------------------- Притча о Богатом юноше
Православие сегодня Воскресное Евангелие О богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на Евангелие

О богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на Евангелие

0 Comments
Притча о Богатом юноше

В неделю 12-ю по Пятидесятнице (воскресенье, 15 сентября — в 2024 г) в православных храмах читается евангельский отрывок о богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу. Несколько мыслей о духовно-психологическом состоянии этого юноши сформулировал клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) в воскресной проповеди. Предупреждение: эмоционально-обострённая подача материала не является признаком ненависти автора к юноше.

Что опечалило «молодого мажорика»

В одном Евангелии он называется «юноша», в другом «начальствующий», в общем, складывается картина, что это какой-то молодой мажорик. Главный для меня вопрос в этой истории звучит так: что опечалило юношу?

Попробую последовательно ответить на него.

Момент первый

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф.19:16)

Сразу обозначу такую позицию: этот юноша начинает свой вопрос с лести. Как говорит прп. Ефрем Сирин:

«Пришел к Судье богатый, желая подкупить Его дарами сладкой речи…».

Я думаю, что в глазах этого богатого юноши, Христос – топовый блогер, с кучей подписчиков, не важно, что подписчики больные, хромые, слепые и бесноватые, зато их много. Его основная цель, чтобы Христос поставил ему «лайк».

Потому он и начинает с лести для того, чтобы расположить Христа к лести взаимной. Он даже вопрос классный приготовил о вечной жизни, ведь все подходят с просьбой всяких исцелений, или что-то земное спрашивают, а он пришёл с самым главным вопросом о вечной жизни.

Видимо в его воображении, Христос должен был воскликнуть радостно: посмотрите на этого юношу, какой он молодец, вот о чём надо спрашивать! Поставьте ему «лайки» за вопрос, делайте репосты, чтобы все увидели какой он классный. Он, наверное, думал, что получится всё как в басне у Крылова: Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

Я думаю, что вопросы юноши – это ширма, они по-настоящему не интересуют его, что и доказывается в конце.

Второй момент

связан с тем, что он понимает спасение исключительно в человеческих усилиях. Я вот сейчас что-то сделаю и спасусь, т.е. он ищет некую технологию. Это уже говорит о его духовном искажении.

Для мировоззрения «успешного успеха» это нормально. За таким сознанием прячутся самоуверенность, высокомерие, надмение, тщеславие и много ещё чего. Не зря подводя итог этой беседе, Христос говорит апостолам о спасении, что «человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф.19:26)

Не зря апостол Павел давал пастырский совет Тимофею:

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения». (1Тим.6:17)

Момент третий

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». (Мф.19:17)

В ответе Христа два аспекта.

  1. Во-первых, Христос пресекает лесть, говоря, что ты ошибаешься, т.е. на твою лесть, Я тебе лестью не отвечу. Я не думаю, что нужно здесь глубоко копать фразу Христа, смысл именно в том, чтобы осадить молодого человека и обозначить то, что «лайка» ни от меня, ни от Моих «подписчиков» ты не получишь.
  2. Во-вторых, Христос увидел тщеславие в его сердце и поиск человеческой славы, потому пытается перенести внимание юноши на Бога, т.е. на поиск славы Божьей. Настоящее благо у Бога, а не у человеков. Ищи «лайки» у Бога, а не у людей. После того, как Христос перечисляет некоторые из 10 заповедей, то

Четвертый момент

«Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф.19:20)

Из ответа юноши видно, что он вообще не понимает ничего в духовной жизни. Когда он говорит, что исполнил все эти заповеди, то это означает, что он не исполнил их.

Ведь начав с лести, он уже нарушил девятую заповедь «не лжесвидетельствуй».

Он не знает себя, не видит себя, я бы даже сказал, что он примитивен, но в нём есть настойчивость. Как говорит Соломон:

«Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его». (Прит.28:11)

Юноша пытается перед всем народом выдать себя за праведника и просит в этом поддержки у Христа. Он поставил себе задачу получить «лайк» от Христа, вот он и идёт к этой цели, продолжая разговор.

Пятый момент

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19:21)

У евангелиста Марка добавлено, что Христос юношу возлюбил и сказал ему эти слова. Обратите внимание: возлюбил и тут же обличил. Христос проводит «хирургическую операцию», вскрывая сердце богатого юноши.

Ты думаешь, что ты крутой, весь такой праведник, стремишься к вечной жизни, тогда я Тебе покажу, кто ты на самом деле. Вот тебе заповедь: продай всё, лучше сказать обменяй земное богатство на небесное и следуй за мной!

