Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение Господне, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться.
История из Евангелия
Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка, и более подробно в 1 главе книги Деяния святых Апостолов. Вознесение является кардинальным поворотом в истории спасения человечества. Видимая деятельность Христа сменяется невидимой. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. (Деян.1:2)
В этом событии важно показать, что апостолы являются истинными посланниками и носителями исключительных прав, облечённые Духом Святым, поскольку в Церковь всегда пробирались и лжепророки, лжеапостолы и лжеучителя, которые вносили соблазны, ереси и прочие гибельные пороки в общины верующих. Авторитет апостолов должен быть непререкаем, поскольку они избранные и законные преемники Христа.
О явлении Христа апостолам говорится так:
«Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». (Деян.1:3)
Всё-таки проповедь о Воскресении дело неслыханное и поверить этому не так просто. Потому Лука и пишет, что явление воскресшего Иисуса было не один раз, а на протяжении сорока дней с верными доказательствами, например, ел и пил с ними (Лк. 24:42, Ин. 21:13), причём эти явления сопровождались поучениями о Царствии Божьем, т.е. об устроении Церкви Христовой на земле: заповеди, догматы и Таинства.
Далее сказано:
Оставаться апостолам в Иерусалиме дело рискованное. Только недавно здесь убили Христа и теперь могли начать гнать учеников. С точки зрения логики им, конечно же, нужно разбежаться и «залечь на дно», но Господь повелевает им ждать в Иерусалиме сошествия на них Святого Духа. Безусловно, в состоянии страха и печали это ожидание является подвигом, поскольку оно требует максимальную мобилизацию внутренних сил.
Христос продолжает:
«Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деян.1:5) Когда-то сам Иоанн Креститель говорил о своём крещении так: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Мф.3:11)
Понимание проповеди апостолами
Апостолы задают один из важнейших и ключевых вопросов:
«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6)
Этот вопрос показывает, что апостолы до сих пор не понимают, что такое Царство Божие. В их уме возникает, прежде всего, образ царства земного, изгнание римлян, оккупировавших иудеев, потому что так учили все раввины.
Хотя уже в проповеди Христос говорил:
«не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:20-21)
Вопрос апостолов показывает, что для понимания и проповеди нужно высшее откровение, которого у них пока не было.На этот вопрос Христос отвечает так:
Есть знания, которые людям неполезны, например, день смерти и день второго пришествия Христа, потому что человек теряет бдительность.
Многие сектантские учения, да и что греха таить, в православной Церкви высчитывался конец света, связанный с какой-нибудь круглой цифрой, например, 7000 лет от сотворения мира и объявлялся определённый день пришествия Господня. Христос категорически запрещает это делать. Задача христианина всегда быть готовым к встрече с Богом. Когда нужно, тогда Отец Небесный и устроит всё.
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян.1:8)
Как вознесся Иисус Христос: описание события
Сначала Иисус говорит о том, что вам не нужно знать, теперь же указывает, что от вас требуется. Интересно получается, вроде бы как апостолы были со Христом, видели Его дела, слышали Его слова, теперь беседуют с Ним воскресшим и казалось бы, можешь идти и рассказывать всем, чего ждать-то?!
Оказывается человек не в состоянии проповедовать Истину, быть убедительным, творить чудеса, спасаться от опасностей, если нет в нём Духа Святого.
Понимание того, где кончаюсь я, и где начинается Бог одно из важнейших качеств духовной жизни. При своей земной жизни Иисус посылал учеников проповедовать на территории Иудеи, теперь же посылает во всю вселенную.
Далее само Вознесение описано так:
Что празднуют православные
Нам сегодня трудно понять, почему мы вообще это празднуем и в чём радость самого события. Но для людей мыслящих религиозно, Вознесение это особый факт. Нужно вспомнить, что в Библии на небо живыми взяты два человека: пророки Енох и Илия.
В предании о конце мира именно эти пророки должны будут вернуться на землю перед вторым пришествием Христовым. Вознесение воскресшего Христа для апостолов является подтверждением Его божественности. Вознесение – это гарантия того, что в конце мира Он вернётся, как и обещал. Облако, которое взяло Христа из вида является одним из важнейших символов в Священном Писании.
Облако – это образ богоявления, его чистоты и силы, это всегда божественный символ. На востоке постоянно стоит жара и засуха, поэтому облако, которое приносит тень и дождь всегда воспринимается как милость.
Интересно, что само событие должно быть истолковано:
«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
«Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11)
Видимо апостолы настолько были поражены и потрясены божественным вознесением, что ангелам пришлось приводить их в чувства своим риторическим вопросом.
Теперь о вероучительном значении Вознесения Господня. Если вспомнить изгнание из Рая человека, то мы прочтём в Библии такие слова: «И изгнал Господь Бог Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:24)
Смысл и значение для современного человека
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
(Пс.23:7-10)
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».