------------------- 15 февраля - праздник Сретение Господне: что будет в храме
Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи

Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи

0 Comments
15 февраля - праздник Сретение Господне: что будет в храме

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Название этого праздника – одного из двенадцати великих, особо чтимых – значит «встреча». Основа его – историческое событие, о котором говорится лишь в одном из четырех Евангелий. В православных храмах на аналое лежит праздничная икона, а само событие упоминается в песнопениях. Как проходит церковная служба 14 и 15 февраля, зачем освящают свечи, о чем поют на клиросе, какие молитвы читают дома — статья для тех, кто хочет праздновать осмысленно.

Что празднуют православные 15 февраля

Первоначально Сретение Господне считалось:

  • завершением сорокадневного периода после Рождества Христова, следовательно, как бы еще одним отданием праздника; отмечать Сретение начали еще с IV в., однако, как замечают современные церковные историки, праздник не имел самостоятельного значения и тем более не считался в числе великих;
  • воспоминанием о принесении Младенца Иисуса к Иерусалимскому храму, которое, по Закону Моисееву, всегда совершалось на 40 день по рождении ребенка; тогда же над его матерью, уже оправившейся после родов, читались особые молитвы; поэтому в западной христианской традиции день долго назывался также «Очищением Марии» или «Представлением Господа».

    Сретение Господне

    Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Примерно с VI в. дата стала отдельным праздником, который отнесли к числу Господских. Долгое время считалось, что это произошло после эпидемии чумы в империи и исцеления от этой страшной болезни даже самого императора Юстиниана. Ныне ученые не видят связи между этой историей, действительно зафиксированной в письменных источниках VI в., и введением праздника.

Церковные историки склоняются к тому, что введение этого Господского, то есть посвященного Богу, празднования связано со спорами с монофизитами (думавшими, что человеческая природа во Христе была совершенно поглощена Божественной) и V Вселенским Собором 553 г., который окончательно утвердил догмат об Иисусе как Богочеловеке. Именно с этого времени начинают праздновать – и одновременно осмысливать – событие Его принесения ко храму как Человека, совершенно подобного нам, и в то же время – Бога, о Котором свидетельствовал св. Симеон Богоприимец, старец, встретивший Иисуса в храме. Вероятно, с этого времени возникает и известное нам название праздника, символизирующее встречу:

  • двух Заветов – Ветхого и Нового;
  • Бога и человека, ожидающего спасения.

Это постный день?

По Уставу – нет. Более того, в случае, если Великий Пост, время строгого воздержания перед Пасхой, так называемый «ранний» и 15 февраля падает на его первую седмицу, праздник переносится на 14 февраля, чтобы не смешивать радость торжества со строгостью пощения. Вместе с тем, если Сретение приходится на среду или пятницу – постные дни, то на трапезе не благословляется мясная и молочная пища. Ее заменяют рыбной.

Как проходит служба в храме на Сретение: всё по порядку

Богослужение праздника начинается накануне вечером, когда совершается всенощная. Так как, ввиду великого праздника, в нее входит лития – особые молитвы, совершаемые священнослужителями, исходящими из алтаря в особой процессии, а также освящение хлебов, продолжительность бдения чуть дольше обычного.

Цвет облачения священнослужителей — голубой или белый

Во многих храмах сретенские богослужения духовенство совершает в голубых ризах — это цвет Богородичных праздников, символизирующий чистоту и непорочность. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях – прославляя Самого Богомладенца Христа.

 

Праздник Сретения Господня в храме

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики цвет облачения на праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — голубой или белый. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Сколько идет литургия?

Время начала литургии определяется в зависимости от богослужебного расписания конкретного храма, но она всегда бывает утром. Когда заканчивается литургия, также определяется в зависимости от того, когда она началась: есть храмы, где служба может быть с 7, 8, 9 часов утра, а есть такие, где служится ранняя и поздняя литургия.

