------------------- Вознесение Господне - праздник
Православие сегодня Праздники От Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июль

От Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июль

0 Comments
Вознесение Господне - праздник

Ровно 40 дней отделяют двунадесятый праздник Вознесения Господня от Воскресения Христова. В этот день Христос Воскресший видимым образом оставляет мир – чтобы быть со Своими чадами, как Он сказал, «до скончания века» (Мф.28:20)

Что празднуют

Церковь воспоминает в этот день, как Христос вознесся на небо в присутствии Своих учеников. Праздник, дата которого зависит от «подвижного» праздника Пасхи, каждый год приходится на разные дни.

Постный день или нет

40 дней по Пасхе всегда четверг, поста в этот день не положено. Но он не отменяется ни накануне, в среду, ни на следующий день, в пятницу.

Вознесение Господне - икона праздника

Вознесение Господне: праздничная икона. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Календарь от Вознесения до Петрова дня

Первый воскресный день по Вознесении посвящен отцам I Вселенского Собора, утвердившим догмат о Единосущии Бога Сына Отцу. Память блгв. царевича Димитрия Угличского. Попразднество Вознесения длится до пятницы.

А уже на следующий день – Троицкая родительская суббота — поминовение усопших , которое предшествует празднику Троицы. Сам День Сошествия Святого Духа на Апостолов  – воскресенье.

За этим великим праздником последует сплошная праздничная седмица, когда нет поста в среду и пятницу:

Петровский пост– легкий и утешительный, также наполнен праздниками и памятными датами:

Ну а 12 июля – день, который в старину называли «Петровым», хотя правильно говорить о празднике Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

От земли на небо: куда и как вознесся Христос

Вознесение описывают Евангелисты Марк и Лука, причем св. Марк просто говорит о том, что Христос, благословляя учеников, «стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Мк.24:51), а св. Лука добавляет, что:

  • это случилось через 40 дней после Воскресения;
  • удаляясь от учеников, Христос скрылся в облаке.

Таким образом, Писание ясно говорит, что Господь вознесся на небо.

Богословское значение и смысл дня

Вознесение тела, а не только души (как происходит с нашими усопшими сродниками) знаменует, что Христос Воскресший – собрат людей по плоти, и именно с человеческим телом он ныне пребывает на Небе. Это говорит и о нашей будущей участи – всеобщем воскресении и соединении с Богом.

А вот свт. Филарет Московский обращает внимание на то, что символизирует благословения возносящегося Христа:

«Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его».

  1. Читайте также: «Я с вами до скончания века» — проповедь современного священника о значение события Вознесения для христианина

Описание праздничной иконы

Иконография праздника сложилась к VI в.

Праздничная икона Вознесение Господне

Вознесение Господне. Так выглядит икона праздника

Именно с этого времени известна устоявшаяся традиция, согласно которой:

  • в верхней части образа пишется окруженный Ангелами возносящийся Христос в белом одеянии; Его окружает сияние – мандорла;
  • внизу образа – Богородица с молитвенно поднятыми руками, и Апостолы, которые оживленно жестикулируют – так иконописцы передают их потрясение от происходящего.

Цвет богослужения и другие особенности

Как и одеяния Господа на образе праздника, цвет облачений служителей храма с этого дня и до Отдания  Вознесения – белый (отныне в красном будут служить лишь в отдельные дни – памяти св. Иоанна Предтечи, чтимых мучеников).

Вознесение Господне - Цвет облачений - белый

Белый символизирует переход, переходное состояние. Например, в белом священник служит панихиду – в знак того, что усопшие переходят от жизни земной к небесной.

Ну а применительно к Вознесению белизна значит:

  • переход Христа Воскресшего от земли к небу;
  • то, что в таком же состоянии «перехода» находились Его ученики.

Еще 10 дней и для них, свидетелей Воскресения, после Сошествия Святого Духа начнется новая жизнь. Простые и «некнижные» рыбаки станут великими проповедниками, чудотворцами, пророками – их назовут «столпами Церкви». А пока – молитва и ожидание Обетованного Утешителя.

Это ожидание проявляется не только с цветах облачений в храме. Как во время служб, так и на домашнем молитвенном правиле более не поется тропарь Пасхи, со дня Воскресения заменивший молитву Святому Духу.

Но и любимое многими обращение к Третьему Лицу Троицы тоже не звучит. Вместо него… не положено ничего! Так, в молчании и чаянии Утешителя как бы замирает вся Церковь. От Вознесения до дня Святой Троицы утренние и вечерние молитвы начинаются с Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»).

