------------------- Притча о богаче и Лазаре
Православие сегодня Воскресное Евангелие «Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре

«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре

0 Comments
Притча о богаче и Лазаре

Проповедь на библейскую притчу о богаче и Лазаре, которая поможет обнаружить новые смыслы в тексте. Параллели между Евангелием и современностью провел клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Отрывок из 16 главы Евангелия от Луки стихи с 19 по 31 читают в храмах в 22-е воскресенье по Пятидесятнице ( в 2024 году — 24 ноября).

Про богатых и бомжей

Поскольку в притче именно богач главное действующее лицо, то о Лазаре не буду много писать. Сразу скажу, что это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые. Всё сложнее.

Богач — главное действующее лицо

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». (Лк.16:19)

Одежду из порфиры и виссона носили только цари и очень богатые люди, так что наш богач фактически олигарх. Вся его жизнь была сплошным праздником, каждый день пир, множество гостей и веселье. Что можно сказать об этом человеке?

  1. Во-первых, он глуп, ибо, как говорит Соломон:«Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья». (Еккл.7:4)
  2. Во-вторых, в его душе страшнейшая тоска и уныние, поскольку «вечный праздник» и «искусственный рай» нужен как фиговый листочек, чтобы прикрыть внутренний ад, из которого по своей глупости богач не знает как выйти, точнее знает, но не хочет.
  3. В-третьих, богач не знает разницы между радостью и весельем с удовольствиями.

Почему мы не знаем имя богача?

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его». (Лк.16:20-21)

Первый вопрос, который возникает сходу: почему мы не знаем имя богача и знаем имя нищего? Окунёмся в реальность. Имя богача, скорее всего, гремело повсюду, невозможно не знать богатейшего «короля вечеринок»!

Суриков Богач и Лазарь

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ. Василий Иванович Суриков, 1873 г. Государственный Русский музей

С какой завистью народ смотрит на «успешный успех», на славу и богатство этого человека.

А теперь бомж Лазарь!

Если Вы живёте в городе в какой-нибудь многоэтажке и видите постоянно одних и тех же бомжей у помойки, то вопрос: а вы знаете их имена? Кто-нибудь вообще знает, как их зовут? Вряд ли!

Знать имя богатейшего «короля вечеринок» и не знать имя бомжа с помойки вполне естественно, но Бог всё переворачивает с ног на голову. Как и в случае с двумя лептами вдовицы. Оказалось, что две вшивых копейки в глазах Божьих больше, чем дорогие сокровища обеспеченных людей.
Господь не знает имени богача, т.е. для Бога бытие богача не существует, бессмыслица и пустота жизни, отсутствие сопричастности Богу лишает его имени:

«знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». (Откр.3:1)

Имя богача не вписано в Книгу Жизни,

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». (Лк.16:22)

Опять парадокс.

О смерти Лазаря говорится торжественно, о взятии его Ангелами, хотя бомжей в реальной жизни просто кидали на сжигание, некому было их хоронить. Бомжем больше, бомжем меньше – никто и не заметит.

А вот похороны богача были целым праздником и масштабным событием. Элитные гости, мощнейшие поминки, шикарный гроб, воспоминания друзей о том, что он бы весельчак и человек-праздник, всех угощал и вообще был прекрасным человеком.

Но в притче всё это затушёвывается и в глазах Божьих превращается в простое «похоронили его».

«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». (Лк.16:23-24)

Вместе со смертью для богача закончились все праздники и вечеринки, теперь началась «адская вечеринка».

«Увидел вдали Авраама и Лазаря»

Стоит обратить внимание на слова, что богач «увидел вдали Авраама и Лазаря».

При жизни богач не видел Авраама, потому что ему плевать было на духовную жизнь, Авраам для него не был авторитетом и святым человеком, которому нужно подражать. Из этого же вытекало то, что он не видел вечно голодного бомжа Лазаря у своих ворот.

Мне вспоминается фильм «Духless» с Козловским в главной роли. Там главный герой такой же богач с проститутками, кокаином и дорогими ночными клубами. Одна девушка привезла его в детский хоспис, он начал её ругать за это, на что она ответила ему:

«Конечно… в вашем глянцевом мире не существует больных, инвалидов и уродов».

Так и тут богач выдумал свой «Барбилэнд», в котором нет всяких больных бомжей Лазарей, в его сознании всё красиво и замечательно, потому он не видит его.

«Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». (Лук.16:25)

Реальная жизнь вывернута наизнанку. Богач и Лазарь были зеркалами друг другу.

При всей шикарности жизни, душа у богача выглядела как нищий, больной и вонючий Лазарь, но он этого не знал. А душа Лазаря была похожа на богача – блистательная и шикарная.

Но всё это открывается только после смерти.

Очень важно, что беседа богача происходит именно с Авраамом, поскольку и Авраам был при жизни богачом. Он при жизни взял на себя служение принимать странников, кормить и поить их, причём неважно кто они.

Именно так Авраам встретил Бога у дубравы Мамре. Богач Авраам обличил безымянного богача в том, что тот получил всё что хотел в жизни, ведь у него не было духовного запроса, он не стремился найти Бога и заполнить дыру в душе. Взращивал в себе греховные страсти, которые после смерти начинают пожирать его, потому и получает «танталовы муки» бесконечной жажды и голода.

«Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк.16:27-31)

Здесь выражена важнейшая мысль о том, что на мир нужно смотреть сквозь Священное Писание, настраивать своё сердце по заповедям Господним, дабы слышать, видеть и чувствовать.

Богач как иудей знал Писание, знал об Аврааме, но не поверил написанному, сделал иной выбор.

Кстати, именно для этого существует в Церкви пост, дабы сокрушить сердце. Богач себе ни в чём не отказывал, удовлетворял все похоти и прихоти, оттого и стал духовно слепым.

Много ли от него требовалось?

Просто поделиться едой со своего стола с нищим Лазарем. А дальше — больше!

Всего-то.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Евангелие дня: текст

Лк.16:19-31:

  • Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
  • Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
  • и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
  • Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
  • И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
  • и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
  • Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
  • и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
  • Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
  • ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
  • Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
  • Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
  • Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Читайте также:

  1. «Ешь, пей веселись» — кошмарную притчу для ушей бизнесменов разобрал иеромонах Ефрем (Метс)
  2. В связях питания и личного духовного прогресса человека разобрался и объяснил простым языком иеромонах Ефрем (Метс).
  3. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии
  4. «Таскаю проклятые камни, зарабатываю на еду, строю храм» — разбор притчи от иеромонаха Ефрема (Метса)

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

9 июня – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе9 июня – Неделя о слепом: что читают и о чем поют в храме в 6-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Исцеление Слепого Иисусом Христом

Вот и кончается пасхальное празднование: всего два дня отделяет православных от Отдания, три дня остается до Вознесения Господня. А в этот день, последний воскресный пред этим праздником, Церковь вспоминает одно из самых поразительных чудес Господа: исцеление слепорожденного. Какого евангельского слепого вспоминает Церковь Того, о котором

Воскресное Евангелие

Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)

0 Comments
Воскресная проповедь на Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17: Исцеление согбенной женщины (неделя 27-я по Пятидесятнице)

В воскресенье,  10 декабря, за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 10–17). От созерцания земли перед собой к созерцанию Бога и мира — путь скорченной женщины; от господства над окружающими к духовному одиночеству и стыду — путь начальника синагоги. Что

Воскресное Евангелие

Христос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна КрестителяХристос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна Крестителя

0 Comments
Иоанн Креститель и Иисус Христос

20 января — память Иоанна Крестителя. Разбор непростого евангельского отрывка, который не так прост для понимания, от иеромонаха Ефрема (Метса). Для чего нужен был Иоанн Предтеча Христос обличает фарисеев и говорит такие слова: Промысл Божий удивительным образом устроил евангельское спасение. Это ответ на вопрос: для

Воскресное Евангелие

Толкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизодаТолкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизода

0 Comments
Вино и Церковь

Иеромонах Ефрем (Метс) разобрал евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино. Автор рассмотрел смыслы, которые в нём есть и… Они не о том, что «христианам можно пить алкоголь». Чудо в Кане Галилейской: 4 смысловых уровня Христос никогда не творил

Воскресное Евангелие

О богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на ЕвангелиеО богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на Евангелие

0 Comments
Притча о Богатом юноше

В неделю 12-ю по Пятидесятнице (воскресенье, 15 сентября — в 2024 г) в православных храмах читается евангельский отрывок о богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу. Несколько мыслей о духовно-психологическом состоянии этого юноши сформулировал клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) в

Воскресное Евангелие