------------------- Исцеление Слепого Иисусом Христом
Православие сегодня Календарь на 2023 21 мая – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе

21 мая – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Исцеление Слепого Иисусом Христом

Вот и кончается пасхальное празднование: всего два дня отделяет православных от Отдания, три дня остается до Вознесения Господня. А в этот день, последний воскресный пред этим праздником, Церковь вспоминает одно из самых поразительных чудес Господа: исцеление слепорожденного.

Какого евангельского слепого вспоминает Церковь

Того, о котором рассказывается в Евангелии от Иоанна. Об исцелении Христом слепых Евангелисты говорят несколько раз, например:

  • св. Марк (Мк 10:46–52) и Матфей (Мф 20:30–34) рассказывают Марк – об одном, Матфей о двух слепцах, которые встретили Христа на пути в Иерихон, сидя у дороги и умоляя «Иисуса, сына Давидова» помиловать их, даровав зрение; церковные историки обычно объясняют такое расхождение между двумя Евангелиями тем, что авторы или говорят о двух разных событиях, или же – просто по-разному запомнили этот случай; ведь Евангения писались через много лет после земной проповеди Спасителя, и не все детали были свежи в памяти;
  • в Евангелии от Марка упоминается еще один слепец, которого Господь исцелял постепенно: «Приходит (Господь) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:22-25).

    Евангелие о слепом Вартимее

    Художник Карл Генрих Блох (1834 — 1890)»Христос исцеляет слепого Вартимея»  Сюжет по Евангелию от Марка (10:46): «И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни».

Конечно, это далеко не все случаи – Евангелисты не раз говорят о множестве исцеленных Господом. В их числе были, конечно, и слепые. Но св. Иоанн Богослов в 9 главе своего Евангелия, которое появилось десятилетия спустя после творений Матфея, Марка и Луки, рассказывает о совершенно особенном исцелении.

Евангелие, которое читается на литургии

В этот день читается повествование св. Иоанна о том, как Господь встречает на пути «человека, слепого от рождения».

Исцеление слепорожденного

Суриков Василий Иванович (1848 — 1916). «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», 1888. Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.

Подобный недуг у иудеев считался наказанием за грех. Отсюда – вопрос учеников:

«Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?».

Но Господь отвечает, что болезнь в этом случае – не Божие прещение за грех, но необходима «чтобы на нем явились дела Божии». Дальнейший рассказ о чуде умещается буквально в несколько строк:

«… Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6-7)

Весь дальнейший рассказ – уже не о чуде, и не об этом человеке, твердо уверовавшем в Мессию, а о реакции людей на случившееся. Ведь исцеление совершилось в субботу, когда не должно творить никаких дел. И вот «сего бывшего слепца» и его родителей допрашивают не раз не два: что произошло? Как слепорожденный начал видеть? И раз за разом требуют от исцеленного… отречься от своего Исцелителя, «ибо мы знаем, что человек тот грешник».

Удивительна твердая позиция «бывшего слепца». Раз за разом он повторяет историю, а в конце концов, возмутившись напором фарисеев, вообще заявляет:

«Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?».

А на замечание фарисеев, что они – «Моисеевы ученики», просто произносит целую проповедь:

«Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Иудеи не просто не признали чуда – они попросту выгнали прозревшего человека из своего собрания. Но и после этого, он не потерял веры во Христа – и исповедал ее Ему Самому, когда Иисус встретил его:

«Верую, Господи…»

Толкование отрывка

Почему же рассказ ап. Иоанна читается именно в последний воскресный день пасхальных празднеств? Это, конечно, не случайно. Совсем скоро мы услышим в храме чтение о Вознесении, и повествование о том, как Ангелы Божии, обратившись в Апостолам, смотревшим вослед отходящему на небо Спасителю, сказали:

«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

И это будет иметь вполне буквальный смысл: пора двигаться самим, без постоянного присутствия Господа Воскресшего, нет проку просто «стоять и смотреть на небо».

Ну а в мире ждет христианина то же, что уверовавшего бывшего слепого: недоверие, подозрительность, всеобщее неверие. Евангелие как бы призывает каждого помнить, как его самого призвал Господь в Свою Церковь, от тьмы духовной к свету. И хранить веру, несмотря на гонения, насмешки, унижения, которые обязательно случатся.

Исцеление слепого Иисусом

Худояров Василий Павлович. «Исцеление слепорожденного». Холст, масло. 1860-е годы. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.

О чем вещает Апостол

Собственно, о том же, о чем и Евангелие (Деян. 16:16-34): сегодняшний рассказ о проповеди веры св. Павлом, о том, как он, вознегодовав изгнал «духа прорицательного» из служанки, которая «пророчествовала», будучи одержима, и тем приносила доход господам.

И теперь уже – о язычниках, господах этой служанки, которые совсем не рады исцелению человека, но привержены земному и ненавидят Апостолов за «финансовый ущерб» до того, что возбуждают народ против них.

Арестованные за сделанное женщине благо, Апостолы оказываются в темнице – казалось бы, униженные, побежденные. Но нет: и здесь через них действует Господь, и вот уже чудесно обращен к вере «темничный страж»,и  не только он – его семья и слуги. Так, через духовные победы и внешние искушения, проходит свой земной путь тот, кто вручил свою жизнь Христу.

Что на литургии поет клирос: кондак, тропарь

Тропарь поется воскресный – он во Воскресении Христовом, о том, как Второе Лицо Троицы, Бог Сын, пришел на землю, родился, жил, умер и воскрес. Это еще одно напоминание о радости этих пасхальных дней.

  1. Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.
  2. Перевод на русский язык: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.

В вот кондак дня осмысливает Евангельский рассказ, призывая верующего применить его к себе, ослепленному грехом:

  1. Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый.
  2. Перевод на русский язык: Споврежденными очами души / я к Тебе, Христе, прихожу / как слепой от рождения / в покаянии взывая Тебе: / «Ты – пребывающим во тьме свет пресветлый!»

И все это – конечно, лишь малая часть того, о чем стоит подумать в этот день.

Значение евангельского события сегодня

В Евангельском рассказе каждый, конечно, найдет и что-то свое. Кто-то вдруг узнает себя в Апостолах, вопрошающих, за какой грех наказан слепец. Не думают ли и ныне так многие о тех, кто тяжело болен или имеет больных детей: мол, они грешники, вот и наказаны. А я, здоровый физически, кто? Праведник? Так ли?

Другой задумается, как важны были для фарисеев формальные требования Закона – о субботе. Так, что даже чудо они не приняли, как… «незаконное». Страшно? А не страшно ли сейчас подменять живую веру вычитыванием «правил» и «отстаиванием» служб?

И все же в этом рассказе есть и утешение – того, кто изгнан всеми, унижен – находит Христос. Сам встречает его, и не требует ни благодарности за чудо, ни длинных молитв. «Ты веруешь ли в Сына Божия?»

И исцеленный так же просто отвечает:

«Верую, Господи!»

И отныне живет с Богом – и спасается.

Наталья Сазонова

Отрывок из проповеди

Протоиерей Димитрий Смирнов:

«Душа наша потеряла способность видеть Бога потому, что она грешна, поэтому очи души возможно только «покаяния омыть слезами». С чего начинается духовное видение? Один, например, говорит: я вижу будущее; другой: я вижу прошлое; третий видит некую «ауру»; четвертый ангелов; пятый сны пророческие. Есть ли это духовное зрение? Нет, ни в коем случае.

