Ефрем Новоторжский

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

0 Comments
Ефрем Новоторжский

Эта история начинается 6 августа 1015 г., когда на реке Альте пал от рук убийц князь Борис, сын Крестителя Руси, Владимира. С ним вместе закололи верного ему младшего дружинника, «отрока», Георгия. Его отсеченную главу через несколько дней нашел брат, служивший у Бориса конюшим. Тогда сам он, можно, сказать, тоже умер. Для мира. А родился – монах Ефрем, будущий святой Новоторжский.

День памяти

Сейчас день памяти святого Ефрема, покровителя Торжка отмечают пять раз в течение года: прежде всего, это 10 февраля (кончина), 24 июня (перенесение мощей). Память святого празднуется также в дни памяти, общие святым Новгородским, Тверским, Смоленским (все они «переходящие», то есть каждый год приходятся на разные даты).

Преподобный Ефрем Новоторжский: житие

Согласно самым распространенным жизнеописаниям прп. Ефрема, он был одним из трех братьев, поступивших на службу в дружину ко князю Борису. Моисей, Ефрем и Георгий именуются «угринами», то есть, как теперь бы сказали, венграми. Правда, некоторые церковные историки сомневаются, что они были родственниками – братьями их могли именовать окружающие просто ввиду происхождения из одной страны. Но, конечно, куда важнее другое: дружинники подлинно были братиями во Христе. Более того, по некоторым данным, они покинули родину ввиду начавшегося там антихристианского гонения – выходит, имели твердые убеждения.

К монашеству

Мы не знаем, думал ли кто-либо из этих троих о служении Господу во иноческом чине. Достоверно одно: всем было уготовано испытание веры.

По кончине великого князя Владимира началась нешуточная борьба за власть между его многочисленными сыновьями. Говорят, сам св. Владимир хотел завещать престол Борису, старшему сыну, родившемуся в христианском браке с византийской принцессой Анной – в обход старших сыновей, рожденных до Крещения от языческих жен. Разумеется, братья были по-человечески возмущены.

Ну а сам Борис, вместе с младшим братом, Глебом, вероятно, еще до смерти отца заняли принципиальную позицию: в междоусобице не участвовать, братскую кровь не проливать, престола (будучи младшими из всех княжичей) отнюдь не добиваться. Как отнесся к этому Владимир, неизвестно. А вот старшие братья, особенно – Святополк – посчитали это проявлением… слабости, делавшей «неразумных» детей Владимира легкой добычей убийц.

Князь Борис знал это. Но верой во Христа, заповедавшего любить врагов – не поступился. Его не поняла даже дружина, покинувшая своего лидера. Кроме, всего нескольких человек, среди которых:

  • Георгий, который до самой смерти остался с господином; его сначала убили, затем – отсекли голову, так как очень уж хотели снять с шеи «гривну» (короткое ожерелье, подаренное, вероятно, князем); тело убитого брата Ефрему не удалось найти ни в 1015 г., ни когда-либо позже: вероятно, убийцы князя Бориса забрали его с собой погребли в некоем неизвестном месте;
  • Моисей, который оказался единственным выжившим во время устроенной бойни; после он попадет в польский плен, но отстоит свою веру, раз навсегда сделанный выбор – монашество.

Ефрем же при убиении Бориса не был: конюший князя тогда, как предполагают, находился в Ростове. На Альту он приехал уже после всех событий.

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

Ефрем Новоторжский хранил главу брата Георгия как келейную святыню

 

Известно, что:

  • Ефрем забрал с собой голову Георгия;
  • немедленно оставил придворную службу; он удалился от мира, поселившись на реке Тверце, чтобы до конца дней молиться о душе брата и служить Христу.

Торжок: основание Борисоглебского монастыря

Годом появления обители считается 1038. Это значит, что до основания монастыря прп. Ефрем подвизался уединенно более 20 лет. Его молитвы, подвиги от нас сокрыты, как и время иноческого пострига – лишь известно, что постепенно к нему собирались братия, желающие монашеской жизни.

Получается, что монастырь – старше даже Киево-Печерского (известного с 1051 г.), более того – даже существенно древнее самого города Торжка, первые упоминания о котором относятся вообще к сер. XII в. Признать обитель самой древней в Русской Церкви не позволяет одно: полное отсутствие письменных о ней сведений вплоть до XVI в. – все предания о древности его устные. Именно они хранят имена не только первого настоятеля, но также его преемника, прп. Аркадия Новоторжского.

