------------------- 9 декабря - День Георгия Победоносца, освящение церкви в Киеве
Православие сегодня Праздники Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054 гг): как это было+смысл и значение

Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054 гг): как это было+смысл и значение

0 Comments
9 декабря - День Георгия Победоносца, освящение церкви в Киеве

Праздник освящения одного из первых монастырских киевских храмов, который возвели в XI веке, посвящен великомученику Георгию Победоносцу. Исторически этот день был значимым для русских крестьян: он завершал осенние сельхозработы и «открывал» зиму. Кроме того, крестьянин, решивший переехать на другое место жительства, мог сделать это именно в это время. Куда меньше людей знало настоящую причину установления этого церковного торжества и его смысл. Мало кто задумывается об этом и в наши дни.

Что празднуют православные

Юрьев день, называвшийся народом «Егорий осенний» (ведь есть еще и «вешний Егорий», 6 мая):

  • является памятью освящения церкви в Киеве, посвященной святому; событие случилось, как полагают историки, между 1051 и 1054 гг.
  • считается первым собственно русским церковным праздником, который появился в Святцах.

Как это было

Дата установлена с середины XI в. по инициативе князя Ярослава Мудрого как общерусский праздник. Смысл ее для лично князя состоял в том, что был освящен храм его святого покровителя (в Крещении Ярослав носил имя Георгия).

Освящение Георгиевской церкви в Киеве

Георгиевская церковь в Киеве Вид храма до реконструкции конца XIX века

Кроме того:

  • церковный смысл установления праздника связан был с утверждением Киева как города, значение которого не меньше, чем у Константинополя: для освящения храма был избран день, когда в столице Византии за несколько столетий до того была также освящена церковь св. Георгия;
  • был и своего рода государственный смысл празднования: Ярослав утверждал самодостаточность, свободу от внешнего (византийского) влияния не только Русской Церкви, но и Руси как государства – примечательно, что незадолго до этого произошла война с Руси Византией и фактический разрыв отношений с ней.

Русь и Византия: борьба амбиций

Боевые действия, известные как русско-византийская война, начались в 1043 г., когда в Константинополе убили одного из русских купцов, а также разорили пристани и склады, принадлежавшие другим купцам с Руси.

Впрочем, противоречия между странами копились долгие годы, а связаны они были как с попытками империи оказывать влияние на Русь, так и с тем, что император Константин Мономах попытался распустить состоявшие у него на службе отряды наемников из числа варягов и славян. Все это привело к тому, что Ярослав направил русский флот на Константинополь. Однако, поднявшаяся буря разметала корабли.

При этом часть русских ратников смогли высадиться на землю – но здесь их встретили войска императора. Поражение было унизительным, так как к пленным воинам было применено наказание, предназначенное для вышедших из повиновения рабов: византийцы, согласно «Повести временных лет», ослепили пленных и в таком виде отпустили на Русь.

Боевые действия удалось закончить миром лишь через 3 года, в 1046. Чтобы примириться с русским великим князем, Константин Мономах выдал свою дочь за его младшего сына, Всеволода (именно от этого брака родился знаменитый Владимир Мономах, будущий великий князь). Однако, полного примирения так и не наступило.

Русский митрополит

Известно, что по инициативе Ярослава на Руси, входившей в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, даже был поставлен собственный митрополит, Иларион. Именно он, как известно из летописи, и освящал храм св. Георгия в Киеве – и это стало явным вызовом Византии. О нем, впоследствии прославленном святом Русской Церкви, известно немного:

  • будущий владыка был «мирским иереем», то есть «белым», не монашествующим священником;
  • одно время он, вероятно, служил в храме села Берестово, которое было резиденцией великого князя; но впоследствии удалился от мира и стал подвижничать в одной из пещер на берегу Днепра;
  • вероятно, именно от этих подвижнических трудов Иларион был «взят на митрополию» по воле хорошо знавшего его великого князя, между 1037 и 1051 г. (более точная дата не установлена);
  • о том, принимал ли иерей Иларион монашество, не известно ничего; современные церковные историки полагают, что он мог стать митрополитом и не будучи иноком – традиция монашествующего епископата еще только утверждалась на христианском Востоке.

Куда более известны сочинения святого, и, прежде всего, его «Слово о законе и благодати», проповедь, произнесенная при освящении церкви Благовещения Пресвятой Богородицы над Золотыми воротами Киева. Именно здесь впервые говорится о том, что Русь, принявшая христианство позже других народов, имеет ту же Благодать Христа, что и они, а земля Киева так ж освящена Христом, как и Константинополь:

«Вера бо благодетьна по всеи земли простреся и до нашего языка рускаго доиде… людие Божии нарекохомся… сынове Его прозвахомся».

Утверждением святости Руси стало, конечно, и освящение храма вмч. Георгия, построенного «против врат» собора Софии Премудрости Божией в Киеве.

Церковь

Она была задумана, как соборная для основанного Ярославом мужского монастыря вмч. Георгия. Против этой обители располагалась женская, посвященная памяти вмч. Ирины. И если вмч. Георгий – покровитель Ярослава, то св. Ирине была тезоименита жена великого князя, скандинавская принцесса Ингигерда. Несомненно, особый Божий промысел русичи видели в том, что и в Царьграде (Константинополе) также существовали два монастыря с таким посвящением – и оба находились близ «великой церкви Святой Софии», самого знаменитого храма православного мира.

Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054 гг): как это было+смысл и значение

Стамбул. Храм Святой Софии сегодня. «Премудрость в снегу».

Известно, что Георгиевский храм был задуман Ярославом еще около 1037 г., в разгар войны с Византией. Летописи упоминают о том, что строился он достаточно долго из-за того, что было мало желающих работать на строительстве – и лишь когда князь установил высокую плату строителям, церковь была достроена. Известно, что храм:

  • располагался «по правой стране святыя Софии»;
  • имел площадь примерно 27х24 м; высота церкви точно не установлена, ведь уже к XVII в. от нее сохранился лишь фундамент: храм погиб при захвате Киева монголами в 1240 г. и в первоначальном виде никогда не возродился.

Впоследствии на фундаменте древнего храма церковь восстанавливалась дважды –

  • во 2 пол. XVII в., когда киевский воевода Ю. Трубецкой распорядился построить деревянную церковь – память о прежней;
  • в 1744 г. – в камне; впоследствии Георгиевская церковь перестраивалась в конце XIX в.

    Георгиевская церковь в Киеве

    Георгиевская церковь в Киеве. Внешний вид храма после 1884 г

В 1934 г. церковь была разрушена советской властью – археологи успели лишь немного поработать с фундаментом древней церкви, который обнаружился при сносе, установить размеры прежнего храма, особенности кладки. Ныне от Георгиевской церкви нет и фундамента.

Значение

Если говорить о нем, как «демонстрации самостоятельности» Русской Церкви и Руси, то его праздник потерял уже через несколько десятилетий: Ярослав, а позже – его дети, примирились с Патриархией, приняли греческого митрополита. После этого из источников были «вымараны» упоминания о русском митрополите Иларионе – и лишь его «Слово о законе и благодати» дошло до потомков. Судьба же самого владыки осталась в безвестности.

У некоторых современных историков есть версия, что смиренный Иларион принял монашество в той самой пещере, где подвизался до взятия на митрополию – ведь после него поселился здесь прп. Антоний Печерский, а чуть позже – десятки иноков, образовавшие знаменитый Киево-Печерский монастырь. Предполагают даже, что монашеским именем святителя могло быть Никон: действительно, этот святой, упоминаемый Киево-Печерским патериком, имел сан иерея, но о его биографии в миру ничего не известно. Так не был ли он «исчезнувшим» митрополитом? Впрочем, все это лишь догадки.

Исторически православные Руси воспринимали праздник как:

  • еще один повод сугубо помолиться св. Георгию, любимому святому;
  • время перехода от осени к зиме; и не только этого перехода…

Юрьев день в истории

Судебник великого князя Ивана III, появившийся в 1497 г., впервые письменно фиксирует обычай, согласно которому крестьянин, желающий сменить место жительства, делал это в течение недели до и недели – после 9 декабря, памяти вмч. Георгия. Отменен этот «Юрьев день» был в 1590 г. – разумеется, не как церковный праздник, а как «точка» перехода крестьян к другим владельцам.

О чем молиться 9 декабря Георгию Победоносцу

Ныне святой – по-прежнему один из любимых православными, покровитель воинов, заступник слабых и гонимых. О чем же молиться ему в этот день? Может быть, о поруганном безбожниками Киеве и страдающем монастыре, некогда возникшем на месте подвижничества первого митрополита-славянина, а еще – о прекращении распрей и вражды. Иначе не возродится Святая Русь, о которой, вероятно, говорил свт. Иларион, освящая Георгиевскую церковь в далеком XI в.

Наталия Сазонова

Молитвы дня

Молитвословия великомученику Георгию Победоносцу, ради освящения храма его в Киеве:

Тропарь, глас 4

Днесь блажа́т тя ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́/ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й твой храм/ да́ти очище́ние грехо́в,/ умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на вра́ги побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный храм, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бог созда́ти во и́мя его́,/ Éдин во святы́х почива́яй.

Величание

Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й Гео́ргие,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ претерпе́л еси́.

Молитва

О всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по  беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости.

Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием.

Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Неделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храмеНеделя святых праотец: кто они+о чем Евангелие дня, которое читают в это воскресенье в храме

0 Comments
Неделя святых праотец

24 декабря — Неделя святых праотцев. Это празднование приходится на разные дни декабря – но всегда на воскресенье. Еще несколько столетий назад день был особенно любим церковным народом, так как в этот день в храме совершался чин, увидеть который можно было только один раз в

Праздники

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году – как это было+что празднует ЦерковьПоложение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году – как это было+что празднует Церковь

0 Comments
Положение ризы Господней - что значит праздник

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, –

Праздники

Ильин день: 8 шокирующих суеверий и 7 благочестивых народных традицийИльин день: 8 шокирующих суеверий и 7 благочестивых народных традиций

0 Comments
Ильин день

Ильин день — праздник одного из самых любимых святых христианского Востока ныне известен широкой российской публике, прежде всего, как День ВДВ с его специфическими традициями, часть из которых вполне христианские, часть — светские. Причудливое смешение разных традиций, впрочем, всегда было характерной чертой дня памяти этого

Праздники

14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков14 февраля — Трифонов день, или Кто назначил святого покровителем охотников и рыбаков

0 Comments
День святого Трифона -14 февраля

Есть событие для православной России значительное и замечательное (при этом без всяких маркетинговых штучек) — День памяти святого Трифона Апамейского, который приходится на 14 февраля. Но все отнюдь не просто… Святой Трифон на Руси На Руси почитание стало распространяться после истории «О царском сокольничем», произошедшей

Праздники

Католическое Рождество: дата, обычаи и отличительные особенностиКатолическое Рождество: дата, обычаи и отличительные особенности

0 Comments
Рождество католическое

На Западе именно праздник Рождества Христова утвердился как главный по значению для христиан и не только дня них, тогда как на Востоке таким торжеством все же является Пасха. Чем же празднование Рождества отличается от православной традиции?  Праздник у католиков и протестантов У всех христиан Запада

Праздники