Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из местных жителей. Кто-то посмеивался, кто-то возмущался осмелевшими «попами». Раскопали гроб. Отслужили панихиду, не глядя на насмешников. А приоткрыв крышку (гвозди, которыми ее прибили, давно рассыпались в прах) – увидели совершенно не подвергшееся тлению тело как бы недавно скончавшегося человека… Вот только прошло со времени смерти 63 года.
Кто такой Виктор Глазовский
Епископ Виктор, служивший в Глазовской епархии 1920-х гг., сейчас почитается как исповедник. Так именуют людей, пострадавших от гонителей, но, по промыслу Божию, не убитых ими, а свидетельствовавших своей жизнью о Христе. Такова была судьба владыки Виктора.
День памяти
Церковный календарь знает несколько дней памяти святителя Виктора Глазовского. Это день преставления (2 мая), обретения мощей (1 июля), а также памяти в составе многочисленных соборов святых – Вятских, Архангельских, Коми, Соловецких, Московских Петербургских, Удмуртских…
Такая «география» не случайна: речь идет о местах, где святой служил, но чаще – о тех, где страдал.
Житие Виктора Глазовского
Он прожил сравнительно недолгую жизнь – только 59 лет. Последние ее годы пришлись на время антицерковных гонений, заключения. Знавшие владыку уже тогда не сомневались в его святости.
Молодые годы
Как абсолютное большинство тогдашних священнослужителей, будущий епископ происходил из духовного сословия – отец его был псаломщиком из церкви Св. Троицы села Саратовской губернии с красивым названием Золотое. Константин – так исповедника звали до монашества – был вторым ребенком своих родителей, Александра и Анны, всего же в многодетной семье Островидовых было пять сыновей, две дочери. Жили небогато, но родители заботились об образовании детей. Вот и Константина отдали в духовное училище.
После него он, как способный ученик, поступил Саратовскую семинарию, а окончив ее «по первому разряду», то есть лучшим студентом, обучался в знаменитой Казанской Духовной Академии – причем получил стипендию как очень успешно выдержавший вступительные экзамены.
Способности юноши проявились и здесь: из Академии он вышел уже кандидатом богословия, его звали остаться преподавать на кафедре.
Монах и епископ
Константина Александровича уважали студенты, коллеги, но сам он более тяготел не к науке, а к монашеской жизни, может быть, вдохновленный примером ректора Академии, митр. Антония (Храповицкого), которого называли «уловителем студенческих душ в монашество». Во всяком случае, именно от его руки Константин принял иноческое пострижение 28 июня 1903 г.
А вскоре – первое послушание, молодой иеромонах (рукоположили его на третий день по постриге) стал настоятелем подворья Саратовской Преображенской обители в г. Хвалынске. Уже тогда он проявляет себя как миссионер: например, хорошо зная литературу, читает просветительские лекции об «остро-социальных» книгах «пролетарского писателя» Максима Горького. Говорят, на одной из них был даже сам тогдашний Саратовский губернатор, П.А.Столыпин.
«Град на верху горы»
В 1905 г. деятельного иеромонаха отправляют в Русскую Иерусалимскую миссию, где он провел 4 года, затем – назначают инспектором духовного училища Архангельска. Тяготясь круговоротом мирской жизни, о. Виктор подает прошение, желая стать насельником Александро-Невской лавры – что и происходит, но… проходит не более года, как он уже архимандрит, настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря. Воистину, «не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф.5:14).
А вскоре наступило время испытаний: сначала, в феврале 1917 г., пала монархия, затем – произошел большевистский переворот, начались гонения на Церковь. Осенью 1918 г. о. Виктор возглавляет братию Александро-Невской лавры. Именно на этой должности его впервые арестовали – пока ненадолго.
