Праздник освящения одного из первых монастырских киевских храмов, который возвели в XI веке, посвящен великомученику Георгию Победоносцу. Исторически этот день был значимым для русских крестьян: он завершал осенние сельхозработы и «открывал» зиму. Кроме того, крестьянин, решивший переехать на другое место жительства, мог сделать это именно в это время. Куда меньше людей знало настоящую причину установления этого церковного торжества и его смысл. Мало кто задумывается об этом и в наши дни.
Что празднуют православные
Юрьев день, называвшийся народом «Егорий осенний» (ведь есть еще и «вешний Егорий», 6 мая):
- является памятью освящения церкви в Киеве, посвященной святому; событие случилось, как полагают историки, между 1051 и 1054 гг.
- считается первым собственно русским церковным праздником, который появился в Святцах.
Как это было
Дата установлена с середины XI в. по инициативе князя Ярослава Мудрого как общерусский праздник. Смысл ее для лично князя состоял в том, что был освящен храм его святого покровителя (в Крещении Ярослав носил имя Георгия).
Кроме того:
- церковный смысл установления праздника связан был с утверждением Киева как города, значение которого не меньше, чем у Константинополя: для освящения храма был избран день, когда в столице Византии за несколько столетий до того была также освящена церковь св. Георгия;
- был и своего рода государственный смысл празднования: Ярослав утверждал самодостаточность, свободу от внешнего (византийского) влияния не только Русской Церкви, но и Руси как государства – примечательно, что незадолго до этого произошла война с Руси Византией и фактический разрыв отношений с ней.
Русь и Византия: борьба амбиций
Боевые действия, известные как русско-византийская война, начались в 1043 г., когда в Константинополе убили одного из русских купцов, а также разорили пристани и склады, принадлежавшие другим купцам с Руси.
Впрочем, противоречия между странами копились долгие годы, а связаны они были как с попытками империи оказывать влияние на Русь, так и с тем, что император Константин Мономах попытался распустить состоявшие у него на службе отряды наемников из числа варягов и славян. Все это привело к тому, что Ярослав направил русский флот на Константинополь. Однако, поднявшаяся буря разметала корабли.
При этом часть русских ратников смогли высадиться на землю – но здесь их встретили войска императора. Поражение было унизительным, так как к пленным воинам было применено наказание, предназначенное для вышедших из повиновения рабов: византийцы, согласно «Повести временных лет», ослепили пленных и в таком виде отпустили на Русь.
Боевые действия удалось закончить миром лишь через 3 года, в 1046. Чтобы примириться с русским великим князем, Константин Мономах выдал свою дочь за его младшего сына, Всеволода (именно от этого брака родился знаменитый Владимир Мономах, будущий великий князь). Однако, полного примирения так и не наступило.
Русский митрополит
Известно, что по инициативе Ярослава на Руси, входившей в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, даже был поставлен собственный митрополит, Иларион. Именно он, как известно из летописи, и освящал храм св. Георгия в Киеве – и это стало явным вызовом Византии. О нем, впоследствии прославленном святом Русской Церкви, известно немного:
- будущий владыка был «мирским иереем», то есть «белым», не монашествующим священником;
- одно время он, вероятно, служил в храме села Берестово, которое было резиденцией великого князя; но впоследствии удалился от мира и стал подвижничать в одной из пещер на берегу Днепра;
- вероятно, именно от этих подвижнических трудов Иларион был «взят на митрополию» по воле хорошо знавшего его великого князя, между 1037 и 1051 г. (более точная дата не установлена);
- о том, принимал ли иерей Иларион монашество, не известно ничего; современные церковные историки полагают, что он мог стать митрополитом и не будучи иноком – традиция монашествующего епископата еще только утверждалась на христианском Востоке.
Куда более известны сочинения святого, и, прежде всего, его «Слово о законе и благодати», проповедь, произнесенная при освящении церкви Благовещения Пресвятой Богородицы над Золотыми воротами Киева. Именно здесь впервые говорится о том, что Русь, принявшая христианство позже других народов, имеет ту же Благодать Христа, что и они, а земля Киева так ж освящена Христом, как и Константинополь:
«Вера бо благодетьна по всеи земли простреся и до нашего языка рускаго доиде… людие Божии нарекохомся… сынове Его прозвахомся».
Утверждением святости Руси стало, конечно, и освящение храма вмч. Георгия, построенного «против врат» собора Софии Премудрости Божией в Киеве.
