! В ответ на Божие прощение, он, уже во время трапезы со Христом скажет:

«Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:7).

Правоверные иудеи будут роптать, что Иисус вошел в дом «нечистого», грешника, но, не обращая внимание на этот суд человеческий, Христос ответит Своему рабу:

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:9-10).

Апостольское чтение

Знающие предания о возможной дальнейшей судьбе Закхея непременно соотнесут обращение св. Павла к епископу Ефеса Тимофею с тем фактом, что и Закхей также был архиереем. И, подобно Павлу и Тимофею, также хорошо знал, что надежда трудящихся и терпящих бедствие в мире христиан – упование «на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». А эти наставления св. Павла обращены и ко всем христианам:

«Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 12, 16)

В чем суть и значение слов, которые слышим на литургии

Евангельская история дает нам пример великого смирения человека, который пренебрег «высоким положением» ради встречи с Господом. Задуматься о собственной привязанности к миру, удаляющей от Христа, призывает нас это чтение, предваряющее подготовку к Четыредесятнице.

Иконы и фрески, изображающие евангельское событие

Древнейшие изображения, дошедшие до нас, относятся к рубежу IV-V вв. Чаще всего это – храмовые фрески или книжные миниатюры, иллюстрации к Евангельскому тексту.

Пролог подготовки к Великому посту - воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытаре

Притча о Закхее в красках

На Руси событие также чаще всего изображали среди других сюжетов земной жизни Господа, расписывая стены церквей. Сюжет легко узнаваем для всякого читавшего Евангельский текст: человек, сидящий среди ветвей дерева, стоящий внизу Христос, призывающий Закхея спуститься и принять Его в своем доме. А вот в соборном храме Успенского монастыря в Свияжске (основан в XVI в.)

Закхей изображен несколько иным образом: он сидит на том самом дереве, но так, что это невольно наводит на мысли о монахах-столпниках. И в этом есть свой глубокий смысл: дерево, на которое начальник мытарей взошел, потому что «искал видеть Иисуса» действительно стало для него как бы столпом, или может быть – лестницей ведущей к Небесному Царству.

Значение для православных

В нынешнем городе Иерихон все еще сохраняется смоковница Закхея – говорят, что это «самое старое дерево в регионе», ей действительно около 2000 лет.

Дерево Закхея

Палестина. Иерихон.»Дерево Закхея». Точнее остатки дерева, на которое взобрался старейшина местных мытарей Закхей, дабы увидеть Христа (Лк.19:1-10). Ныне здесь часовня

К нему приезжают паломники со всех концов земли. Но чтобы увидеть свои немощи и грехи, совсем не обязательно совершать длительное путешествие. В этот день христианин, начавший готовить душу к посту, может просто подумать о том, что разделяет его с Богом – может быть, это, как у Закхея, богатство, а может быть – просто привязанность не по разуму к вещам этого мира? Где наша смоковница, и от чего мы готовы отказаться, чтобы увидеть Христа, хотя бы издалека? Подумаем об этом.

Наталия Сазонова

О Закхее: отрывок из проповеди

Митрополит Антоний Сурожский:

«… Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива… вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, по-земному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит; разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека…

И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто – зарыто всей его жизнью, затуманено всем; Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание и вместе с этим неумолимые правду и праведность, – он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что, если он чем обидел кого бы то ни было, – достаточно тому человеку прийти и потребовать исправления неправды: он четверицею ему возвратит; или, если он кого-нибудь унизил или оклеветал, – он ему все сполна отдаст…

Он поверил во Христа; он поверил в себя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания; он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, – недостойно; он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Через веру он действительно стал сыном Авраама…

… Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается; разве мы не таковы? Кто из нас, для того чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

Закхей этого не побоялся; и вот что он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!.. Не будь ослеплен лицами, множеством лиц людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий лик – лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум – но дорогой ценой: Закхей не только преодолел страх перед людьми, но дал слово выправить свою жизнь, которое он выполнил, – вот второе его нам наставление… Если мы хотим стать детьми Авраама, то есть детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь дорогой ценой, как сделал это Закхей…»

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о самаряныне: что значит

Евангельский отрывок, повествующий о встрече Христа с самарянкой Фотинией (ее имя известно лишь из церковного предания), всегда воспринимается как-то по-особому, радостно, торжественно – ведь он всегда читается пятым воскресным днем после Пасхи. Евангелие, которое читается на литургии Как говорит в одной из проповедей игумен Филарет

Воскресное Евангелие

Толкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизодаТолкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизода

0 Comments
Вино и Церковь

Иеромонах Ефрем (Метс) разобрал евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино. Автор рассмотрел смыслы, которые в нём есть и… Они не о том, что «христианам можно пить алкоголь». Чудо в Кане Галилейской: 4 смысловых уровня Христос никогда не творил

Воскресное Евангелие

«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных

0 Comments
Евангелие дня о 10 прокаженных и благодарности

В 28-е воскресенье по Пятидесятнице и на благодарственных молебнах в Церкви читают евангельский эпизод об исцелении десяти прокаженных. Иеромонах Ефрем (Метс) о том, зачем Самодостаточному Богу человеческая благодарность. Больные попросили Христа исцелить их: «Увидев их Иисус, сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли,

Воскресное Евангелие

Христос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна КрестителяХристос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна Крестителя

0 Comments
Иоанн Креститель и Иисус Христос

20 января — память Иоанна Крестителя. Разбор непростого евангельского отрывка, который не так прост для понимания, от иеромонаха Ефрема (Метса). Для чего нужен был Иоанн Предтеча Христос обличает фарисеев и говорит такие слова: Промысл Божий удивительным образом устроил евангельское спасение. Это ответ на вопрос: для

Воскресное Евангелие

«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре

0 Comments
Притча о богаче и Лазаре

Проповедь на библейскую притчу о богаче и Лазаре, которая поможет обнаружить новые смыслы в тексте. Параллели между Евангелием и современностью провел клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Отрывок из 16 главы Евангелия от Луки стихи с 19 по 31 читают в храмах

Воскресное Евангелие