Святой Дух

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

0 Comments
Святой Дух

 

В старинных певческих книгах, где звуки обозначаются не привычными современными человеку нотам, а особыми «крюками», есть знак, который стоит в начале многих важнейших песнопений. Он называется «Параклит», как по-гречески именовали Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы.

Святой Дух

Параклит

Это не звук, но – духовный вдох, который делает поющий прежде, чем под церковными сводами разнесется славословие Богу.

Кто есть Святой Дух (природа)

Упоминания о Святом Духе содержат уже первые строки Книги Бытия, первой (вероятно, древнейшей) книги Библии, повествующей о создании мира, человека. Здесь говорится о «безвидной и пустынной земле», «Духе Божием» над водами, которые покрывали планету первого дня творения. Однако книги, которые христиане именуют Ветхозаветными, никак не раскрывают Его природы, вообще не передают никаких подробностей о Нем.

В иудаизме

Именно поэтому от современных иудейских раввинов можно услышать, что «иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают», то есть такого понятия у евреев нет.

Вместе с тем, в еврейском оригинале Библии:

  • трижды встречается упоминание о Святом Духе; в псалме 50 царь Давид просит Бога, говоря: «Духа Твоего Святаго не отыми от мене»; два раза говорит о Нем прор. Исайя (Ис. 63:10-11);
  • многократно говорится также о Духе Божием; кроме Книги Бытия, это пророческие писания свв. Исайи, Иоиля.

Слова прор. Иоиля цитирует в своей проповеди ап. Петр:

«И будет, после того, изолью Я Дух Мой на всякую плоть, и будут сыны ваши и дочери ваши пророчествовать, а старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видение. И также на рабов и рабынь изолью в те дни Дух Мой»

(Иол.2:28 )

Однако, иудаизм предпочитает понимать эти и другие упоминания как имеющие ввиду некую силу Бога, Его свойство. У современных иудеев также существует термин «Шхина», который буквально означает «жилище», «место пребывания», то есть, по толкованию раввинов, народ Израиля как носителя Благодати Бога. «Шхиной» также могут называть духовную основу единства народа, которая также подается свыше – поэтому слово иудеи иногда употребляют вместо «Дух Божий» или «Святой Дух».

В христианстве

Церковь говорит, что именно христианство дало человечеству полное откровение о Том, Кто не раз упоминается Писанием.

Сошествие Святого Духа на апостолов

Это откровение – не в словах, но в действии. Согласно обещанию Господа, Он, «Утешитель», действительно наставил христиан «на всякую истину» (Ин.16:3), сойдя как бы языками пламени на каждого из собравшихся тогда в горнице.

«И исполнилось Духа Святого»

Со дня Пятидесятницы (Прздник Троица) Его знали опытно, слышали волю Третьего Лица Троицы, о чем свидетельствует множество эпизодов, например, «Деяний Апостолов»:

  • на первом Апостольском соборе впервые прозвучала формула «Изволися Духу Святому и нам»;
  • Тот же Дух Сам отправляет Апостолов на проповедь, изъявляет волю – куда именно, через видения, откровения; вот, видимо, обычная ситуация, о которой рассказывает св. Лука:

«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян. 16:6-10).

Коротко о Святой Троице

Тайна Божества была явлена, уже во времена Апостолов совершалось Крещение «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Но на то, чтобы точно, непротиворечиво выразить словами то, что чувствуется, переживается всем христианами, у Церкви ушло почти четыре века.

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

Эль Греко картину «Пятидесятница» («Сошествие Святого Духа») написал около 1600 г. В настоящий момент этот холст, имеющий характерные для Эль Греко вытянутые по вертикали размеры (275 x 127 см) находится в Музее Прадо в Мадриде. Картина написана для главного алтаря Colegio de la Encarnación

 

Христианское понимание Триединого Бога изложено на I и II Вселенских соборах (они проходили в 325 и 381 гг.). Согласно ему:

  • Истинный Бог Единосущен и в то же время Троичен, Он имеет три Ипостаси, или Лица; это Отец, Сын, Святой Дух;
  • ни одна из Ипостасей не больше, не меньше другой, все обладают единой Сущностью Божества;
  • различие между Лицами Троицы состоит не в свойствах или сущности, а только, по слову святых отцов «в образе бытия»: Отец предвечно рождает Сына, Сын – рождается, Дух – исходит от Отца.