В этот день она не дольше, чем в любой другой праздничный день – около 2 часов. Окончание ее может прийтись на 9 или 11 часов, в зависимости от часа начала.

Многие также знают, что на Сретение в некоторых храмах освящают свечи. Эта древняя традиция идет от богослужения Иерусалимской Церкви, где и зародился праздник: по воспоминаниям паломников еще IV в., праздник сопровождался особой процессией с зажженными факелами или же малыми свечами.

Поэтому:

  • у католиков и до наших дней есть традиция такой процессии на Сретение; она совершается до начала праздничной мессы, и ей предшествует окропление святой водой свечей в руках молящихся; после этого начинается крестный ход с пением народом песни св. Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»;
  • на Востоке сложилась немного иная богослужебная практика: к примеру, Устав Соловецкого монастыря в 1494 г. упоминает о раздаче братии свечей на Утрене, когда поется 9 песнь канона праздника; а в современном Уставе говорится, что свечи освящают «по часех, прежде начатия священныя литургии», после чего раздают верующим на благословение.

14 февраля, вечер: Всенощная

Вечерня на Сретение начинается накануне. В ее состав входят чтения из Книги Исход, а также пророков, предвозвестивших празднуемое событие. Затем духовенство при пении праздничных песнопений исходит из алтаря. Это особое моление – лития. Если Сретение – престольный праздник, она может совершаться с обхождением крестным ходом вокруг храма. Но чаще всего священники диаконы молятся, стоя в притворе храма или близ выхода.

Завершается Вечерня освящением хлебов, вина и елея. Этот хлеб дают верующим в конца Утрени. Его кусочки смочены освященным вином.

Непосредственно после этого начинается Утреня. При погашенных светильниках, в темноте храма звучит Шестопсалмие – псалмы покаяния, надежды на Господа. Это – своего рода «воспоминание о будущем», о грядущем Страшном Суде, когда все предстанут Господу. Поэтому верующие слушают псалмы со всем вниманием. Во время них не принято ни креститься, ни кланяться, но необходимо со всем смирением предстоять Христу.

Но вот окончились псалмы, и после Ектении вновь звучит Писание, на этот раз – Евангелие праздника. После него читается канон и начинается полиелей, когда верующих помазывают освященным маслом – ведь праздник принадлежит к числу великих (кроме полиелейной бывает также «славословная» служба, когда помазания не происходит, однако, на Сретение будет именно полиелей).

Общая длительность всенощной составляет чуть более 2 ч., а в монастырях даже до 3 часов и более. Завершится бдение Великим Славословием и службой Первого Часа, которыми верующие встречают грядущий день.

Что читают: краткое толкование

За всенощной прозвучат:

  • слова Закона Моисея из Книги Исход; они посвящены первенцам-мальчикам, «разверзающим ложесна»: всякий первенец на 40 день по рождении должен приноситься Богу, священник совершает за него жертвоприношение; именно исполняя эту заповедь родители и принесли Иисуса в храм;
  • два фрагмента из Книги прор. Исайи; они – о Господе, Которым является принесенный ко храму Младенец.

Пророк говорит:

«… Видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. И взываху друг ко другу, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его…»

Что поют

Особые песнопения праздника. Вот главное из них, известное нам по Евангельскому тексту. Это – слова, сказанные Младенцу Христу св. Симеоном, встретившим его в храме. По преданию, старец, которому было сказано свыше, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:25), прожил на свете более 300 лет, и в храм явился «по вдохновению», Святым Духом зная, Кто грядет ему навстречу. Вот его слова, слова человека, увидевшего Господа: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте oчи мои спасение Твое, Eже eси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля».

