Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было время, когда Сам Бог дал Палестину Своему народу, и евреи именовали ее «Землей Обетованной». Какую веру исповедуют евреи, в какого Бога верят иудеи, чем отличаются от христиан и другие ответы на неудобные вопросы — в статье.
Какие религии исповедуют жители Израиля
В настоящее время иудеями являются более 80% жителей страны. На втором по численности месте – мусульмане, их 14 %, в основном это арабы.
Арабами чаще всего являются и израильские православные христиане – сейчас таковых около 2%. В Иерусалиме живут около 8000 верующих. Большинство из них входят в юрисдикцию Иерусалимской Патриархии. Кроме православия, христианство представлено в Израиле католиками (почти 100000 человек), а также протестантами – есть, например, баптисты и пятидесятники.
Среди христиан, конечно, есть и евреи, однако, их меньшинство. По данным социологов религии, как правило, евреи-христиане – эмигранты из России, других стран, продолжающие исповедовать веру родителей. Однако, абсолютное большинство иудеев Израиля исповедует веру отцов. Что же это за вера?
В какого Бога верят евреи сегодня
Иудаизм – древнейшая на земле монотеистическая (то есть утверждающая веру в Бога, Единого и Единственного) религия. Строгое единобожие является основным догматом иудаизма даже до наших дней.
Чем отличается еврей от иудея?
Название религии происходит от одного из родоначальников народа, Иуды, сына праотца Иакова (которого, согласно Библии, Бог также называл Израилем). Иногда считают, что иудаизм возник после христианства, в VI-VIII вв. на основе ветхозаветной религии, которая имела какое-то иное название. Однако, так как термин «иудей» не раз встречается в текстах первых веков христианства, большинство историков склонны называть иудаизмом веру «Авраама, Исаака и Иакова», о которой повествует Библия и которая, конечно, появилась за несколько тысячелетий до христианской. Помимо понятия «иудей», как приверженец иудаизма, есть также термин «еврей», скорее означающий национальность, чем религию.
Однако, на вопрос, чем отличается еврей от иудея дать однозначный ответ не так просто: ведь религия, то есть иудаизм, по сути – единственный «маркер» еврейской идентичности, она объединяет евреев разных стран, зачастую не знающих языка предков, но соблюдающих предписания Закона Моисеева. И, следовательно, в идеале еврей от иудея не отличается ничем.
Кому поклоняются евреи
Кому молятся иудеи? Единому Богу. Они не признают христианских представлений о Его Триединстве, особенно – о Сыне Божием, ставшем Человеком. В их представлении Бог совершенно иноприроден миру, а потому думать, что Он может воплотиться и жить на земле – оскорбление Его величия.
Богослужение
Оно возникло за 1300 лет до Рождества Христова, при пророке Моисее (поэтому иудеи говорят о себе что они «ученики Моисея»), тогда как до этого развитого культа религия не имела. Богослужениесначала совершалось в походном шатре – скинии. Это было, когда евреи, водимые прор. Моисеем, покинули Египет.
Со времен же царя Соломона, сына царя и пророка Давида, оно было тесно связано с храмом в Иерусалиме: где только и возможно было подлинное богослужение в честь Истинного Бога. После Вавилонского пленения евреев храм, разрушенный в VI в. до Рождества Христова, был восстановлен (так называемый «второй храм»). Он существовал до 70 г., когда его снова уничтожили – на этот раз римляне.
Храмовая служба иудеев была торжественной и страшной одновременно. Вот как пишет об этом П.А.Флоренский: «Жертвенник всесожжения… в храме Ирода – 30 локтей длины и 15 ширины. Локоть парадный = 6 ладоней = 10,18 вершка=448 мм. При описании храма разумеется локоть священный, т. е. в 7 ладоней= 11,86 вершка=522 мм.
