------------------- Иоасаф Белгородский
Православие сегодня Святые Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

0 Comments
Иоасаф Белгородский

«И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа Белгородского — такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены…» Так в 1911 г. писал современник, присутствовавший на первом обретении мощей святого. После будет и второе…

Чем прославился св. Иоасаф Белгородский

Время жизни угодника Божия – 1 пол. XVIII в. Его отец и дед были сподвижниками гетмана Мазепы (изменившего царю Петру I), бежали с ним в Турцию, позже – были прощены царем и вернулись на родину. Сам святитель был знаком с дочерью Петра I, императрицей Елизаветой, которая глубоко уважала его за благочестие и ревность о вере, не раз помогала святителю восстанавливать храмы.

Святой известен, как:

  • богослов и церковный писатель, автор известных в свое время сочинений;
  • подвижник, чудотворец, прославленный при жизни и по кончине;
  • автор любимой многими краткой молитвы.

 Текст молитвы св. Иоасафа Белгородского:

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Дни памяти

Церковь вспоминает святого Иоасафа Белгородского:

  • 23 декабря, день кончины святителя;
  • 17 сентября – первого обретения мощей.

Кроме того, святителя чтут вместе с Соборами угодников Божиих Киева, Радонежа, Полтавы, Чернигова, Курска – все это места его служения, где хранят память о нем.

Где находятся мощи в Белгороде

Сейчас нетленные останки святого пребывают в Белгороде, в соборном храме Преображения Господня. От железнодорожного вокзала Белгорода до храма можно доехать примерно за 15 минут на автобусе № 13. Выходить следует на остановке «Ул. Попова», после чего пройти около 300 метров.

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

Несколько дольше, около 40 минут, добираться из аэропорта Белгорода. До собора ходит более 10 маршрутов, включая 238, 111, 127, 128, 15, 17.

О чем молятся

Святитель известен, как целитель недугов телесных и душевных, скорый помощник в различных скорбях, тот, кто укрепляет сомневающихся в вере. Всем этим свт. Иоасаф был известен уже при его земной жизни.

Житие

Он родился 21 сентября 1705 г. – на Рождество Богородицы, близ города Прилуки в казачьей слободе Гайворон. Предполагают, что он назван был (по мирскому имени) в честь отца Пречистой – Иоакима. Семья Горленко, в которой появился на свет угодник Божий – казачья:

  • прадед, Лазарь Горленко, командовал полком, в 1665 г. даже получил дворянство;
  • дед – был одним из приближенных к тогдашнему украинскому гетману Ивану Мазепе; вместе с ним нес казачью службу и отец мальчика, Андрей.

Будущий епископ?

К тому времени как Иоаким вошел в сознательный возраст, уже отгремела знаменитая «Полтавская баталия» Петра I, отец и дед мальчика успели уйти с Мазепой (воевавшим на стороне разбитого шведского короля Карла XII) к туркам и вернуться обратно, прощенные царем Петром.

Среди этой суеты, кажется, забылось удивительное видение, явленное Андрею Горленко, когда сын его был еще совсем маленьким: согласно семейному преданию, Андрей видел Саму Матерь Божию и своего сына, отрока Иоакима, молящегося Ей. А еще – Ангела, возлагавшего на плечи мальчика мантию архиерея. Но родителя, кажется, не очень-то замечали особую духовную настроенность юного Иоакима, и хотели видеть его казаком, может быть даже в полковничьем чине.

Монашество

Впрочем, восьми лет его отдали получать образование в Киево-Могилянскую академию, как было заведено у состоятельных жителей тогдашней Украины, желавших детям лучшего будущего. Здесь-то и оказалось: юноша видел свое будущее совсем иначе.