Разные святые отцы пытаются объяснить тайну Святой Троицы при помощи аналогий, которые находят в природе или самом человеке. Например, св. Кирилл, просветитель славян, уподоблял Отца – солнечному диску, Сына – лучу, Духа – теплоте светила. Но все эти аналогии неполны, приблизительны. Тайна по-прежнему Бога познается только опытно.

Читайте также:

В чем сила Святого Духа

Догмат о Нем ясно, определенно формулирует только II Вселенский Собор (381 г.). Это стало ответом на «умствования» многочисленных еретиков, например, Македония, который, подобно иудеям, отрицал Духа как Бога.

Вот этот догмат, изложенный в исповедании веры, называемом Символом. Христианин, произнося его, свидетельствует свою веру «в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». Это означает, что Третья Ипостась Св. Троицы – одно с Отцом и Сыном, Истинный Бог, а не «сила Божия» или «творение», не отличается от них ни сущностью, ни силой, имея все свойства Бога.

Праздник: День Святого Духа

День Святого Духа установлен отцами II Вселенского Собора, утвердившего догмат о Божестве Третьего Лица Троицы – на другой день после  Дня Святой Троицы (всегда приходится на понедельник). Сделано это было ради утверждения веры, как противовес еретикам. На христианском Западе, где ереси, отрицавшие Божество Духа, были менее распространены, праздник не получил распространения: ныне католики именуют «Днем Святого Духа» собственно праздник Пятидесятницы, когда воспоминается Его сошествие на Апостолов.

Утешитель – имя Святого Духа?

Именно это значит греческое «Параклит», этим словом именует Третье Лицо Христос, обещавший послать Его Апостолам. Это имя означает, что, как говорит игумен Нектарий (Морозов), что, особенно во время житейских скорбей, Дух, присутствующий в Церкви со дня Пятидесятницы, успокаивает душу, давая ей верный ориентир – Бог, жизнь вечная:

«Познаешь опытом эту истину, и почувствуешь свободу. Ту, ни с чем не сравнимую, которую лишь Дух Истины и подает, ведь где Он, там свобода (2Кор.3:17), а где противятся Ему или, еще страшней, не замечают Его, там всяческое рабство, зависимость, плен».

Как выглядит Святой Дух

Понятие «выглядеть», то есть восприниматься зрением человека, применимо только к одной из Ипостасей Троицы – Сыну Божию, как воплотившемуся на земле, Совершенному Человеку. Его Человечество пишется на иконах, Божественная же сущность – сокрыта. Что других Ипостасей, Они не явили Себя миру под каким-либо воспринимаемым человеком видом, потому для людей остаются лишь некоторые знаки, намеки, как бы отсылающие к Истине, ее свойствам – но не природе или сути.

Голубь и другие христианские символы (+ белый цвет)

Первый из них по времени появления – голубь. Именно «в виде голубине» Третье Лицо Троицы явило Себя, когда Сын Божий крестился от руки св. Иоанна Крестителя в реке Иордан.

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

Символ этот ныне можно увидеть во храме, над царскими вратами – входом в алтарь.

 

Согласно житию свт. Василия Великого, традиция такого изображения может восходить к этому святому. Однако, первоначально такой голубь, повелением святителя «вылитый из чистого золота», подвешивался непосредственно над престолом, «во образ того голубя, который явился над Иорданом… дабы он как бы охранял Божественные Тайны». Впоследствии изображение голубя стали делать полым, внутрь его полагались Св. Дары, таким образом, он стал дарохранительницей. А над царские врата изображение переместилось уже позднее, когда голубь-дарохранительница перестал употребляться за богослужением, но сам образ был воспринят, как необходимый во храме.

