Раньше христианину достаточно было указать на библейский запрет: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш» (Лев.19:28) и этого было достаточно. Человек доверял Богу и слушался. Сегодня даже верующему человеку этого не хватает, потому предпринимаются различные попытки найти оправдание или лазейку, чтобы нарисовать на себе что либо. Своими мыслями по поводу моды на тату поделился иеромонах Ефрем (Метс).
Мода на татуировки
Поскольку мода на татуировки всё более распространяется в наше время, то хотелось бы поделиться тремя случаями, с которыми лично столкнулся.
Три случая из жизни
- Я разговаривал с одним молодым человеком, у которого не так давно умер отец. Он очень любил отца и был сильно к нему привязан. Ну и после того, как мы поговорили, он показал мне огромную татуировку на руке, сказав, что он сделал её в память об умершем отце. Размышляя над этим его поступком, я пришёл к таким выводам: у него есть внутреннее болезненное переживание, которое мучает его, и он не знает что с этим делать. Всякая сердечная боль ищет выхода наружу, она должна во что-то воплотиться. Если такая ситуация происходит с человеком верующим, то всякого рода переживание находит своё отражение в первую очередь в молитве об усопшем, как в личной (каждое утро чтение помянника), так и в церковной (проскомидия, панихида, родительские субботы). Причём молитва помогает не только самому молящемуся смириться с потерей и передать умершего в руки Божьи, но и тому, о ком он молится, в данном случае его отцу. Связь, разорванная на земле обретает своё продолжение в мире духовном. Поскольку его этому никто не научил, то он сделал то что сделал. Единственное что пришло ему в голову, так это выразить свою боль утраты сделав себе татуировку. Он думал, что это как-то поможет пережить боль, сохранит память об отце и преодолеет обиду. Конечно же, это не помогло, и помочь не может.
- Я встретился как-то раз со знакомой женщиной, которая была со своим мужем. И вот она решилась похвастаться, что они вместе с мужем сделали одинаковые татуировки на спинах, изобразив какой-то эзотерический символ. Смысл в том, что это должно их соединить и помочь сохранить брак. В свои силы она не верит и эта татуировка должна исполнить некую связующую магическую роль, стать гарантом. Причём сам человек чаще всего свои мотивы не осознаёт, ну придумала и придумала, вот и сделала. Естественно это не помогло и в скором времени она развелась. Так что же является залогом сохранения брака? Где тот Источник, из которого можно черпать любовь? Для верующего человека ответ вполне очевиден: Бог является Гарантом и только христианская добродетель позволяет сохранить любовь и приумножить. Совершая грех, супруг/супруга получает чувство ненависти к самому себе, и эта ненависть проецируется на своих родных, ну и само собой на Бога. Т.е. главная опасность в браке — это грех и неумение приносить покаяние, неумение прощать и снисходить к друг другу. Любовь — результат работы, духовное искусство. Но тот, кто этого не знает, выдумывает простой магический способ, который должен помочь. Например, набить тату.
- Ещё работая на светской работе у меня был начальник весь в татуировках. Он мне тогда сказал, что не может остановиться и делает их ещё и ещё, т.е. это своего рода зависимость. Если вылезает просто «хочу, хочу, хочу», то это уже путь в рабство. Сразу скажу, что любой навязчивый помысел всегда от лукавого, это признак того, что не надо его воплощать, а нужно молиться, чтобы Бог упразднил эту мысль, руководствуясь словами апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». (1Кор. 6:12)Я рассказал о трёх случаях и о том, что я увидел за фасадами рисунков нанесённых на тело.
Разные есть мотивы у людей делать себе татуировки
Но если сделать некое обобщение, то можно сказать, что человек всегда стремится к изменению себя, к своему преображению. Это заложено в нашей природе. Но возникает вопрос: что менять? Внутреннее или внешнее? Быть или казаться?
Я знаю точно одно, если человек живёт постоянным внутренним евангельским совершенствованием, если стремится к чистоте сердца, то сам вопрос о татуировке даже перед ним не встанет.
Чувство духовного вкуса не увидит в этом красоты. Если же возникнет искушение или соблазн, то мысль об этом и будет идентифицирована как нехорошая. Всё-таки различение помыслов — одно из главных внутренних деланий христианина.
Не будем никого осуждать и презирать, помня, что за каждым таким рисунком может скрываться боль или элементарное стремление к счастью.
Потому, спросите себя, сможете ли вы помочь человеку разобраться в себе, если кто-то из близких скажет вам о своём желании сделать татуировку? Что сможете предложить взамен, если это ребёнок, который во что бы то ни стало решил всё-таки сделать тату? Сможете ли без криков и споров, которые могут только вызвать обратный эффект, помочь разобраться с этим желанием?
А если уже наворотил дела, а потом пожалел об этом?
— Если раскаиваешься в содеянном, то нужно принести покаяние и желательно удалить рисунок. Да, дорого! Но нужно привыкать за всё платить. Зато в следующий раз 10 раз подумаешь, прежде чем делать какой-то серьёзный шаг. К сожалению, современный канон красоты если можно так выразиться тёмный и нецеломудренный. Весь образ просто кричит: «я — плоть и ничего больше!».
А вот смотришь, например, на фотографию жены и дочерей царской семьи Николая 2, какое приятное эстетическое чувство возникает: и в плане одежды и телесной чистоты без татуировок. Современная татуированная женщина в похабной одежде – пошлость и безвкусица. Когда человек тянется к Богу, тогда у него у самого меняется взгляд на красоту, ему даже не надо ничего объяснять, он сам отличит свет от тьмы!
Иеромонах Ефрем (Метс)
Или можно?
«Будь верной невестой Христовой, сделай септум и носи колечко» — призывает блогер-миссионер Елизавета Иванькова. Девушка ведет свой каналы в Telegram/YouTube и отлично знает Ветхий Завет, в чем не раз убеждались семинаристы. И не только они. Посмотрите минутное видео.