Момент шестой

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». (Мф.19:22)

Откуда у тебя печаль, юноша? Ты же весь такой на позитиве мажорик, подошёл эффектно сквозь кучу нищебродов, обратился ко Христу «Учителю благий», так почему расстроился-то?

А всё просто! За «лайком» он подходил, а не узнать о вечной жизни. Плевать ему на неё и заповеди он не исполнил на самом деле!

Христос открыл ему то, что он обычный раб своего богатства, идолопоклонник, как говорит апостол Павел о страсти сребролюбия. И всё что ты говоришь о себе – ложь от начала до конца. Если ты хочешь стать совершенным, то готов услышать всё, а не только то, что хочется. Как говорил Соломон:

«Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых». (Еккл.7:5)

Евангельская история про нас

Эта история не только о том юноше, эта история про всех нас. Потому, когда возникнет у нас помысел, что мы праведные и чего-то духовного достигли, тогда скажем себе слова, обращённые к юноше:

«продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Не хочешь продавать? Тогда приземлись и не думай о себе высоко.

Ответ на критику стиля

«Этот стиль: ,,мажорик,, / ,,на позитиве,, / ,,лайки,, неприятен. Понятна Ваша цель — быть ,,ближе к народу,, , но она не должна достигаться за счёт заведомо сниженного стиля изложения и неуважительного отношения к героям евангельской истории».

Так смутились некоторые читатели. Отвечу на претензии.

Евангелие — это смыслы

Как может быть моя цель – быть ближе к народу, если я «народ» и есть. Я живу не в другом измерении!

На самом деле в этом замечании кроется глубокое непонимание того, что Евангелие – это смыслы, а не форма. Вот говорит Христос о Царствии Небесном с помощью сельскохозяйственного языка, означает ли это, что сельскохозяйственные образы должны быть догматизированы?

Конечно, нет! Если мы понимаем смыслы, то можем их закутывать в понятные нам образы, в том числе, понятные и для меня самого.

Лайки и перепосты для современного человека, сидящего «вконтакте» более жизненны, чем овцы и козы. По поводу оценки «сниженного стиля» сразу видно, незнание комментатором ни стиля оригинала языка Евангелия, который вообще, мягко говоря, невысокий, ни понимания близости евангельских героев к нам. Собственно говоря, такое дистанцирование от Библии не приносит никакой пользы, поскольку помещается в музей и мифологизируется, именно таким образом Евангелие перестаёт быть Живой Книгой.

«Там не сказано о том, что он где-то солгал и на самом деле не соблюдал заповеди — эта интерпретация ни на чем не основана!»

В данном в случае в понятие «ложь» я включаю, в том числе и заблуждение. Например, когда апостол Пётр говорит Христу: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф.26:33), то он в широком смысле этого слова лжёт. Да, несознательно, да, по незнанию себя, но именно эти слова приводят его к падению, а потом ему приходится за них нести покаяние, ведь заблуждаться – значит верить лжи и транслировать ложь.

Юноша свидетельствует о себе, что он соблюл все заповеди. На чём здесь ставить акцент? На его самоуверенности, которую он хочет продемонстрировать или на его духовном голоде, как думают некоторые? Если бы он реально духовно голодал и жаждал совершенства, то я на 100% уверен, что он бы продал имущество и пошёл за Христом. Ведь духовный голод способен правильно расставлять приоритеты и жертвовать вторичным, но он не продал имение именно потому, что никакого духовного голода не было, была просто самопрезентация и поиск одобрения себя!

Почему нельзя юноше верить, что он исполнил заповеди? Всё просто! В конце мы узнаём, что его сердце привязано к страсти сребролюбия, а значит его мышление в духовном смысле заражено и искажено. Об этом и сам Христос говорит:

«если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23)

Юноша не видит своего несовершенства именно в силу того, что страсти не дают этого видения. Гордость видит только свои достоинства, а Христос ему открывает его недостатки, но вместо радости, вместо благодарности, он печалится и уходит.

Потому что разрушается его ложный образ благочестия и праведности, он уходит потому, что «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Ин.3:20-21)

Юноша уходит именно от света, уходит во тьму, в которой можно по-прежнему считать себя праведником и верить, что ты можешь своими усилиями спастись.

«,,Учитель благий,, — это вовсе не лжесвидетельство, даже если и лесть, по-Вашему. На самом деле, и не лесть вовсе, просто восточная традиция предполагала такие ,,цветистые,, обращения».

Если это нормативная восточная традиция, то почему Христос её вежливо не принимает, а делает ему замечание, пресекая его слова? О том, что это махровая лесть, я следую толкованию прп. Ефрема Сирина. Уж он-то восточный человек и лучше нас знает, где вежливость, а где лесть.

Почему лесть – это нарушение заповеди о лжесвидетельстве

Ветхий Завет имеет центром 10 заповедей и их интерпретацию. Христос в своей проповеди показывает, что Декалог только вершина айсберга, а сами заповеди уходят корнями в сердце человека. Например, Христос говорит:

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф.5:27-28)

Таким образом, Он показал нам пример, как правильно понимать все остальные 10 заповедей. То, что сердечные греховные движения вменяются в греховный поступок, удивляло тогда слушателей. Посмотрите иудейские толкования на 10 заповедей сегодня, вы ничего подобного не найдёте, там всё будет на уровне внешних дел.

А теперь попробуйте истолковать девятую заповедь «Не лжесвидетельствуй» именно так, как это показал Христос, и ответьте на вопрос: будет ли лесть нарушением этой заповеди? Да даже ложная мысль уже будет нарушением этой заповеди, не то, чтобы лесть, как и в примере с плотским вожделением.

«Более того, из текста не следует, что этот юноша — сколь-либо отрицательный персонаж».

А вот это вообще бомба! Человек ушёл от Христа, опечалился от Его слов, т.е. ему плохо рядом с Ним, ведь богатство его, т.е. греховные страсти более любимы им, он делает свой выбор в пользу них. Ещё и Христос о Нём подводит итог: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». (Мф.19:23)

Ключевой слово всей этой истории — «печаль» юноши. На протяжении всего Евангелия мы видим, что Христос либо вызывает добрые чувства, радость и покаяние, либо злость и разочарование. Для этого юноши Христос – источник печали и разочарования, «Учитель благий» не отвечает его запросам, и юноша уходит от Него. Так отрицательный он герой или положительный? Если положительный, то подражайте ему, Ваше право!

Аналогия из 90-х, связанная с евангельским юношей

Мне вспомнилась аналогия в связи с этим юношей. Когда в конце 90-х и начала 00-х у нас в Церкви была старцемания, то многие шли к старцам, чтобы не узнать волю Божью, а чтобы старец подтвердил твою волю. А если приходящие слышали не то, что хотели, то шли к другому старцу, и так, пока им не скажут то, что они хотят услышать.

Юноша пришёл с конкретной установкой: услышать то, что он хочет! Вся история сводится к той логике, что не искал он вечной жизни и не желал быть совершенным, эти вопросы были для него вторичны, иначе бы он готов был бы сделать всё, что ему скажут.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Евангелие дня: текст на русском языке

  •  И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
  • Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
  • Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
  • почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
  • Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
  • Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
  • Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
  • Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
  • и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
  • Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
  • А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Толкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизодаТолкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизода

0 Comments
Вино и Церковь

Иеромонах Ефрем (Метс) разобрал евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино. Автор рассмотрел смыслы, которые в нём есть и… Они не о том, что «христианам можно пить алкоголь». Чудо в Кане Галилейской: 4 смысловых уровня Христос никогда не творил

Воскресное Евангелие

Толкование евангельской притчи о немилосердном должнике (в недедю 11-ю по Пятидесятнице)Толкование евангельской притчи о немилосердном должнике (в недедю 11-ю по Пятидесятнице)

0 Comments
Немилосердный богач: евангельская притча

В Церкви в Неделю 11-ю по Пятидесятнице читают евангельскую притчу о немилосердном должнике (от Матфея гл 18:23-35). Мыслями на эту тему поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Долг в 10 тысяч талантов «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами

Воскресное Евангелие

«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре

0 Comments
Притча о богаче и Лазаре

Проповедь на библейскую притчу о богаче и Лазаре, которая поможет обнаружить новые смыслы в тексте. Параллели между Евангелием и современностью провел клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Отрывок из 16 главы Евангелия от Луки стихи с 19 по 31 читают в храмах

Воскресное Евангелие

Евангелие воскресного дня: О Закхее-мытареЕвангелие воскресного дня: О Закхее-мытаре

0 Comments
Евангелие о Закхее

Сегодня в Церкви читали историю про мытаря Закхея. За лаконичным и простым языком, описывающим события, скрываются целые драмы и трогательные смыслы. Иеромонах Ефрем (Метс) евангельский отрывок прокомментировал последовательно. «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и

Воскресное Евангелие

«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных«Разве человеческая благодарность способна чем-то Бога обогатить? Конечно, нет!» Толкование Евангелия об исцелении 10 прокаженных

0 Comments
Евангелие дня о 10 прокаженных и благодарности

В 28-е воскресенье по Пятидесятнице и на благодарственных молебнах в Церкви читают евангельский эпизод об исцелении десяти прокаженных. Иеромонах Ефрем (Метс) о том, зачем Самодостаточному Богу человеческая благодарность. Больные попросили Христа исцелить их: «Увидев их Иисус, сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли,

Воскресное Евангелие