Другие песнопения праздника – по сути, толкования пророческих речений о Христе, а также Закона Моисеева, которому следует Господь:

«Носимаго на колеснице Херувимстей / и певаемаго в песнех Серафимских / носящи на руку Богородица Мария, / неискусобрачно из Нея воплощшагося, / Законодавца, закона исполняюща чин, / подаяше рукам старца иерея. / Живот же носяй живота прошаше разрешения, глаголя: / Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, / яко видех непреложна Отроча, Бога Превечнаго / и Спаса мира…»

А в этом тропаре воспевается Богородица:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение…»

15 февраля, утро: Литургия Иоанна Златоуста

На ней также будут звучать песнопения праздника. Они, например, заменят открывающие литургию антифоны – песнопения, которые по Уставу должны попеременно петь два хора, но чаще всего, конечно, поет один.

Апостол дня: толкование

Для праздника выбран фрагмент из Послания к Евреям Апостола Павла, где он называет Христа «иереем по чину Мелхиседека». Св. Павел вспоминает историю, описанную в Ветхом Завете, когда праотец Авраам принял благословение от никому не известного (и больше не упоминавшегося в Библии) царя Салима (будущего Иерусалима), Мелхиседека, служителя Истинного Бога. То было как бы пророчество о Христе. Ведь, по словам Апостола, «известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священства. И с еще большей ясностью это видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который стал им не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни непреходящей». Действительно, во всей полноте смысл этой истории из Библии стал ясен с пришествием в мир Христа.

Евангелие дня: толкование

Евангелие от Луки  (2 глава) описывает само событие, которому посвящен праздник, рассказывая, как Младенец был принесен ко храму, как встретили его свв. Симеон Богоприимец и пророчица Анна, «вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь». Звучат уже так хорошо знакомые слова старца: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» Но стоит внимательно вслушаться и в другие слова, сказанные им Богородице: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко убо да открыются от мног сердец помышлeния…» Спустя почти два тысячелетия это «оружие, прошедшее душу» Пречистой будет изображено на Её чудотворной иконе, получившей название Семистрельной.

Чин освящения свечей на Сретение

Как утверждает современный литургист, священник Михаил Желтов, чин появился в русской богослужебной практике после 1646 г., будучи заимствован у католиков. Он совершается перед царскими вратами до начала литургии дня.

Сретение Господне: что в храме

Сретенская служба: освящение свечей. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

В одной из его молитв говорится:

«Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

А вот католическая традиции процессии со свечами в Русской Церкви не прижилась. Зато «прижились» многочисленные суеверия, связанные со Сретенскими свечами: в наши дни есть немало кощунников, для которых пользование такими свечами – своего рода магия, «целительный обряд». Иные же дерзают читать даже «заговор», держа свечу «от Сретения».

Все это, конечно, не имеет отношения к христианской традиции.

Пользоваться «Сретенской свечой» дома можно так же, как любой другой церковной, возжигая ее во время молитвы.

О здравии и упокоении: что и когда заказать

Записки о здравии и упокоении лучше всего подать накануне вечером, или, если обстоятельства не позволяют, утром до начала литургии. Можно подать как простую записку – имена христиан, записанных в ней, будут поминаться на литургии дни – так и сорокоусты о здравии или упокоении. В этом случае христианин поминается за литургией 40 дней.

Молебны на Сретение, как правило, не служатся, кроме случаев, когда храм посвящен празднику – в этом случае до литургии, как правило, проходит водосвятный (с освящением воды) молебен.

Сколько празднуют Сретение

Все зависит от того, выпадает ли 15 февраля на Великий Пост или его канун. Если Великий Пост в году не «ранний», то есть начинается, например, в марте, то Сретение имеет 1 день предпраздства и 7 – попразднства, после чего проходит Отдание. Если же Сретение выпадет на канун Великого Поста, то попразднства у него фактически нет, так как начинается первая седмица Четыредесятницы.

Как поклоняться иконе праздника

На ней изображено событие, описанное св. Лукой. Богородица и мнимый отец Христа Иосиф предстоят храму, в их руках – два голубя, которые должны быть принесены в жертву за Первенца. И, как бы отрешившись от всего мира, стоит старец Симеон, держа на руках Господа – и точно слышатся его слова:

«Ныне отпущаеши… Владыко».

Икона лежит на аналое с вечера перед праздником. Она останется здесь до Отдания праздника, время которого зависит о того, приходится торжество на канун Великого Поста или же проходит раньше.

Икона Сретение Господня в храме

Сретение Господне. Праздничная икона на аналое в храме

Обычно перед иконой совершается поясной поклон и крестное знамение (на великие праздники земные поклоны по традиции нежелательны). Затем подходят к образу, прикладываются к его нижней части, и, после еще одного поклона, с благоговением отходят.

О чем молиться на Сретение дома

Если нет возможности посетить богослужение – например, ввиду болезни, работы, отдаленности церкви – можно помолиться и дома:

  • почитать канон празднику;
  • если есть опыт чтения славянских текстов и практика церковной жизни – совершить богослужение по чину мирян; в настоящее время в сети можно найти текст такой службы на православных ресурсах.

Если в храме проходило освящение свечей и удалось получить такую святыню от кого-то из знакомых, хорошо, конечно, помолиться с зажженной праздничной свечой.

Ну а просить Христа нужно прежде всего о встрече с Ним – в этой жизни и в будущей.

Значение праздника для православных

Когда-то он был «просто» сороковым днем по Рождестве, потом – свидетельством Человечества Спасителя, и, значит, нашего спасения. Ныне же сердце многих отзывается на слова старца Симеона, встречающего Того, Кого ждал несколько веков.

Разве не об этом мечтает всякая верующая душа, вслед за свт. Иоанном Златоустом взывающим в одной из молитв ко Причастию:

«…Якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприиме и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити».

Наша просьба – больше Симеоновой, который лишь ждал увидеть Христа во плоти, чтобы потом уйти из этого мира. Мы же – просим Его прийти и остаться в нашей жизни навсегда: до конца земного пути и в Царстве Небесном. Помолимся же, чтобы это Сретение состоялось.

Наталия Сазонова

Молитва дня

Го́споди Иису́се Христе́, Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, дре́вле во проро́цех Ви́денный, я́коже зерца́лом в гада́нии, в после́док же дний сих пло́тию от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно рожде́нный и в четыредеся́тный день сей во Святи́лище во сре́тение всему́ ми́ру от Тоя́, я́ко Младе́нец руконоси́м, явле́нный и во объя́тиях пра́веднаго Симео́на во спасе́ние всем су́щим от Ада́ма носи́мый! Коль пресла́вно и пресве́тло Твое́ на руку́ Богома́тери во храм Госпо́день принесе́ние и от свята́го ста́рца Боже́ственное сре́тение Твое́! Днесь Небеса́ веселя́тся и ра́дуется земля́, я́ко ви́дена бы́ша ше́ствия Твоя́, Бо́же, ше́ствия Бо́га на́шего Царя́, И́же во Святе́м.

Дре́вле Моисе́й восхо́дит ви́дети сла́ву Твою́, но не возмо́же уви́дити Лица́ Твоего́, зане́ яви́л еси́ ему́ то́чию за́дняя Своя́. В пресве́тлый же день сей Сре́тения Твоего́ Ты яви́л еси́ Себе́ челове́ком во святи́лище, сия́я неизрече́нным Све́том Божества́, да вку́пе с Симео́ном ви́дят Тя лице́м к лицу́ и рука́ми да ося́жут Тя, и восприе́мше во объя́тия своя́, да позна́ют Тя Бо́га во пло́ти прише́дша.