Жития в фактах: Великомученик Георгий Победоносец
Церковь
Она была задумана, как соборная для основанного Ярославом мужского монастыря вмч. Георгия. Против этой обители располагалась женская, посвященная памяти вмч. Ирины. И если вмч. Георгий – покровитель Ярослава, то св. Ирине была тезоименита жена великого князя, скандинавская принцесса Ингигерда. Несомненно, особый Божий промысел русичи видели в том, что и в Царьграде (Константинополе) также существовали два монастыря с таким посвящением – и оба находились близ «великой церкви Святой Софии», самого знаменитого храма православного мира.
Известно, что Георгиевский храм был задуман Ярославом еще около 1037 г., в разгар войны с Византией. Летописи упоминают о том, что строился он достаточно долго из-за того, что было мало желающих работать на строительстве – и лишь когда князь установил высокую плату строителям, церковь была достроена. Известно, что храм:
- располагался «по правой стране святыя Софии»;
- имел площадь примерно 27х24 м; высота церкви точно не установлена, ведь уже к XVII в. от нее сохранился лишь фундамент: храм погиб при захвате Киева монголами в 1240 г. и в первоначальном виде никогда не возродился.
Впоследствии на фундаменте древнего храма церковь восстанавливалась дважды –
- во 2 пол. XVII в., когда киевский воевода Ю. Трубецкой распорядился построить деревянную церковь – память о прежней;
- в 1744 г. – в камне; впоследствии Георгиевская церковь перестраивалась в конце XIX в.
В 1934 г. церковь была разрушена советской властью – археологи успели лишь немного поработать с фундаментом древней церкви, который обнаружился при сносе, установить размеры прежнего храма, особенности кладки. Ныне от Георгиевской церкви нет и фундамента.
Значение
Если говорить о нем, как «демонстрации самостоятельности» Русской Церкви и Руси, то его праздник потерял уже через несколько десятилетий: Ярослав, а позже – его дети, примирились с Патриархией, приняли греческого митрополита. После этого из источников были «вымараны» упоминания о русском митрополите Иларионе – и лишь его «Слово о законе и благодати» дошло до потомков. Судьба же самого владыки осталась в безвестности.
У некоторых современных историков есть версия, что смиренный Иларион принял монашество в той самой пещере, где подвизался до взятия на митрополию – ведь после него поселился здесь прп. Антоний Печерский, а чуть позже – десятки иноков, образовавшие знаменитый Киево-Печерский монастырь. Предполагают даже, что монашеским именем святителя могло быть Никон: действительно, этот святой, упоминаемый Киево-Печерским патериком, имел сан иерея, но о его биографии в миру ничего не известно. Так не был ли он «исчезнувшим» митрополитом? Впрочем, все это лишь догадки.
Исторически православные Руси воспринимали праздник как:
- еще один повод сугубо помолиться св. Георгию, любимому святому;
- время перехода от осени к зиме; и не только этого перехода…
Юрьев день в истории
Судебник великого князя Ивана III, появившийся в 1497 г., впервые письменно фиксирует обычай, согласно которому крестьянин, желающий сменить место жительства, делал это в течение недели до и недели – после 9 декабря, памяти вмч. Георгия. Отменен этот «Юрьев день» был в 1590 г. – разумеется, не как церковный праздник, а как «точка» перехода крестьян к другим владельцам.
О чем молиться 9 декабря Георгию Победоносцу
Ныне святой – по-прежнему один из любимых православными, покровитель воинов, заступник слабых и гонимых. О чем же молиться ему в этот день? Может быть, о поруганном безбожниками Киеве и страдающем монастыре, некогда возникшем на месте подвижничества первого митрополита-славянина, а еще – о прекращении распрей и вражды. Иначе не возродится Святая Русь, о которой, вероятно, говорил свт. Иларион, освящая Георгиевскую церковь в далеком XI в.
Наталия Сазонова
Молитвы дня
Молитвословия великомученику Георгию Победоносцу, ради освящения храма его в Киеве:
Тропарь, глас 4
Днесь блажа́т тя ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́/ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й твой храм/ да́ти очище́ние грехо́в,/ умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на вра́ги побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный храм, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бог созда́ти во и́мя его́,/ Éдин во святы́х почива́яй.
Величание
Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й Гео́ргие,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́/ претерпе́л еси́.
Молитва
О всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости.
Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием.
Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.