Среди других символов, связанных с Третьим Лицом Св. Троицы:

  • огонь: именно таким Дух видимо сошел на Апостолов; житиях святых содержат также упоминания о том, что достойные служители алтаря не раз видели пламя, входящее в Евхаристическую чашу во время литургии;
  • миро, или освященное масло; это «вещество Таинства», сообщающего дары духовные – Миропомазания; поэтому священник, помазуя новокрещенного, произносит: «Печать Дара Духа Святого»;

Кроме того, существуют цвета, которые применяются иконописцами, а также в богослужебной практике, для того, чтобы символически обозначить Духа Божия:

  • белый – таким изображается голубь; это цвет чистоты, святости;
  • зеленый – таков цвет украшений храма, одежд служащих на День Святого Духа, на праздник Его Сошествия на Апостолов, символ жизни, обновления, которое подается миру.

Что такое дары Святого Духа в Библии

О дарах Святого Духа определенно говорит Новый Завет, из всех же его книг больше всего – послания Апостолов.

7 или 9: сколько всего даров и как их получить?

Разного рода «количественные» определения даров Благодати не свойственны христианству. В отличие от иудаизма, приверженного более внешнему деланию, пунктуальному соблюдению 613 заповедей Закона Моисея, для христианства главным является внутреннее состояние души. Именно его изменяет Дух Святой, а внешние проявления могут быть самыми разнообразными. Среди таких даров Благодати Божией довольно часто называют 9, которые упоминают Евангелия, Деяния Апостолов, их послания:

  • вера – человек не может уверовать без воздействия Духа, или, как говорил ап. Павел, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3);
  • мудрость, о которой говорит Сам Христос; Он называет ее «уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся» (Лк. 21:12–15);
  • знание – но не рациональное, а связанное с познанием Бога, которое дается тому, кто готов воспринять его; однако, ныне человек смотрит на Господа «как сквозь тусклое стекло, гадательно», понимая Его лишь отчасти, а «совершенное знание» настанет по Втором Пришествии Христа, когда, по словам св. Павла, «то, что отчасти, прекратится» (1 Кор.13:10);
  • «дары исцелений»; Бог дает их по Своему усмотрению, тот святой, кто исцеляет болезни, делает это не сам – через него действует Дух;
  • чудотворения – иные дарования совершения чудес;
  • пророчество; у христиан I в. это считалось особым дарованием, которое получали не все, но некоторые христиане;
  • различение духов; этот важный дар был, вероятно, очень распространен уже при Апостолах, потому что ему посвящены, например, наставления св. Иоанна Богослова: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин.4:1);
  • дары говорения языками и истолкования того, что говорится на незнакомом языке.

Апостольские сочинения упоминают также об ином количестве даров:

  • св. Павел в 1 послании к Коринфянам говорит о восьми: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки»;
  • в послании Ефесянам он же перечисляет 5 особых даров: Дух поставляет Апостолов, Евангелистов, пророков, пастырей (священнослужилетей), учителей.
Дары и плоды Духа Святого

Схема: Дары и плоды Духа Святого

Как получить дарования? Они даются по воле Божией, которая видит устроение человека, посылая то, что будет спасительно. Поэтому, может быть, главное условие получения дара – не добиваться его, а предавать себя на Божию волю. А еще необходима работа над собой – чтобы действительно стать сосудом Благодати, надо изменить свою душу. Впрочем, это тоже невозможно своими силами, но под воздействием Благодати.

Добродетели – плоды Святого Духа

Вот как описывает их св. Павел:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23)».

Пожалуй, вряд ли найдется православный, который хотя отчасти не прикоснулся бы к этому состоянию – например, после особенно усердной молитвы, по принятии Таинств. Но тот, кто сохраняет эти плоды, взращивает их, борется с грехом – постепенно становится готовым к принятию больших дарований сообразно воле Божией.

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

Добродетели — плоды Духа Святого

Как стяжать благодать на практике

Необходимо быть там, где присутствует Дух – это Христова Церковь, где Он со для Пятидесятницы до конца времен. Именно поэтому первый шаг – вступление общину христиан.

«Печать Дара Духа Святого», Таинство Крещения

Через него происходит:

  • приобщение к Богу;
  • получение благодати – даров через Таинство Миропомазания.

Что дальше?

Затем семя, посеянное в душе, необходимо взращивать.

Для этого необходимы:

  • твердое желание человека изменить свою жизнь;
  • осознание того, что без воли Божией невозможно собственными силами стяжать даже малую добродетель;
  • предание себя в руки Создателя.

Прп. Никодим Святогорец пишет:

«Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «Как я такой потерпел это и допустил?!» Это вопль гордого самомнения. Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».

Кто такие нищие духом

О нищих духом, как «блаженных», то есть достигших счастья, мира, радости говорит Сам Христос в Нагорной проповеди. Нищий просит подаяния, не имея ничего – а нищий духом ждет помощи от Бога, ибо сознает, что без Бога погибнет. Состояние нищеты духовной с мольбой о помощи – то, что призывает на человека особую Божию благодать.

 

Как Святой Дух действует в человеке

Христос уподобляет постепенное изменение души возрастанию семени на поле – оно незаметно глазу, но однажды из малого зерна появляется плод. Так же растет душа. Трудящийся над ней может не замечать собственных изменений – но постепенно становится другим человеком, готовым для Царства Небесного.

Почему не простится хула на Духа Святого

К проявлениям греха хулы на Духа Святого принадлежат:

  • упорное безбожие, то есть отрицание существования Бога, Его действия, даже при явных чудесах;
  • отрицание Божества Третьего Лица Троицы – такой хулой являются ереси;
  • любые формы богохульства, то есть оскорблений Божества.

Непростительность этого греха, о которой говорит Христос («не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32)) связана с тем, что человек не кается, ввиду того, что коснеет в своем заблуждении, отрицает Бога. Если же грешник изменился, понял, как ошибался – прощение его не только возможно, но – следует сразу же. Вот как пишет об этом свт. Афанасий Великий:

«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».

Итак, совершившему грех надлежит покаяться – что, однако, невозможно без изменения сердца. Именно поэтому примеров хулы на Духа, ведущей прямо во ад, очень много. Вот лишь некоторые:

  • многие считают, что это– судьба Л.Н.Толстого, пытавшегося создать собственную религиозную «доктрину», не воссоединившегося с Церковью до самой кончины; прав. Иоанн Кронштадтский говорил по этому поводу, что тому, кто похулил Святого Духа, покаяться очень сложно, как запутавшемуся в сетях гордыни;
  • к числу не только богохульников, но – богоборцев, принадлежат коммунистические вожди начала XX в., устроившие безбожные гонения на веру;
  • наконец, состояние полной, безвозвратной нераскаянности демонстрируют падшие ангелы, бесы, отвергшие Бога, Его милости.

Поклонение, прославление, призывание

По слову прп. Серафима Саровского, стяжание Духа Святого – смысл, цель жизни всякого христианина. Оно невозможно вне Церкви, где Он пребывает. Всякая попытка «добиться» каких-либо «даров» своими силами (как, например, делают современные пятидесятники, практикующие «говорение языками») – или самовнушение, либо (и очень часто) призывание совсем иных духов, а не Третьего Лица Троицы.

Пример поклонения, славословия, наконец – соединения с Духом – Таинство Евхаристии, совершаемое во время литургии. Здесь звучат молитвы благодарения, поклонения святой Троице, наконец – иерей призывает Духа на хлеб и вино. Его пришествием они становятся Телом и Кровью Христа. Причащающиеся их и есть те «поклонники в Духе и Истине», которых ищет Бог.

И, конечно, поклонение Духу, Его прославление, стяжание – вся жизнь христианина:

  • соединение с Ним начинается с Таинства Миропомазания;
  • затем, через Таинства, соответственно своей мере о возрастания, человек получает помощь ко изменению жизни.

На этом пути неизбежны падения, но важно помнить о данной через Миропомазание «печати Дара Духа Святого»; этот залог благодати вновь возвращает человека к Богу, если только он покажет произволение.

Как изображают на иконах

Чаще всего Третье Лицо Св. Троицы на иконах можно увидеть так, как Он благоволил являться людям:

  • «в виде голубине» на иконе Крещения Господня;
  • в виде огненных языков на образе Сошествия Духа на Апостолов.
Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г., икона, фрагмент

Икона Бог Отец Бог Сын и Бог Святой Дух

Канонически признан, по сути, один образ, так называемой «Троицы Ветхозаветной», на которой Бог изображен так, как Он явился праотцу Аврааму еще во времена Ветхого Завета – под видом трех Ангелов. Лучшую из подобных икон создал прп. Андрей Рублев в начале XV в.

Есть также «Троица Новозаветная», где, в нарушение канонов, написан образ Бога Отца под видом старца, а также Сына и Духа. Третье Лицо Троицы здесь также изображено как голубь.

О чем молятся

Самая известная молитва Духу содержит прошения:

  • вселиться в душу верующего, то есть руководить его жизнью, вести ко спасению;
  • очистить «от всякия скверны»;
  • даровать душевное спасение.

Существует также практика молебнов Святому Духу «О начале всякого дела», где Церковь призывает Его на благие начинания верующих.

Что значит

Что значат известные выражения:

«Питаться Духом Святым»

Это выражение имеет два значения:

  • библейское, восходящее к райскому состоянию человека, когда он действительно жил в тесном общении с Богом;
  • ироничное, практически кощунственное: неверующие говорят так о том, кто недоедает, голодает, насмехаясь над самой надеждой на Бога; подобное празднословие можно признать одним из видов «хулы на Духа Святого», особенно, если слова произносятся убежденно, сознательно.

Хождение в Духе Святом

Так говорят о жизни человека, который каждодневно старается жить по заповедям, стремится к Богообщению.

Мир и радость в Духе Святом

Так определяют плоды изменения души, которые получает тот, кто может их воспринять. Это состояние радости о Боге, ненарушаемого мира души.

Монастыри

Обители, называемые «Свято-Духовыми» есть по всей России и за ее пределами.

Боровичский

Обитель находится в Новгородской области, основана в XIV в.Закрытие монастыря произошло с 1920-х гг., лишь в 2012 г. здесь возобновилась монашеская жизнь.

Тимашевский

Молодая обитель Краснодарского края существует с 1992 г., она основана архим. Георгием (Саввой). Сейчас здесь около 80 иноков, послушников, есть два храма – Сошествия Св. Духа и Преображения.

Новосильский

Место нахождения обители – Орловская область, а существует она по крайней мере с начала XVII в. Возрождение после десятилетий гонений началось с 2004 г., обитель благословил духовник Оптиной пустыни, схиигумен Илий (Ноздрин).

В Вильнюсе

Он возник с XIV в.: иноки поселились на чтимом христианами месте, где в 1347 г. были убиты за Христа мученики Антоний, Иоанн, Евстафий. Обитель началась с храма, где хранились нетленные останки этих святых, позже появился монастырь. Впоследствии территория стала частью католической Речи Посполитой. Несколько столетий монахи совершали подвиг сохранения православия под давлением иноверцев. Расцвет обители начался после того, как Вильно (Вильнюс) стал частью Российской империи.

Обитель – одна из немногих, не закрытых после революции благодаря тому, что оказалась на польской территории, а когда Прибалтика стала советской – уже миновал период особо жестоких гонений. Сейчас монастырь по-прежнему действует.

В Вологде

Эта Даховская обитель появилась с XVII в., ее основал прп. Галактион Вологодский. До 1917 г. его мощи были главной святыней обители. После революции монастырь был закрыт, его здания переданы военным, затем НКВД. До настоящего времени обитель числится недействующей: верующим передан лишь соборный храм, который нуждается в капитальной реставрации. Он считается архиерейским подворьем Вологодской епархии.

Храмы

Церквей, часовен, посвященных Третьей Ипостаси Божества, к настоящему времени по России и миру – более 300. Вот лишь некоторые из наиболее известных.

В Минске

Это кафедральный собор города. Первоначально он возник как католический храм при монастыре монахинь ордена св. Бенедикта, а православным стал лишь с 1860 г. Спустя еще 10 лет при храме открылся мужской Духов монастырь, просуществовавший до 1918 г.

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

Минский Свято-Духов кафедральный собор. Ул. Кирилла И Мефодия, 3

Впоследствии, с 1940-х храм открылся уже как приходской. Сейчас он полностью отреставрирован. 12 декабря 1999 г. здесь был совершен прославления 23 белорусских новомучеников из числа священства, погибших за годы гонений.

В Санкт-Петербурге

В городе на Неве – 12 Духовских храмов. Один из самых известных – церковь Александро-Невской лавры, при братском корпусе. До 1917 г. она была также некрополем: здесь ныне находятся 172 захоронения известных людей города, православных подвижников. После начала возрождения обители, передачи этого корпуса церкви (2001 г.) храм стал восстанавливаться как домовой, при покоях настоятеля.