Когда его выпустили, архимандрит почти сразу был рукоположен во епископа вновь открываемой Уржумской епархии, одновременно – викария (помощника епископа) Вятской. В следующем году активного архипастыря арестовали снова – но это его не испугало. Владыка Виктор чуть не каждые несколько месяцев меняет места служения – арестовывают архипастырей, его «перебрасывают» на незанятые кафедры – поддерживать церковную жизнь. Так ему пришлось побывать епископом:
- Слободским (1920);
- Томским (1921, судя по всему, вступить в управление епархией ему не удалось);
- Глазовским (1922), вновь викарием Вятской епархии.
Именно на этой кафедре последовал новый арест – за активную проповедь, сопротивление обновленческому расколу, который поддерживала советская власть – да еще какое! Усилиями владыки и архиепископа Вятского Павла обновленческие приходы стали возвращаться под омофор Патриарха. Через время владыку Виктора освободили, хотя теперь подвергли административной высылке – в тот же Глазов. Здесь начались новые искушения.
Декларация 1927 г.
В начале осени епархии получили «Декларацию» митр. Сергия (Страгородского), носившую, по общему мнению, примиренческий с советской властью характер. Часть священнослужителей, включая еп. Виктора, категорически не согласились с позицией Предстоятеля. К внешним гонениям на Церковь добавился, по сути, внутренний раскол. Письма владыки митр. Сергию, затем его отказ от назначения на Шадринскую кафедру (будучи административным ссыльным, еп. Виктор физически не мог исполнить это послушание, не имея возможности выехать из Глазова) – все это привело к взаимному недопониманию. Митрополит запретил еп. Виктора в священнослужении «за раздорническую деятельность», но он продолжал отстаивать свою позицию.
Соловки
Послание владыки, обращенное к священству, стало основанием для его ареста – теперь уже с последующим заключением в Соловецкий лагерь особого назначения.
Сохранились воспоминания о нем будущего академика, Дмитрия Лихачева, тогда также отбывавшего здесь заключение по «политической» статье. Он пишет, что именно через владыку ему открылось «лицо» русской святости: «Русский человек счастлив пострадать за Христа». Д.С.Лихачев пишет, что епископ был великим утешителем, помогавшим пережить заключение сотням людей – хотя бы потому, что сам никогда не унывал. Вот лишь один эпизод, о котором рассказывает Дмитрий Сергеевич:
«Однажды я встретил владыку (между собой мы звали его «владычкой») каким-то особенно просветленным и радостным. Вышел приказ всех заключенных постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу его рясу. Он шел к нам с обмотанным полотенцем лицом и улыбался. Думаю, что сопротивлялся наш «владычка» без озлобления и страдание свое считал милостью Божией».
Кончина
Хотя срок заключения окончился в 1931 г., за ним последовала ссылка. Владыка сменил несколько мест жительства, последним же было с. Нерица Усть-Цильмского района. Говорят, здесь он помогал по хозяйству председателю сельсовета, у которого жил, проповедовал, а еще – часто уходил молиться в лес, ведь храма на селе не было. Вероятно, переохладившись, он заболел менингитом – и 2 мая 1934 г. скончался.
При смерти владыки присутствовали помогавшие ему монахини Александра и Ангелина. Им очень хотелось похоронить святителя в районном центре – у председателя сельсовета они даже выпросили лошадь, чтобы ехать в Усть-Цильму. Но лошадь вдруг остановилась близ сельского кладбища –далее не двинулась. Через годы, когда погост Усть-Цильмы власти уничтожили, выяснилось, что Господь так спасал мощи Своего святого от поругания…
Канонизация и почитание священника
Прославление святого состоялось на Архиерейском Соборе 2000 г. – имя его появилось в церковном календаре вместе с именами нескольких тысяч новомучеников, исповедников, пострадавших во время гонений начала XX в.
Мощи исповедника Виктора Глазовского
Сейчас мощи Виктора Глазовского пребывают в Кирове (Вятка), в Спасо-Преображенской обители. Поклониться им можно во храме блгв. Александра Невского.
