День 14 августа начинает короткий – только 14 дней – но строгий пост перед праздником Успения Богородицы. Но это – не просто начало поста, а еще и сразу несколько значимых праздников.
Что празднуют православные
На 14 августа выпадают два празднования, которые известны с первых веков христианства, и один – учрежденный на Руси еще в XII в.
Изнесение Креста
Праздник берет начало, вероятно, в IV в., когда в столицу Византийской империи, Константинополь, было доставлено обретенное царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, Крестное Древо – Крест, на котором был распят и умер Иисус Христос.
Видимо, в те годы и появилась традиция в первый день августа обходить крестным ходом с Животворящим Древом город Константинополь, а иногда и его окрестности, молясь о Божием благословении и благополучии города и страны. Выбор же месяца августа был связан с тем, кто именно в это время наиболее часты были различные болезни, от которых также просили Божией защиты.
Впоследствии Крестное Древо было разделено на многие части, которые раздавались в сотни храмов христианского мира – и многие христианские общины перенимали и византийскую традицию Изнесения Креста. Несколько позже появился еще обычай освящать крестом воду в первый день августа и окроплять ею земные плоды, которые как раз созревали к этому времени.
«Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице»
Согласно русскому церковному календарю, праздник учрежден благоверным князем Андреем Боголюбским, чтителем Христа и Матери Божией, иконы Которых всегда сопровождали его в походах. 14 августа 1164 г. князь Андрей одержал серьезную победу над Волжской Булгарией. Перед сражением войско молилось пред образами Христа и Богородицы, от которых многие видели сияние «божественного луча огнена».
Сказание о событии могло быть написано со слов самого Андрея Боголюбского. В нем же говорится, что в тот же день император Византии Мануил I Комнин одержал победу над «сарацинами» (так называли мусульман), которая также сопровождалась чудесными знамениями от бывших при войске икон.
Современные историки ставят под сомнение часть сказания, посвященную Византии: в сохранившихся хрониках ничего не говорится о победах царя над сарацинами именно в этот день, да и в греческих Месяцесловах праздник не встречается ни в XII в., ни позже. Поэтому скорее всего речь идет именно о чуде, бывшем во время похода русского князя, которое и воспоминается 11 августа.
Братья Маккавеи и не только
Их память отмечалась 14 августа еще с первых веков Церкви. Это – святые ветхозаветного времени, которые пострадали за веру примерно за 160 лет до Рождества Христова. То было время так называемого «великого гонения», которое устроил сирийский царь Антиох – именно в состав его государства тогда входила Палестина. Антиох велел евреям отречься от Бога. Более того, он даже установил статую ложного «бога» Зевса в Иерусалимском храме, соорудил множество языческих капищ по всей Палестине.
Евреев, которые отказывались отречься от своей веры, пытали и казнили. Среди таких стойких в вере людей были и семь братьев, которые получили прозвание Маккавеев. На еврейском языке слово «Маккаби» значит «Молот», кроме того, оно же является своего рода аббревиатурой, означающей на иврите: «Какая сила подобна Тебе, Всевышний».
Семеро братьев отказались поклониться «богам» и принять идоложертвенную (посвященную идолам) пищу. Их ободряла мать, которую христианская традиция называет Соломонией, а иудейские источники – Ханной. Вместе с братьями пошел на мучение и их духовный отец, священник Елеазар. Страдание святых описывается в Библии, во 2 Книге Маккавейской.
Христианская же традиция видит в святых не только истинных поклонников Господа, но и прообраз будущих мучеников за веру.
14 августа: Особенности богослужения
Они различаются год от года – например, если 14 августа выпадает на воскресный день, служба будет более торжественной и продолжительной, чем в будни.
Есть также епархии, где 14 августа, либо накануне, совершаются крестные ходы по образу Византии – в преднесении Креста, чтобы благословить и освятить город или «весь» (село).
Как проходит служба по порядку
Первое богослужение праздника по обычаю служится накануне вечером.
Если день 14 августа – воскресный, то 13 августа будет совершаться всенощная, длится всенощное бдение чуть дольше обычного, так как на нем поются песнопения читаются каноны, посвященные все трем празднуемым событиям дня.
Если же день – будний, то накануне будет Вечерня «вседневная», то есть принятая в будние дни, и соединенная с ней Утреня. Служба начинается в разных храмах в зависимости от расписания, чаще всего в 17 или 18 ч. Продолжительность вседневной службы около полутора часов.
