20 января — память Иоанна Крестителя. Разбор непростого евангельского отрывка, который не так прост для понимания, от иеромонаха Ефрема (Метса).
Для чего нужен был Иоанн Предтеча
Христос обличает фарисеев и говорит такие слова:
«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее». (Мф.11:16-19)
Промысл Божий удивительным образом устроил евангельское спасение. Это ответ на вопрос: для чего нужен был Иоанн Предтеча. Важно увидеть, что Христос начинает свою миссию через Иоанна, Он не только принимает от него крещение, но и теми же словами начинает свою проповедь:
«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
Иисус начинает своё служение как ученик и продолжатель традиции Иоанна, показывая нам, что любая индивидуальная отсебятина неугодна Богу.
Иоанн — аскет
Но потом Иоанн и Иисус разделяются и начинают себя вести по-разному, даже противоположно. Иоанн – жёсткий аскет, отшельник, назорей, постник, но при этом не творит никаких чудес.
Именно такая неотмирность и асоциальность притягивала к нему огромное количество народа как к пророку Божию, напоминающего славного пророка Илию. Дело в том, что многих людей такая аскетическая святость пугает, они думают, что за их грехи пророк их в порошок сотрёт или заставит их жить так же как и он. И вот для таких пугливых есть другой стиль проповеди.
Христос ведёт себя по-другому
Он всегда в народе: в храме, в синагогах, в гостях, в общем, везде, но в отличие от Иоанна творит множество чудес и милостив ко всем, этим и притягивает к себе.
!Аскетизм Христа скрыт от людских глаз. Он постится в пустыне и воюет с диаволом, при этом каждую ночь молится, но этого никто не видит.
Что означают слова:
«Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
Буквально дети в то время могли играть в похороны и свадьбу, это означает, что Иоанн проповедует печаль о Боге, а Христос — радость о Господе.
Таким образом, они берут народ в кольцо, где каждый находит то, что ближе его душе. Если тебя соблазняет жизнь Иоанна своей строгостью, то ты идёшь ко Христу, а если тебя соблазняет излишняя милость и частые застолья Иисуса, то идёшь к постнику Иоанну, который всё равно отправит тебя ко Христу.
Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что Иоанн и Иисус здесь действуют как охотники, которые с двух сторон загоняют зверя: один строго постится в пустыне, а другой, напротив, погружен в самую гущу повседневности, разделяя трапезу с самыми разными людьми.
Стоит вспомнить рассказ из патерика:
«Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню.” Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Братья были одинаковы на вид. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого — с веселым и светлым лицом, и подивились тому, ибо братья пребывали в одинаковых условиях. Спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в своей келии?” — «Я думал, — отвечал он, — о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей” (Пс. 101:6). Спросили они и другого: «А ты о чем размышлял в своей келии?” Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался.” Старцы сказали: «Покаяние того и другого — равно перед Богом».
Очень важно обратить внимание, что печаль о Боге и радость о Боге не являются эмоциональными повседневными состояниями.
Непонимающие люди начинают возмущаться, когда слышат о плаче и сетовании, им кажется, что это про уныние и мирскую печаль, но это совсем не о том.
Но вся проблема в том, что фарисеи придумали себе оправдания, чтобы не идти ни к Иоанну, ни ко Христу.
Они ведут себя как капризные дети, которые не хотят играть ни в радостную игру, ни в печальную. Им невозможно никак угодить, ибо их психологическая защита настолько непробиваема, что сами книжники и фарисеи не замечают абсурдность своего духовного состояния и логического противоречия. Они говорят:
«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес».
Фарисеи, как и некоторые современные верующие презирают монашеский образ жизни Иоанна, считая его мрачным, мол, бессемейный, нестяжательный, трезвый и постнический, значит бесноватый и неугодный Богу.
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Христа же фарисеи обвиняли в пьянстве и обжорстве
поскольку Он не отказывался, если Его приглашали в гости, где ел и пил всё предложенное. Хотя как я говорил, Христос был аскетом, но нёс подвиги не на глазах у людей. Так рассудили фарисеи: «Иоанн – бесноватый, Христос – чревоугодник, потому и не будем их слушать, они порочны, а значит, не от Бога».
В итоге, это самооправдание равноценно гибели души!
«И оправдана премудрость чадами ее».
Эта цитата (Мф.11: 19) сложна для толкования.
Святые отцы расходятся в понимании этих слов. То ли это такая ирония: мол, хороша же та «премудрость», которую ее сторонникам постоянно приходится «оправдывать» с помощью всяких логических противоречий и абсурдов, или наоборот, здесь идет речь о Премудрости Божией, которую не понимают некоторые люди, но которая открывается людям смиренным, в данном случае речь о двух путях Иоанна и Иисуса.
В общем, фраза дополняющая, но не ключевая, потому и то и другое толкование вполне подходит.
Святитель Феофан Затворник хорошо сказал об этом отрывке
Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет!
Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение!
Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано.
Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось».