------------------- Тихон Задонский
Православие сегодня Жития в фактах Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский

комментариев 11
Тихон Задонский

Епископ Тихон Задонский — один из самых уважаемых архиереев своего времени родился в крайней бедности, трудом, собственным умом при Божией помощи выучился получил образование, наконец, возглавил епархию… А потом отказался от всего, чтобы уединенно молиться, писать духовные сочинения. Они-то, а еще – пример подвижнической жизни – и есть то, что современный верующий знает о святителе.

Кем был Тихон Задонский?

Ныне он известен, как:

  • второй (по времени, после свт. Митрофана) из пяти Воронежских архиереев, причисленных к лику святых;
  • просветитель, много сделавший для религиозного воспитания свой паствы – впрочем, также современных людей, читающих его сочинения;
  • подвижник, который облек свой опыт аскетического делания в книги, письма, оставив это наследие потомкам.

Прозорливец и любимый святой Достоевского - святитель Тихон Задонский

Памятник святителю Тихону в Задонске (скульпторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак)

В миру – Тимофей Соколов

Мирское имя святого было действительно Тимофей, а вот фамилия, скорее всего, изначально была Кириллов. Фамилия Соколова является так называемой «семинарской», их давали студентам «из простого звания», не дворянам. Подобные фамилии иногда были в честь святых, праздников, иногда же – отражали характер воспитанника.

День памяти

Главный из них – 26 августа, когда воспоминается преставление, а также второе обретение мощей святого (оно произошло в 1991 г.). Кроме этого, угодник Божий чтится:

  • вместе с свтт. Димитрием Ростовским, Митрофаном Воронежским – 1 августа, это праздник Собора трех русских святителей;
  • вместе с соборами святых Воронежа, Липецка, Твери и Старобельска.

Краткое житие

Он не дожил до 60 лет, по человеческим меркам прожив сравнительно недолго. Может быть поэтому в немногие годы его земного жития уложился путь, которые иные проходят за десятилетия:

  • в 34 года он принял постриг;
  • всего через 3 года (!) уже стал епископом;
  • еще через 6 лет оставил управление епархией, до конца жизни пребыв затворником-подвижником.

А при начале пути будущего святителя совершенно ничто не говорило о том, что он станет подвижником – тем более, невозможно было представить столь стремительную церковную «карьеру».

О семье и детстве

Он родился в 1724 г. в селе Короцко Валдайского уезда, что в тогдашней Новгородской губернии. Здесь с середины XVII в. существовал Покровский мужской монастырь, упраздненный незадолго до рождения святого – а храмы его, Покровский и Никольский, стали приходскими. С 1860-х на селе появится еще один монастырь – памяти свт. Тихона, существовавший до 1930-х. Монашеская жизнь здесь не возродилась до настоящего времени –лишь с 2004 г. над могилой родителей святого возведена часовня, да есть памятная доска.

О семье угодника Божия известно, что:

  • отец святого, Савелий Кириллов, служил дьячком при Никольском храме – одного из нескольких на селе; до революции в другой церкви, Покровской, сохранялся уже очень ветхий помянник рода Кирилловых, написанный Савелием – позже он был утрачен;
  • мать звали Доминикой; именно на ее плечи легло воспитание шестерых детей, когда Савелий безвременно скончался; ко времени смерти родителя самостоятельным был только сын Петр, который занял его место дьячка, всех остальных необходимо было одевать, кормить; однажды мать, видя, что дома просто не хватаем пищи, решилась сделать то, что часто делали тогда родители из крайне бедных семей: отдать Тимофея на усыновление одному ямщику, который полюбил мальчика и сам предлагал семье помощь; биографы святого, видимо, с его слов, рассказывают, что когда Доминика уже повела Тиму к новой семье, старший сын, Петр, догнал мать, пал на колени, умоляя не отдавать брата:

«Ямщику его отдашь – ямщиком он и будет! Мы выучим Тиму читать и он будет пономарем!».

Тимофей остался дома. Но и крайняя бедность семьи тоже продолжилась. Мальчик даже вынужден был наниматься к зажиточным односельчанам, работая не за деньги, а просто за еду. Так было до 13 лет – а потом грянула новая беда: не имеющих образования детей церковнослужителей велено было забирать в солдаты, а это – по сути пожизненная служба. Боясь такой участи для сына, мать решается отдать его в Духовное училище, причем не имея для этого средств. Здесь снова помог Петр, уже служивший пономарем в Новгороде: он обещал взять на себя содержание брата. А вскоре – иного выхода и не осталось, так как Доминика скончалась.

