Одесса – место жизни и служения двух старцев-духовников с именем Иона – протоиерея, жившего на рубеже XIX-XX вв. и ныне прославленного в лике праведных, и пока не канонизированного схиархимандрита Ионы (Игнатенко). Он родился в 1925, а отошел от земной жизни в 2012 г., застав и безбожные гонения на Церковь, и возрождение веры, а потом – время, когда на нее снова ополчились силы зла.
Почитаемый старец
К схиархимандриту Ионе приезжали за духовным советом из разных мест Украины, России, да и всего бывшего СССР, его чтили как праведника, может быть – даже пророка. И, возможно, именно ввиду ажиотажа вокруг пророческих слов старца его до сих пор и не причислили к лику святых.
Факты из биографии
- Мирское имя схиархимандрита – Владимир. Он родился в многодетной верующей семье Афанасия и Пелагии Игнатенко, в Кировоградской области Украины, был младшим (девятым) ребенком.
- Будущий старец провел юность на Кавказе, в Грузии, куда семья переехала, спасаясь от кампании «раскулачивания» и коллективизации, которая началась в 1930-е гг. Здесь он начал работать в колхозе, здесь создал семью с коллегой по работе по имени Анна – брак был так называемым «гражданским», не зарегистрированным, что в те годы встречалось часто. В миру будущий подвижник имел дочь, Надежду. Знакомые вспоминают Владимира в те годы, как человека общительного, доброго, особенно любившего детей. Иногда его шутя называли «святой Владимир».
- Сам старец позже вспоминал, что после 30 лет он постепенно начал задумываться о монашестве. Особенное впечатление произвел на него один случай: заснув от переутомления за рулем трактора, он вдруг внезапно пробудился – и увидел перед машиной женщину. Выскочил из кабины и… никого не заметил. Зато оказалось, что еще немного – и трактор упал бы с крутого обрыва. Старец всегда полагал, что женщиной, спасшей его жизнь, была Сама Богородица.
- Окончательно порвать связи с миром Владимира Игнатенко подвигла тяжелая болезнь, туберкулез. Именно тогда он дал обет Господу – уйти в монастырь. И – исполнил его, хотя жена и дочь очень тяжело пережили его решение.
- Местом пострига будущего старца стал Успенский монастырь Одессы. Сюда его приняли не сразу – два года Владимир жил близ обители, в пещере, и лишь затем, в 1971 г., был зачислен в братию. Монашеский постриг с именем Ионы (в честь свт. Ионы, митрополита Московского) он принял в апреле 1979 г.
- Рассказывают, что еще простым иноком, без священного сана, о. Иона имел духовные дарования. Вот, например, случай прозорливости, когда монаху открылась судьба и жизнь человека. Однажды он, будучи на сенокосе, встретил богато одетого человека, который начал смеяться над монахом, хвастаясь, что «все может купить в этой жизни», тогда как инок – нищ. А через время монахи с удивлением увидели, что о. Иона слезно молится за некоего Сергия – оказалось, это и был тот самый нувориш, «счастливая» жизнь которого оказалась совсем не столь радужной – он психически тяжело заболел.
- О. Иона стал священником лишь в 64 года, в 1990 г. А через три года – принял сан игумена, затем архимандрита. Тогда же он принял великую схиму – также с именем Ионы, но уже в честь ветхозаветного пророка.
- Вплоть до своей кончины о. Иона был братским духовником Успенского монастыря. Кроме того, служением старца было духовное окормление множества людей, которые приезжали в монастырь с болезнями телесными и духовными, проблемами, вопросами. Рассказывают, что старец выходил из кельи по крайней мере за полтора часа до начала литургии, чтобы успеть поговорить с как можно большим числом паломников. Сохранилось множество рассказов людей, жизнь которых изменилась после встречи с духовником.
