Духовник Донецкой епархии, основатель двух монастырей, «донбасский святой» – все это о схиархимандрите Зосиме (Сокуре). Он родился в 1944, а отошел ко Господу в 2002 г. Спустя 20 лет со времени, когда умер старец, стали сбываться его худшие предсказания…
Кто такой старец Зосима Сокур: 27 фактов из биографии
- Его именуют старцем, но, если говорить о том, сколько лет прожил о. Зосима – 58 – то возраст этот еще не «старческий». Поэтому имеется ввиду не это, а особое служение духовного руководителя, наставника.
- Он жил на Урале, в Сибири, в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). Но большую часть жизни все же провел на Украине, на Донбассе.
- Биография старца описана его духовными чадами в книге «О чем душа скорбит». Она издана в издательстве Московского Сретенского монастыря в 2013 г. и состоит из трех частей: в первой – жизнеописание старца, во второй – отрывки из бесед и поученийи просто наставления, записанные духовными чадами, в третьей – их воспоминания о духовном отце, а также некоторые биографические данные о наставниках самого о. Зосимы. К настоящему времени книга не может рассматриваться как житие, так как решения о прославлении старца пока не принято.
- Иван Алексеевич Сокур (мирское имя старца) появился на свет на Урале, в селе Косолманка.
Сюда была сослана его мать, Мария Ивановна, арестованная «компетентными органами» за то, что присутствовала на тайном богослужении. Так мальчик с ранних лет получал уроки веры и исповедничества. Отец будущего старца, происходивший из казаков, к этому времени погиб на фронте – шла Великая Отечественная война.
- После войны мать переехала на Донбасс, в Авдеевку. Это тот самый город, который сейчас то и дело мелькает в военных сводках как укрепленная база украинской армии. В те же времена это был небольшой город, промышленный и транспортный центр. Был здесь и храм – Иван с детства прислуживал здесь в алтаре.
- Большое влияние на мальчика оказывала тетя, сестра матери, монахиня Антонина. Да и сама Мария Ивановна имела склонность к монашеской жизни, и спустя годы приняла постриг с именем Мариамны (скончалась она в 1981 г.).Вместе с Марией Ивановной Иван в детстве побывал у известного старца того времени – прп. Кукши Одесского (1875-1964 гг.).
- Иван никогда не скрывал своей веры, хотя в школе его за это притесняли. Тем не менее, он учился отлично. Окончив школу, юноша уехал в Киево-Печерскую лавру, трудником, затем некоторое время жил в другой лавре – Почаевской. Уже тогда прозорливые старцы предсказывали ему будущий монашеский путь.
- Первоначально Иван планировал поступать в Московскую Духовную Академию, однако. власти оказали давление на руководство Академии: поступление абитуриента из «пролетарски сознательного» Донбасса в духовное учебное заведение было скандалом. После этого Иван уехал в Новосибирск, где несколько лет работал в епархии, у архиепископа Павла (Голышева), а уж потом подал документы в семинарию от города в «глухой» и «несознательной» Сибири.
- В 1968 Иван Алексеевич поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Его взяли сразу во 2 класс. Затем здесь же учился в Академии, а 17 апреля 1975 г. принял монашество с именем Савватий – в день пострига праздновалась память прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Совершал пострижение митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). После пострига он пророчески сказал иноку: «А умрешь Зосимой». Владыка Никодим также рукоположил о. Савватия сначала в иеродиакона, затем – во иеромонаха.
- Иеромонах Савватий окончил Академию, получив степень кандидата богословия. Его диссертация была посвящена истории Валаамского монастыря.
- Первым местом служения о. Савватия после Академии стала Одесса (Успенский монастырь), но позже он попросил перевода на Донбасс, так как там проживала мать, которая тяжело заболела. С 1975 г. о. Савватий – донбасский священнослужитель.
- Служить ему довелось в сельских приходских храмах – ввиду нехватки священников из «белого» духовенства священноначалие тогда часто привлекало на приходы монахов. О. Савватий сразу проявил себя как ревностный служитель. На своем первом приходе, в селе Александровском, ему удалось устроить в церкви новый престол – притом, что советское законодательство запрещало приходам какие-либо ремонтные или реставрационные работы.
- Уже в 40 лет о. Савватий стяжал духовные дарования: существует множество свидетельств того, как он прикровенно и иносказательно называл людям их грехи, подвигая их на покаяние, разрешал недоумения до того, как ему задавали вопрос, исцелял болезни – сам при этом будучи серьезно болен. Ввиду популярности иеромонаха (с 1980 – игумена) под давлением властей не раз отправляли на отдаленные приходы – но здесь ему всякий раз удавалось обустроить храм, наладить церковную жизнь, собрать духовных чад.