Икона Виктора Глазовского
На ней святитель изображается в архиерейском облачении, с Евангелием на левой руке – а правой держит крест, как знак свидетельства о Христовой вере. Лик святого написан с сохранившихся его фотографий.
О чем молятся Виктору Глазовскому
К святителю Виктору Глазовскому обращаются, прося:
- о помощи в добрых делах;
- об укреплении веры;
- многие считают его также покровителем миссионеров, проповедников.
Читайте также:
Чудеса по молитвам святого
Пожалуй, одним из первых стало чудесное спасение честных мощей – сразу после кончины.
Похоронив владыку, монахини стали просить хозяина дома устроить поминки – для чего наловить рыбы. Но сильно разлилась река, мужчина уверял: это невозможно. Тогда ему трижды явился во сне святой, говоря:
«Ты потрудись, а Господь пошлет». Доверившись ему, хозяин дома исполнил просимое – и его вера не была посрамлена. Лишь тогда он понял, что, как не раз говорил знакомым, «не простой человек у нас жил».
А памятным июлем 1997 г., когда жители Нерицы, дотоле насмехавшиеся над честными мощами, увидели нетленные останки – произошло еще одно, даже более впечатляющее чудо. Потрясенные люди вдруг замолчали. А потом один человек из притихшей толпы обратился к приехавшему священнику от лица всех собравшихся:
«Батюшка, народ желает креститься!»
Отзывы о помощи
Вот некоторые рассказы участников группы почитателей святого из социальной сети «В Контакте».
Константин Владимиров:
«Я живу в г. Глазове. Дело было в 2013 г. Я только начинал воцерковляться, и поэтому первым моим делом было конечно же исповедоваться. Я довольно долго не решался, на службах, на которых я бывал, выходил священник и спрашивал: «На исповедь кто-нибудь есть?» Бывало, что никого не было, бывало подходили прихожане, но на меня такой ужас нападал, что у меня даже коленки подкашивались. Каждый раз бывая на какой-нибудь из служб я давал себе слово, просил у Бога, помочь мне исповедоваться, но когда выходил священник, я не решался… И после служб я чувствовал себя в несколько подавленном состоянии. Вот однажды, это было зимой, после вечерней службы, все уже собирались уходить, я стоял перед иконой святителя Виктора, она у нас такая большая с мощами. Попросил у святителя Виктора помочь мне, и тут мимо меня проходит отец Владислав, а рядом и нет никого, я так набравшись смелости говорю ему, что хочу исповедоваться. А он мне, иди купи там книжку в церковной лавке, напиши все на бумажке, что тебя тревожит, и завтра ничего не боясь исповедуйся. Он как-то сразу предугадал, что мне сложно все это говорить на прямую, потому что я боялся, в том числе и того, что меня услышат и т.п. И на следующий день я исповедовался… (моя генеральная исповедь). Вот так вот, стоя перед иконой святителя Виктора, и секунду назад прося его помощи, тут же получаю совет и помощь от отца Владислава.Дивен Бог во святых своих! Святителю Отче наш Викторе, Моли Бога о нас!»
Ксения Караваева:
«Весной у меня потрескался палец на руке и долго не заживал. Чем только не лечила, но лучше не становилось. Уже был июль, а трещины так и не проходили. Особенно меня печалило, что скоро предстояли роды и уход за младенцем, который предполагает частое мытье рук, а мочить трещины было больно. В этом же месяце мы с семьей ездили к мощам священноисповедника Виктора. Я молилась о благополучном завершении беременности и невзначай посмотрела на свою руку и подумала, что палец-то до сих пор не зажил, хотя времени совсем мало осталось. На следующий день я с удивлением заметила улучшения, а за неделю все совсем прошло, как и не было!»
Чудеса святителя нашего времени – по большей части неярки, негромки. Но они убеждают в истинности того, кому предназначены. Ведь, как говорил сам свт. Виктор, находясь на Соловках, «каждого человека надо чем-нибудь утешить».
Наталья Сазонова
Другие статьи этого автора:
Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся