------------------- Илья Муромец
Православие сегодня Святые Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

0 Comments
Илья Муромец

Его гробница до конца XVI в. находилась в Киевском Софийском соборе, главном храме Руси – такого удостаивались немногие. Он канонизирован лишь с конца XVII в. как один из Киево-Печерских преподобных. О нем говорят самые известные русские былины. И… его имя не встречается среди богатырей, воинов Киевского князя, защищавших Русь от кочевников – ни в одной из сохранившихся летописей! Так кто же он, Илия Муромец?

День памяти

Церковь молитвенно чтит память преподобного Ильи Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок.1188)  1 января. Это – не исторический день кончины святого (он неизвестен), а его именины – память одного из первохристианских мучеников, которому был тезоименит Илия.

Кроме того, память святого празднуют во 2 воскресный день Великого Поста – вместе с другими Киево-Печерскими преподобными. Его имя также – среди Рязанских и Владимирских святых, соборы которых празднуются 10 и 23 июня соответственно.

Рожденные в СССР не знали, что богатырь — святой

Зато со школьных лет знали былины, где он упоминается – больше похожие на увлекательные сказки, ведь в них Илья побеждает «идолище поганое» и «Соловья-разбойника». Чаще всего святой тоже воспринимался, как сказочный персонаж, может быть, правда, и имевший прототипа в реальной жизни. А о том, что пещеры Киево-Печерской обители хранят нетленные мощи человека по имени Илия Муромец, как правило, советские дети просто не знали.

Илья Муромец в Киево-Печерской лавре

Комплекс подземных пещер в Киево-Печерской лавре, где покоятся мощи печерских подвижников в 1057 году

Да и знать было особенно нечего: первое научное исследование мощей проводилось в 1963 г., было, по общему мнению современных ученых, неполным и к тому же тенденциозным: мол, останки принадлежат вроде бы человеку «монголоидной расы», есть на теле множество ран, но они «имитированы монахами».

Более объективное и всестороннее исследование проведено только в 1988 г., когда во время «перестройки» гонения на религию стали ослабляться, и даже впервые на государственном уровне было отпраздновано 1000-летие Крещения Руси. Потому и ученые могли говорить о результатах своей работы более свободно. Так, оказалось, что человек, мощи которого находятся в раке:

  • действительно жил и погиб на рубеже XII-XIII вв.; судя по всему – был убит ударом копья в грудь;

Есть народное прозвание святого – Чеботок, косвенно подтверждающее версию его гибели: во время нападения на обитель он, монах, который теперь не брал в руки оружия, разгонял врагов… своим «чеботком», сапогом.

  • по меркам своего времени действительно был богатырем: очевидно, физически очень сильным, к тому же достаточно высоким человеком – примерно 177 см роста – по тем временам существенно выше среднего;
  • скорее всего, во время мирской жизни этот инок был воином – ученые обнаружили на теле множество старых ран;
  • наконец, были обнаружены и, видимо, давние, может быть – врожденные, проблемы с позвоночником – а ведь былины говорят, что до 33 лет Илья «сидел сиднем», не мог ходить, пока не исцелили его некие «калики перехожие».

Что же касается заключения 1960-х об антропологическом типе человека, то реконструкция его облика по методу известного скульптора М.М.Герасимова показала, что Илья все же был славянином. О нем ли идет речь в былинах?

Как выглядел Илья Муромец - реконструкция

Реконструкция облика преподобного Илии по черепу (метод Михаила Герасимова, выполнена С.А. Никитиным)

Что ж, анализ, проведенный учеными подтверждает: это самый вероятный вариант, уж очень много совпадений с этим устным народным преданием.

Биография Илии Муромца

Восстановить биографию Ильи Муромца сейчас, спустя около 800 лет – сложно. О «воине Илье» сообщают некоторые западные источники XIII в., например, рыцарские поэмы, называющие его даже сыном Новгородского князя. Русские летописи упоминают богатырей Добрыню, Алешу (Александра) Поповича – но вот об Илье не говорят ничего.

Богатырь Илья Муромец

«Богатырский скок». В.М.Васнецов.

А первый письменный источник, прямо указывающий на него как одного из «богатырей», относится к XVI в., и тоже – не русского происхождения. В 1594 г. в Киеве побывал посланник германского императора Эрих Ласотта, где в Софийском соборе ему показали место, «была некогда гробница Илии Моравлянина, который был славным богатырем, как они его здесь называют, и о котором рассказывают много легенд».