Училище, семинария

Учился Тимофей истово, понимая, каким трудом дается брату его образование. Он и сам старался, как можно, подработать – но не забывая об учебе. Через 2 года его, как одного из самых способных, приняли в Духовную семинарию – притом «на казенный счет». Это означало не только крышу над головой, но еще и бесплатный хлеб. Правда, для него, привыкшего жить впроголодь, это означало… возможность больше читать! И вот почему, как вспоминал позже сам святитель:

«Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: «Величаем тя, святителю!»

Позже они, им, уже священникам, напомнит об этом владыка Тихон, ставший епископом – по-доброму, шуткой. Впрочем, поведение сверстников, как оказалось впоследствии, было одним из многих Божиих указаний о судьбе Тимофея.

34-летний монах

Семинарский курс ему удалось завершить только 30 годам. Не по лености, но – потому, что очень бедному учебному заведению не хватало преподавателей. Неудивительно, что Тимофея Савельевича по окончании учебы в семинарии и оставили – преподавать греческий язык, позже – риторику, философию. Родные гордились им: получил образование, «выбился в люди». Осталось – жениться, принять сан. Но преподаватель семинарии думал не об этом.

Позже святитель напишет, что в те годы он получает явные указания свыше о будущем иноческом пути:

  • однажды, неосторожно опершись о перила колокольни, он едва не упал вниз; именно тогда Тимофей понял, насколько хрупка земная жизнь, ее радости, за которые так цепляются многие;
  • затем последовало явное видение: однажды он, выйдя ночью на крыльцо, вдруг увидел отверстое небо, свет Небесного Царства, где – истинная жизнь; с тех пор его путь стал ясен.

В 1758 г. он становится монахом Тихоном.

«Епископство твое да помянет Господь»

Уже через год по постриге он – ректор Духовной семинарии Твери, одновременно читает здесь курс нравственного богословия. Тогда, под влиянием католического Запада, преподавать было принято на латыни – но о. Тихон читал на русском языке. Прослышав о лекциях, на них стали приходить не только студенты – обычные тверские прихожане.

А еще через три года по воле Божией случилось непредвиденное людьми. На Пасху 1761 г. Синод жребием избирал архиерея Новгорода – среди 7 кандидатов оказалось имя архимандрита Тихона, предложенное Смоленским епископом.

«Молод ещё,» – отрезал чиновник Синода. Но, как бы ведомый рукой Божией, Смоленский архиерей оставил имя о. Тихона в списке. И, против всех человеческих ожиданий, жребий трижды пал на него. Тот же чиновник признал: несомненная воля Божия!

Тогда же Арсений, епископ Тверской, которому о. Тихон сослужил в соборе за много верст от столицы, неожиданно ошибся, и после Херувимской песни обратился к архимандриту Тихону со словами:

«Епископство твое да помянет Господь во Царствии Своем…».

А потом, видя смущение смиренного монаха, с улыбкой сказал:

«Дай вам Бог быть епископом!».

Именно это и случилось.

Так 37-летний, только 3 года назад принявший постриг, о. Тихон стал владыкой Кексгольмским и Ладожским, викарием (помогающим епископом ) Новгородского епископа. В дорогой ему город он ехал с большим волнением. Действительно, здесь он встретил:

  • однокашников по семинарии – тех самых, что кадили ему лаптями, и по-доброму простил своих прежних обидчиков;
  • сестру, которую давно потерял из вида – она жила крайне бедно, но позаботиться о ней брату не удалось: очень скоро раба Божия скончалась; владыка сам ее отпевал.

Воронежская кафедра

Спустя всего два года владыке пришлось покинуть родные края: его отправили в обширную Воронежскую епархию. Огромная ее территория считалась тогда «дикой», запущенной духовно и материально. «Масла в огонь» добавляла антицерковная политика правительства, как раз в 1763 г. начавшего отбирать у Церкви, монастырей, земли, имущество – в казну. Архиерейский дом Ворожа был полностью разорен, построенный трудами первого архиерея епархии, свт. Митрофана, Благовещенский собор – приходил в ветхость. Увидев все это, владыка Тихон, чувствуя свою немощь, попросил Синод уволить его на покой. Но ему было отказано.