Сего́ ра́ди прославля́ем неизрече́нное снисхожде́ние и ве́лие человеколю́бие Твое́, я́ко прише́ствием Твои́м дарова́л еси́ ны́не небе́сную ра́дость па́дшему дре́вле ро́ду челове́чу: Ты бо пра́ведным судо́м Свои́м изгна́л еси́ прароди́тели на́ша из рая́ сла́дости в мир сей, ны́не же поми́ловал еси́ нас и па́ки отве́рзл нам ра́йския оби́тели и обрати́л еси́ пла́ч наш на ра́дость, да па́дший Ада́м к тому́ уже́ не стыди́тся Тебе́ за преслуша́ние и да не бу́дет скрыва́тися Лица́ Твоего́, Тобо́ю призыва́емый, я́ко Ты прише́л еси́ ны́не, да во́зьмеши на Себе́ грех его́, да омы́еши его́ Свое́ю Кро́вию и да облече́ши его́ на́га су́ща в ри́зу спасе́ния и оде́жду весе́лия и украси́ши его́, я́ко неве́сту красото́ю. Нам же всем Боже́ственное Твое́ Сре́тение воспомина́ющим, сподо́би с му́дрыми де́вами изы́ти на Сре́тение Твое́, Небе́сному Жениху́ на́шему, с горя́щими свети́льниками ве́ры, любви́ и чистоты́, да улицезри́м оча́ми ве́ры Боже́ственное Лице́ Твое́, да восприи́мем Тя в душе́вныя объя́тия своя́, и да понесе́м Тя в се́рдце свое́м во вся дни живота́ своего́, да бу́деши нам в Бо́га и мы в лю́дие Твои́. В после́дний же и стра́шный день прише́ствия Твоего́, егда́ вси святи́и изы́дут на после́днее и вели́кое Сре́тение Твое́ на возду́се, сподо́би и нам усре́сти Тя, да та́ко всегда́ с Го́сподем бу́дем. Сла́ва милосе́рдию Твоему́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче, я́ко Твое́ есть Ца́рство, и Си́ла, и Сла́ва со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О. Андрей Ткачев: отрывок из проповеди

Вчитываясь в рассказ евангелиста Луки о событии, называемом Сретение, можно заметить, что Божественное обещание 90-го псалма исполнилось на старце Симеоне. Этот «праведный и благочестивый» (Лк. 2: 25) муж был стар и «насыщен днями» (Пс. 90). И было ему обещано Духом Святым, что он не умрет ранее, нежели увидит собственными глазами Христа Господня.

А ведь это и было заветным чаянием всех древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть Его собственными глазами. Поколение сменялось поколением, праведники с печалью закрывали глаза и с верой уходили в смертную тьму. Свои надежды они препоручали своему потомству. И именно поэтому бездетность ощущалась как проклятие. Ведь в этом случае не только ты не дожил до пришествия Христа, но и семя твое не укоренилось на земле и не стало причастным радости.

Шли столетия. Вера оскудевала и засорялась земными мечтами о могущественном царе, который должен дать Израилю политическую свободу и земную славу. Только некий «священный остаток», слишком малый числом, чтобы его заметить, жил чистой надеждой и терпеливой молитвой. Первым среди этого остатка был Симеон. До него многие праведники «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11: 13). А рядом с ним, в одно и то же время, жило множество нечестивых и суетных людей, которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили дня посещения из-за черствости души. И это – урок для всех. Мало жить во времена Праведника. Мало находиться вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если не будет веры, которую подает Дух Святой.

О Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм, когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем не мог быть создан иной Храм. Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и приносил жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно, не говоря уже о праздничном многолюдстве, стекались людские толпы для принесения жертв: жертв повинности, жертв благодарственных, жертв по обету. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долг ждал – Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки и произнес ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить жизнь.

В этой молитве он исповедал, что обещанное ему исполнилось. «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Исполнились и слова 90-го псалма: «Явлю ему спасение Мое».

Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он видел уже распятым за грехи мира. Поскольку именно Крест с распятым на нем Праведником – это и есть «спасение, которое Бог уготовал».

То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно и из слов старца к Марии. «Тебе Самой, – сказал он, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Эти странные слова исполнились, когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так очи, слепнущие от старости, приобретают орлиную зоркость в вещах духовных, если сердце человека очищено верой и терпеливым ожиданием.

Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.

