Вот и кончается пасхальное празднование: всего два дня отделяет православных от Отдания, три дня остается до Вознесения Господня. А в этот день, последний воскресный пред этим праздником, Церковь вспоминает одно из самых поразительных чудес Господа: исцеление слепорожденного.
Какого евангельского слепого вспоминает Церковь
Того, о котором рассказывается в Евангелии от Иоанна. Об исцелении Христом слепых Евангелисты говорят несколько раз, например:
- св. Марк (Мк 10:46–52) и Матфей (Мф 20:30–34) рассказывают Марк – об одном, Матфей о двух слепцах, которые встретили Христа на пути в Иерихон, сидя у дороги и умоляя «Иисуса, сына Давидова» помиловать их, даровав зрение; церковные историки обычно объясняют такое расхождение между двумя Евангелиями тем, что авторы или говорят о двух разных событиях, или же – просто по-разному запомнили этот случай; ведь Евангения писались через много лет после земной проповеди Спасителя, и не все детали были свежи в памяти;
- в Евангелии от Марка упоминается еще один слепец, которого Господь исцелял постепенно: «Приходит (Господь) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:22-25).
Художник Карл Генрих Блох (1834 — 1890)»Христос исцеляет слепого Вартимея» Сюжет по Евангелию от Марка (10:46): «И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни».
Конечно, это далеко не все случаи – Евангелисты не раз говорят о множестве исцеленных Господом. В их числе были, конечно, и слепые. Но св. Иоанн Богослов в 9 главе своего Евангелия, которое появилось десятилетия спустя после творений Матфея, Марка и Луки, рассказывает о совершенно особенном исцелении.
Евангелие, которое читается на литургии
В этот день читается повествование св. Иоанна о том, как Господь встречает на пути «человека, слепого от рождения».

Суриков Василий Иванович (1848 — 1916). «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», 1888. Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.
Подобный недуг у иудеев считался наказанием за грех. Отсюда – вопрос учеников:
«Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?».
Но Господь отвечает, что болезнь в этом случае – не Божие прещение за грех, но необходима «чтобы на нем явились дела Божии». Дальнейший рассказ о чуде умещается буквально в несколько строк:
«… Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6-7)
Весь дальнейший рассказ – уже не о чуде, и не об этом человеке, твердо уверовавшем в Мессию, а о реакции людей на случившееся. Ведь исцеление совершилось в субботу, когда не должно творить никаких дел. И вот «сего бывшего слепца» и его родителей допрашивают не раз не два: что произошло? Как слепорожденный начал видеть? И раз за разом требуют от исцеленного… отречься от своего Исцелителя, «ибо мы знаем, что человек тот грешник».
Удивительна твердая позиция «бывшего слепца». Раз за разом он повторяет историю, а в конце концов, возмутившись напором фарисеев, вообще заявляет:
«Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?».
А на замечание фарисеев, что они – «Моисеевы ученики», просто произносит целую проповедь:
«Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».
Иудеи не просто не признали чуда – они попросту выгнали прозревшего человека из своего собрания. Но и после этого, он не потерял веры во Христа – и исповедал ее Ему Самому, когда Иисус встретил его:
«Верую, Господи…»
Толкование отрывка
Почему же рассказ ап. Иоанна читается именно в последний воскресный день пасхальных празднеств? Это, конечно, не случайно. Совсем скоро мы услышим в храме чтение о Вознесении, и повествование о том, как Ангелы Божии, обратившись в Апостолам, смотревшим вослед отходящему на небо Спасителю, сказали:
«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
И это будет иметь вполне буквальный смысл: пора двигаться самим, без постоянного присутствия Господа Воскресшего, нет проку просто «стоять и смотреть на небо».
Ну а в мире ждет христианина то же, что уверовавшего бывшего слепого: недоверие, подозрительность, всеобщее неверие. Евангелие как бы призывает каждого помнить, как его самого призвал Господь в Свою Церковь, от тьмы духовной к свету. И хранить веру, несмотря на гонения, насмешки, унижения, которые обязательно случатся.

Худояров Василий Павлович. «Исцеление слепорожденного». Холст, масло. 1860-е годы. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.
О чем вещает Апостол
Собственно, о том же, о чем и Евангелие (Деян. 16:16-34): сегодняшний рассказ о проповеди веры св. Павлом, о том, как он, вознегодовав изгнал «духа прорицательного» из служанки, которая «пророчествовала», будучи одержима, и тем приносила доход господам.
И теперь уже – о язычниках, господах этой служанки, которые совсем не рады исцелению человека, но привержены земному и ненавидят Апостолов за «финансовый ущерб» до того, что возбуждают народ против них.
Арестованные за сделанное женщине благо, Апостолы оказываются в темнице – казалось бы, униженные, побежденные. Но нет: и здесь через них действует Господь, и вот уже чудесно обращен к вере «темничный страж»,и не только он – его семья и слуги. Так, через духовные победы и внешние искушения, проходит свой земной путь тот, кто вручил свою жизнь Христу.
Что на литургии поет клирос: кондак, тропарь
Тропарь поется воскресный – он во Воскресении Христовом, о том, как Второе Лицо Троицы, Бог Сын, пришел на землю, родился, жил, умер и воскрес. Это еще одно напоминание о радости этих пасхальных дней.
- Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.
- Перевод на русский язык: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.
В вот кондак дня осмысливает Евангельский рассказ, призывая верующего применить его к себе, ослепленному грехом:
- Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый.
- Перевод на русский язык: Споврежденными очами души / я к Тебе, Христе, прихожу / как слепой от рождения / в покаянии взывая Тебе: / «Ты – пребывающим во тьме свет пресветлый!»
И все это – конечно, лишь малая часть того, о чем стоит подумать в этот день.
Значение евангельского события сегодня
В Евангельском рассказе каждый, конечно, найдет и что-то свое. Кто-то вдруг узнает себя в Апостолах, вопрошающих, за какой грех наказан слепец. Не думают ли и ныне так многие о тех, кто тяжело болен или имеет больных детей: мол, они грешники, вот и наказаны. А я, здоровый физически, кто? Праведник? Так ли?
Другой задумается, как важны были для фарисеев формальные требования Закона – о субботе. Так, что даже чудо они не приняли, как… «незаконное». Страшно? А не страшно ли сейчас подменять живую веру вычитыванием «правил» и «отстаиванием» служб?
И все же в этом рассказе есть и утешение – того, кто изгнан всеми, унижен – находит Христос. Сам встречает его, и не требует ни благодарности за чудо, ни длинных молитв. «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
И исцеленный так же просто отвечает:
«Верую, Господи!»
И отныне живет с Богом – и спасается.
Наталья Сазонова
Узнайте также: Что такое отдание праздника Пасхи: кому и почему отдаем
Отрывок из проповеди
Протоиерей Димитрий Смирнов:
«Душа наша потеряла способность видеть Бога потому, что она грешна, поэтому очи души возможно только «покаяния омыть слезами». С чего начинается духовное видение? Один, например, говорит: я вижу будущее; другой: я вижу прошлое; третий видит некую «ауру»; четвертый ангелов; пятый сны пророческие. Есть ли это духовное зрение? Нет, ни в коем случае.
Духовное зрение – это видение истины. А истина состоит в том – и это надо глубоко понять и усвоить, – что мы люди грешные, падшие, отверженные от Бога. И вот духовное, истинное видение начинается с того, что человеку открываются его грехи. Человек, духовно еще почти слепой, различает в себе только грехи величиною с гору: убил, прелюбодействовал, украл, оскорбил кого-то страшно. Если он покается, то есть осознает ужас содеянного:
«Что же я сотворил? какой же кошмар! какая мерзость!» – и свой грех оплачет, будет взывать к Богу о прощении: «Господи, прости», – тогда эти греховные глыбы рассыплются. Останется лишь память о них, как рубцы на совести.
Как только эти горы рухнут, человек откроет в себе два-три десятка других грехов, которых он раньше не замечал. В храм ходил, Писание читал, а их не замечал, не чувствовал ту пропасть, которая отделяет его от Бога. Он увидит в себе зависть, гордость, гнев, любовь к деньгам, любовь к собственной плоти, ко всяким иногда очень нехорошим вещам, – увидит эти камни, большие булыжники грехов.
Человек начнет оплакивать эти грехи – и станет понимать, в чем именно проявляется каждый грех.
Например, гордость проявляется и в превозношении над другими, и в осуждении, и в тщеславии, и в желании почестей всяких, и так далее. То есть эти крупные камни начнут дробиться на множество мелких грехов. И вот, когда человек ужаснется своей мерзости и станет ее оплакивать, тогда он увидит свои грехи как песок морской.
С этого момента он должен знать, что положил начало покаянию и начало своему спасению. Только увидев миллионы и миллиарды грехов, которые сидят в душе и проявляются вовне или не проявляются, человек может говорить о настоящем духовном видении».