Тихон Задонский

Портрет Тихона, епископа Воронежского и Елецкого (последняя четверть XVIII в. Х., м.,98 х 73 см)Неизвестный автор

Делать нечего – пришлось нести данный крест. Святительство еп. Тихона продолжалось 4 года и 7 месяцев. Основным его деланием стало не столько храмоздательство или духовное образование (хотя архиерею удалось добиться открытия ранее закрытой семинарии), но – забота о духовном состоянии паствы, которое было удручающим:

  • духовенство было малообразованным, теплохладным к вере;
  • у высших слоёв общества стал модным «афеизм», нарочитые антицерковные выходки;
  • горожане, крестьяне даже через много столетий христианства на Руси продолжали отмечать некоторые языческие праздники.

Святитель, ни имевший не достаточной власти, ни финансовой поддержки Синода или благотворителей, практически действовал только личным примером и, конечно, словом. Именно силой своей личности ему удалось прекратить традицию празднования языческому «богу» Ярили, имевшую многовековую историю: праздник начинался со среды после Троицы, а продолжался до начала Петровского поста. В Воронеже на площади близ Московских ворот города народ бесчинно плясал вместе с изображавшим Ярила молодым человеком в бумажном колпаке, происходили пьяные драки.

Однажды, 30 мая 1765 г., архиерей сам пришел на площадь с обличительной речью, грозя кощунникам церковным прощением. Сила его слова была такова, что праздник вдруг прервался, народ, стыдясь, стал расходиться. Ближайший же воскресный день ознаменовался проповедью владыки в соборе – такой, что плакали все присутствующие. Не с осуждением, но с великой скорбью умолял святитель:

«… Да избежим, слушатели, все вообще греха и общего стыда! Разрушьте, молю и прошу, разрушьте сонмище это. Не допускайте впредь беззаконного сего собрания. Загладьте в памяти своей варварское и мерзкое это именование — Ярило. Предайте забвению и праздники эти. Празднуйте Единому Три ипостасному Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, в Которого крестились, и на всяком месте прославляйте величестве Его.А за то, что благость Его доселе такими беззаконными праздниками поновляли, покайтесь, жалейте и к благоутробию Его с сокрушением сердца и со слезами прибегите. Он, как Отец Многомилостивый, примет вас, кающихся, и оставит вам грехи ваши и помилует по великой Своей милости».

Традиция более не возобновлялась.

Показательно мнение о епископе, сразу сложившееся среди народа:«Нельзя его не слушаться, Богу пожалуется!». Иными словами, даже приверженцы языческих суеверий, недовольные святителем, твердо знали о его святости, чувствовали ее.

А вот сам свт. Тихон считал себя человеком гордым, гневливым, даже – склонным к превозношению, что и не удивительно при его блестящих способностях с детства, быстрой церковной карьере, когда он стал епископом всего 37 лет отроду. Чувствовал ли владыка собственное недостоинство, тяготили ли его болезни – многие труды по обширной епархии по-настоящему серьезно подорвали здоровье? Во всяком случае, через 4 года святительства он еще раз просил Синод освободить его от епархии по болезни. На этот раз просьба была принята.

На покой в Задонский монастырь

Первоначальным местом пребывания святого стала Преображенская обитель в Толшево (сейчас в монастыре, который после гонений возрожден, как женский, хранят память о святителе). Затем он окончательно водворился в Задонском монастыре Пресвятой Богородицы. Именно здесь прошли последние 16 лет его жизни – здесь он достиг святости.

Задонский монастырь

Задонский монастырь. Фото 2019 г.

«Не высокоумь!»

«Покой» монастыря был очень относительным: здесь действительно не было обременительных забот о множестве «попечений жития», которые неизбежны для архиерея, но – много работы над собственной душой:

  • святитель, раздав свое имущество, даже назначенную ему пенсию тоже по большей части жертвовал бедным, вел самую простую жизнь, борясь с помыслами стяжательства, гордости;
  • при этом он спал не более 4-5 часов, все время отдавая молитве, богослужению; его келейники были свидетелями многих слез, покаяния владыки – как самого тяжелого грешника, и недоумевали, в чем же ему, столь уважаемому архиерею, подвижнику, каяться; а между тем, его мучили сомнения – то угрызения совести об оставленном церковном служении (он порывался подать прошение о назначении его на какую-либо епархию), то – мысли самомнения, превозношения.