Вот лишь один такой случай, рассказ Георгия из Одессы:
«Мы группой приехали в Одессу под самый Новый год, 30 декабря 2011 года. В храме к о. Ионе была очередь, как сказали, небольшая. В иные времена люди ждали, чтобы исповедаться, и неделю. Было 5-6 человек. Я хотел рассказать ему длинный перечень грехов. Начал так: «Уповаю на материальный мир, слишком от него завишу…» И хотел продолжать. А он меня мягко, но строго остановил: «А что твой материальный мир?! Одна Божия литургия всё превосходит! Одну её поставишь на чашу весов, она всё перевесит. Поэтому нужно ходить на Божественную литургию»! – И после некоторой паузы добавил: — Пока ещё есть время». Впоследствии Георгий поступил в духовную семинарию.
- За 2 года до кончины, в июле 2010 г., к старцу приезжал Патриарх Кирилл, имевший с ним продолжительный разговор.
- Скончался о. Иона 18 декабря 2012 г., после долгой тяжелой болезни, во время которой схиархимандрит, несмотря на боли и слабость, по мере сил продолжал принимать людей.
Где похоронен
Могила схиархимандрита находится на братском кладбище Успенского монастыря Одессы, где и прошла вся его монашеская жизнь.
Разбор пророчеств
О. Иона не оставил никакого письменного наследия – кстати, сам он не получил систематического образования и даже какое-то время по этой причине отказывался принимать священный сан.
Его высказывания о событиях, происходящих на Украине и в мире известны:
- по сохранившимся нескольким видеозаписям бесед схиархимандрита;
- по воспоминаниям его духовных детей, а также паломников – причем подтвердить подлинность приводимых ими слов старца, естественно, невозможно.
Именно поэтому вокруг «пророчеств» о. Ионы так много спекуляций, домыслов. Следует иметь ввиду, что:
- высказывания подвижника не были в прямом смысле пророчествами, то есть донесением воли Божией до людей подобно тому, как это делали ветхозаветные пророки (включая и его небесного покровителя, прор. Иону); это – скорее, размышления и анализ, чем предсказания;
- многое из того, что говорил старец, имеет вполне рационалистическое, то есть разумное объяснение: например, то, что на Украине грядут гонения на Церковь было ясно не только старцу, но и многим православным еще с 1990-х гг., а с начала 2000-х было понятно, что дело идет к тому, что украинская власть по указке из-за рубежа рано или поздно начнет войну против России.
Про паспорт
От духовных чад подвижника известно, что он не давал им благословения получать электронные удостоверения личности, а также ИНН, полагая, что это формы контроля над жизнью людей со стороны безбожного государства.
Вот что говорил об этом старец в беседе в 2004 г.:
«2000 лет этого не было… И все это лишний обман. Читай Закон Божий и по Закону руководи, а не выдумывай свои чипы и прочее, чтобы Рай на земле сделать. Этого не будет…»
Про доллары
Духовные чада старца из Одессы рассказали порталу «Русская народная линия» о таком случае:
«Кто-то пожертвовал батюшке сумму в долларах, и, держа в руках купюры, батюшка сказал: «Да что вы за этим долларом гоняетесь… Посмотришь, да эти доллары, как листья осенью, ветер гнать по дороге будет, никто за ними и не нагнется, будет дешевле бумаги…».
Именно это – источник широко распространенной цитаты о крахе доллара, которую приписывают о. Ионе, хотя проверить ее точность, конечно, невозможно.
О православном царе
Хорошо известно, что о. Иона был сторонником монархии, и полагал, что спасением России является царская власть. Вот подлинные слова старца из его видеобеседы, записанной в 2004 г.:
«Мы должны покаяться, что подняли руку на царя, послушали этого Ульянова… Нас учили в школе против Бога, против царя, что он неправ был. Но царь молился Богу. Но нашлись безбожники, коммунисты, которые сделали революцию. И, конечно, это попущение Божие, что народ русский ослаб, и перестал Бога благодарить…».
