------------------- Когда можно не ходить в воскресенье на литургию
Православие сегодня Вопросы о вере «Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)

«Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Когда можно не ходить в воскресенье на литургию

На воскресную литургию в храм, если не хочется верующему, можно не ходить. Чтобы что? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс).

1. Быть абсолютно честным с Богом

От подписчицы: «Считаю,  что на воскресную литургию можно не ходить по более уважительной причине: быть абсолютно честным с Богом… А, в миру я сама решаю обманываться на службе или быть честной в домашнем стоянии перед ликом Христа., получая от этого духовную пользу и обновление, нежели выйти из храма после службы пустым… Меня Бог не осудит за честность, именно это для меня важно, чем осуждение от людей…»

Тенденция возносить «честность» как добродетель, причём добродетель спасительную, мне знакома. Самое интересное, что в обыденной жизни вряд ли человек апеллирует к честности.
Представляю диалог с начальником по телефону:
— Почему ты не вышла на работу?
— Я проснулась и поняла, что у меня нет настроения идти на работу, иначе это будет фальшь.
— Ты обнаглела что ли?
— Но почему Вы не хвалите меня за честность? Это ведь гораздо важнее, чем идти на работу!
— Ты уволена!

Наверное, будет такая реакция начальника на «честность». Кстати, можно вспомнить ответ Адама Богу:

«жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт.3:12)

В этом ответе нет ни капли лжи. Даже если мы посмотрим по райским камерам наблюдения, то увидим, что всё так и было: жена принесла, и он съел.

Так почему Бога не устраивает такой ответ?

Почему Он изгоняет первых людей, если они оба были честны пред Ним? Оказывается правда Божья и правда человеческая очень разные вещи. Правда человеческая видит проблему вовне, а правда Божья видит проблему внутри человека.

Отец Павел Великанов хорошо заметил о честных правдорубах:

«Есть особая категория людей — «правдолюбы». Их главный девиз — «никогда нельзя врать». Не только откровенная ложь, но и не до конца высказанная правда, или смягчённый вариант — всё это для них абсолютно неприемлемо. Только правда — и ничего, кроме правды.

«Правдолюбам» хочется сказать: а вы на самом деле хотите знать всю правду о себе самих? О том, сколько лжи и подлости хранится в потайных комнатах вашей души — о которых знает только Один Бог? Вам на самом деле не страшно — или вы настолько уверены в собственной праведности, что даже не допускаете мысли о том, какие чудовища могут оказаться в глубинах души?»

Стоит обратить внимание ещё на то, что когда честность ставится как цель, то происходит духовный застой. Это всё равно, что прийти в больницу, сдать анализы, поставить диагноз, а потом врач вместо лечения будет доказывать, что диагноз – это самое главное, а лечение вообще не нужно. Чистая честность! Если мы заглянем в Евангелие, то увидим, что Бог ждёт от человека плодов, а не честности.

Честность, безусловно, включена в покаяние, и то по отношению к себе и как этап, а не как цель.

«Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». (Лк.3:8)

Когда вместо плодов приносятся многочисленные отговорки, про фальшь, лицемерие или искреннюю домашнюю молитву и всё это подкрепляется тем, что Богу это угоднее, то это точно не про честность. Весь церковный опыт говорит об этом.

2. Богу наше столбостояние не нужно

От подписчицы: «Богу наше столбостояние не нужно, а нужно сердце открытое для Его Вдохновения… Весь мир- Храм Божий, молитва, искренняя, непринужденная и не навязанная из вне. Богу, Сыну Человеческому не нужна форма … А, нужна искренняя молитва и искреннее воздыхание, а также искренняя Благодарность…Если человек не чувствует дыхания Божьего в церкви, а приходит и стоит столбом- это ли не оскорбление для Него?»

Вопрос молитвы настолько сложен, что митрополит Антоний Сурожский даже книгу написал, которая называется «Может ли верить и молиться современный человек».

Первая заповедь Декалога «Я Господь Бог Твой да не будет у тебя других богов пред Лицом Моим» подразумевает внутреннее предстояние перед Богом. Причём эта заповедь является фундаментальной и стержневой по отношению ко всем другим заповедям. Когда внутренняя молитва охватит всё сердце, то такое состояние называется в Библии «хождение пред Богом». (Быт. 5:22)

Для того чтобы человек научился этой внутренней молитве, Бог отделил богослужебный день, который стал впоследствии воскресеньем. Таким образом, на богослужении я должен научиться преодолевать чувственные кумиры, открывать своё сердце Богу. Почему же тогда автор комментария пишет одновременно о «столбостоянии в Церкви» и «искренней молитве дома», противопоставляя их? Хотя молитва частная и церковная являются двумя крыльями, поддерживающими душу.

Первая ошибка автора в том, что она считает, что молитва должна быть только по настроению, только тогда, когда хочется и только тогда, когда комфортно. Интересно, что у святых отцов и подвижников, посвятивших свою жизнь молитве, противоположное мнение. Молитва – самый тяжёлый труд, какой только возможен.

В молитве нужно искать, прежде всего, трезвения, а не чувственных воздыханий и сладострастных удовольствий, о каковых и пишет автор.

Экзальтация – враг молитвы, а не плод и сила

Как видно, духовное сластолюбие создаёт своё богословие и практику. Ключевая проблема в том, что рассеянность и мечтательность настолько расслабляют душу, высасывают все силы воли, что на молитву не остаётся никаких сил.

И в этом бессилии, а лучше сказать в унынии, человек слышит убедительный голос: «сойди с креста», «дома комфортней», «искренней», «Богу не нужно столбостояние», «Исповедь и Причастие тоже не нужны», «ему нужна твоя честность», «ты лучше их всех» и т.п. В общем, всё, что ты так хочешь услышать.

Очевидно, что автор комментария находится в унынии, потому и такие помыслы.

«Богу, Сыну Человеческому не нужна форма»

— говорит автор.

Вот корень ошибки. Сначала духовная дисциплина, правила, закон и только потом вдыхается содержание, т.е. благодать.

Не зря автор пишет: «Если человек не чувствует дыхания Божьего в церкви», а куда вдыхать, если ещё даже форма не возведена?!

«Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». (Мк.2:22)

Так что рановато ещё «чувствовать дыхание Божие», надо сначала свои страсти почувствовать, хотя для этого тоже дыхание Божье нужно.

Жан-Клод Ларше пишет:

«Святые отцы считают также, что уныние, производящее расслабление души и небрежение ума, рождает в душе пустоту, приводит человека к общей небрежности, делает его слабым. Соединенное с печалью, уныние ее усиливает и может легко довести до отчаяния. От уныния могут произойти богохульные помыслы и безумные представления, направленные против Творца. Кроме того, оно уничтожает покаяние и делает человека раздражительным. По словам преподобного Исаака Сирина, от уныния еще «приходит дух безрассудства – источник множества искушений».

Ну, не пошёл человек в воскресенье в храм. А что вместо этого?

Сериал, торговый центр, соцсети? Опять тоска и уныние, а потом опять на работу. А потом смерть. А человеку нужна вечность.

Потому праведный Иоанн Кронштадтский говорил:

«В храме особенно совершается тайна очищения грехов. Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, где ты примиряешься с Богом, где получаешь истинную жизнь духа. Сколько раз Господь подавал мне здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими: величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными! Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий! Ты очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин.2, 2)»!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Где Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналистаГде Бог, когда я так несчастен? Ответы священника на каверзные вопросы журналиста

0 Comments
Где Бог, почему в мире так много зла

Почему жизнь несправедлива и в ней есть смерти ни в чём не виновных детей и где Бог при этом – размышляет иеромонах Ефрем Метс. — Почему в мире так много зла и несправедливости? — Проблема зла является самой острой богословской проблемой. С одной стороны, мы

Вопросы о вере

Почему евреи не христианеПочему евреи не христиане

0 Comments
Какая вера у евреев

Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было

Вопросы о вере

Светлые эмоции избавили от мыслей о самоубийствеСветлые эмоции избавили от мыслей о самоубийстве

0 Comments
Средство от отчаяния и мыслей о самоубийстве

Как победить отчаяние и избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве? Случаями из жизни поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Выйти из «тоннельного мышления» После праздничной службы в честь Успения Пресвятой Богородицы ко мне в храме подошли два полупьяных человека, находящихся

Вопросы о вере

Верю — не верю, верю… Интервью со священникомВерю — не верю, верю… Интервью со священником

0 Comments
Вера в Бога: вопросы священнику

Безобидная детская игра с ромашкой «любит — не любит» переросла во взрослую — «верю — не верю». Только вот оказалось, что в последней всё намного серьёзнее и сложнее. О том, передаётся ли вера по наследству, и есть ли шанс остановить безбожие в современном обществе,читайте в

Вопросы о вере

Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обрядаПервый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

0 Comments
Первый русский царь. 16 января 1547 года венчался на царство Иван IV Васильевич, прозванный Грозным: как это было и каково значение обряда

Первый венчался на Русское царство великий князь Иван Васильевич, сын Василия III и литовской княжны Елены Глинской. Венчание состоялось в Успенском соборе Кремля Москвы – главном храме страны. Чин венчания на царство русских царей На территории России первый Чин венчания был совершен в 1547 году,

Вопросы о вере