В сам праздник с утра проходит литургия. Когда заканчивается это богослужение, зависит от времени его начала – в одних храмах служба совершается с 8, в других это может быть 8.30 или 9 ч.
Цвет облачения священнослужителей 14 августа – как правило, фиолетовый или же темно-бордовый. Это традиционный цвет всех праздников в честь Креста, он символизирует Кровь Спасителя, и нашу скорбь о грехах, возведших Его на Крест.
13 августа: вечерняя служба
Полиелейная или славословная служба совершается накануне праздника? В 2024 г. он придется на среду, поэтому, согласно Богослужебным указаниям этого дня, служба кануна праздника, вечером, в большинстве храмов она будет так называемой «славословной». Это означает, что:
- на ней не будет помазания верующих елеем;
- не будет служиться лития;
- но при этом Великое Славословие будет петься хором, а не прочитываться чтецом, как в другие будние дни – это говорит о значимости праздника.
Вместе с тем, если праздник является престольным, то есть храм посвящен Изнесению Креста Господня (на сегодняшний день таких церквей в России всего около десятка), то и в будни может быть совершена Всенощная, а также лития, освящение хлебов (освященный хлеб дают прихожанам, когда совершается помазание елеем на Утрене).
Служба накануне праздника – это:
- Вечерня (вседневная или Великая, если совершается всенощная);
- Утреня; как и в другие дни на ней звучит Шестопсалмие, а также канон – вернее, чаще всего несколько канонов в соединении, ведь празднуются три события;
- Первый Час, краткое богослужение начала дня.
Вечер, 13 августа — вынос Креста из алтаря
Особенность службы – то, что в конце Утрени на средину храма из алтаря износится Крест. Ему совершается поклонение «по чину Крестопоклонной недели» (то есть так же, как это делается в третий воскресный день Великого Поста).
Во время пения славословия предстоятель совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола.
По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит через горнее место северными дверьми. Ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом до царских врат.
По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти».
Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение.
Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»…
каждый раз завершая пение земным поклоном, это же песнопение трижды повторяют певцы.
Что читают: краткое толкование
Будут звучать каноны Кресту и мученикам Маккавейским. В них воспоминается событие Распятия, прославляются страдания Христовы, славятся Его верные служители – братья Маккавеи.
Что поют на клиросе
Песнопения, посвященные Распятию Христову и подвигу мучеников.
Например, прозвучит хорошо знакомый христианам кондак, едва ли требующий перевода:
«Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу».
А это песнопение прославляет мучеников за веру, рассказывает об их подвиге, который они приняли на себя вместе с духовным отцом и матерью, скончавшейся после своих детей:
«Благочестно наказавшеся, отроцы мудрии, мученически, / мучителей прещения мужески посрамисте, / яко закона поборницы и отцу послушницы бысте, святии, / с материю Богомудрою усердно пострадасте. / Темже и смертию живот искупльше воистинну Небесный, / вечно радуетеся, Маккавеи крепкодушнии, / молите Христа Бога согрешений оставление даровати / чтущим любовию святую память вашу…»
Перед последней, 9 песнью канона, звучит Песнь Богородицы, во время пения которой многие стараются вставать на колени.
14 августа, утро: Литургия Иоанна Златоуста
Во время нее также будут попеременно звучать песнопения Кресту и мучникам, а перед чтением книг Нового Завета – два прокимна (библейских стиха), один напоминает о Кресте, другой – о подвиге Маккавеев.
Апостол дня: толкование
Будут прочитаны два отрывка из посланий Апостола Павла:
- первый, из Послания к Коринфянам, посвящен Кресту, слово о котором «погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть»; св. Павел призывает христиан не полагаться на мирскую мудрость и немощный разум, ведь сила Креста познается лишь сердцем;
- второй – из Послания к Евреям; в нем воспоминаются ожидавшие Христа ветхозаветные праведники, жившие за многие столетия до Пришествия Господня, но твердо веровавшие, что спасение придет – именно к их числу принадлежат святые братья Маккавеи.
