------------------- Иоанн Креститель и Иисус Христос
Православие сегодня Воскресное Евангелие Христос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна Крестителя

Христос и Предтеча: два пути? Разбор отрывка из Евангелия в день памяти Иоанна Крестителя

0 Comments
Иоанн Креститель и Иисус Христос

20 января — память Иоанна Крестителя. Разбор непростого евангельского отрывка, который не так прост для понимания, от иеромонаха Ефрема (Метса).

Для чего нужен был Иоанн Предтеча

Христос обличает фарисеев и говорит такие слова:

«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее». (Мф.11:16-19)

Промысл Божий удивительным образом устроил евангельское спасение. Это ответ на вопрос: для чего нужен был Иоанн Предтеча. Важно увидеть, что Христос начинает свою миссию через Иоанна, Он не только принимает от него крещение, но и теми же словами начинает свою проповедь:

«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Иисус начинает своё служение как ученик и продолжатель традиции Иоанна, показывая нам, что любая индивидуальная отсебятина неугодна Богу.

Иоанн — аскет

Но потом Иоанн и Иисус разделяются и начинают себя вести по-разному, даже противоположно. Иоанн – жёсткий аскет, отшельник, назорей, постник, но при этом не творит никаких чудес.

Иоанн Предтеча с учениками

Фрагмент картины А.Иванова «Явление Христа народу. Иоанн Креститель с учениками, будущими апостолами. Слева направо: Нафанаил, Симон Петр, Андрей, Иоанн

Именно такая неотмирность и асоциальность притягивала к нему огромное количество народа как к пророку Божию, напоминающего славного пророка Илию. Дело в том, что многих людей такая аскетическая святость пугает, они думают, что за их грехи пророк их в порошок сотрёт или заставит их жить так же как и он. И вот для таких пугливых есть другой стиль проповеди.

Христос ведёт себя по-другому

Он всегда в народе: в храме, в синагогах, в гостях, в общем, везде, но в отличие от Иоанна творит множество чудес и милостив ко всем, этим и притягивает к себе.

Исцеление слепорожденного

Суриков Василий Иванович (1848 — 1916)
«Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», 1888
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.

!Аскетизм Христа скрыт от людских глаз. Он постится в пустыне и воюет с диаволом, при этом каждую ночь молится, но этого никто не видит.

Что означают слова:

«Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».

Буквально дети в то время могли играть в похороны и свадьбу, это означает, что Иоанн проповедует печаль о Боге, а Христос — радость о Господе.

Таким образом, они берут народ в кольцо, где каждый находит то, что ближе его душе. Если тебя соблазняет жизнь Иоанна своей строгостью, то ты идёшь ко Христу, а если тебя соблазняет излишняя милость и частые застолья Иисуса, то идёшь к постнику Иоанну, который всё равно отправит тебя ко Христу.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что Иоанн и Иисус здесь действуют как охотники, которые с двух сторон загоняют зверя: один строго постится в пустыне, а другой, напротив, погружен в самую гущу повседневности, разделяя трапезу с самыми разными людьми.

Стоит вспомнить рассказ из патерика:

«Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню.” Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Братья были одинаковы на вид. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого — с веселым и светлым лицом, и подивились тому, ибо братья пребывали в одинаковых условиях. Спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в своей келии?” — «Я думал, — отвечал он, — о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей” (Пс. 101:6). Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в своей келии?” Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался.” Старцы сказали: «Покаяние того и другого — равно перед Богом».

Очень важно обратить внимание, что печаль о Боге и радость о Боге не являются эмоциональными повседневными состояниями.

Непонимающие люди начинают возмущаться, когда слышат о плаче и сетовании, им кажется, что это про уныние и мирскую печаль, но это совсем не о том.

Но вся проблема в том, что фарисеи придумали себе оправдания, чтобы не идти ни к Иоанну, ни ко Христу.

Они ведут себя как капризные дети, которые не хотят играть ни в радостную игру, ни в печальную. Им невозможно никак угодить, ибо их психологическая защита настолько непробиваема, что сами книжники и фарисеи не замечают абсурдность своего духовного состояния и логического противоречия. Они говорят:

«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес».