- В 1992 г. о. Савватий, уже архимандрит, духовник (принимающий исповеди священнослужителей) Макеевского и Волновахского округов Донецкой епархии, был пострижен в великую схиму с именем Зосима – так на нем сбылись слова владыки Никодима (Ротова).
- В 1998 г. схиархимандрит Зосима пережил клиническую смерть, видел другой мир, Ангелов. После этого он принял решение основать монастырь, на что до этого не дерзал решиться.
- Его духовные чада, желающие принять монашество, объединились в две общины, мужскую и женскую. Так в Никольском рядом возникли сразу две иноческих обители, обе – посвященные Успению Богородицы. Иногда их также вместе называют Успенским монастырем.
- Тогда же, в 1998 г., о. Зосима стал духовником всей Донбасской епархии – именно с этого времени его стали называть «донецкий святой». К нему стали приезжать со всей Украины и даже из других стран.
- Сохранились фото, видеозаписи проповедей, интервью схиархимандрита. Они доносят до нас облик простого и скромного монаха, в то же время – открытого, очень доброго и смиренного. Даже обличительные и жесткие слова, которые подчас приходится произносить старцу, смягчаются напевностью его южно-русского говора, мягкостью тона, а иногда и доброй улыбкой. Невольно вспоминается соименный ему персонаж романа «Братья Карамазовы», другой старец Зосима, которого талантливо описал Ф.М.Достоевский.
- Донбасский старец скончался 29 августа 2002 г., на другой день после Успения Пресвятой Богородицы, когда в основанном им монастыре происходил Чин Погребения Богоматери. Он прикровенно заранее предсказывал день своей кончины, а накануне Успения принял решение отправиться в больницу, хотя до этого отказывался от этого.
- Причины смерти схиархимандрита – несколько хронических заболеваний, которыми старец страдал уже около 10 лет. Говоря о том, отчего умер о. Зосима, многие вспоминают, в частности, что он страдал болезнью почек, так что регулярно проходил процедуру диализа – а это говорит о крайней серьезности его положения. Тем не менее, почти до последних дней жизни о. Зосима совершал богослужения, принимал людей – стараясь ничем не показать своих страданий.
- В наше время верующие все чаще вспоминают пророчества святого, которые увидели свет в 2013 г., записанные и изданные его духовными чадами. В них предсказана война на Украине, говорится о будущем России. По свидетельству авторов-составителей книги «О чем душа скорбит» большей частью эти предсказания были произнесены на Пасху 2002 г., то есть незадолго до кончины старца.
- Что же говорил «донбасский святой»? С 1991 г., когда пал коммунистический режим, а затем распался СССР, о. Зосима не раз высказывался о недопустимости разделения единой Русской Церкви, о «расколе бандеровщины» который несет самозванный «патриарх» Филарет. При этом он видел реальную опасность такого раскола и не просто предупреждал о ней, но давал конкретные указания, касающиеся окормляемых им монастырей – в случае отделения Украинской Церкви от Русской перейти под омофор Патриарха Московского, прервать каноническое общение с раскольниками. Этого вопроса касается духовное завещание старца, где содержатся последние предсмертные наставления для его чад, время написания которых – 2002 год.
- В проповедях во время Великого Поста и Пасхи 2002 г., в последующие дни, а также в частных беседах, он не раз обращался к теме церковного раскола, говорил о судьбе Украины, предсказывал будущую большую войну и гонения на православие в стране. Он просил монахов записывать сказанное им, говоря, что смысл его слов они «поймут потом».
- Упоминая о будущем России, он был убежден, что «Россия выстоит», вера укрепится. Однако, окончание войны произойдет через многие скорби и искушения.
- Бытует также мнение (охотно транслируемое журналистами), что старец говорил о «трех Пасхах», которые придутся на войну: «Одна, кровавая, одна голодная, третья – победная». Исходя из последних событий, многие говорят, что схиархимандритом предсказан конец войны, «дата разгрома режима Зеленского», «дата судного дня для бандеровской Украины» и даже – что он якобы говорил о ядерных взрывах. Но достоверных свидетельств о таких его пророчествах нет. В то же время пророчество «о трех Пасхах» приписывают другому современному подвижнику, старцу Ионе (Игнатенко) (1925-2012 гг.).