На Лазаревском кладбище в Москве

Это кладбище находилось в Марьиной роще, устроено повелением царицы Елисаветы Петровны с сер. XVIII в. Первоначально деревянный храм здесь именовался в честь прав. Лазаря Четверодневного, однако каменный, по проекту архитектора В.И.Баженова, освятили как Духовский. С 1932 г. церковь была закрыта, уничтожено само кладбище. Вернули храм православным только с 1991 г.

Что говорил Василий Великий

Святой Василий Великий так прославляет Третье Лицо Св. Троицы:

«Каковы были действования Духа прежде мысленной твари? Сколь многочисленны благодеяния Его к твари? Какое могущество на времена грядущая? Ибо Дух был, был прежде веков, был купно со Отцем и Сыном.

Поэтому, если и представишь что за пределами веков, то найдешь, что оно после Духа. А если представишь в уме творение, то Силы небесные утвердились Духом, под утверждением же, очевидно, должен ты разуметь неудобоизменность в навыке к благому. Ибо от Духа даровано Силам и общение с Богом, и неуклонность ко греху, и пребывание в блаженстве. Пришествие Христово! и Дух предшествует. Явление во плоти! и Дух неотлучен.

Действия сил, дарования исцелений — от Духа Святого. Бесы были изгоняемы Духом Божиим, диавол приведен в бездействие — в соприсутствии Духа, искупление грехов — по благодати Духа. Ибо омыстеся и освятистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Святым (1 Кор. 6, 11). Присвоение нас Богу — чрез Духа. Ибо посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). Воскресение из мертвых — действием Духа. Ибо послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30)».

Значение для людей

Его очень хорошо понимали наши предки, придумавшие крюковой знак «Параклит». Он – дыхание жизни, без него наступает смерть души.

Тот, без которого невозможна никакая добродетель, наставник на пути жизни, принимающий душу христианина по смерти – таков Святой Дух, единый со Отцом и Сыном.

Наталья Сазонова

«Царю Небесный»

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 8.

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, тойже глас.

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание.

Величаем Тя// Живодавче Христе/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего/ Его же от Отца послал еси // Божественным учеником твоим.

Текст других молитвословий:

Акафист Святому Духу

Канон Святому Духу

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Катафазис и апофазисКатафазис и апофазис

0 Comments
Незнайку можно уподобить апофазе, а Знайку катафазе

  Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) изложил очень сложную тему: Катафазис и апофазис — простым языком. Попробую изложить очень сложную тему, кому зайдёт – тому зайдёт. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», Людвиг Витгенштейн писал: «О чём невозможно говорить, о

Духовный словарь

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом делеЗа что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

0 Comments
Содом и Гоморра

  Выражение «Содом и Гоморра» знают многие, а вот саму библейскую историю об этих городах знают не все. Там всё очень интересно, да и к тому же даёт понимание современных процессов, поэтому я расскажу об этом эпизоде более подробно. Авраам и племянник его Лот Между

Духовный словарь

«По мощам и елей?»: Когда мощи святых становятся чудотворными«По мощам и елей?»: Когда мощи святых становятся чудотворными

0 Comments
Нетленные мощи

  Святые мощи. Без них не может быть освящен храм. К ним приезжают паломники, а иногда такие святыни сами посещают города страны, собирая массу желающих увидеть, прикоснуться, попросить поддержки. Так в 2022 году по России совершился Крестный ход с мощами преподобного Сергия Радонежского.  Значение слова

Духовный словарь

Православный акафист: в чем сила и пользаПравославный акафист: в чем сила и польза

0 Comments
Православный акафист: в чем сила и польза

  Акафист стал особенно любим с конца XIX в., когда составлять песнопения начали не только священнослужители, иноки, но даже простые миряне. Наверное, было это промыслительно: когда через несколько десятилетий наступили гонения на Церковь, было закрыто большинство храмов, именно эти идущие от сердца слова, читаемые в

Духовный словарь

Простыми словами о том, что значит Пресвятая ТроицаПростыми словами о том, что значит Пресвятая Троица

0 Comments
Святая Троица

  Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что

Духовный словарь