Позже сам святитель будет вспоминать, что уже в 10 лет он «возлюбил монашество», в 18 – приехав из академии, просил благословения родителей принять пострижение. Ему отказали – тогда он, вернувшись в Киев, постригся против родительской воли, не в силах победить неодолимое влечение к иноческой жизни. 27 октября 1725 г. 20-летний Иоаким стал рясофорным монахом Иларионом. А спустя 2 года его постригли в мантию с именем Иоасафа – в честь святого царевича индийского. Семья узнала обо всем позже. Неизвестно, вспомнил ли отец о давнем знамении воли Божией – явлении Богородицы, но родители смирились и благословили сына.

Настоятель

Первые годы монашеской жизни будущий святитель провел не только совершенствуясь в иноческом делании, но и преподавая словесность в родной академии. Вероятно, эта тихая жизнь вполне его удовлетворяла – но, по слову Божию, «не может укрыться град, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14).И Иоасафа в 1732 г. замечает епископ Рафаил, которого тогда еще иеродиакон приветствовал в стенах академии духовной поэмой собственного сочинения: «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными».

Через два года этот же владыка рукоположил Иоасафа во иерея – а в 1737 иеромонах по воле священноначалия становится настоятелем Мгарского монастыря Преображения Господня. Молодому для игумена, всего 32-летнему Иоасафу, сразу выпало испытание: восстанавливать обитель после пожара: здесь не осталось даже ограды, а каменная соборная церковь была почти разрушена. Именно тогда он впервые приезжает в Москву, где находилась тогда императрица Елизавета Петровна. Она, искренне восхищенная духовными дарованиями молодого игумена, лично дала на восстановление обители 2000 рублей – но закончить работы игумен не успел: в 1745 г. его перевели на новое место, в Троице-Сергиеву лавру.

И этот знаменитый русский монастырь ему, так уж вышло, тоже пришлось восстанавливать после пожара. Но и здесь игуменство святого длилось около 3 лет: в 1748 г. по настоянию самой императрицы он становится епископом Белгородским и Обоянским.

Труды и скорби

Рассказывают, что когда он подъезжал к Белгороду, встретил владыку местный юродивый, сказавший: «Жаль мне тебя! Церкви здесь бедные, а паны – вредные». Слова эти оказались чистой правдой:

  • местные храмы, многие из которых требовали ремонта, действительно не радовали взор;
  • но куда хуже была бездуховность и необразованность прихожан; здесь процветали расколы, суеверия, а бывали даже случаи кощунства над святынями.

Уже в первые годы своего архиерейства владыке пришлось, например, разбирать дело об осквернении иконы, которое устроили, будучи пьяны, несколько горожан, и еще другое – о прихожанке, которая ударила священника за то, что тот обличил ее дочь, впавшую в блуд…

Впоследствии церковные историки XIX в. напишут о якобы жестокости архиерея, который-де «из милосердия», как написано было в его указе, велел «бить плетьми» осквернителей иконы. Между тем, распоряжение действительно было милосердным по тому времени: по Соборному Уложению 1649 г. подобные поступки карались смертной казнью, но владыка пожалел людей и не стал их выдавать на расправу гражданским властям.

Бывало, что секли плетьми и священников: именно так велел наказать архиерей одного из них, который зимой крестил детей дома, чтобы не топить печи в храме, и другого – хранившего Святые Дары… среди горшков с цветами! Иногда от потока подобных «дел», вероятно, опускались руки…

Не сразу, но жители Белгородчины поняли и полюбили своего епископа. Сколько пришлось ему ради их вразумления ездить по краю, сколько произнести вдохновенных проповедей, как много раз – употребить власть для наказания, знают лишь сам святитель да Господь Бог. В народе сохранились рассказы о том, как святой:

  • лично посещал больных, исповедовал, причащал – многие после этого получали исцеление;
  • много помогал бедным – причем, подобно свт. Николаю Мирликийскому, зачастую делал это тайно, просто оставляя на пороге дома продукты или передавая деньги нуждающимся.