Господь посылал Своему рабу помощь – но, как известно, по слову аввы Дорофея, просящий смирения на самом деле умоляет Бога послать ему оскорбляющего. И в таковых не было недостатка:

  • далеко не все братия чтили епископа, иные насмехались за спиной, другие – открыто;
  • однажды его, спокойно, но все же резко обличавшего безбожника, пришедшего к нему в келье, человек этот ударил по щеке; видя, что ввел брата во грех, святой тут же пал ему в ноги, прося прощения; человек тот, потрясенный смирением, тут же обратился к вере;
  • в другой раз святого, побеждаемого помыслами самомнения, обличил местный юродивый, также ударив по лицу со словами: «Не высокоумь!»

Предсказания Тихона Задонского

Последние годы жизни святителя он сподобился прозорливости, которую, правда, тщательно скрывал. Тем не менее известно, что им предсказаны:

  • в 1777 г. – наводнение в Петербурге;
  • от 1778 г. известно его пророчество о рождении Александра I; святитель также говорил о будущей войне с Францией (которая действительно была в 1812 г.), погибели захватчика, спасении страны.

Иногда свт. Тихону приписывают пророчества о современных событиях, военных действиях на территории Украины. Однако, на самом деле эти «пророчества» приписываются «монаху Тихону», жившему в советские годы, причем ни место его проживания, ни даже факт существования документально подтвердить невозможно. Таким образом, эти «пророчества» являются в полном смысле, как сказал бы ап. Павел «негодными и бабьими баснями» (1 Тим.4:7), и уж точно не имеют отношения к жившему в XVIII в. святителю.

Читайте также:

Предсказания и пророчества о России и последних временах: Жириновского, Ванги, отрока Вячеслава, Серафима Вырицкого 

Смерть

Известно, однако, что о смерти своей он знал заблаговременно. Она последовала 26 августа 1783 г.

Почитание

Святителя отпевал его друг и преемник на Воронежской кафедре, епископ Тихон (Малинин). Тело святого было погребено в соборе Владимирской иконы Богородицы Задонской обители. В 1846 г. во время ремонта церкви мощи были найдены нетленными – тогда же от них последовало особенно много чудес. 25 мая 1861 г. угодник Божий прославлен в лике святителей.

Где находятся мощи

До 1917 г. они пребывали в Задонской обители, затем – оказались в музее. С 1991 г. они возвращены возрожденному монастырю, сейчас – доступны для поклонения на прежнем месте.

Мощи Тихона Задонского

Вскрытие мощей Тихона Задонского-3 «Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его»- Журнал «Революция и церковь» 2019 г

Святой источник

Он находится недалеко от Задонской обители, где почивают мощи святого. Первоначально здесь было место молитвенного уединения святителя, затем появился скит Задонской братии, наконец – еще один монастырь, существовавший до гонений начала XX в. С 1991 г. началось возрождение монастыря, как женского. Сейчас он – действующий, обустроен и источник, на котором до наших дней происходит множество чудес исцеления тела и души.

Икона двух чудотворцев Тихона Задонского и Митрофана Воронежского

Образы святого Тихона вместе со святителем Митрофаном Воронежским начинают появляться со 2 пол. XIX в., особенно среди православных Воронежа. Основанием для них стало не только то, что оба подвизались на этой земле, были архипастырями, но также – особые Божии откровения.

Вот одно из них, которое приводит губернатор Воронежа, С.С.Ланской, в письме Синоду, посланном в 1831 г., то есть за 30 лет до канонизации свт. Тихона:

«…у нашего Преосвященного в доме есть портреты Митрофана и Задонского Тихона, монах, который приставлен к лампадам, которые горят пред портретами, взошел ночью, чтобы посмотреть, каково оне горят, подошедши поближе, он видит, что Митрофан под своим портретом сидит, а Тихон под своим…»

Обычно оба святителя пишутся несущими образ Божией Матери Одигитрии. С 1860-х гг. сохранились некоторые образы, в которых находятся части мощей угодников Божиих.

Икона Митрофан Воронежский и Тихон Задонский

Икона Митрофан Воронежский и Тихон Задонский

Любимый святой Достоевского

Современные исследователи романа писателя «Бесы» обращают внимание на упоминание здесь «монаха Тихона», архиерея «живущего на спокое», к которому приезжает герой романа, Ставрогин. Многое из того, что Достоевский рассказывает о монахе Тихоне (например, то, что его обижали братия обители, что о нем распускали нелепые слухи) точно соответствует житию святителя.

Ф.М.Достоевский пишет о встрече своего героя со святым:

«Тихон провел гостя в свой кабинет и усадил на диване, перед столом, а сам поместился подле в плетеных креслах. Николай Всеволодович всё еще был в большой рассеянности от какого-то внутреннего подавлявшего его волнения.

Похоже было на то, что он решился на что-то чрезвычайное и неоспоримое и в то же время почти для него невозможное. Он с минуту осматривался в кабинете, видимо не замечая рассматриваемого; он думал и, конечно, не знал о чем. Его разбудила тишина, и ему вдруг показалось, что Тихон как будто стыдливо потупляет глаза и даже с какой-то ненужной смешной улыбкой.

Это мгновенно возбудило в нем отвращение; он хотел встать и уйти, тем более что Тихон, по мнению его, был решительно пьян. Но тот вдруг поднял глаза и посмотрел на него таким твердым и полным мысли взглядом, а вместе с тем с таким неожиданным и загадочным выражением, что он чуть не вздрогнул.

Ему с чего-то показалось, что Тихон уже знает, зачем он пришел, уже предуведомлен (хотя в целом мире никто не мог знать этой причины), и если не заговаривает первый сам, то щадя его, пугаясь его унижения…»

Есть также основательное мнение, что со святителя «списан» образ старца Зосимы из «Братьев Карамазовых», хотя другие авторы полагают, что его прототипом был прп. Амвросий Оптинский.

В чем помогает святитель

К нему обращаются, прося:

  • об исцелении болезней;
  • о помощи свыше в выборе правильного жизненного пути;
  • об укреплении веры;
  • о духовной поддержке в борьбе со своими страстями, грехами.

Чудеса по молитвам

Интернет-страница Тихоновского монастыря содержит множество таких свидетельств о чудесах происходящих на источнике.

«Один мужчина, посетивший обитель, в храме увидел икону святителя Тихона и стал спрашивать: «А что это за батюшка?». Ему объяснили, что это икона святителя Тихона. На это он радостно воскликнул: «Вот-вот именно он ко мне сейчас в купель и заходил! Спрашивал: «Не холодная ли для меня водичка, не подогреть ли?».

«Раб Божий Николай из города Усмани после несчастного случая передвигался на инвалидной коляске. На святой источник его привезли сослуживцы и на руках трижды окунули его в купель. Николай рассказывал: «Когда окунали меня, было очень холодно. А на третий раз какая-то сила словно вытолкнула меня из воды…».

И после этого погружения Николай стал ходить, хоть и с палочкой, но своими ногами.

Прозорливец и любимый святой Достоевского - святитель Тихон Задонский

У мощей св Тихона Задонского

От тяжелой формы рака лимфоузлов исцелился раб Божий Сергий из города Тихорецка. Он приехал в обитель трудником. Ему дали легкое послушание подметать монастырский двор. В первый день он даже не мог держать в руке метлу, но через боль все-таки старался выполнять святое послушание. Ежедневно рано утром ходил он купаться в источнике и уже на третий день почувствовал силу в руках и способность к работе. Продолжая жить и трудиться в монастыре, Сергий каждую неделю соборовался, причащался Святых Христовых Таин и в итоге исцелился совершенно».

В этом святом каждый молящийся ему найдет что-то, сродное себе: иной, удивляясь его жизненному пути, подивится промыслу Божию в судьбе человека, для другого, борющегося со страстями, его «Плач духовный», книга «Плоть и дух» подобны живой воде, третьему близки составленные им молитвы. А для кого-то чудо исцеления тела и души на его источнике ли, у мощей ли, или просто по молитве к нему, становится первым шагом на пути к Богу.

Наталья Сазонова

Книги и труды святителя Тихона Задонского

Краткое содержание творений святителя Тихона Задонского, книги об истинном христианстве, труды про плоть и дух, наставления, поучения, цитаты о козлах и овцах, театре, заветы и Профессиональная этика владыки читайте в статье: Духовный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителя. 

Она из рубрики «Живое слово мудрости духовной»  — это своеобразный обзор духовной литературы и очень краткий пересказ содержания трудов прославленных святых и подвижников.

Тропарь и молитва свт. Тихону Задонскому

Молитва святителю Тихону Задонскому

О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа.

Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, российский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, преискусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюстителю священных отеческих преданий, любителю монашескаго безмолвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго.

Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго.

Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлечений и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие.

Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[свернуть]

Тропарь, конадак, величание

Тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, / образ всем был еси словом, житием, любовию, / духом, верою, чистотою и смирением, / темже и вселился еси в Небесныя обители, / идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли, святителю Тихоне, // спастися душам нашим.

Иной тропарь святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 4

Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, // моли Его спастися душам нашим.

Кондак святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу, глас 8

Апостолов преемниче, / святителей украшение, / Православный Церкве учителю, / Владьще всех молися / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Величание.

Величаем тя, святителю отче наш, Тихоне, и чтим святую память твою. Ты бо молишь о нас Христа Бога нашего.

[свернуть]

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

11 комментариев для “Прозорливец и любимый святой Достоевского — святитель Тихон Задонский”

  1. Поручик Р:

    Не Тихон Задонский, а оптинский старец Амвросий послужил прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», и даже обстановка скита и кельи Зосимы из Оптины! И окружение старца!

    1. Здравствуйте!
      Автор сайта «Правслов»= Православие сегодня не утверждает, что прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» был святитель Тихон Задонский. В статье речь идет о романе «Бесы», в котором упоминается «монах Тихон», архиерей «живущий на спокое».

      С уважением, редколлегия

  2. Олег Христов:

    Уважаемая редакция, убедительная просьба к вам. Сделайте подобный материал и по святителю Митрофану Воронежскому. Мне кажется, это нелогично рассказывать про одного епископа служившего в Воронеже и едва упомянуть о другом!

  3. Просто Валерия:

    Очень неудобно творения Тихона Задонского пришлось долго искать тут везде. Хоть бы ссылку оставили, мне надо было всего-то пару цитат про козлищ и овец, чуть не час искала.

    1. Дорогая Валерия! Приносим свои извинения, оплошность исправили, ссылку на труды владыки Тихона в статью добавили. Будем еще больше работать над навигацией сайта, чтобы время проведенное здесь оставляло только положительные эмоции. Заходите, мы регулярно публикуем новые статьи. Рекомендуем нашу рубрику Христианский смысл https://pravslov.ru/topics/hristianstvo-segodnya/hristianskij-smysl добавить в избранное

    1. Здравствуйте! Не совсем понятен ваш вопрос. Статья подготовлена на основе материалов краеведческого сайта «Родная Вятка».

  4. Николай Разумов:

    Победа над смертью — это победа над грехом, потому что грех=смерть. Воюем против греха! В нем — наша смерть. А во Христе безгрешном — наша Пасха.
    Тихон Задонский писал: «Всякого греха как смертоносного яда берегись, потому что всякий грех великого Бога оскорбляет и гневит и согрешающего отлучает от Бога и вечному спасению препятствует. Берегись же греха, чтобы он навечно не умертвил тебя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

| | Нет комментариев
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году

Жития в фактах

Бессребреники Косма и Дамиан: Аравийские, Римские, Асийские – три двоицы святых врачевателей. Жития и дни памятиБессребреники Косма и Дамиан: Аравийские, Римские, Асийские – три двоицы святых врачевателей. Жития и дни памяти

| | Нет комментариев
Косма и Дамиан: Римские Асийские Аравийские

14 июля, 30 октября, 1 ноября – все это дни, когда Церковь празднует святым Косме и Дамиану, которые именуются «святыми целителями» и «бессеребренниками». Но это – не три даты памяти

Жития в фактах

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа БелгородскогоРусский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

| | Нет комментариев
Иосаф Белгородский - Русский Николай Угодник

«И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа Белгородского — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие

Жития в фактах

Две мученицы и одна праведная: святые жены с именем ГалинаДве мученицы и одна праведная: святые жены с именем Галина

| | Нет комментариев
Святая Галина

Именины христианок, названых в честь святой Галины, православные празднуют в  один из трех дней памяти святых жен этого имени: 23 февраля -традиционный «мужской день», 23 марта и 29 апреля. Галина:

Жития в фактах