Вознесение Господне

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться.

История из Евангелия

Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка, и более подробно в 1 главе книги Деяния святых Апостолов. Вознесение является кардинальным поворотом в истории спасения человечества. Видимая деятельность Христа сменяется невидимой. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. (Деян.1:2) В этом событии важно показать, что апостолы являются истинными посланниками и носителями исключительных прав, облечённые Духом Святым, поскольку в Церковь всегда пробирались и лжепророки, лжеапостолы и лжеучителя, которые вносили соблазны, ереси и прочие гибельные пороки в общины верующих. Авторитет апостолов должен быть непререкаем, поскольку они избранные и законные преемники Христа.

О явлении Христа апостолам говорится так: «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». (Деян.1:3) Всё-таки проповедь о Воскресении дело неслыханное и поверить этому не так просто. Потому Лука и пишет, что явление воскресшего Иисуса было не один раз, а на протяжении сорока дней с верными доказательствами, например, ел и пил с ними (Лк. 24:42, Ин. 21:13), причём эти явления сопровождались поучениями о Царствии Божьем, т.е. об устроении Церкви Христовой на земле: заповеди, догматы и Таинства.

Далее сказано:

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня».
(Деян.1:4)

Оставаться апостолам в Иерусалиме дело рискованное. Только недавно здесь убили Христа и теперь могли начать гнать учеников. С точки зрения логики им, конечно же, нужно разбежаться и «залечь на дно», но Господь повелевает им ждать в Иерусалиме сошествия на них Святого Духа. Безусловно, в состоянии страха и печали это ожидание является подвигом, поскольку оно требует максимальную мобилизацию внутренних сил.

Христос продолжает:

«Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». (Деян.1:5) Когда-то сам Иоанн Креститель говорил о своём крещении так: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Мф.3:11)

Иоанново крещение было лишь подготовкой, первым шагом к спасению. Теперь же, насколько человек всем телом погружается в воду, настолько он погрузится полноценно в Святого Духа, «погрузится в божество», что означает исцеление и спасение всего человека.

Понимание проповеди апостолами

Апостолы задают один из важнейших и ключевых вопросов: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6) Этот вопрос показывает, что апостолы до сих пор не понимают, что такое Царство Божие. В их уме возникает, прежде всего, образ царства земного, изгнание римлян, оккупировавших иудеев, потому что так учили все раввины. Хотя уже в проповеди Христос говорил: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17:20-21) Вопрос апостолов показывает, что для понимания и проповеди нужно высшее откровение, которого у них пока не было.

На этот вопрос Христос отвечает так:

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти».
(Деян.1:7)

Есть знания, которые людям неполезны, например, день смерти и день второго пришествия Христа, потому что человек теряет бдительность. Многие сектантские учения, да и что греха таить, в православной Церкви высчитывался конец света, связанный с какой-нибудь круглой цифрой, например, 7000 лет от сотворения мира и объявлялся определённый день пришествия Господня. Христос категорически запрещает это делать. Задача христианина всегда быть готовым к встрече с Богом. Когда нужно, тогда Отец Небесный и устроит всё.

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян.1:8)

Как вознесся Иисус Христос: описание события

Сначала Иисус говорит о том, что вам не нужно знать, теперь же указывает, что от вас требуется. Интересно получается, вроде бы как апостолы были со Христом, видели Его дела, слышали Его слова, теперь беседуют с Ним воскресшим и казалось бы, можешь идти и рассказывать всем, чего ждать-то?! Оказывается человек не в состоянии проповедовать Истину, быть убедительным, творить чудеса, спасаться от опасностей, если нет в нём Духа Святого. Понимание того, где кончаюсь я, и где начинается Бог одно из важнейших качеств духовной жизни. При своей земной жизни Иисус посылал учеников проповедовать на территории Иудеи, теперь же посылает во всю вселенную.

Далее само Вознесение описано так:

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». (Деян.1:9)

Что празднуют православные

Нам сегодня трудно понять, почему мы вообще это празднуем и в чём радость самого события. Но для людей мыслящих религиозно, Вознесение это особый факт. Нужно вспомнить, что в Библии на небо живыми взяты два человека: пророки Енох и Илия. В предании о конце мира именно эти пророки должны будут вернуться на землю перед вторым пришествием Христовым. Вознесение воскресшего Христа для апостолов является подтверждением Его божественности. Вознесение – это гарантия того, что в конце мира Он вернётся, как и обещал. Облако, которое взяло Христа из вида является одним из важнейших символов в Священном Писании. Облако – это образ богоявления, его чистоты и силы, это всегда божественный символ. На востоке постоянно стоит жара и засуха, поэтому облако, которое приносит тень и дождь всегда воспринимается как милость.

Интересно, что само событие должно быть истолковано:

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
(Деян.1:9-11)
Снова появляются два ангела, как и у гроба после воскресения Христа. Тогда они спросили женщин: «что вы ищете живого между мертвыми?»(Лк.24:5)
А теперь говорят:

«Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11)

Видимо апостолы настолько были поражены и потрясены божественным вознесением, что ангелам пришлось приводить их в чувства своим риторическим вопросом.

Теперь о вероучительном значении Вознесения Господня. Если вспомнить изгнание из Рая человека, то мы прочтём в Библии такие слова: «И изгнал Господь Бог Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:24)

Смысл и значение для современного человека

Бог, став Человеком сошёл на землю: жил, страдал, умер, воскрес, теперь же возносится, возвращая за руку людей на их историческую родину, т.е. в Рай. По словам свт. Григория Паламы, Вознесение возможно лишь святым, поскольку в день Второго Пришествия Христа после всеобщего воскресения вознесение не будет всеобщим, вознесутся только праведники, лишь обоженные люди удостоятся славного вознесения, будут восхищены на облаках на встречу грядущему с Небес Христу: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). В этом заключается и сотериологичность праздника Вознесения: обоженный человек участвует в Вознесении. В 23 псалме, который осмысляется Церковью именно как пророчество о Вознесении, Дух Святой повелевает
Ангелам открыть ворота в Эдемский сад:

Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
(Пс.23:7-10)

«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».
(Мк.16:19)
Одесную, т.е. по правую руку от Царя сидел всегда соправитель, например преемник. Этот стих показывает, что Сын равен Отцу по божеству. Отныне мост от земли на небо выстроен и всякий желающий пройти по нему должен соединится со Христом в Его Церкви.
Иеромонах Ефрем (Метс)
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентябряО Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

3 комментария
Рождество Пресвятой Богородицы

Церковь празднует Рождество Богородицы. Нас ради и ради нашего спасения родилась Матерь Бога – мост жизни, вводящий нас в вечность. В стихире вечерни поется, что, благодаря этому событию, «естества нашего разрешается неплодство». Прославляя Матерь Божию, мы стремимся к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам

Праздники

«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы«Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы

6 комментариев
Спас - все праздники в августе

Восходящие к первым векам более чем тысячелетнего существования Русской Церкви названия трех праздников августа иногда вызывают недоумение. Почему «Спас»? Почему названия связаны то с медом, то с яблоками? Церковная это традиция или народная? Попробуем разобраться. Что значит слово «Спас» в православии Это сокращенное именование от

Праздники

Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»

0 Comments
День Казанской иконы Богородицы

Её именуют спасительницей страны – именно в преднесении иконы Казанской Божией Матери вошло в Москву народное ополчение 1612 г., освобождая ее от польских захватчиков. Сначала это был сугубо московский праздник, а в 1649 году он стал всероссийским. В 2022 году, накануне осеннего празднества в честь

Праздники

День Святого Духа — что это за праздник?День Святого Духа — что это за праздник?

0 Comments
Духов день

В старину говорили, что Духов день – «именины земли», особый день покоя, созерцания после радостного праздника Пятидесятницы или Троицы, когда воспоминается пришествие в мир Ее Третьего Лица. Когда отмечается Духов день? Это всегда понедельник после Пятидесятницы, всегда приходящейся на воскресный день. В некоторых Поместных Церквях

Праздники

19 сентября или 21 ноября: когда день Архангела Михаила в 2022 году19 сентября или 21 ноября: когда день Архангела Михаила в 2022 году

0 Comments
Когда Михайлов день

Праздник того, кого Церковь издавна почитает как «Чиноначальника Вышних Сил» отмечается в обе эти даты. 19 сентября – воспоминание об одном из самых поразительных чудес, вторая дата, 21 ноября – установлена решением Собора как память не только Архангела Михаила, но и всех Ангельских Сил. Именно

Праздники
Index