Дорога к небу

В 1754 г. всего 49-летний владыка опасно заболел. Сам он с легкой самоиронией говорил, что «излишняя святость в начале не дает мне веку дожить», имея ввиду, что, с юности мечтавший стать иноком, изнурял себя аскетическими подвигами. Но, пожалуй, вернее будет сказать, что недолгие шесть лет управления епархией для самого святителя были дорогой, на которой он достиг «меры возраста Христова».

Перед кончиной святитель еще успел съездить на родину, в Гайворонскую слободу, обнять престарелых родителей, друзей юности. Здесь владыку настигла уже предсмертная болезнь. Через 2 месяца он скончался в окружении родных, друзей, перед смертью успев собороваться, исповедаться и причаститься.

Прославление

Господь свидетельствовал о святости Своего раба раньше, чем его прославили люди:

  • тело святого лежало непогребенным около 2 месяцев: епископ Переяславский Иоанн, которому было назначено Синодом совершить погребение святителя, попросту не смог попасть в Белгород ввиду внезапной, среди зимы, оттепели и даже случившегося от этого половодья; но таким образом было явлено всем, что Господь прославил святого нетлением мощей;
  • уже в первые месяцы по смерти свт. Иоасафа у его гроба начались чудеса исцелений.

Не меньше их было и тогда, когда гроб святителя водворился в приготовленной усыпальнице. Но лишь в 1911 г. Синод принял решение о канонизации. Есть свидетельства, что его прославлению много способствовал другой угодник Божий – последний русский царь Николай II, незадолго перед тем, в 1903 г., лично бывший на прославлении прп. Серафима Саровского. Он же ускорил решение Синода о канонизации, лично посетив Белгород и место погребения святителя.

Первое и второе обретение мощей

4 сентября 1911 г. его честные мощи были извлечены из гробницы, торжественным крестным ходом перенесены во храм.

Русский Николай Угодник: Биография и чудеса святителя Иоасафа Белгородского

Именно тогда совершались те поразительные чудеса, которые описывал очевидец, тогда – семинарист, позже – архимандрит Досифей. Он же свидетельствовал и о чуде, свершившимся с ним лично, потерявшим веру: ведь он своими глазами видел чудо исцеления, одного «скрюченного», свершившееся на его глазах:

«Когда гробница с мощами святителя поравнялась с ним, он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать… В Петербург я вернулся другим человеком — верующим».

Увы, годы, последовавшие за чудесным прославлением святителя, нельзя назвать простыми: уже через 9 лет, в 1920, его рака будет кощунственно вскрыта, мощи «освидетельствованы», а затем – увезены в «Музей истории религии и атеизма» в Ленинграде, что размещался в закрытом Казанском соборе. Критическая ситуация сложилась в 1970-е: тогда в стране было выявлено несколько случаев холеры – и комендант музея потребовала убрать мощи в сырой подвал, где закопать. Рабочие, хотя не знавшие имени неизвестного им святого, не стали совершать кощунства: следующие 20 лет честные останки святителя провели не в подвале, а на чердаке, надежно скрытые в одной из ниш. Позже работники нашли возможность сообщить об этом Церкви – и 16 сентября 1991 г. тысячи православных Белгорода снова встречал своего святителя.

Почитание

Сейчас:

  • святителю посвящены престолы нескольких церквей;
  • его имя носит Областная клиническая больница Белгорода;
  • в 2001 г. там же открыт памятник святителю.

Икона

Существующая иконография святого основана на его прижизненных портретах. Его лик легко узнаваем: худощавый человек средних лет, но с уже седыми власами, короткой бородой. Святитель, по иконографической традиции, пишется в богослужебном облачении архиерея, с крестом и Евангелием.

Чудеса

Вот лишь малая часть свидетельств о них:

  • в 1880 г. у гробницы после 3 панихид по святителю получила исцеление девочка Ксения, заболевшая после того, как однажды чуть не утонула; род девочки был перекошен, она не говорила; от гробницы она отошла в полном здравии;
  • о своем исцелении от хромоты рассказывал также курский купец Дулеев;
  • писатель Евгений Поселянин приводил историю офицера, дальнего потомка святого, который избавился от плена во время русско-японской войны, призвав на помощь святителя.

В 2011 г., к столетию канонизации, в Белгороде впервые изданы документы о чудесах, которые были записаны в период с 1908 по 1911 гг. Здесь множество рассказов людей об исцелении разных болезней, духовной помощи по молитвам свт. Иоасафа.

В чем помогает

А вот некоторые современные свидетельства о посощи и благодарные отзывы:

«Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.

После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом» (Ирина Ахундова).

А вот что рассказывает протоиерей Павел, в начале 1990-х гг. – пономарь Преображенского храма: «К мощам стал ходить юноша. Тяжелейшие ожоги на руках никак не проходили – сочились. Врачей беспокоило его состояние, а он с искренней верой приходил в храм молиться, прикладывался к мощам, мазал ранки елеем – маслом из лампадки. И ожоги… прошли.

К мощам привезли женщину в инвалидной коляске, лишённую рассудка. Сёстры переживали: старательно за ней ухаживают, а ей легче не становится. Усложнял жизнь женщин ещё и тяжёлый характер больной. Сёстры с искренней верой помолились, и женщина вышла из храма на своих ногах. Говорили, и характер стал мягче, и приступы, связанные с душевной болезнью, прошли. Женщина до сих пор жива.

Попросить здоровья ходят к мощам и беременные женщины, и мамы деток-инвалидов. Многие возвращаются рассказать, что состояние здоровья у их малышей улучшилось, а то и вовсе… произошло чудо.»

Как и когда молиться

Многие приезжают к святителю, как паломники. Но даже если такой возможности нет, ему можно молиться во всяком месте, в любое время, когда есть нужда в его помощи. Обращаться нужно, прежде всего, с верой в Бога, Который только и может даровать помощь по молитвам Своего верного угодника.

Поток людей к его мощам нескончаем. Милостивый, снисходительный к людям при земной жизни, свт. Иоасаф болеет сердцем о каждом, кто обращается к нему, и сейчас. И для нас звучат его слова: «Как далеко от нас находится вечная жизнь, христоносный слушатель? Только с двумя ступенями лестница стоит перед старающимися дойти до нее. Эти ступени, я разумею, любовь к Богу и сродная с ней любовь к ближнему».

Наталья Сазонова

Источники:

https://drevo-info.ru/articles/6971.html

https://www.pravenc.ru/text/578038.html

https://a-g-popov.livejournal.com/1692749.html

Молитва, тропарь, кондак

Тропарь, глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.

Ин тропарь, глас 2

Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Кондак, глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва первая.

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешенеие и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Житие и поучения Силуана АфонскогоЖитие и поучения Силуана Афонского

0 Comments
Силуан Афонский

«Он пришел в меру святых отцов», – так сказал один из Афонских подвижников, когда узнал, что умер Силуан Афонский.  При земной жизни одни считали его простым неученым «рабочим» монахом, другие, знавшие ближе – сомневались, не в прелести ли он: потому что «что слишком прямо (непосредственно)

Святые

Кем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домысловКем был на самом деле Николай Чудотворец: факты против домыслов

0 Comments
Николай Чудотворец

Наверное, нет угодника Божия более известного, горячо любимого христианами (а очень часто – даже иноверцами!), как на христианском Востоке, так на Западе, чем Николай Чудотворец. Чудес, совершенных из более чем за полтора тысячелетия – неисчислимое множество, они продолжают умножаться до сего дня. Но удивительным образом,

Святые

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

  О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти 750

Святые

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Святые

Самый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воиновСамый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воинов

0 Comments
Архангел Михаил - покровитель воинов

«Кто подобен Богу?». Именно так переводится это имя, одно из древнейших семитских. Среди людей, носивших его во времена Ветхого Завета – военачальники и служители храма, родственники иудейских царей. Но самый известный из Михаилов – из числа не людей, а Ангелов — это Архангел Михаил. Когда

Святые