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

Борисоглебский монастырь. Торжок

 

Неизвестно также, когда именно монастырь посвящен братьям Борису и Глебу, чей подвиг, по сути, определил жизненный выбор прп. Ефрема, основателя: ведь святые канонизированы только к 1072 г., хотя до этого времени, конечно, могли чтиться местно.

Научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея,
кандидат филологических наук Виктор Кузнецов считает, что

Основанный Ефремом монастырь и церковь в нем вряд ли могли быть посвящены святым Борису и Глебу. Первый храм в честькнязей-страстотерпцев был построен на месте их погребения в Вышгороде в 1072 г., а оформление их церковного почитания протекало с 1020-х до 1070-х гг.

В то же время, в древности Борисоглебского монастыря сомневаться не приходится. Об этом свидетельствует археологические исследования:

  1. Мощный культурный слой, который  датируется XI – первой половиной XII вв.
  2. Расположение — монастыри строили удаленно от жилья, а Борисоглебский  уже во второй половине XII века был плотно окружен посадами Торжка; значит возник раньше до их появления.

Да и сам факт основания монастыря преподобным Ефремом не вызывает никаких сомнений. Преподобный Ефрем Новоторжский – реальная историческая личность, и он был первым христианским миссионером на Верхней Волге.

Смерть преподобного

Святой скончался 10 февраля 1053 г. Всего его монашеское житие продолжалось 38 лет. Виктор Владимирович сомневается в мирной смерти преподобного Ефрема:

Житие, согласно канону жанра, рисует мирную, благочестивую кончину новоторжского святого. Однако рискнем предположить,что в действительности дело обстояло иначе.

Во время открытия мощей преподобного 5 февраля 1919 г. врач, производивший их осмотр, отметил, что «череп, принадлежащий Ефрему,имеет с правой стороны пролом неправильной формы». До обретения мощей в 1572 г. они покоились в каменном гробе и не могли подвергаться постороннему воздействию, а после обретения отношение к ним было в высшей степени благоговейным. Следовательно, пролом в черепе мог появиться только до погребения Ефрема. Очевидно, что он является следствием сильного удара тупым предметом (палицей,булавой и т.п.).

Отсюда напрашивается вывод, что преподобный был убит. Насильственная смерть первых проповедников христианства не была редкостью на Руси, большинство населения которой вплоть до монгольского нашествия оставалось полуязыческим. Да и в более поздние времена отношение к подвижникам благочестия было далеко не всегда благочестивым.

Почитание святого

Оно складывается, притом сначала как местное, а не общецерковное, только к 80-м гг. XVI в., после обретения мощей, которое свершилось тщанием архиепископа Новгородского Леонида, 24 июня 1572 г., более, чем через 500 лет после кончины святого.

Но только с 1621 г. по благословению Патриарха Филарета службы преподобному начали совершаться по дням его памяти в Успенского соборе Москвы. Однако, после кончины Предстоятеля эта традиция прекратилась. Общецерковное почитание святого распространяется лишь к концу XVII в.

В 2022 году отметили 450-летие перенесения мощей святого Ефрема Новоторжского. К событию приурочили знаменитый Большой Волжский крестный ход, который ежегодно проходит в Тверской области.

Мощи

Честные останки святого Ефрема Новоторжского обрели не только нетленными, но – даже благоухающими.

Голова брата

Преподобный Ефрем хранил у себя голову брата Георгия как келейную святыню, а при кончине завещал положить с собой во гроб. Когда через 500 лет, уже при правлении царя Ивана IV, мощи святого впервые были открыты, оказалось, что завет преподобного был выполнен: глава брата действительно находилась во гробе, при нетленном, благоухающем теле преподобного.

Вот описание главы брата преподобного Ефрема Новоторжского, сделанное очевидцем начала XX в.:

она хранилась при раке с мощами прп. Ефрема, «покрытая черным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца».

Где находятся мощи

До революционных событий начала XX в. святые мощи Ефрема Новоторжского пребывали при обители. Но 5 февраля 1919 г., когда шла кампания так называемого «вскрытия мощей», инициированная советской властью, гробница преподобного была потревожена. «Акт», составленный безбожниками, также подтверждает, что в раке нашлась также глава св. Георгия. Затем обе святыни были взяты из обители. Судьба их до сего дня остается неизвестной.

