Иеромонах Ефрем (Метс) о родословии Иисуса Христа – самом скучном отрывке Евангелия, который читается в последнее воскресенье перед Рождеством Спасителя (31.12 в 2023 г) – рассказал нескучно. Спойлер: это важно для земного благополучия наших детей.
Родословие в Ветхом Завете
«Авраам родил Исаака и т.д.». Неудачный перевод, лучше бы заменить на «породил», тогда вопросы снимаются.
Это слово хотя бы на слуху из «Тараса Бульбы»: Я тебя породил, я тебя и убью!
А дальше имена…имена…имена и никакого сюжета. Дело в том, что адресатом евангелиста Матфея были уверовавшие во Христа иудеи, и эта родословная изрядно вынесла им мозги. В первую очередь тем, что там присутствуют женщины.
Женщины
В Ветхом Завете много родословных, но женщины в них не включались, а Матфей включил. Причём женщин с не очень хорошей репутацией: Фамарь, Раав, Руфь и «бывшая за Урией».
Фамарь притворилась проституткой, чтобы родить от отца своих умерших мужей, Раав – язычница и проститутка из Иерихона, Руфь – язычница, а «бывшая за Урией» — это Вирсавия, которую изнасиловал Давид, от неё же и Соломон.
Зачем о них напоминает Матфей евреям-христианам? Всё просто: они воспитаны все, скорее всего в фарисействе, а значит, их надмение и гордыню надо погасить, показав, что Христос рождается не в стерильном роде, а в грешном. Он включает в свою родословную людей с разными судьбами и грехами, чтобы всех принять и спасти. Так и вы не чурайтесь никого.
Тот, кто незаслуженно забыт
Иеромонах Мефодий (Зинковский) рассказал интересную историю. К его прихожанке, по профессии психологу пришла семья, в которой 11-летняя девочка была абсолютно лысая. Они объездили врачей даже заграницей, но никто им не мог помочь. Всё-таки девочке ходить лысой не очень хочется.
Вот они и пришли к психологу, чтобы посоветоваться, как ей с этим жить. Психолог начала с ними говорить о прощении и милосердии. И тут она спросила, есть ли в их семье кто-то, кто незаслуженно забыт. Оказалось, что в этой семье была какая-то бабушка, которую они решили стереть из памяти и даже со всех фотографий вырезали её и, конечно же, даже не говорили о ней. Соответственно и лысая девочка никогда не слышала об этой бабушке.
Психолог сказала им: давайте, я даже не буду выяснять причину, почему вы это сделали, но сделали это вы напрасно. Расскажите вашей дочери об этой родственнице, покажите фото, если где-нибудь оно осталось, пусть помнит её и уважает. В итоге, они всё это сделали и волосы у девочки начали расти. Так что проклинать и вычёркивать из своей жизни свою родню, значит нанести рану самому себе и своему потомству.
На эту тему есть прекрасный мультфильм «Тайна Коко» — смотреть всем обязательно!
Бог не стыдится родни
Библейская парадигма совсем иная! Евангелие от Матфея начинается с родословной Христа. Этим утверждается то, что каждый человек является ценностью. В независимости от его жизни. Сам воплощённый Бог не стыдится своей родни, как говорит апостол Павел:
«Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя».
(Евр.2:11-12)
В этом, наверное, есть огромная разница между нами и Богом: мы стыдимся Христа, а Он нас нет.
Родословная в Евангелие от Луки
Есть ещё родословная Христа в Евангелие от Луки, которая отличается немного от родословной по Матфею. Много спорили на эту тему. Для меня самая убедительная версия является такая, что у Луки изложена родословная девы Марии, а у Матфея мнимого отца Иисуса Иосифа.
Говорят, что женские родословные не писались у евреев, но ведь Лука не был евреем и своё Евангелие писал не для евреев, поэтому у него была полная свобода в этом отношении.
То, что одним из источников его сведений была Богородица, сомнений не возникает, поскольку слишком много деталей в его Евангелии, которые могла рассказать ему только она. Не зря же апостола Луку считают первым иконописцем, написавшим образ Богородицы.
Можно сказать, что словесно, он точно изобразил Марию с Младенцем. Если родословие Матфея начинается с Авраама, то Лука доходит до Адама и от него к Богу. Лука из язычников, адресат Евангелия Феофил тоже из язычников, поэтому важно было показать, что Иисус всем нам родственник, даже тем, кто не родился от Авраама и Давида. В Таинстве Крещения мы прививаемся Христу, а в Таинстве Евхаристии становимся Ему единокровными родственниками.
Есть, конечно же, и другая крайность, когда своими родственниками превозносят себя. Бесконечная похвальба фарисеев о том, что отец у них Авраам, заставила Иоанна Крестителя сказать им:
«и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».
(Мф.3:9)
Или в споре с Иисусом:
«Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы».
(Ин.8:39)
И такое бывает.
Монахиня Манефа
Мама рассказывала мне, как по телеку в одной программе показывали какую-то знаменитую актрису. Она рассказала, что увидела сон, в котором к ней явилась монахиня и сказала: «я твоя родственница, меня зовут монахиня Манефа, молись обо мне!». Тётенька эта никогда не слышала и ничего не знала о такой родственнице. Она поехала в деревню к родне, чтобы выяснить правду. Оказалось, что действительно у неё в роду была монахиня Манефа.