О войне
«Третья Мировая война будет. Через год после моей смерти все и начнется в стране, которая меньше, чем Россия. Нестроения продлятся 2 года, и закончится все это большой войной, после чего будет русский царь».
Такие слова приписывает старцу народное предание, однако, подтверждений подлинности этих слов нет.
Три Пасхи
Широко известно такое предсказание старца о войне Украины и России:
«Первая Пасха будет кровавой, вторая – голодной, третья – победной».
Подтверждений подлинности этих слов нет.
О будущем России и Украины
Старец говорил, что оно зависит от веры людей, их обращения ко Христу:
«Наш язык не русский, не белорусский и не украинский, а славянский. В Киеве мощи ста тридцати святых и все они по-славянски говорили и служили. Бог дал славянский язык святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Гог и Магог – это прообраз славянских племен, которые сольются друг с другом и завоюют весь мир. Но это будет, только если они возьмутся за веру, и если у них будет царь или православный правитель. Вот, западники поделили Русь, а она одна: Великороссия, потому что большая, Малороссия, меньше, Киев меньше Москвы, а Украина – это Львов, Ивано-Франковск – они на окраине живут. России помощь большая будет от Бога. Молиться надо за Россию, чтобы был православный правитель».
Другие
«Везде будут голодать, а на Руси хлеб будет в изобилии. Болезни и беды уйдут. Потому что начнёт умножаться любовь друг к другу у каждого русского человека».
Эта цитата старца широко известна, она передана его духовными чадами. Однако, подтвердить ее подлинность невозможно. А вот подлинное высказывание старца из его видеобеседы – о том, как стоит трудиться, чтобы Господь благословил людей благосостоянием:
«Труженики, все, российские, и малороссы, и великороссы, прибегайте к Богу, молитесь, кайтесь, всем все прощайте… И так нам Бог поможет, и с Божией помощью мы так спасем свою душу, а это наша цель жизни».
«Явление и наставления старца Ионы Одесского после его Успения, духовной дочери Марии»
Под таким названием в Сети распространяется информация о посмертных явлениях старца последних месяцев. Источником этой информации является страница в социальной сети Марии Орловой («Мария Православная»), называющей себя хранительницей образа Богородицы «Победительная» и духовной дочерью старца Ионы.
Судя по записям Марии, первое такое явление последовало на Рождество Богородицы 2023 г., последнее по времени – 16 марта 2024 г. Согласно свидетельству Марии, старец подробно рассказал о ходе войны на Украине. предсказал судьбы других православных стран (Сербия, Греция), а также Китая, Западной Европы.
К настоящему времени церковное священноначалие никак не выразило своего отношения к этим явлениям, не подтвердило и не опровергло их подлинность. Православным разумнее всего руководствоваться учением святых отцов, которые многократно предостерегали от нерассуждающей веры в разного рода явления такого рода, даже, по-видимому, посланные свыше.
Вот что говорил по этому поводу, например, известный старец-духовник, архимандрит Клеопа (Илие) (1912-1998 гг.):
«Святые и божественные отцы не только не верили с легкостью всякому сну или видению, которые им показывали бесы, но они, преблаженные, даже те видения, которые считали хорошими и идущими от Бога, отвергали и не давали им веры».
Тем большую осторожность, своего рода «духовную гигиену», нужно соблюдать в наши дни, когда множество людей переживают тяжелый стресс, горе, утраты, а потому легко могут поддаваться на различные «видения и откровения».
Предсказания сбываются?
Одни утверждают, что да, другие – что нет. К примеру, неясны слова о «трех Пасхах», о мировой войне. Да и «предсказания» ли эти слова, относящиеся, как признают даже самые ревностные почитатели старца, скорее, к области народного предания?
Можно лишь сожалеть о том, что ажиотаж, поднятый вокруг «пророчеств», вероятно, является одним из препятствий к церковному прославлению подвижника, святость жизни которого несомненна – в этом может лично убедиться всякий, кто даст себе труд послушать его духовные беседы, сохранившиеся на видео и доносящие до нас подлинные слова схиархимандрита.
Наталия Сазонова
Фильм-интервью отца Ионы
Удивительный человек. Обязательно найдите час времени и посмотрите. Одесса, декабрь 2004, «В келье старца».
Поучения и наставления схиархимандрита Ионы
- «С Богом за синее море, а без Бога не до порога».
- «Один Господь обещает нам жизнь вечную. Больше никто не обещает… Поэтому наша православная вера – она должна укрепиться».
- «Рая на земле не будет. Рай на небе. Кто любит Бога – все там уже готово, все! И это цель жизни: соединиться с Богом».
- «Молитва выше труда».
Духовные чада о старце
- «Его уже при жизни многие считали святым во всем мире. У него были духовные чада, которые распространяли о нем славу как о святом человеке. Его почитание на Афоне очень высоко, там его тоже считали святым старцем при жизни. Так что в его святости как угодника Божия у меня нет никаких сомнений. Он был моим духовным отцом более двадцати лет, я с ним много общался, поэтому я один из свидетелей того, что канонизация этого человека должна рано или поздно произойти» (протоиерей Димитрий Предеин).
- «Узнав о схиархимандрите Ионе (Игнатенко), одесском старце-утешителе, за месяц до его успения, величайшей милостью Божией и помышлением Владычицы я попала к нему на благословение тогда, когда он принимал уже только единицы ближайших своих чад. Очищенный горнилом болезни, он был переполненным сосудом Святого Духа, усугубив дары преподобничества даром кроткого благодарного терпения сильных болей. Полтора часа рядом с одром батюшки были мигом лицезрения небожителя. Его несколько часов назад привезли из реанимации, но батюшка был необыкновенно бодр, потому что необыкновенно добр, а самое главное — он был радостен, как дитя. Всё это время батюшка оживлённо рассказывал о своей жизни, перемежая воспоминания о собственной жизни рассказами о персонах Священного Писания, как будто о своих ближайших родственниках: подробно, насущно и отчётливо. С необыкновенной быстротой батюшка подкладывал нам книги, в которых он безошибочно находил места для зачитывания. И это были отрывки о несовместимости Духа Святаго с плотской нечистотой; так сокрушался он о Европе и Америке, погрязших в глубинах блудного греха. Были зачитаны строки из размышления праведного Иоанна Кронштадтского о Таинстве евхаристии, обличающие формальное отношение к таинству большинства верующих, а также главы из книги афонского монаха Симеона о любви.
Батюшка Иона ни разу не сказал о своих страданиях, но был исполнен великого благоговения и благодарности Богу за полученные дары. Он обмолвился, что сейчас с нами много ангелов, да мы и сами не знали, в теле ли мы были рядом с батюшкой.
Постоянно обращался он к Божией Матери. А у ног его была фотография голосеевской подвижницы Алипии.
Его любимым образом, перед которым он молился в последние месяцы и почил, была Сирийская Богоматерь. Её он называл ещё «Взыскание погибших». Это была копия одной иконы, которая замироточила в храме в виде слезы юной Богоматери. Батюшка говорил так: «А младенчик Иисус бьёт по шейке Её и говорит: не плачь, Мама, я всех помилую, всех спасу, о ком Ты плачешь».
Батюшкин голос, слабый от болезни, но такой нежный и сладкий, вдруг начинал звучать громко, дерзновенно и торжественно, когда он рассказывал о Давиде и Моисее. Батюшка как бы извинялся, что получил много почестей и признательности от людей за множество исцелений, дарованных людям по его молитвам и через помазание святым елеем, который он неустанно составлял от всех святынь, где бывал, набирая шприцом масло от лампад перед чудотворными иконами и мощами. К нему специально посылали безнадёжных больных, и они исцелялись…» (Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова)
Читайте также: