------------------- Страх Божий
Православие сегодня Вопросы о вере Что скрывается за понятием «страх Божий»

Что скрывается за понятием «страх Божий»

0 Comments
Страх Божий

«Fear of God» в переводе с английского означает «Страх Божий». Оказывается, что так называется американский бренд модной одежды. Концепция бренда — базовые вещи, вдохновленные Библией и стилем гранж. Просто у создателя бренда мать была религиозной, вот он и решил дать такое название одежде… Иеромонах Ефрем (Метс) о страхе Божьем.

Что скрывается за понятием "страх Божий"

Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Слово страх не очень приятное

В нашей обыденной жизни оно всегда означает что-то плохое. Потому нам нужно внимательно проследить, что скрывается за понятием «страх Божий». В этом нам поможет Священное Писание и святые отцы, ну и как обычно немного моих мыслей.

«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».

(Прит.22:4)

Священное Писание говорит, что сначала человек должен обрести смирение, а только потом приходит страх Божий.

Смирение – это видение своих внутренних границ, понимание своего несовершенства и немощи.

Часто верующих людей укоряют, что они приходят к Богу тогда, когда случается несчастье или скорбь. Всё верно!

Если человек будучи здоров и обеспечен чувствовал себя крутым и царём Вселенной, то неприятности разбивают ему розовые очки, лишают его иллюзий и он начинает видеть своё подлинное состояние – бессилие и смертность. Таким образом, сокрушаются гордыня, высокомерие и надменность, а на их место приходит смирение и умягчённое сердце.

Тогда человек готов услышать нечто, что по своему неразумию он никогда не слышал, потому что тонул в собственных лукавых помыслах.

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого [Бога] — разум». (Прит.9:10)

Когда человек обретает смирение, т.е. осознаёт свою ограниченность и ошибочность в суждениях о реальности, то начинает искать опору и твёрдую почву под ногами.

Сколько есть историй о том, что человек узнаёт о Боге не извне, а изнутри себя, сам Бог являет Себя в сердце и в готовности протянуть Руку помощи.

Принимая помощь, мы встаём на путь Премудрости, наш разум начинает видеть не только Бога, но себя и весь мир.

Вдруг открывается дверь, которую мы никогда не видели, не замечали, потому что смотрели всегда в другую сторону. Безвыходная ситуация теперь имеет выход, пропадает уныние и отчаяние, страшные мысли уходят – тьма разбегается перед светом.

Этот библейский стих говорит нам, чтобы мы устремились как можно больше узнать о Боге, о Его промысле и участии в земной истории, в чём нам и поможет Священное Писание.

Но это только начало пути.

«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». (Пс.33:12)

Первое что нужно знать о страхе Господнем, так это то, что он является искусством, т.е. ему можно научиться. Смирение подготовило почву для научения, потому что отреклось от всезнайства и глупой самоуверенности. Вот Господь спрашивает каждого из нас:

«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Прит.1:22)

Сколько бы лет нам не было и сколько бы образований мы ни получили, всегда будем учениками, готовыми услышать вразумление Господне, по нашей поговорке: «век живи – век учись!»

Вот и премудрый Сирах говорит о том, что качество важнее количества:

«Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон». (Сир.19:21)

«Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». (Прит.8:13)

Получив начатки мудрости, мы увидели разницу между добром и злом и их последствиями. Говоря о действии страха Божия на человека, преподобный Иоанн Лествичник говорит:

«Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его».

Теперь нам нужно всеми силами начинать изгонять зло из своей жизни, буквально возненавидеть его. Если мы не воспитаем в себе святое отвращение ко злу, то по слову святого Василия Великого, вскоре мы будем получать от него удовольствие.

Гордый человек считает себя лучше других; высокомерный – презирает других, смотрит на всех свысока; идущий по злому пути делает зло, считая себя при этом абсолютно правым.

Нужно внимательно следить за собой, нет ли у нас таких чувств, мыслей, взглядов, слов и поступков.

Премудрый Сирах говорит нам:

«Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства». (Сир.1:30)

Когда обнаружим у себя таковые пороки, то помолимся Богу о прощении наших грехов и принесём их на Исповедь, затем причастимся Святых Христовых Тайн, чтобы быть с Господом единым целым.

«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны». (Пс.18:10)

Борьба со злом, т.е. с духовной грязью делает человека похожим на Бога. Страх Господень по своей природе чист, потому и имеет свойство очищать душу. Когда человек оденется в чистую и красивую одежду, то тщательно хранит её, обходя все лужи и грязь, дабы не замараться.

Так и обретший страх Господень хранит свою чистоту от всякой скверны плоти и духа, боясь отлучиться от Бога. Как говорил авва Фаласий:

«Как тает воск от лица огня, так нечистый помысл бежит от страха Божия».

Когда же человек теряет чистоту в падении, тогда расстраивается и печалится. Но в покаянии снова испрашивает чистоту, как некогда царь Давид:

«Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною».(Пс.50:4-5)

По мере преуспеяния в покаянии христианин начинает ощущать присутствие Божие, от которого появляется святое ощущение страха, которое также называется благоговением.

«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». (Прит.19:23)

Страх Господень не только определённое состояние, но и руководитель в жизни, его можно назвать благой совестью.

Грех опустошает душу и делает человека несчастным, добродетель же, которой учит страх Божий, делает человека счастливым и довольным жизнью.

Таким образом, состояние покоя зависит не от внешних вещей, а от наличия в душе страха Божьего.

Протоиерей Александр Мень хорошо отметил:

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».

«Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом». (Пс.2:11)

Здесь использован библейский параллелизм, т.е. одна и та же мысль выражена в разных словах. Служить Господу со страхом означает испытывать радостный трепет. Животный страх рождает безумие и ненависть к тому, кого боимся. Страх же Божий рождает радость и вожделение к Богу.

До грехопадения Адам жил в Раю, облечённый в страх Господень и был счастлив. Но когда он согрешил, тогда начал бегать и прятаться от Бога, а потом заявил:

«голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». (Быт.3:10)

Вот так страх Божий через грех превратился в животный страх, вместо радости бытия появились стыд, одиночество, отчуждённость, смерть и нелюбовь. Это происходит с человеком, который служит не Богу, а своему «я», точнее своим страстям, надеясь найти в них источник жизни. Но Премудрость Божия вразумляет нас:

«Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие». (Сир.1:12)

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». (Лк.12:4-5)

Многие самонадеянные и неразумные христиане говорят о себе, что Новый Завет не говорит нам о страхе Божьем, а говорит только о любви. Но вот слова самого Христа: «ей, говорю вам, того бойтесь».

Страх перед Богом — значит бесстрашие перед людьми.

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства. Когда-то фараон повелел повивальным бабкам умерщвлять младенцев мужского пола, которые рождаются у евреек:

«Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых». (Исх.1:17)

Страх Божий не позволил им творить зло, т.е. совершать аборты, нет никакой разницы пред лицом Божьим — убить во чреве или убить сразу после родов.

Таким образом, бабки спасая жизни детям, подтверждают слова Соломона:

«Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти». (Прит.14:27)

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1Ин.4:18)

Некоторые люди, читая этот стих, думают, что любовь Божия противопоставляется страху Божьему, но это не так.

Святитель Василий Великий обращает внимание на различие страхов:

«Не всякий страх благ и спасителен, но есть страх вражий, о котором молится Пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: «От страха вражьего изыми душу мою» (Пс. 63:2). Тот страх – вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти и который внушает нам страшиться преимущества лиц».

Вот и свт. Феофан Затворник пишет:

«Страх Божий никогда не должен отходить от сердца. Любовь изгоняет один вид его, а другой рождает. И небесные силы предстоят Богу со страхом и трепетом. В нем нет мучения и боязни, а есть прохлаждение сладкое, но все же это страх, иногда кости сокрушающий. Так надо! И молиться следует: страх Твой всади в сердце мое».

Иногда говорят: какая разница как верить?! Лишь бы верить!

Но такая вера неразумна и бесплодна. Она не ведёт к Богу, но рождает мечтательность и иллюзии, потому и не достигает человек того состояния, о котором пишут святые отцы. Закончу словами прп. Феодора Едесского, который и изложил всю последовательность правильного духовного устроения:

«Вера православная и глубоко внедренная рождает страх Божий; страх же Божий научает нас соблюдению заповедей: ибо, где страх, там соблюдение заповедей; в соблюдении же заповедей состоит деятельная добродетель, которая есть начало созерцания; плод же всего сего – бесстрастие; чрез бесстрастие же водворяется в нас любовь; а о любви говорит возлюбленный ученик: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1Ин.4:16)

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом делеПочему ты опять пьяный, или Как Церковь может помочь зависимым на самом деле

0 Comments
Помощь Православной Церкви при пьянстве

«Алкоголизм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия, попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу». В небольших российских городах, увы, пьяниц много. Наркоманы тоже есть. Судьбы таковых людей и их родственников несчастны. Все про алкоголизм: интервью со священником Именно о том, как влияют зависимые на других

Вопросы о вере

Один из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человекаОдин из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человека

0 Comments
Богооставленность

Иеромонах Ефрем (Метс) размышляет о духовном кризисе человека. У нас в Библии есть две книги о богооставленности: Песнь Песней и книга Иова. «Иной суд человечий и иной суд Божий» Но я обращусь к святоотеческому эпизоду из жития аввы Агафона: «Когда наступило время кончины преподобного Агафона,

Вопросы о вере

«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц«Почему в Церкви молятся практически одни женщины?»: проповедь на праздник Жен-мироносиц

0 Comments
Праздник жен-мироносиц

Во второе воскресенье  после Пасхи мы каждый год вспоминаем Жён-мироносиц. Почему в Церкви молятся практически одни женщины? Попробую объяснить. Хочется начать со слов, которые Бог говорит дьяволу после грехопадения: «и вражду положу между тобою и между женою…». (Быт.3:15) Женщина живет и мыслит сердцем Отныне война

Вопросы о вере

Что лучше для россиянина Хэллоуин или «тыквенный спас»?Что лучше для россиянина Хэллоуин или «тыквенный спас»?

0 Comments
Хэллоуин и Тыквенный спас

Страна в активных поисках замены Хэллоуину, в интернетах завирусилось множество открыток на тему «А у нас тыквенный спас!».  Журналист «Правслова» Алина Шадрина спросила у иеромонаха Ефрема (Метса) про иностранный праздник и его альтернативу. Отец Ефрем, как вы относитесь к Хэллоуину? Или же к «тыквенному спасу».

Вопросы о вере

Истинная вера в Бога vs религиозный фанатизм: священник объяснил в чем разницаИстинная вера в Бога vs религиозный фанатизм: священник объяснил в чем разница

0 Comments
Вера в Бога и фанатизм

«Я — человек верующий, но без фанатизма». Этим самым человек хочет сказать, что он просто равнодушен к вере, для него хождение в Церковь по воскресным дням уже будет считаться нездоровым фанатизмом…». В чем же различие между истинной верой в Бога и фанатизмом? На эту тему

Вопросы о вере