Итак, жертвенник 30×15 локтей=22х11 аршин! Вечный огонь горел на нем: это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться, – ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и т. д. Вообразите, какой стоялзапах гари, сала, – если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц! Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался ариэл, Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять почку – их оказалось 600000. При освящении Соломонова храма было заклано 22000 быков и 120000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью. Вообразите, запах крови, тука, фимиама – слышно было в Хевроне – дыма – трубные звуки – пение бесчисленных хоров, конечно, блеяния, крики и стоны животных, вопреки стараниям их привести к молчанию. Со слабыми нервами сюда нечего было идти. Недаром существовал под угрозою смерти запрет иноплеменникам делать хотя бы шаг далее известного места…»
Заповеди
Они содержатся в Законе Моисея, написавшего Пятикнижие (в христианской традиции это первые 5 книг Ветхого Завета), а насчитывается заповедей 613. Значительная их часть относятся к порядку совершения богослужения, жертвоприношениям, и сейчас, в отсутствие храма, не исполняются. Другие касаются образа жизни, запретов на прикосновения к нечистоте, на определенную пищу, питье. И эти заповеди в современном мире также непросты для исполнения, но соблюдающий их по иудейской традиции считается «праведником».
Такое воззрение – достаточно странное, например, с точки зрения христиан – возникло у иудеев «не от хорошей жизни». Еще с древности, живя среди языческих народов, поклонявшихся ложным богам, они зачастую должны были буквально «самоизолироваться» от окружающей культурной среды, чтобы сохранить веру и здравые понятия о Боге. Отсюда – множество «не бери», «не трогай», «не вкушай».
Иисус Христос – еврей?
Христианская традиция говорит о Нем, как воплотившемся Боге. Понятно, что Творец неба и земли не может иметь национальности – лишь «по человечеству», то есть как человек. В этом смысле Христос действительно происходил из еврейской семьи. Нет сомнений в национальности и у иудеев, отвергающих Божество Спасителя, считающих Его только человеком – они также говорят о еврейском происхождении «Иисуса из Назарета».
Был ли Иисус иудеем, то есть соблюдал ли предписания религии, посещал ли храм? Однозначно можно сказать, что да. Да и Сам Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
Когда апостолы-иудеи стали христианами
К иудеям причисляли себя и ученики Иисуса: не только во время Его земной проповеди, но и после Его Воскресения, Вознесения, они часто посещали храм, молились здесь. А литургисты – историки христианского богослужения – полагают, что сами службы первых христиан во многом были заимствованы у иудеев: например, от храмовых богослужений идет традиция читать Псалтирь.
В первые годы существования молодой Церкви Апостолы, очевидно, не отделяли себя от иудаизма, называясь «учениками» Иисуса. Более того, из «Деяний» Апостолов известно, что:
- первым епископом Иерусалима был брат Господа по плоти, Иаков, который считался «праведным» в ветхозаветном смысле (соблюдал предписания Закона) и за это был уважаем иудеями;
- на соборе Апостолов стоял вопрос о том, необходимо ли принимающим веру в Иисуса язычникам соблюдать Закон Моисея, то есть его 613 заповедей;
- в первые годы проповеди она шла только среди евреев, и Апостолы (кроме Павла, призванного на это служение особым откровением) вообще сомневались, нужно ли проповедовать язычникам; так, известно, что, когда св. Петр посетил сотника Корнилия и крестил его с домашними, «ученики» в Иерусалиме возмущались, что он «ходил к язычникам и ел с ними», что запрещал Закон.
Термин «христиане» появился за пределами Палестины, и среди неевреев, чтобы отличить общины последователей Господа от язычников и иудеев «рассеяния», многие из которых жили за пределами Святой Земли. Таким образом, нельзя определить точный момент, когда община учеников Спасителя перестала быть иудейской и стала христианской. М.Е.Поснов, автор «Истории Христианской Церкви», освещающей события первых ее веков, считает, что окончательное размежевание христианства и иудаизма произошло после 70 г., когда по разрушении храма прекратились богослужения с жертвоприношениями. К этому времени к Церкви принадлежало уже огромное количество язычников, не соблюдавших запретов и предписаний иудаизма – наконец, перестали видеть в этом смысл и христиане из иудеев в старейшей, Иерусалимской, общине.
Почему иудеи не признают Христа Мессией
Аргументация иудеев современности мало чем отличается от того, что говорили их единоверцы, например, в V в., когда позиция по поводу «Йешу из Назарета» была сформулирована иудейскими богословами, или – от позиции иудейских первосвященников и книжников, которые предали «лжемессию» на смерть. Считается, что Иисус не являлся Мессией, так как:
- Мессия должен быть «праведником» по Закону, тогда как Иисус постоянно нарушал его предписания – не всегда ритуально омывал руки, исцелял в субботу, когда заповедан полный покой;
- Мессия должен быть земным царем, правителем – именно поэтому Иисуса, совершающего многие чудеса, так настойчиво пытались объявить царем – но Он всякий раз уклонялся от этого;
- и, наконец, главное: приход Мессии должен сопровождаться установлением всеобщего мира, благоденствия, прекращением войн – но ничем подобным проповедь Иисуса не сопровождалась.
Наконец, крайнее негодование уже современных Христу иудеев вызывало то, что Сам Иисус определял Себя как Бога и Сына Божия, тогда как в их представлении Мессия – человек.
Кого ждут
Человека, который установил всеобщий мир, утвердит высокий статус евреев как избранного народа. Чертой Мессии (Машиаха) как личности является праведность по Закону. А внешним признаком его пришествия должен стать всеобщий мир.
Иудейские праздники и традиции
До наших дней иудеи стараются соблюдать заповеди Закона, хотя в современных условиях это непросто, особенно «в рассеянии», среди людей, представляющих иные религии или вообще атеистов. Поэтому многие твердо верующие евреи стремятся переехать в Израиль, где для исполнения Закона созданы более благоприятные условия.
Где молятся
С 70 г. от Рождества Христова иудеи больше не совершают храмовых богослужений. Синагога – не храм, не церковь, а молитвенный дом, где проводятся собрания, чтение Писания, молитва, но не служба с жертвоприношениями.
Есть в синагоге, однако, и сакральный элемент. Им является священная книга, Тора – первые пять книг Библии. Она пишется на свитке из телячьей кожи и обязательно – вручную, писцом. Работа эта чрезвычайно дорога, но без свитка Торы открытие синагоги как места молитвенных собраний невозможно.
Шабат
Это слово есть, хотя и в измененном виде, и в современном русском языке. Оно звучит как «суббота». Это библейский «седьмой день» покоя, когда иудею заповедана молитва и отказ от любой деятельности. В частности, нельзя:
- работать;
- пользоваться транспортом, личным или общественным;
- посещать магазин, пользоваться деньгами.
Полностью соблюсти шабат могут немногие: ведь, например, иудей-преподаватель не может отказаться вести занятие в субботу.
Обрезание
Древняя заповедь обрезания крайней плоти дана Самим Богом еще праотцу Аврааму – так иудей обозначал свою верность Господу. Христиане отказались от этой традиции – ее заменило Крещение. А у иудеев обряд по-прежнему совершается над мальчиками в первые дни по рождении.
Песах
По-русски более привычно слово «Пасха», происходящее от этого иудейского термина. Песах – воспоминание о том, как избранный народ покинул Египет при прор. Моисее. В Израиле праздник проходит 7 дней, за его пределами длится 8. Часть празднования – ритуальная трапеза, называемая седер, когда воспоминается ночь перед исходом из Египта. Именно седером была, с точки зрения иудаизма, Тайная Вечеря Христа с учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии, не известное иудеям.
Другие праздники
Они также посвящены воспоминанию событий, которые описывает Тора. Соотнести их дни с общепринятым гражданским календарем непросто, так как иудейский календарь – лунный, и даты празднований год от года меняются.
Среди самых важных:
- Шавуот – день, когда Моисей получил Тору от Бога;
- Рош-а-Шана – новый год; на этот день проводится молитвенное собрание, совместная трапеза;
- Суккот – «праздник кущей»; день, когда принято жить «в шалашах», как воспоминание о странствовании иудеев по пустыне;
- Шавуот – праздник урожая; именно его отмечали Апостолы, украсив горницу травой и цветами, когда произошло Сошествие Святого Духа; с тех пор традиция украшения храмов и жилищ утвердилась для христианского праздника Троицы.
Одежда
Сейчас в повседневной жизни иудеи не выделяются какой-либо особой одеждой. Однако, во время молитвы мужчины облачаются в талит – это покрывало с синими или черными полосами, укутывающее голову и плечи. В древности талит был частью повседневной одежды, сейчас сохранился только как облачение для молитвы.
Головной убор
Он называется «кипа». Это небольшая шапочка, которую сейчас, как правило, надевают во время молитвы. Но есть и ортодоксальные евреи, носящие кипу постоянно. Такие иудеи поверх нее надевают или шляпу, или шапку.
Родословие
Многие современные иудеи могут назвать своих предков не только в нескольких поколениях, но даже проследить свой род по крайней мере на несколько столетий. При этом, хотя на Ближнем Востоке издавна принято было определять родоначальника по мужской линии, у евреев утвердилось наследование еврейства по линии материнской. И до сих пор национальность еврея определяется по матери. Сами иудеи дают этому несколько объяснений:
- основанное на Писании, которое много столетий запрещало евреям брать жен из других народов;
- основанное на реалиях, в которых жил народ со времени Римского владычества, затем – в «рассеянии»; в этот период еврейские женщины нередко подвергались насилию со стороны язычников, рожали от них детей; как говорит один из современных иудейских интернет-сайтов, принятие правила, по которому национальность определяется по матери, «призвано было сохранить этих женщин для еврейства и главное — сохранить для еврейства их детей. В конечном итоге, во времена, когда евреи-мужчины часто погибали в бесконечных войнах, введение такого правила помогло спасти евреев как нацию».
В чем различие между иудаизмом и христианством: кратко
Основное противоречие связано с ожиданием Машиаха (Мессии), которым до наших дней живут иудеи. Христиане же полагают, что:
- Мессия уже был явлен миру, и это Иисус Христос;
- иудейский народ не узнал Его и распял.
Что касается ожидаемого «Машиаха», то в определенном смысле можно сказать, что его прихода ожидают и христиане, просто ожидания их резко отличаются от чаяний иудеев. В «Откровении» св. Иоанна Богослова этот человек, противостоящий Христу, описывается как антихрист, которому поклонится большинство людей. С мнением современных иудеев о наступлении всеобщего мира как признаке его прихода еще в I в. был согласен Апостол Павел, который писал в одном из своих посланий: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3). И если иудеи, как и во времена Христа ожидают от «Машиаха» земного процветающего царства, то христиане ждут последней битвы с Антихристом, а затем – конца нынешнего поврежденного грехом мира, новых неба и земли.
Как иудаизм помогал строить отношения в замкнутой общине
В отличие от христианства, сосредоточенного на духовном преображении человека больше, чем на внешнем делании, иудаизм – по сути, не только религия, но и образ жизни. Внутренний порядок общины определялся заповедями Закона, которые практически содержали в себе «на любой вопрос ответ» в том, что касалось образа жизни – от питания до лечения болезней, от распорядка дня до отношений в семье. Впоследствии заповеди получили десятки толкований об особенностях их применения к тем или иным реалиям.
Почему Гитлер ненавидел и уничтожал евреев
Ненависть Гитлера была не столько его личной. Она – проявление общего отношения к иудеям, которое сложилось в Европе значительно раньше XX в. Замкнутость общины, ее нежелание – по религиозным соображениям – общаться с другими народами и религиями приводила к общей настороженности. Своего рода «самоизоляция» иудеев вела к тому, что, находясь в «рассеянии» среди иных народов, они рассчитывали только на поддержку соплеменников – и в ряде случаев добивались успеха в торговле, промышленности, даже не смотря на ограничения, которые вводили против них власти ряда стран. Это порождало разного рода домыслы о баснословном богатстве иудеев, их возможном влиянии на властные структуры – что в ряде случаев имело место и в реальности. Так рождается так называемый антисемитизм – ненависть к евреям, в XX в. приведшая к их массовому истреблению.
Ненавидят ли евреев христиане?
Нет. Им ближе слова «фарисея, сына фарисея», Апостола Павла: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:1-4). И еще: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал… Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:2-5). Как сбудутся эти слова, покажет время.
Наталья Сазонова