Я подумал, что суть этой истории не в том, что монахиня нуждалась в молитве, а в том, что именно эта актриса должна была начать молиться. Мы привыкли к тому, что если человек умер, то мы его вымаливаем, а может оказаться так, что поминая его, он нас вымаливает. Любовь сильнее смерти, потому мы и молимся за усопших, поддерживая с ними духовную связь.
Она важна очень для нас. Как говорил мне один священник, давая синодик о поминовении:
«Бери! Молись! Может и тебя кто-нибудь помянёт!»
Иеромонах Ефрем (Метс)
Евангелие дня:текст на церковнославянском
Неделя пред Рождеством Христовым, святых Отец.
Мф.1:1–25 (зач. 1):
- Кни́га родства́ Иису́са Христа́, Сы́на Дави́дова, Сы́на Авраа́мля.
- Авраа́мъ роди́ Исаа́ка. Исаа́къ же роди́ Иа́кова. Иа́ковъ же роди́ Иу́ду и бра́тiю его́.
- Иу́да же роди́ Фаре́са и За́ру от Ѳама́ры. Фаре́съ же роди́ Есро́ма. Есро́мъ же роди́ Ара́ма.
- Ара́мъ же роди́ Аминада́ва. Аминада́въ же роди́ Наассо́на. Наассо́нъ же роди́ Салмо́на.
- Салмо́нъ же роди́ Воо́за от Раха́вы. Воо́зъ же роди́ Ови́да от Ру́ѳы. Ови́дъ же роди́ Иессе́а.
- Иессе́й же роди́ Дави́да царя́. Дави́дъ же ца́рь роди́ Соломо́на от Урі́ины.
- Соломо́нъ же роди́ Ровоа́ма. Ровоа́мъ же роди́ Аві́ю. Аві́а же роди́ А́су.
- А́са же роди́ Иосафа́та. Иосафа́тъ же роди́ Иора́ма. Иора́мъ же роди́ Озі́ю.
- Озі́а же роди́ Иоаѳа́ма. Иоаѳа́мъ же роди́ Аха́за. Аха́зъ же роди́ Езекі́ю.
- Езекі́а же роди́ Манассі́ю. Манассі́а же роди́ Амо́на. Амо́нъ же роди́ Иосі́ю.
- Иосі́а же роди́ Иехо́нiю и бра́тiю его́, въ преселе́нiе Вавило́нское{Ст. 11 въ нѣ́кiихъ гре́ч.: Иосі́а же роди́ Иоаки́ма и бра́тiю его́. Иоаки́мъ же роди́ Иехо́нiю въ преселе́нiе Вавило́нское.}.
- По преселе́нiи же Вавило́нстѣмъ, Иехо́нiа роди́ Салаѳі́иля. Салаѳі́иль же роди́ Зорова́веля.
- Зорова́вель же роди́ Авiу́да. Авiу́дъ же роди́ Елiаки́ма. Елiаки́мъ же роди́ Азо́ра.
- Азо́ръ же роди́ Садо́ка. Садо́къ же роди́ Ахи́ма. Ахи́мъ же роди́ Елiу́да.
- Елiу́дъ же роди́ Елеаза́ра. Елеаза́ръ же роди́ Матѳа́на. Матѳа́нъ же роди́ Иа́кова.
- Иа́ковъ же роди́ Ио́сифа, му́жа Марі́ина, изъ Нея́же роди́ся Иису́съ, глаго́лемый Христо́съ.
- Всѣ́хъ же родо́въ от Авраа́ма до Дави́да ро́дове четырена́десяте: и от Дави́да до преселе́нiя Вавило́нскаго ро́дове четырена́десяте: и от преселе́нiя Вавило́нскаго до Христа́ ро́дове четырена́десяте.
- Иису́съ Христо́во Рождество́ си́це бѣ́: обруче́ннѣй бо бы́вши Ма́тери Его́ Марі́и Ио́сифови, пре́жде да́же не сни́тися и́ма, обрѣ́теся иму́щи во чре́вѣ от Ду́ха Свя́та.
- Ио́сифъ же му́жъ Ея́, пра́веденъ сы́й и не хотя́ Ея́ обличи́ти, восхотѣ́ та́й пусти́ти Ю́.
- Сiя́ же ему́ помы́слившу, се́, А́нгелъ Госпо́день во снѣ́ яви́ся ему́, глаго́ля: Ио́сифе, сы́не Дави́довъ, не убо́йся прiя́ти Марiа́мъ жены́ твоея́: ро́ждшеебося въ Не́й, от Ду́ха е́сть Свя́та:
- роди́тъ же Сы́на, и нарече́ши и́мя Ему́ Иису́съ: То́й бо спасе́тъ лю́ди Своя́ от грѣ́хъ и́хъ.
- Сiе́ же все́ бы́сть, да сбу́дется рече́нное от Го́спода проро́комъ, глаго́лющимъ:
- се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ.
- Воста́въ же Ио́сифъ от сна́, сотвори́ я́коже повелѣ́ ему́ А́нгелъ Госпо́день, и прiя́тъ жену́ свою́,
- и не зна́яше Ея́, до́ндеже роди́ Сы́на Своего́ пе́рвенца, и нарече́ и́мя Ему́ Иису́съ.