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

Рака прп. Ефрема Новоторжского монастыря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ)

 

Сейчас возрожденный за последние десятилетия монастырь хранит только немногие святыни, которые чудом удалось спасти от поругания. Это:

  • малая частица мощей;
  • часть власов с головы преподобного;
  • вышитый покров, который когда-то покрывал главу.

Икона

На иконах святой пишется, облаченным в одеяние схимника. Его десница сложена благословляющим жестом, на левой руке – изображение главного храма основанной им обителей – Борисоглебского.

Поразительные факты из биографии преподобного Ефрема Новоторжского

Икона Первая половина XIX в. Уникальный список с ранней поясной иконы святого, держащего на руке первый одноглавый монастырский храм, построенный в XII веке.

Памятник

Он установлен в Торжке 14 июля 2015 г., близ храма Благовещения Богородицы. Проект монумента создал скульптор Евгений Антонов. Святой представлен в полный рост, держащим настоятельский посох. Интересная деталь памятника – скульптуры голубей, садящихся на руки и плечи святого. Это не случайно, ведь птица изображена на гербе Торжка.

Памятник Ефрему Новоторжскому

Памятник основателю Борисоглебского монастыря, с которого начался Торжок. Фото Антона Новикова

 

Год установки монумента – это, как говорят, горожане, время первого, пусть косвенного, упоминания о городке: в связи с поселением в этих местах св. Ефрема. Он, таким образом, по сути, считается почти основателем города.

Чудеса по молитвам святого

Их начали записывать еще с XVI в. От тех лет известны:

  • обличение мастера, который, делая для мощей новую раку, случайно уронил кусок дерева –так, что раздробил кость на ноге святого; тот явился во сне настоятелю монастыря, показывая рану на ноге, прося заменить нерадивого делателя;
  • наказание двух бояр, буквально ограбивших обитель, наложивших на нее непосильный побор; один из кощунников тут же смертельно заболел, и исцелился лишь после покаяния обоих, у раки святого.

Кроме того, с XVI в. при обители была известная чудотворная икона преподобного. Ее описания XIX в. говорят, что она была «окладной», то есть украшена окладом, кроме того, имела «венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать». 26 сентября 1900 г. Синод, по ходатайству Тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) разрешил совершение с образом ежегодных крестных ходов от Торжка до деревни Семеновское. Традиция существовала до 1917 г.

Святой, может быть, не принадлежащий к числу самых известных в Русской Церкви, далеко не всегда почитавшийся, как должно бы – таков прп. Ефрем, чей путь к монашеству пролегал через боль потери. Но его скромная жизнь – пример, зовущий не отчаиваться среди скорбей, пусть даже самых страшных, но идти к Богу, Единому, Кто может утешить и спасти.

Наталья Сазонова

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Житие и поучения Силуана АфонскогоЖитие и поучения Силуана Афонского

0 Comments
Силуан Афонский

«Он пришел в меру святых отцов», – так сказал один из Афонских подвижников, когда узнал, что умер Силуан Афонский.  При земной жизни одни считали его простым неученым «рабочим» монахом, другие, знавшие ближе – сомневались, не в прелести ли он: потому что «что слишком прямо (непосредственно)

Святые

«Любовью и единением»: Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого«Любовью и единением»: Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

0 Comments
Преподобный Сергий Радонежский

Однажды ради Бога будущий преподобный Сергий Радонежский оставил мир, чтобы подвизаться в безвестности, служа одному Христу. Но Господь судил ему не просто достигнуть святости, но – стать зачинателем духовного возрождения страны. Недаром преподобного называют «игуменом всея Руси» В каком веке жил и что сделал для

Святые

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

  О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти 750

Святые

Чудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр ЧагринскийЧудотворец и целитель Самарский — святой праведный Александр Чагринский

0 Comments
Александр Чагринский Юнгеров

Шел такой непростой для духовной жизни страны XIX в. Нарастало безбожие, интеллигенция вместо «Царства Небесного и правды его» искала земной справедливости, ставя под сомнение саму православную веру. Еще несколько десятилетий – и наступит эпоха открытых гонений на православие. Именно тогда, укрепляя Своих верных чад, воздвигал

Святые

Великомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенныхВеликомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных

5 комментариев
Святая Анастасия Узорешительница

Ей посвящены десятки храмов католического и православного мира. Значительная часть из них – в России, причем во многих случаях – при тюрьмах, колониях. Ведь святая Анастасия Узорешительница уже более тысячелетия известна, как заступница «во узах держимых», то есть заключенных. Помогает великомученица Анастасия тем, кто находится

Святые
Index