Духовное зрение – это видение истины. А истина состоит в том – и это надо глубоко понять и усвоить, – что мы люди грешные, падшие, отверженные от Бога. И вот духовное, истинное видение начинается с того, что человеку открываются его грехи. Человек, духовно еще почти слепой, различает в себе только грехи величиною с гору: убил, прелюбодействовал, украл, оскорбил кого-то страшно. Если он покается, то есть осознает ужас содеянного:

«Что же я сотворил? какой же кошмар! какая мерзость!» – и свой грех оплачет, будет взывать к Богу о прощении: «Господи, прости», – тогда эти греховные глыбы рассыплются. Останется лишь память о них, как рубцы на совести.

Как только эти горы рухнут, человек откроет в себе два-три десятка других грехов, которых он раньше не замечал. В храм ходил, Писание читал, а их не замечал, не чувствовал ту пропасть, которая отделяет его от Бога. Он увидит в себе зависть, гордость, гнев, любовь к деньгам, любовь к собственной плоти, ко всяким иногда очень нехорошим вещам, – увидит эти камни, большие булыжники грехов.

Человек начнет оплакивать эти грехи – и станет понимать, в чем именно проявляется каждый грех.

Например, гордость проявляется и в превозношении над другими, и в осуждении, и в тщеславии, и в желании почестей всяких, и так далее. То есть эти крупные камни начнут дробиться на множество мелких грехов. И вот, когда человек ужаснется своей мерзости и станет ее оплакивать, тогда он увидит свои грехи как песок морской.

С этого момента он должен знать, что положил начало покаянию и начало своему спасению. Только увидев миллионы и миллиарды грехов, которые сидят в душе и проявляются вовне или не проявляются, человек может говорить о настоящем духовном видении».

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Православные праздники по церковному календарю в мае 2023-гоПравославные праздники по церковному календарю в мае 2023-го

0 Comments
Церковный календарь православных праздников на май

Православное 8 марта, Отдание Пасхи, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, дни памяти блж. Матроны Московской, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца. Об этих и других церковных праздниках мая, чтимых иконах + информация о постах и венчальных датах — в материале «ПС». Постные дни в

Календарь на 2023

14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о самаряныне: что значит

Евангельский отрывок, повествующий о встрече Христа с самарянкой Фотинией (ее имя известно лишь из церковного предания), всегда воспринимается как-то по-особому, радостно, торжественно – ведь он всегда читается пятым воскресным днем после Пасхи. Евангелие, которое читается на литургии Как говорит в одной из проповедей игумен Филарет

Календарь на 2023

Фотина, Фотиния, Светлана. Кто есть кто в святцах+как подавать в храм имя для поминовенияФотина, Фотиния, Светлана. Кто есть кто в святцах+как подавать в храм имя для поминовения

0 Comments
Святые Фотинии покровительницы Светлан

Женщин, носящих это имя, могут называть как Светланами, так и Фотиниями. Как правильно и когда отмечаются дни памяти святых, которым тезоимениты христианки? Имя Оно – греческое, с ударением на второй слог, и может звучать и как «Фотиния», и как «Фотина»: оба варианта правильные. Есть и

Календарь на 2023

Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?Почему Рождество Николая Чудотворца отмечают только в России?

0 Comments
Рождество Николая Чудотворца

«Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множество на небеси и человеческий род на земли, честно ублажает…» Так поет на службе этого дня Русская Церковь. Именно Русская, только она. Ведь православные других стран Рождество Николая Чудотворца не отмечают. Не знают они такого праздника. Какого числа по

Календарь на 2023

Когда празднуется Пасха в 2023 году и все переходящие даты церковного календаряКогда празднуется Пасха в 2023 году и все переходящие даты церковного календаря

0 Comments
Пасха в 2023 году

«Праздник Праздников», как называет этот день Церковь, бывает, как хорошо знали еще наши бабушки и дедушки, в очень разное время. Иногда еще лежит снег, в иной же год – почти распускаются листья. Любимый православным людом праздник Пасха в 2023 году приходится на 16 апреля. Почему

Календарь на 2023