------------------- Евангелие дня: Притча о талантах
Православие сегодня Библейские истории Бизнес-притча о талантах. Толкование Евангельского чтения воскресного дня

Бизнес-притча о талантах. Толкование Евангельского чтения воскресного дня

0 Comments
Евангелие дня: Притча о талантах

Не зарывай свой талант! – говорим и слышим мы в нашей повседневности. Но откуда взялось это выражение и что на самом деле оно означает? В воскресный день перед праздником Воздвижением Креста в Церкви читают евангельский отрывок, посвящённый притче о талантах. Давайте разберёмся в этой бизнес-притче.

Евангелие воскресного дня

Один господин, отправляясь в другую страну, дал своим рабам таланты. Талант – это мера веса серебра, примерно 25-30 килограмм. «И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». (Мф.25:15)

Задача рабов вложить серебро в выгодный бизнес и заработать больше для господина. Всё, казалось бы, просто. Первый раб умножил капитал в два раза, и второй раб тоже умножил капитал в два раза. А вот третий раб «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». (Мф.25:18)

Приезжает господин и требует отчёта у рабов.

«И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

(Матф.25:20-21)

Те же слова слышит раб, умноживший вдвое два таланта. В общем, молодцы! Доверия вам больше, власти больше и к господину ближе. А теперь смотрим внимательно на диалог с рабом, зарывшим свой талант.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

(Мф.25:24-25)

Этот раб начинает объяснять господину, почему он не занялся бизнесом и не заработал больше. Он говорит хозяину: ты, мол, полный отморозок и беспредельщик: чужое забираешь, насилуешь людей и никого не жалеешь. Я вообще не хочу с тобой связываться, боюсь тебя, поэтому на тебе твой талант серебра и отстань от меня. Что же отвечает ему господин?

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».

(Мф.25:26-27)

В греческом подстрочнике буквальный перевод не «лукавый и ленивый», а «злой и боязливый», что не противоречит нашему переводу, а очень хорошо дополняет. Господин обнаруживает корень и источник причины действий этого раба: зло, страх, лукавство и леность.

Это очень важный момент.

Когда змей искушал Адама и Еву в Раю, то первое, что он сделал, так это извратил образ Бога в их умах. Лукавое богословие рождает лукавую практику, т.е. грех. Змей внушил первым людям, что Бог не Друг, а враг, отчего и произошла трагедия. Поэтому важно понять, почему именно таким страшным видит господина этот раб?

Есть в психологии один из видов когнитивного искажения, который называется «проекция».

Суть этого искажения заключена в том, что человек приписывает окружающим людям свои мысли, чувства или иные переживания, которые он не может увидеть и признать в себе. Т.е. этот раб смотрит на господина, а видит самого себя в нём, но не может понять этого. Его внутренний мир проецируется на господина, он не видит своих границ и как бы сливается с другим человеком.

Такое состояние доходит обычно до паранойи, если человек с этим состоянием не борется через покаяние. Как говорит свт. Иоанн Златоуст об этом рабе:

«Несчастный и жалкий, неблагодарный и беспечный! Надлежало бы тебе обвинять себя в праздности, и тем несколько уменьшить прежний грех твой, а ты вознёс обвинение на господина – и удвоил, вместо таланта, грех».

Так ленивые и грешные люди обычно представляют Бога жестоким и несправедливым, не имея, по греховности своей, чувства сыновства своего пред Богом.

Далее господин его обличает в том, что если ты на самом деле считаешь меня таким жестоким отморозком, то по логике ты должен был сделать всё, чтобы я не наказал тебя, например, отдать талант другим рабам, чтобы они помогли тебе умножить его. Но ты поступил иначе потому, что ты ленивый лжец, который ещё и господина обвинил в своих проблемах и грехах.

То же самое сделал Адам в Раю, когда сказал Богу: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт.3:12) Т.е. он согрешил, но виноваты все, кроме меня. Самооправдание является самым тяжким грехом, поскольку закрывает от человека покаяние. То, что господин не таков, каким видит его раб, видно, как щедро он наградил двух верных и усердных рабов, всё больше давая им власти и имущества.