Увидев все, чего так долго дожидался, и сказав все необходимое тем, кто продолжал земное странствование, Симеон покинул землю. Покинул без страха и сожаления. Он видел Мессию! Он шел теперь в темноту шеола, чтобы рассказать Давиду и Соломону, Исаие и Иеремии о том, что обетование исполнилось и время всеобщего освобождения близко. Мария с Иисусом на руках осталась за его спиной. Старец медленно и твердо шел к черте, отделяющей этот мир от мира иного. И об этих его шагах нельзя сказать лучше, чем уже сказано:

Он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась.

 

И. Бродский.

Поздравления

Что говорить верующим друзьям на праздник?

Конечно, желать им милости Божией и встречи со Спасителем.

  1. «Поздравляю со Сретением Господним, желаю, чтобы в жизни случались важные и прекрасные встречи, чтобы люди, несущие счастье и свет не проходили мимо. Пусть сердцу хватает мудрости увидеть чудо в самых простых вещах. Пусть радость каждого дня, подаренного Богом, превращает жизнь в прекрасный праздник. Мира, любви и веры!»
  2. «Поздравляю с праздником Сретения Господнего и хочу пожелать душевной теплоты, постоянной гармонии, отрады на сердце, благополучия в жизни и большого, светлого счастья. Пусть Господь помогает в трудную минуту, пусть удача ни на шаг не отступает от тебя».

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

День накануне Богоявления — Крещенский сочельник: как провести праздник по-христианскиДень накануне Богоявления — Крещенский сочельник: как провести праздник по-христиански

2 комментария
Когда бывает Крещенский сочельник

Церковный год знает два дня, которые именуются так – один накануне Рождества Христова, другой же – на 12 день после него: Крещенский сочельник. Это всегда 18 января — дата строгого поста, в 2025 году — суббота. Что значит слово «сочельник» Это народное именование дня, который

Праздники

Сретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежиСретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежи

0 Comments
Сретение Господне - значение и история церковного праздника

15 февраля. Этот день знают, как один из «двунадесятых», то есть двенадцати «великих праздников», отмечающих важнейшие события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы – вехи нашего спасения. А вот светские люди слышали, о Сретении как Дне православной молодежи и балах, которые приурочиваются к этому дню. Наконец,

Праздники

Субботним вечером, 6 апреля, во всех православных храмах — вынос Креста из алтаря для поклонения, возвращение — 12 числа. Все нюансы службы+суть, значение и молитвыСубботним вечером, 6 апреля, во всех православных храмах — вынос Креста из алтаря для поклонения, возвращение — 12 числа. Все нюансы службы+суть, значение и молитвы

0 Comments
Вынос Креста на Крестопоклонной неделе

Крестопоклонная неделя (воскресный день) Великого поста начинается с вечера субботы. 6 апреля в конце всенощного бдения совершается вынос Креста на середину храма. Чин изнесения практически такой же, какой бывает на Воздвижение: старший из иереев выносит украшенное живыми цветами Распятие из алтаря, обходя храм и, благословляет

Праздники

Сколько длится Пасха, что она значит и как провести субботу перед праздникомСколько длится Пасха, что она значит и как провести субботу перед праздником

0 Comments
Сколько дней Пасха

Самые радостные дни, время всеобщего ликования, прикосновения к величайшему событию всех времен – Воскресению Христа. Таков этот не просто праздник Пасхи, но, согласно одному из песнопений этих дней, «праздников праздник и торжество торжеств». Значение слова «Пасха» Это слово практически одинаково звучит на арамейском (одном из

Праздники

Время освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё однаВремя освящения куличей и яиц. Три возможности+ещё одна

0 Comments
Когда освящают куличи на Пасху

Без кулича издревле не обходится пасхальная трапеза, и, конечно, благочестивые христиане стараются принести его в храм, чтобы освятить. Когда и как это лучше сделать? 1. Утро Великой субботы Как правило – не совсем утро, скорее, ближе к полудню, когда оканчивается литургия. В Великую Субботу эта

Праздники