Выходит, за рамками интереса летописцев остался человек, гробница которого много лет была в Святой Софии, где погребали князей, бояр, епископов.

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Собор Святой Софии — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. Фотоснимок с фотокарточки, выпущенной в 1880 году. киевский софийский собор

Почему? Об этом есть разные мнения:

  • согласно первому, происхождение Ильи было «из простых людей», что «мозолило глаза» именитым боярам – вот его имя было «вымарано» из летописи; однако, думающие так не учитывают, что работа летописцев «по заказу», на бояр и князей – дело позднее, практика такая распространилась не ранее XIV в.; первые же летописцы, особенно – из Киево-Печерской обители, созидавшейся не деньгами князей, а трудами и молитвами иноков, независимой от княжеской власти – склонны были писать «все как есть»; чего стоит только, например, рассказ о показательной мести княгини Ольги древлянам – а ведь она была канонизированной святой;так что почти невозможно себе представить, что по указке кого-то из бояр имя богатыря могло «исчезнуть» из летописи;
  • другие историки склонны считать, что письменные данные о богатыре могли быть попросту утрачены: скорее всего, так оно и есть; по мнению современных исследователей, от времени Руси до монгольского нашествия середины XIII в. до нас дошел… 1% источников, все остальное погибло во время военных действий.

Но, так или иначе, из русских исторических источников остаются только былины – записанные, правда, достаточно поздно, уже в XIX в. И все же данные, сообщаемые ими, совпадают с результатами работы ученых – иногда до мелких подробностей. Именно поэтому современные жития святого и написаны в основном на основе этого устного предания.

Где родился

Былины точно называют место появления на свет богатыря – село Карачарово недалеко от города Мурома. Хотя еще с XIX в. существуют и другие мнения, например, о том, что он был из Черниговской земли, где существовали города Моровийск (сейчас это село Моровск в Черниговской области, на Украине) и Карачев. Однако, как пишут современные историки, были они на расстоянии сотен километров друг от друга, тогда как Карачарово находилось (и находится сейчас) близ Мурома.

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Карачарово —  город на Оке, предположительно родина богатыря Ильи. Сегодня —  микрорайон города Мурома Владимирской области, ранее — село на южной окраине Мурома.

Былины также называют имена родителей Ильи: Иван Тимофеевич (по другим данные – Елевферьевич) и Ефросиния Яковлевна. При этом Иван Тимофеевич именуется жителем самого Мурома, а вот его социальный статус неизвестен.

Впрочем, традиционно Илью считают происходившим из «поселян», вероятно, потому, что в Карачарове (куда, может быть, позже переехали родители святого) в XIX в. был род Ильюшиных, возводивший свою родословную к былинному богатырю, а семья эта была крестьянской.

Годы жизни

Первое известное житие святого киевского издания 1638 г. говорит, что богатырь жил за 450 лет до этой даты, то есть, около 1188 г. Тогда он, возможно, погиб во время вторжения на территорию монастыря – кочевников ли, половцев, или войск князей, боровшихся тогда за Киевский «стол».

Некоторые современные ученые «отодвигают» дату гибели богатыря на 1203 г., когда летопись упоминает о тотальном разграблении Киево-Печерской обители, где уже подвизался Илия, войсками захвативших Киев во время междоусобицы русских князей.

Прп. Илия Муромец, монах Киево-Печерский.

Прп. Илия Муромец, монах Киево-Печерский.

Значительно больше ясности о летах земной жизни святого: судя по данным исследования мощей, монах Илия скончался в 40-45 лет.

Инвалидность?

Былины утверждают, что святой до 33 лет не владел ногами, прибавляя, что это было следствием некого греха его деда. Исцеление больного случилось, когда в его дом пришли некие странники, «калики перехожие», напоившие его водой, от которой он и излечился.

Часто «калик» понимают как волхвов, но есть также версии былин, повествующие, что они были паломниками, а целителем Ильи стал сам святитель Николай Чудотворец, сказавший ему: «Востани и ходи!».

Илья Муромец - инвалид?

Андрей Клименко.»Илья Муромец в немощи

Так или иначе, но все былины указывают, что:

  • исцеление было чудом;
  • именно после него Илья стал воином, считая, что должен творить добро людям, защищать их.

Что же до научных данных, то ученые, исследовавшие мощи, действительно нашли проблемы позвоночника, которые могли привести (и, видимо, привели) к невозможности ходить. А вот каким образом оказалось, что святой впоследствии не только ходил, но и успешно воевал, даже погиб во время боя – осталось неизвестным.

Жена и дети

Былинные предания упоминают о нескольких женщинах – например, это Златогорка», Савишна, которые так же, как Илья, были воительницами, «богатыршами». Однако установить, идет речь о реальных людях или о мифологизированных образах, невозможно.

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Илья Муромец — кадр из фильма 1956 года

Более достоверно другое: в Карачарово и сейчас живут Гущины, считающие себя 27 поколением потомком богатыря – выходит, до монашества он был женат, имел и детей, хотя документальных данных об этом и нет.

Валентина Михайловна Гущина в интервью «Российской газете», данном 19 января 2017 г. рассказала о жившем в XIX в. своем прапрадеде, Афанасии, многое унаследовавшем от далекого предка:

«Он отличался богатырской силой. Бывало, везет на лошади сено в гору, лошадь встанет, выпрягает ее и везет сам. Жалеет скотину! А возы были чуть ли не со стог! А в кулачном бою ему не разрешалось драться руками: только – плечами, а руки закладывал за спину. В начале нашей улицы стоят старинные дома из красного кирпича. Там жили купцы, занимавшиеся судоходством. У одного утонул якорь. Афанасий взялся доставить его на место. Купец пообещал хорошо заплатить, да слова не сдержал. Мужик обиделся и проучил его: притащил якорь к воротам купеческого дома. Якорь был такой, что с места никто сдвинуть не мог».

Подвиги

Здесь-то мы и подходим к возможной причине того, почему имя Илии не звучит в летописях вместе с именами других богатырей, а былинные рассказы о его подвигах наполнены скорее «сказочными» подробностями.

Был ли Соловей-разбойник?

А также «Тугарин змей», «Идолище поганое» и другие персонажи былин? Вопрос непраздный: если в рассказах о других богатырях – истории об их победах над кочевниками, исторически вполне реальными, то об Илье былины предпочитают рассказывать «сказки» о страшном «Соловье», чей свист сбивал с ног, змее… Почему?

Кто такое Соловей Разбойник

Соловей-разбойник

Современные историки давно обратили внимание: рассказ о подвигах Ильи идет языком символов – вполне понятных современникам, но требующим «расшифровки» для современного человека.

  • В былине о Соловье-разбойнике идет речь о «семи дубах», на которых было устроено его «логово». «Сказки»? Отнюдь. Дуб считался священным деревом у славян-язычников, выходит, речь о некой дорогой для них роще.
  • Былина упоминает о сыновьях Соловья, умевших оборачиваться животными, о том, что само его жилище «на семи дубах» было ограждено частоколом… Так не описание ли языческого капища перед нами? Кто же в таком случае Соловей, как не волхв и верховный жрец?
  • Вызывает вопросы историков и термин «разбойник». Так именовали тех, кто не подчинялся верховной княжеской власти – то есть не внешних врагов вроде кочевников, а «своих», но «разбойничавших» против правителя.

Место сражения Ильи Муромца с Соловьем Разбойником

Предание говорит, что именно здесь знаменитый богатырь Илья Муромец сразился с Соловьем-разбойником и победил его. Это Девять Дубов (устаревшее Девяти-Дубы, до XVIII века — Будогощь) — исчезающее село Хотынецкого района Орловской области, в 1 км от границы с Брянской областью, в 1 км к юго-востоку от железнодорожной станции Одринская. Свое название получило благодаря старому пню, что стоял посередине деревни возле дома крестьянина Фомина. На этом пне выросли девять дубов-отростков. Они так тесно сплелись между собой, что и не найти было места лучше под разбойничье гнездо. На фото — склеп, все что осталось от Часовни-усыпальницы Цуриковых, которую возвели на легенларном месте

Так о чем же речь в былине? Современный исследователь, М.Н.Козлов, полагает: об антихристианском восстании племени вятичей, которое приходится на конец XII в., предположительное время службы Ильи великому князю Киевскому. Вятичи трудно принимали христианство. Среди тех же Киево-Печерских святых есть прп. Кукша, миссионер, погибший от их рук. А вот Илье, видимо, пришлось по приказу князя применить военную силу…

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Об историческом событии – подвиге христианского богатыря, после решившего стать иноком – прямых данных не осталось. Но именно он объясняет тот факт, что по кончине Илию, Печерского монаха, похоронили в Софийском соборе – невиданное дело! А само событие дошло до наших дней, передаваемое из уст в уста, как былинный рассказ.