Господин в притче, это, конечно же, сам Бог.

По мнению практически всех святых отцов талант означает какой-либо дар Божий. Этот дар нужно умножать, но при этом понимать, что дар должен служить непременно только Богу, а через Бога ближним. Обратите внимание, что раб не носит талант с собой, но зарывает его в землю, как самое ценное сокровище.

Видите, как смещается акцент с Бога на дар Божий. Такое неправильное отношение Христос обличает такими словами:

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

(Мф.7:22-23)

Т.е. не дар Божий ценность, а отношение с Богом главная ценность. Бог – цель, талант – средство. Нельзя путать!

Прп. Анастасий Синаит видит в зарывании таланта тех, кто «посчитали самих себя праведниками и подумали, что именно за такую праведность они и обладают дарами. Омраченные гордыней и ослепленные ею, они там, в другой жизни, лишившись подобного дара, идут в геенну».

Свт. Григорий Двоеслов так видит эту ситуацию:

«Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни».

Можно ещё затронуть одну проблему.

Часто мы не понимаем, сколько же талантов нам дано. Например, перфекционизм возникает оттого, что человек имеет два таланта, а думает что пять и ставит себе неадекватные цели, а не выполнив их, впадает в уныние. Невротическое самобичевание происходит именно в таком искажённом состоянии.

Потому и важно искусство маленьких шагов, дабы нащупать собственные духовные границы.

И заканчивается притча такими словами:

«итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

(Мф.25:28-30)

Ну, и закончу словами еп. Мефодия Кульмана:

«Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; в чувстве благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, — каждый говорит: ты дал мне и я приобрел. Значит, если бы ты не дал, я бы ничего не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: не я, а Благодать Божия сделала это, говорит апостол Павел. Мы рабы ничего не стоящие…

Таким праведникам и смерть не страшна: она для них — конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина своего, «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не приходило на сердце человеку. Для них не может быть награды более этой, потому что быть с Господом и видеть радость Самого Господа есть самая высшая награда».

Автор: Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Призвание АвраамаПризвание Авраама

0 Comments
Авраам

Одному моему другу, только поступившему в институт, преподаватель на первом занятии начал доказывать, что в какой-то иной физической системе два плюс два не равно четырём, тем самым сломав студентам их мышление и взгляд на реальность. Думаю, что многим знакома фраза: «забудь всё, чему тебя учили».

Библейские истории

«И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними»: толкование пророчества Исайи«И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними»: толкование пророчества Исайи

0 Comments
Что читают в храме в первую пятницу Великого поста

В первую пятницу Великого поста на богослужении читается интересный отрывок из книги пророка Исайи. Бог за грехи евреев отдаёт Иерусалим и Иудею в руки врагов. Но это будет сделано через отнятие у народа некоторых категорий людей, которые составляют структуру и фундамент общества. Вот этот отрывок:

Библейские истории

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

2 комментария
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории

Что значит «метать бисер перед свиньями»? Краткий разбор 10 знаменитых цитат из Евангелия от Матфея и их смыслЧто значит «метать бисер перед свиньями»? Краткий разбор 10 знаменитых цитат из Евангелия от Матфея и их смысл

0 Comments
Не мечите бисер - цитаты Евангелие от Матфея

Написанное Апостолом Матфеем, по первоначальному замыслу, для христиан из иудеев, Евангелие, переведенное на многие языки, давно «разобрано на цитаты», многие из которых употребляются даже неверующими людьми не только вне контекста, но даже без понимания их изначального смысла. Разбираем суть самых популярных фраз. «Блаженны нищие духом»

Библейские истории

«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре«Это не история про то, что все богатые плохие, а все бомжи святые»: Притча о богаче и Лазаре

0 Comments
Притча о богаче и Лазаре

Проповедь на библейскую притчу о богаче и Лазаре, которая поможет обнаружить новые смыслы в тексте. Параллели между Евангелием и современностью провел клирик Ризоположенского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс).  Про богатых и бомжей Поскольку в притче именно богач главное действующее лицо, то о Лазаре не

Библейские истории