- Еще одно пророчество – о Киеве и Киево-Печерской лавре, передает иеросхимонах Оптиной пустыни Серафим, которые не раз встречался с о. Зосимой. В одной из бесед тот сказал: «Киево-Печерская лавра падёт. Вся благодать Киево-Печерской лавры перейдёт в Оптину пустынь. Я до этого не доживу, а ты увидишь». Суть сказанного тогда осталась непонятно – пока в 2023 г. лавра не была захвачена раскольниками и безбожниками. В этой связи многие обращают внимание и на другое предсказание, которое также приписывают нескольким старцам, включая о. Зосиму: о возможном затоплении Киева, которое теперь, ввиду разрушения инфраструктуры страны боевыми действиями, уже не выглядит нереальным.
- Монастырь старца Зосимы в Донецкой области сегодня постоянно подвергается обстрелам. Из двух обителей уехали в тыл часть насельников, оставшиеся – продолжают совершать богослужения.
9 пророчеств старца Зосимы об Украине и России
- «Гнев Божий – войны – приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет»
- «Гефсиманский сад. Спаситель молится, светом Фаворским освящен Он. Апостолы спят сном лености, духовным сном. Трагедия греховного сна продолжалась до тех пор, пока шум, факелы, пришествие Иуды, архиереев и книжников не прервали его. И в наше время эта трагедия повторяется снова. Кто на Украине продаст Христа? Архиереи, попы – предатели Церкви, предатели Родины».
- «Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго».
- «На Украине Иудой является Филарет. И окончит он, как Иуда, а скажут, что приступ сердечный. А нам дай, Господи, не продать печать дара Духа Святаго и верность Святой Руси!»
- «Будете гонимы. Русская Церковь уже гонима. Дорожите русским языком. Кровь будет литься, будут новомученики. Баланду будете хлебать и вспоминать величие Божие, величие служб, красоту Святой Руси. Как Матерь Божия, слагайте в сердце словеса Божии!»
- «Придут эти бандеровцы – филаретовцы, будут все разрушать. Вначале ласковыми словами будут стараться погубить Церковь, сделать униатской, папской, потом физически уничтожать. Это будет последняя битва перед приходом антихриста. Антихрист придет такой добрый, все дешевое в магазинах будет, пенсии большие. Все тебе даст – только отрекись от веры, от Христа».
- «Готовят к канонизации Александра Васильевича Суворова и Михаила Илларионовича Кутузова – прославят в лике святых защитников Отечества русского. Христос на Руси непобедим! Вся нечисть отойдет от Руси – Русь будет могучая».
- «И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви».
- «Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».
Из завещания донецкого старца Зосимы:
«Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.
Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.
В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор».
***
В наши дни можно встретить и иную точку зрения о схиархимандрите Зосиме. Его считают «священником, который вмешивается в политику», даже – «провокатором раскола», который, правда, произошел спустя более десятилетия после его кончины.
Действительно, слова его подчас резки – каковы и обычно пророчества. Но разве не сбывается сказанное в наши дни? Будет ли Русь снова святой, будет ли торжество веры? Судьбы человеческие известны лишь Господу. Молись в селениях праведников о нас грешных, отче Зосима!
Наталия Сазонова
Узнайте также: Житие и пророчества святого Кукши Одесского
«Не заблудитесь — антихрист идет» — видео-завещание старца Зосимы
Фрагменты видео из интервью с схиархимандритом Зосимой Сокуром, которое было сделано на Светлой седмице в 2002 году. Старцу оставалось жизнь менее четырех месяцев.Тогда Пасха праздновалась 5 мая, а День Победы выпадал на Светлый четверг.
Такое ощущение, что старец Зосима разговаривает с нами из прошлого, простыми словами наставляет, увещевает и предостерегает. Напоминает об истинных человеческих ценностях: о преданности и любви к Богу, о долге перед Родиной, святости Дня победы – 9 мая, о любви и доброте друг к другу.
Направляет на путь в Царство Небесное и предупреждает о дьявольских сетях и капканах в надвигающихся временах. Посмотрите и послушайте, очень точно, трогательно и проницательно!
Спецматериал:
- Схиархимандрит Иона Одесский – честь и совесть Украины. Биография старца+разбор пророчеств
- На его могилку, как к Матронушке Московской, едут за молитвой и утешением: Ипполит Халин, Рыльского монастыря батюшка
- Все пророчества о России
- Житие и пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского
- Религия Израиля, или Почему евреи не христиане