Илья Муромец похоронен в Киево-Печерской лавре

Известно, что к XVI в., когда Эрих Ласотта была в Софии Киевской, мощи святого были уже в монастыре. Остается лишь предполагать, почему и когда их перенесли из собора. Были ли подвиги Ильи, «мужицкого боярина», неугодны власть предержащим? Посчитали ли неуместным захоронение православного монаха католики-униаты, тогда господствовавшие в Киеве?

Так или иначе, место упокоения святого сейчас – действительно в лавре.

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Почитание

На сегодняшний день:

  • известны три памятнике святому: в Муроме, Киеве, Владивостоке;
  • есть водопад на о. Сахалин и остров на Днепре, носящие его имя;
  • но чаще всего имя богатыря носят… военные самолеты и корабли; например, так именовали фрегат Российского флота, бомбардировщик 1913 г. и советский – Ту-160; а в Муроме сейчас показывают бронепоезд времен Великой Отечественной имени знаменитого земляка.

Преподобный: за что и когда был причислен к лику святых

Канонизация состоялась только в 1630-е гг., при Киевском митрополите свт. Петре Могиле, вместе с другими давно чтимыми народом за чудеса Киево-Печерскими преподобными.

Икона

Современные образы св. Илии, как правило, основаны на реконструкции его облика, имеют с ним портретное сходство. Святой пишется в монашеских одеждах своего времени.

Илья Муромский

Прп. Илия Муромец. Надгробный образ. 1844 г. Мастер И. Эриксон (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Где находятся мощи

Они пребывают в так называемых «ближних пещерах» Успенской Печерской лавры в Киеве.

Былинный богатырь или реальный и святой человек: Кто такой Илья Муромец

В 1051 г. в Киеве во время княжения Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святого Илариона, Промыслом Божиим, начала свое существование Киево-Печерская Лавра.

Покровитель защитников Отечества

На родину святого часто приезжают воины, чтобы помолиться в храме, бревна на который, по преданию, носил сам богатырь, испить воды из освященного колодца. Святому также молятся и родственники близких, находящихся в районе боевых действий – особенно, если воины тезоимениты прп. Илие.

О чем еще молятся

К святому Илие Муромцу также обращаются:

  • прося защиты слабым, гонимым;
  • во время болезней, особенно ног – ведь и сам он был исцелен чудом.

Помощь святого в наши дни

Вот какой рассказ об исцелении передали паломники в Киево-Печерскую лавру в 2018 г.

«По Святой Лавре шла экскурсия паломников, прибывших из разных мест. На подходе к Ближним Антониевым пещерам одна женщина пожилого возраста, попросила проводника: «Подведите меня, пожалуйста, к мощам Ильи Муромца»… Когда группа, наконец, подошла к раке преподобного, женщина упала на колени перед мощами, начала очень сильно плакать и громко всхлипывать, не в состоянии сдержать своих чувств. Вокруг нее собралось много людей с сочувствием глядящих на распростершуюся у мощей пенсионерку. Она рыдала навзрыд и не могла остановиться. Припадала к раке с мощами и целовала ее. Увидев, что ее окружили паломники, она смутилась и сквозь рыдания проговорила: «Люди добрые, я плачу не с горя, а с радости. Я приехала с Донбасса поблагодарить этого великого угодника».

Эта раба Божия была больна редкой и неизлечимой болезнью – сибирской язвой, которая достигла той фазы, когда ткани тела уже начали отделяться от костей. Она днями лежала в своей комнате, не вставая с постели, очень страдала от боли и уже ожидала смерти. Однажды она задремала и увидела странное видение – полусон-полуявь.

Приходит к ней богатырь в древнерусских одеждах, в шлеме и кольчуге. Болящая изумленно наблюдала за ним, поскольку никогда таких людей не видела. А богатырь тем временем берет косу, идет вокруг нее по полю и косит траву, из которой выползают змеи, убегают в разные стороны и исчезают. Богатырь, ласково посмотрев на страдалицу, говорит: «Больше ты болеть не будешь. Господь благоволил тебя исцелить. Ты наследница по крови нашего рода. Я — Илья Муромец. Мои мощи лежат в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры».

Видение закончилось, и женщина открыла глаза. И сразу почувствовала, что нет той жуткой боли, от которой она столько страдала и мучилась. С радостью и волнением она прислушивалась к новым ощущениям в теле. Ей вдруг захотелось включить телевизор, который стоял у нее в комнате. Она протянула руку к пульту, нажала клавишу и потрясенная замерла. По телевизору в этот момент шла передача о Киево-Печерской Лавре и как раз рассказывали об Илье Муромце.

Женщина была невозможно изумлена таким совпадением. Она все яснее ощущала, что у нее ничего не болит, начала двигать руками и ногами. «Я встала на ноги и поняла, что могу идти. И только тут осознала, что со мной произошло чудо, о котором сказал святой богатырь в видении — делилась исцеленная. — Слезы неудержимо заливали лицо, сердце выскакивало из груди.

Невозможно описать мои чувства. И тогда я дала обет: как только смогу собрать нужную сумму от пенсии, обязательно приеду в Киев, приду в Киево-Печерскую Лавру и поблагодарю Илью Муромца за исцеление. И вот я приехала к этому великому святому. К былинному русскому богатырю».

Стоит сказать, что женщина оказалась из дальних потомков святого.

Ближним и дальним помогает угодник Божий и сейчас – по вере дается всем молящимся ему об исцелении болезней, укреплении духа, защите от врагов.

Наталья Сазонова

Молитва, тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:

Приидите, всивернии, / песньми духовными почтим / преподобнаго отца нашего Илию Муромскаго, / светильника обители Печерския и всея России великаго заступника, / образ подвига воинскаго и духовнаго нам показавшаго, / чудес благодатию ныне сияюща. / Темжепритекающе к раце мощей его, / любовию целуем и вопием: / моли Христа Бога / сохранити Отечество наше // и даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:

Яко светило великое Российския земли, / Небеснаго Царя воевода непобедим явился еси, / и монашествующих богодухновенное украшение. / Ныне же со Ангелы Престолу Божию предстоя, / Владыку Христа, всех Творца, моли / избавитися от всяких бед и скорбей / чтущим святую память твою, да зовем ти: // радуйся, Илие, преподобне отче наш.

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем предстательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во гресех наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитисянепрестанневосхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источники

https://monomah.org/archives/12106

https://azbyka.ru

http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/k-voprosu-o-kanonizacii-ili

https://rg.ru/2017/01/19/reg-cfo/v-izbe-bogatyria-ili-muromca-zhivet-dvadcat-sedmoe-pokolenie.html

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28105190_65439431.pdf

https://www.pravenc.ru/text/389413.html

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

6 комментариев
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. 18 июня

Святые

За что святой Вонифатий получил благодать в избавлении от пьянства, запоев и блудной страстиЗа что святой Вонифатий получил благодать в избавлении от пьянства, запоев и блудной страсти

0 Comments
Мученик Вонифатий - память 1 января

Памятью мученика Вонифатия всегда было 19 декабря, последние, строгие дни Рождественского Поста. И лишь с переходом страны на «новый стиль» (григорианский календарь), государственной «отменой» Рождества и началом всеобщего празднования Нового года, который до 1917 г. как-то терялся на фоне Рождественских дней, да известен больше был

Святые

«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

0 Comments
Татьяна - святая мученица

Настоятель храма святой Татианы при Московском университете, протоиерей Владимир Вигилянский в одной из проповедей на Татьянин день призвал слушателей подумать: «Почему юная дочь римского консула во времена правления императора Александра Севера (208-235) стала покровительницей всего русского студенчества?Почему у католиков мученица Татьяна – это «третьестепенная» святая?

Святые

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа БелгородскогоРусский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

0 Comments
Иоасаф Белгородский

«И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа Белгородского — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены…» Так

Святые

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать «чудесно спасшимся», и за убиенного царевича Дмитрия Угличского или «воевод царевича» выдавали себя люди крайне сомнительной честности и репутации. За всеми этими политическими дрязгами времени русской

Святые