Служба в храме - Вознесение Господне

Крестный ход и водосвятный молебен бывает на праздник Вознесение Господня

  1. Узнайте также: Отдание Пасхи — праздник перед Вознесением Господним

Что читают и поют в храме

Вот как звучит тропарь праздника: «Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра».

В нем говорится о радости учеников о Господе, и об ожидании ими Святого Духа.

А это песнопение – кондак дня, содержащий богословское толкование праздника. Он – о соединении земного и небесного, о том, что Господь, отшедший от мира видимо, продолжат быть с учениками и со всем верующими: «Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы».

Как это было: евангельские события

В Евангелии от Иоанна, написанном на несколько десятилетий позже других, событие не упоминается, так как оно было уже хорошо известно христианам.

От Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июль

Ведь о Вознесении прямо или косвенно говорили свв. Матфей, Марк и Лука. При этом:

  • подробнее всего о нем рассказал св. Лука – в своем Евангелии и 2 главе Деяний Апостолов;
  • св. Марк лишь говорит, что Господь, благословляя учеников, стал возноситься на небо;
  • св. Матфей не упоминает о Вознесении вообще; но им записаны слова Христа: «Аз Есмь с вами все дни до скончания века». Именно они вошли в кондак праздника, как последние, сказанные Им Апостолам перед Вознесением.

Однако, и самый подробный рассказ о событии, у св. Луки, занимает не более нескольких строк.

От Воскресения до Вознесения

Согласно св. Луке, между двумя событиями прошло 40 дней. В продолжении их Господь не раз являлся Апостолам. Евангелистами в общей сложности описано семь его встреч с учениками – по отдельности, как, например, явление Марии Магдалине или свв. Луке и Клеопе, и со всеми вместе.

Однако, это далеко не все происходившие события. Св. Иоанн Богослов пишет, что «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). То, что дошло до нас благодаря Евангелистам, записано ими по внушению Святого Духа, чтобы, по слову св. Иоанна Богослова к современным ему христианам, «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

Можно предположить, что Господь открывал Апостолам некие тайны Царства Божия, может быть, говорил об их миссии, о будущем. Восприняли ли они это? Очевидно, не вполне. Ведь уже зная о Вознесении, они все еще, согласно св. Луке, спрашивают:

«Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). То есть – все еще думают, что Мессия может быть земным царем – и это несмотря на все, что они видели и слышали в эти 40 дней. В ответ на этот вопрос звучат последние пред Вознесением слова Господа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли…»

После этого на глазах учеников Христос начал медленно подниматься на воздух, и, наконец, «облако взяло Его из вида их». Так совершилось Вознесение.

Место Вознесения

Событие случилось на Елеонской горе. Она расположена восточнее Иерусалима и отделяет Святой Город от Иудейской пустыни. Высота Елеона – 1200 м над уровнем моря, при этом собственно Гора Вознесения – одна из трех вершин, самая высокая. Место Вознесения расположено несколько ниже собственно вершины. Сейчас здесь находится часовня, посвященная событию, близ которой – след на камне от левой стопы Господа.

От Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июль

Часовня на месте Вознесения Христа на Елеонской горе

Сейчас место принадлежит мусульманам. Они разрешают совершать здесь христианские службы лишь на праздник Вознесения. Однако, поблизости, несколько восточнее, находится действующий русский женский монастырь Вознесения Господня. С XIX в., когда этот участок был приобретен Русской Церковью, он именуется «русским местом». Обитель известна 60-метровой колокольней, которую называют «русской свечой». Здесь совершаются ежедневные службы, принимают паломников.

От Вознесения до Троицы

О последовавших 10 днях рассказывает уже только св. Лука, и то очень мало. Например, в это время жребием был избран Апостол Матфий на место предателя Иуды, чтобы восполнить число двенадцати. Но основным содержанием жизни небольшой общины учеников Господа были ожидание Святого Духа и совместная молитва – пока однажды во время нее на них не сошел Святой Дух.

История установления даты

Церковные историки полагают, что в первые века Вознесение праздновалось вместе с Троицей и не было отдельным праздником. И лишь в IV в. оно стало отмечаться на 40 день по Пасхе – на основании того, что о Вознесении на 40 день по Воскресении рассказывал св. Лука

Почитание на Руси

Исторически известно более 500 церквей, посвященных празднику. Можно встретить точку зрения, что храмы Вознесения отличались от других белым цветом стен, однако, это не совсем так:

  • в Древней Руси белокаменными были очень многие храмы, не только Вознесенские, так как белый был цветом перехода от земли к небу;
  • более поздние храмы могли иметь и стены красного цвета, как, например, церковь в Москве за Серпуховскими воротами, или же желтые – как столичная же церковь XVIII в. на Гороховом поле.
  • Купола же церквей Вознесения, как правило, были золочеными, так как золото – символ Царства Небесного.

По имени храма часто называли село, где он находился. Самое известное Вознесенское, конечно, Вознесенский Посад близ другого села, Иваново. В 1871 г. они были объединены в город – Иваново-Вознесенск (в советские годы – Иваново).

Работать нельзя?

Какого-либо уставного запрета на рабочее дело в праздник, конечно, нет, хотя в древности само собой разумелось, что «праздник» представляет собой «упразднение», удаление от мирских дел, на то он и праздник. Так, в Российской империи день действительно был нерабочим – чтобы дать возможность православным, которых было абсолютное большинство, прийти в храм на службу, отметить праздник дома.

К настоящему времени, когда государство светское, день считается будним, поэтому попасть на службу могут далеко не все. Но по возможности занятые на работе христиане стараются прийти хотя бы на всенощную накануне, или, если это невозможно, помолиться дома, почитав канон или акафист празднику.

Народные традиции и обычаи

Среди них можно выделить:

  • запрет на работу в этот день;
  • различные языческие суеверия – например, принято было обходить поля, поедая при этом… яичницу; считалось, что это поспособствует хорошему урожаю;
  • а вот еще один обычай – «провожать Христа на небо», распространенный в Сибири; мужчины выходили на пригорки и палили в небо из ружей – холостыми зарядами.

Не то, чтобы этот обычай был языческим. Материалы этнографов говорят, что при этом даже молились, например, так:

«О, батюшка, Исус Христос! Помоги Тебе подняться на небо. Батюшко! Недолго пожил на земле с нами, грешными. Помоли за нас, грешных, и прости наши грехи. О, Боже мой!»

Приметы дня

Многие из них говорят о том, что крестьяне тонко чувствовали природу, ее
пробуждение и связь с миром небесным.

Ночь на Вознесение считалась «соловьиной», когда птицы славят Христа – считалось даже, что ловить их именно на Вознесение – крайне грешно и нечестиво.

А вот какое присловье посвящено растениям:

«К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают – Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают»

Как празднуют в других странах

Православные и католики, по сути, едины в своем почитании праздника, хотя и отмечают его в разные дни года, так как Пасха (от которой зависит дата праздника) западных и восточных христиан совпадает редко:

  • в Греции на Вознесение проводятся шествия с иконой праздника, а также парады;
  • у католиков принято во время богослужения поднимать статую Христа вверх, символизируя Его Вознесение; тогда же гасятся пасхальные свечи.

Есть страны и даже отдельные города, где праздник является выходным днем:

  • например, в итальянской Венеции принято проводить парусные регаты; традиция идет от обычая, чтобы в этот день дож, глава города «женился на море» во избежание неприятностей от водной стихии;
  • в Германии Вознесение также выходной, так как на этот день приходится государственный праздник – День отца;
  • в Австрии Вознесение – время музыкальных фестивалей; а за трапезой предпочитают птицу, что как бы символизирует путь к небу.

Эти и многие другие обычаи, конечно, восходят как к языческому прошлому, так и к в чем-то наивной, но искренней вере предков. Ныне многие жители Европы предпочитают на праздник развлечения молитве и богослужению.

И как обращение к ним – и к нам тоже – ныне звучат слова прп. Ефрема Сирина: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо».

Наталья Сазонова

Простыми словами о Святой Троице 

Цитаты святых отцов

  1. «Потому-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо». Святитель Иоанн Златоуст
  2. «О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего». Святитель Димитрий Ростовский.
  3. «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками, и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос Глава на небо, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф. 27, 51), и открылся путь и вход в Царствие Небесное верным (Евр. 10, 19–20)». Святитель Тихон Задонский.

Отрывок из проповеди

«Вознесение, которое совершил Господь, оно должно быть совершено всеми нами. Вознесение начинается, как и Воскресение еще в этой жизни. В этом смысле Господь, разрушив Своим подвигом царство ада, победив смерть, Он еще в этой жизни сделал нашу жизнь вечной. Вечность начинается еще здесь на земле точно так же, как вознесение нашей души должно начаться еще здесь на земле.

Мы возносимся к Богу в молитве, мы возносимся к Нему, принимая Христовы тайны. Мы возносимся к Нему, когда исполняем заповеди Божии с мыслью о Христе. Если мы этого не делаем, если жизнь наша становится набором правил, в котором нет связующего центра, которым является Христос, то наши усилия становятся напрасными.

Мы сами чувствуем, что нам что-то не хватает, что мы делаем вроде бы все, как положено, как нам говорят наши наставники, но, однако же, в душе не сияет Христос, в душе нет свободы жизни во Христе, нет благодати.

Это потому, что мы утеряли самое главное, мы утеряли центростремительное движение ко Христу. И вот в этот праздник Вознесения призываем вас помнить об этом, что христианская жизнь в центре своем должна иметь Спасителя.

Если этого нет, то все остальное, чтобы мы не делали, по-видимому, хорошее, разумное, благочестивое, оно становится пустым и мертвым. Нам это не видно, мы этого не понимаем, потому что в массе своей люди рядом с нами поступают точно так же, но, тем не менее, это так.

Душа наша мертвеет и постепенно отходит от Бога. Человек начинает замечать, что он потерял ревность, что он перестал читать молитвы. Он даже с трудом совершает утренние и вечерние молитвы. Он думает: почему же так? Он думает, что он немощен, оправдывает себя. Но все дело в том, что его подвиг не был устремлен ко Христу. Он был устремлен на что-то другое, на какие-то свои собственные представления, на свои собственные понимания.

А истинное послушание Христу, движения за Ним с отвежением своих собственных желаний, устремлений, хотений на самом деле не было. Вот в этот день Вознесения Христова призываем вас всех стараться помнить об этой истине и помнить, что жизнь вечная начинается еще здесь. Спаси всех Господь. Иеромонах Димитрий (Волков). Оптина пустынь, 25 мая 2017 г.

Поздравления

«Поздравляю с Вознесением! Пускай Господь охраняет вашу семью от зла и ненастья и дарит вам благополучие, любовь и благодать. Пускай на сердце будет светло и спокойно, каждый день приносит радость».

«Поздравляю с Вознесением Господним и желаю всего самого доброго и светлого в этот замечательный праздник! Пускай душа будет полна счастья, радостных эмоций и любви! Пускай Господь пошлет свое благословение и помогает во всех благих делах и начинаниях!»

А вот какие стихи русских поэтов могут стать поздравлением к празднику

Аполлон Майков

Смотри, смотри на небеса,

Какая тайна в них святая

Проходит молча и сияя

И лишь настолько раскрывая

Свои ночные чудеса,

Чтобы наш дух рвался из плена,

Чтоб в сердце врезывалось нам,

Что здесь лишь зло, обман, измена,

Добыча смерти, праха, тлена,

Блаженство ж вечное – лишь там.

 

Свт. Иоанн (Шаховской)

 

В небесную не вознесенный твердь,

Но чуть поднявшийся над прахом,

Христову жизнь, Христову смерть

Пою с веселием и страхом!

 

Земля неплодна и суха,

Но пенье в Божьем винограде:

Страшась, поем – из-за греха,

И веселясь – спасенья ради.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дняВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: история праздника в коротких фактах, особенности службы в храме и молитвы дня

0 Comments
Воздвижение Креста Господня: праздничная служба в храме

Это один из дней года, когда верующим для поклонения износится из алтаря Распятие. А в кафедральных храмах совершается еще и особый Чин его Воздвижения, подобно тому, что впервые был совершен в далеком IV в. Этот обряд увидят те, кто придет на всенощное бдение вечером накануне

Праздники

Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054 гг): как это было+смысл и значениеОсвящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054 гг): как это было+смысл и значение

0 Comments
9 декабря - День Георгия Победоносца, освящение церкви в Киеве

Праздник освящения одного из первых монастырских киевских храмов, который возвели в XI веке, посвящен великомученику Георгию Победоносцу. Исторически этот день был значимым для русских крестьян: он завершал осенние сельхозработы и «открывал» зиму. Кроме того, крестьянин, решивший переехать на другое место жительства, мог сделать это именно в

Праздники

14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

2 комментария
Медовый Спас

Медовый Спас открывает цикл «продуктовых праздников» августа. Так получилось, что народная молва нарекла церковное торжество Медовым, тем самым свела весь смысл к освещению мёда в этот день. А между тем эта дата (14 августа по новому стилю или 1- по старому) богата на исторические события

Праздники

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Что и как празднуют христиане 21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Что и как празднуют христиане 21 ноября

0 Comments
Собор Архангела Михаила 21 ноября

21 ноября православные христиане отпразднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Дата празднества непереходящая (не меняется). Если день не выпадает на среду или пятницу — поста нет, поэтому за трапезой можно вкушать мясные и молочные продукты. Коротко расскажем о значении праздника, традициях и самих

Праздники

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой БогородицыТрадиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

0 Comments
Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – всегда особый день. Иногда землю покрывает первый снег. А в иной год в ясном, голубом – цвета одежд Божией Матери! – небе сияет солнце. И при взгляде на него особенно чувствуется смысл праздника – радость о небесном заступничестве Пречистой. Что

Праздники