------------------- Зачем родословная Иисусу Христу
Православие сегодня Воскресное Евангелие «Вычеркнуть из жизни родню, значит нанести рану своему потомству»: проповедь о родословии Иисуса Христа

«Вычеркнуть из жизни родню, значит нанести рану своему потомству»: проповедь о родословии Иисуса Христа

0 Comments
Зачем родословная Иисусу Христу

Иеромонах Ефрем (Метс) о родословии Иисуса Христа – самом скучном отрывке Евангелия, который читается в последнее воскресенье перед Рождеством Спасителя (31.12 в 2023 г) – рассказал нескучно. Спойлер: это важно для земного благополучия наших детей.

Родословие в Ветхом Завете

«Авраам родил Исаака и т.д.». Неудачный перевод, лучше бы заменить на «породил», тогда вопросы снимаются.

Это слово хотя бы на слуху из «Тараса Бульбы»: Я тебя породил, я тебя и убью!

А дальше имена…имена…имена и никакого сюжета. Дело в том, что адресатом евангелиста Матфея были уверовавшие во Христа иудеи, и эта родословная изрядно вынесла им мозги. В первую очередь тем, что там присутствуют женщины.

Женщины

В Ветхом Завете много родословных, но женщины в них не включались, а Матфей включил. Причём женщин с не очень хорошей репутацией: Фамарь, Раав, Руфь и «бывшая за Урией».

"Вычеркнуть из жизни родню, значит нанести рану своему потомству": проповедь о родословии Иисуса Христа

Джеймс Тиссо. Вирсавия оплакивает мужа

Фамарь притворилась проституткой, чтобы родить от отца своих умерших мужей, Раав – язычница и проститутка из Иерихона, Руфь – язычница, а «бывшая за Урией» — это Вирсавия, которую изнасиловал Давид, от неё же и Соломон.

Зачем о них напоминает Матфей евреям-христианам? Всё просто: они воспитаны все, скорее всего в фарисействе, а значит, их надмение и гордыню надо погасить, показав, что Христос рождается не в стерильном роде, а в грешном. Он включает в свою родословную людей с разными судьбами и грехами, чтобы всех принять и спасти. Так и вы не чурайтесь никого.

Тот, кто незаслуженно забыт

Иеромонах Мефодий (Зинковский) рассказал интересную историю. К его прихожанке, по профессии психологу пришла семья, в которой 11-летняя девочка была абсолютно лысая. Они объездили врачей даже заграницей, но никто им не мог помочь. Всё-таки девочке ходить лысой не очень хочется.

Вот они и пришли к психологу, чтобы посоветоваться, как ей с этим жить. Психолог начала с ними говорить о прощении и милосердии. И тут она спросила, есть ли в их семье кто-то, кто незаслуженно забыт. Оказалось, что в этой семье была какая-то бабушка, которую они решили стереть из памяти и даже со всех фотографий вырезали её и, конечно же, даже не говорили о ней. Соответственно и лысая девочка никогда не слышала об этой бабушке.

Психолог сказала им: давайте, я даже не буду выяснять причину, почему вы это сделали, но сделали это вы напрасно. Расскажите вашей дочери об этой родственнице, покажите фото, если где-нибудь оно осталось, пусть помнит её и уважает. В итоге, они всё это сделали и волосы у девочки начали расти. Так что проклинать и вычёркивать из своей жизни свою родню, значит нанести рану самому себе и своему потомству.

На эту тему есть прекрасный мультфильм «Тайна Коко» — смотреть всем обязательно!

Бог не стыдится родни

Библейская парадигма совсем иная! Евангелие от Матфея начинается с родословной Христа. Этим утверждается то, что каждый человек является ценностью. В независимости от его жизни. Сам воплощённый Бог не стыдится своей родни, как говорит апостол Павел:

«Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя».

(Евр.2:11-12)

В этом, наверное, есть огромная разница между нами и Богом: мы стыдимся Христа, а Он нас нет.

Родословная в Евангелие от Луки

Есть ещё родословная Христа в Евангелие от Луки, которая отличается немного от родословной по Матфею. Много спорили на эту тему. Для меня самая убедительная версия является такая, что у Луки изложена родословная девы Марии, а у Матфея мнимого отца Иисуса Иосифа.

Говорят, что женские родословные не писались у евреев, но ведь Лука не был евреем и своё Евангелие писал не для евреев, поэтому у него была полная свобода в этом отношении.

То, что одним из источников его сведений была Богородица, сомнений не возникает, поскольку слишком много деталей в его Евангелии, которые могла рассказать ему только она. Не зря же апостола Луку считают первым иконописцем, написавшим образ Богородицы.

"Вычеркнуть из жизни родню, значит нанести рану своему потомству": проповедь о родословии Иисуса Христа

Икона Пресвятой богородицы Владимирская

Можно сказать, что словесно, он точно изобразил Марию с Младенцем. Если родословие Матфея начинается с Авраама, то Лука доходит до Адама и от него к Богу. Лука из язычников, адресат Евангелия Феофил тоже из язычников, поэтому важно было показать, что Иисус всем нам родственник, даже тем, кто не родился от Авраама и Давида. В Таинстве Крещения мы прививаемся Христу, а в Таинстве Евхаристии становимся Ему единокровными родственниками.

Есть, конечно же, и другая крайность, когда своими родственниками превозносят себя. Бесконечная похвальба фарисеев о том, что отец у них Авраам, заставила Иоанна Крестителя сказать им:

«и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

(Мф.3:9)

Или в споре с Иисусом:

«Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы».

(Ин.8:39)

И такое бывает.

Монахиня Манефа

Мама рассказывала мне, как по телеку в одной программе показывали какую-то знаменитую актрису. Она рассказала, что увидела сон, в котором к ней явилась монахиня и сказала: «я твоя родственница, меня зовут монахиня Манефа, молись обо мне!». Тётенька эта никогда не слышала и ничего не знала о такой родственнице. Она поехала в деревню к родне, чтобы выяснить правду. Оказалось, что действительно у неё в роду была монахиня Манефа.

Я подумал, что суть этой истории не в том, что монахиня нуждалась в молитве, а в том, что именно эта актриса должна была начать молиться. Мы привыкли к тому, что если человек умер, то мы его вымаливаем, а может оказаться так, что поминая его, он нас вымаливает. Любовь сильнее смерти, потому мы и молимся за усопших, поддерживая с ними духовную связь.

Она важна очень для нас. Как говорил мне один священник, давая синодик о поминовении:

«Бери! Молись! Может и тебя кто-нибудь помянёт!»

Иеромонах Ефрем (Метс)

Евангелие дня:текст на церковнославянском

Неделя пред Рождеством Христовым, святых Отец.

Мф.1:1–25 (зач. 1):

  1. Кни́га род­ст­ва́ Иису́са Христа́, Сы́на Дави́дова, Сы́на Авраа́мля.
  2. Авраа́мъ роди́ Исаа́ка. Исаа́къ же роди́ Иа́кова. Иа́ковъ же роди́ Иу́ду и бра́тiю его́.
  3. Иу́да же роди́ Фаре́са и За́ру от­ Ѳама́ры. Фаре́съ же роди́ Есро́ма. Есро́мъ же роди́ Ара́ма.
  4. Ара́мъ же роди́ Аминада́ва. Аминада́въ же роди́ Наассо́на. Наассо́нъ же роди́ Салмо́на.
  5. Салмо́нъ же роди́ Воо́за от­ Раха́вы. Воо́зъ же роди́ Ови́да от­ Ру́ѳы. Ови́дъ же роди́ Иессе́а.
  6. Иессе́й же роди́ Дави́да царя́. Дави́дъ же ца́рь роди́ Соломо́на от­ Урі́ины.
  7. Соломо́нъ же роди́ Ровоа́ма. Ровоа́мъ же роди́ Аві́ю. Аві́а же роди́ А́су.
  8. А́са же роди́ Иосафа́та. Иосафа́тъ же роди́ Иора́ма. Иора́мъ же роди́ Озі́ю.
  9. Озі́а же роди́ Иоаѳа́ма. Иоаѳа́мъ же роди́ Аха́за. Аха́зъ же роди́ Езекі́ю.
  10. Езекі́а же роди́ Манассі́ю. Манассі́а же роди́ Амо́на. Амо́нъ же роди́ Иосі́ю.
  11. Иосі́а же роди́ Иехо́нiю и бра́тiю его́, въ преселе́нiе Вавило́нско­е{Ст. 11 въ нѣ́кiихъ гре́ч.: Иосі́а же роди́ Иоаки́ма и бра́тiю его́. Иоаки́мъ же роди́ Иехо́нiю въ преселе́нiе Вавило́нское.}.
  12. По преселе́нiи же Вавило́нстѣмъ, Иехо́нiа роди́ Салаѳі́иля. Салаѳі́иль же роди́ Зорова́веля.
  13. Зорова́вель же роди́ Авiу́да. Авiу́дъ же роди́ Елiаки́ма. Елiаки́мъ же роди́ Азо́ра.
  14. Азо́ръ же роди́ Садо́ка. Садо́къ же роди́ Ахи́ма. Ахи́мъ же роди́ Елiу́да.
  15. Елiу́дъ же роди́ Елеаза́ра. Елеаза́ръ же роди́ Матѳа́на. Матѳа́нъ же роди́ Иа́кова.
  16. Иа́ковъ же роди́ Ио́сифа, му́жа Марі́ина, изъ Нея́же роди́ся Иису́съ, глаго́лемый Христо́съ.
  17. Всѣ́хъ же родо́въ от­ Авраа́ма до Дави́да ро́дове четыре­на́­де­ся­те: и от­ Дави́да до преселе́нiя Вавило́нскаго ро́дове четыре­на́­де­ся­те: и от­ преселе́нiя Вавило́нскаго до Христа́ ро́дове четыре­на́­де­ся­те.
  18. Иису́съ Христо́во Рожде­с­т­во́ си́це бѣ́: обруче́н­нѣй бо бы́в­ши Ма́тери Его́ Марі́и Ио́сифови, пре́жде да́же не сни́тися и́ма, обрѣ́теся иму́щи во чре́вѣ от­ Ду́ха Свя́та.
  19. Ио́сифъ же му́жъ Ея́, пра́веденъ сы́й и не хотя́ Ея́ обличи́ти, восхотѣ́ та́й пусти́ти Ю́.
  20. Сiя́ же ему́ помы́слив­шу, се́, А́нгелъ Госпо́день во снѣ́ яви́ся ему́, глаго́ля: Ио́сифе, сы́не Дави́довъ, не убо́йся прiя́ти Марiа́мъ жены́ тво­ея́: ро́ждшеебося въ Не́й, от­ Ду́ха е́сть Свя́та:
  21. роди́тъ же Сы́на, и нарече́ши и́мя Ему́ Иису́съ: То́й бо спасе́тъ лю́ди Своя́ от­ грѣ́хъ и́хъ.
  22. Сiе́ же все́ бы́сть, да сбу́дет­ся рече́н­ное от­ Го́спода проро́комъ, глаго́лющимъ:
  23. се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ.
  24. Воста́въ же Ио́сифъ от­ сна́, сотвори́ я́коже повелѣ́ ему́ А́нгелъ Госпо́день, и прiя́тъ жену́ свою́,
  25. и не зна́яше Ея́, до́ндеже роди́ Сы́на Сво­его́ пе́рвенца, и нарече́ и́мя Ему́ Иису́съ.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)

0 Comments
Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)

В воскресенье,  10 декабря, за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 10–17). От созерцания земли перед собой к созерцанию Бога и мира — путь скорченной женщины; от господства над окружающими к духовному одиночеству и стыду — путь начальника синагоги. Что

Воскресное Евангелие

14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе14 мая — Неделя о самаряныне: что читают и о чем поют в храме в 5-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о самаряныне: что значит

Евангельский отрывок, повествующий о встрече Христа с самарянкой Фотинией (ее имя известно лишь из церковного предания), всегда воспринимается как-то по-особому, радостно, торжественно – ведь он всегда читается пятым воскресным днем после Пасхи. Евангелие, которое читается на литургии Как говорит в одной из проповедей игумен Филарет

Воскресное Евангелие

Христос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна КрестителяХристос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна Крестителя

0 Comments
Иоанн Креститель и Иисус Христос

20 января — память Иоанна Крестителя. Разбор непростого евангельского отрывка, который не так прост для понимания, от иеромонаха Ефрема (Метса). Для чего нужен был Иоанн Предтеча Христос обличает фарисеев и говорит такие слова: Промысл Божий удивительным образом устроил евангельское спасение. Это ответ на вопрос: для

Воскресное Евангелие

«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных

0 Comments
Евангелие дня о 10 прокаженных и благодарности

В 28-е воскресенье по Пятидесятнице и на благодарственных молебнах в Церкви читают евангельский эпизод об исцелении десяти прокаженных. Иеромонах Ефрем (Метс) о том, зачем Самодостаточному Богу человеческая благодарность. Больные попросили Христа исцелить их: «Увидев их Иисус, сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли,

Воскресное Евангелие

Пролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытареПролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытаре

0 Comments
Неделя о Закхее: евангелие в храме

Евангелие о Закхее в 2024 году читают 18 февраля в  Неделю 37-ю по Пятидесятнице. Это последний воскресный день (или, по-славянски, «неделя») перед тем, как Церковь начнет готовить своих чад к Святой Четыредесятнице, Великому Посту. Еще семь дней, и в храме зазвучат песнопения из Постной Триоди

Воскресное Евангелие