Фарисеи, как и некоторые современные верующие презирают монашеский образ жизни Иоанна, считая его мрачным, мол, бессемейный, нестяжательный, трезвый и постнический, значит бесноватый и неугодный Богу.

«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

Христа же фарисеи обвиняли в пьянстве и обжорстве

поскольку Он не отказывался, если Его приглашали в гости, где ел и пил всё предложенное. Хотя как я говорил, Христос был аскетом, но нёс подвиги не на глазах у людей. Так рассудили фарисеи: «Иоанн – бесноватый, Христос – чревоугодник, потому и не будем их слушать, они порочны, а значит, не от Бога».

В итоге, это самооправдание равноценно гибели души!

«И оправдана премудрость чадами ее». 

Эта цитата (Мф.11: 19) сложна для толкования.

Святые отцы расходятся в понимании этих слов. То ли это такая ирония: мол, хороша же та «премудрость», которую ее сторонникам постоянно приходится «оправдывать» с помощью всяких логических противоречий и абсурдов, или наоборот, здесь идет речь о Премудрости Божией, которую не понимают некоторые люди, но которая открывается людям смиренным, в данном случае речь о двух путях Иоанна и Иисуса.

В общем, фраза дополняющая, но не ключевая, потому и то и другое толкование вполне подходит.

Святитель Феофан Затворник хорошо сказал об этом отрывке

Мнение эксперта
Феофан Затворник Вышенский (1815-1894)
епископ, затворник, святитель
«Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, — они не пляшут; поют печальные — они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное — не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неподкупным и муками нескончаемыми — не тревожимся, будто не слышим.

Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет!

Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение!

Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано.

Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось».

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Бизнес-притча о талантах. Толкование Евангельского чтения воскресного дняБизнес-притча о талантах. Толкование Евангельского чтения воскресного дня

0 Comments
Евангелие дня: Притча о талантах

Не зарывай свой талант! – говорим и слышим мы в нашей повседневности. Но откуда взялось это выражение и что на самом деле оно означает? В 16-й воскресный день по Пятидесятнице в храме читают евангельский отрывок от Матфея(25:14-30), посвящённый притче о талантах. Давайте разберёмся в этой

Воскресное Евангелие

О богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на ЕвангелиеО богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу, или Что опечалило молодого мажорика: проповедь современного священника на Евангелие

0 Comments
Притча о Богатом юноше

В неделю 12-ю по Пятидесятнице (воскресенье, 15 сентября — в 2024 г) в православных храмах читается евангельский отрывок о богатом юноше, который подошёл с вопросами ко Христу. Несколько мыслей о духовно-психологическом состоянии этого юноши сформулировал клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) в

Воскресное Евангелие

Толкование евангельской притчи о немилосердном должнике (в недедю 11-ю по Пятидесятнице)Толкование евангельской притчи о немилосердном должнике (в недедю 11-ю по Пятидесятнице)

0 Comments
Немилосердный богач: евангельская притча

В Церкви в Неделю 11-ю по Пятидесятнице читают евангельскую притчу о немилосердном должнике (от Матфея гл 18:23-35). Мыслями на эту тему поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Долг в 10 тысяч талантов «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами

Воскресное Евангелие

Пролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытареПролог подготовки к Великому посту — воскресенье, когда в храмах читают евангельский отрывок о Закхее-мытаре

0 Comments
Неделя о Закхее: евангелие в храме

Евангелие о Закхее в 2024 году читают 18 февраля в  Неделю 37-ю по Пятидесятнице. Это последний воскресный день (или, по-славянски, «неделя») перед тем, как Церковь начнет готовить своих чад к Святой Четыредесятнице, Великому Посту. Еще семь дней, и в храме зазвучат песнопения из Постной Триоди

Воскресное Евангелие

Толкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизодаТолкование Евангелия: Чудо в Кане Галилейской — духовные смыслы эпизода

0 Comments
Вино и Церковь

Иеромонах Ефрем (Метс) разобрал евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино. Автор рассмотрел смыслы, которые в нём есть и… Они не о том, что «христианам можно пить алкоголь». Чудо в Кане Галилейской: 4 смысловых уровня Христос никогда не творил

Воскресное Евангелие