Евангелие дня: толкование
Фрагментов Евангелия также прозвучит два:
- большой отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказывается о суде над Господом и Его Распятии;
- часть 10 главы Евангелия от Матфея – мы услышим слова Господа, обращенные к ученикам – и к верующим всех последующих веков: «…Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех, а иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на Небесех»; Господь также предупреждает Своих чад, что в мире их ждут скорби и даже ненависть – даже от самых близких людей; все это на деле познали и мученики Маккавеи, и многие христиане последующих веков.
Крест доступен для поклонения до вечера 14 августа
Крест Господень, который был изнесен из алтаря на вечернем богослужении 13 августа, будет находится на центральных аналоях в храмах до вечера 14-го. Поклониться ему можно и вне богослужения: в любое время (по графику работы храмов).
Лишь трижды в год священнослужители выносят Крест из алтаря для поклонения народу:
- На Крестопоклонную неделю, в 4 воскресенье в Великого поста(переходящая дата весной);
- Изнесения Четных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа);
- Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
Когда, как и куда занесут Крест
14 августа вечером после отпуста вечерни отверзаются царские врата. Иерей в фелони и диакон в стихаре исходят ко Кресту, лежащему на аналое. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает каждение Креста (троекратно), затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Крест вносится через царские врата в алтарь, полагается на престоле, и совершается крестообразное каждение престола. Затем Крест относится в ризницу (см. Типикон, 2 августа, «зри»).
Как правильно поклониться Кресту Господню, лежащему на аналое
Традиционно, подходя ко Кресту на аналое (или иконе праздника) христианин:
- совершает крестное знамение и поясной, или, по желанию и возможности (если нет большого количества народа) земной поклон;
- прикладывается к нижней части образа;
- вновь отходя, снова осеняет себя крестом и кланяется.
Хорошо также, если есть возможность, постоять у Креста в сам праздник до начала службы, помолиться в тишине и сосредоточенности.
Икона праздника
Существуют различные варианты образов, посвященных празднику Изнесение Честных Древ Креста Господня.
Чаще всего на таких иконах пишется событие обретения Креста царицей Еленой. Встречаются также иконы, где в верхней части – Господь с предстоящими Ему Богородицей и святыми, внизу – Ангелы, держащие Его крест, которому покланяются люди. На аналое икона появляется вечером 13 августа, и находится посреди храма до 14 августа: праздник не имеет попразднства, ведь он не относится к числу «великих».
Освящение меда
Оно обычно проходит сразу после Малого освящения воды. Читается краткая молитва на освящение меда, после чего он водой окропляется.
Текст молитвы на освящение меда
Необыме́нный в ми́лости и неизрече́нный во щедро́тах, Го́споди Иису́се Христе́, ди́вен Сы́й во сла́ве и творя́й чудеса́. Ты́, действом Свята́го Ду́ха иногда́ благослови́вый Изра́иля, и его́ ме́дом насы́тивый от ка́мене, Са́м и ны́не при́зри свы́ше на созда́ние Твое́ сие́, и благослове́нием Твои́м небе́сным благослови́ и освяти́ со́ты пче́л и от ни́х ме́д, и пода́ждь ему́ действенну благода́ть, па́че всех соверше́нну, да вся́кот него́ вкуша́ющій, прие́млющій и яду́щий обря́щет благополу́чное здра́вие, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́каго бла́га. Яко Ты́ еси́ подава́яй вся́ческая блага́я, и Тебе сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благим и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во веки веко́в. Ами́нь.
О чем и как молиться на дома
Обязательно прийти в храм?
Конечно, посетить службу крайне желательно, если верующий в это время не находится на работе. Но если прийти в церковь возможности нет, вполне можно почитать дома службу по чину мирян (тексты таких служб есть на православных сайтах). Можно также почитать каноны праздника, акафист Кресту.
Церковные записки о здравии и упокоении: что и когда заказать
Благочестивые христиане стараются подавать записки с именами близких – живых и почивших – накануне празднования, во время вечернего богослужения. Это могут быть как записки на однодневное поминовение, так и сорокоусты (на 40 дней, во время которых имя человека поминается на Проскомидии и за него вынимается частица из просфоры).
Молебны же (благодарственные, Богородице, святым, и другие) лучше заказывать в другие дни.
«На Руси был обычай…»: интересные факты
- У наших предков принято было освящать в этот день не только воду в храме, но и вообще водные источники. В освященной воде не только купались сами, но также приводили и скот.
- С 14 августа, когда «начатки» (первый урожай) меда благословляла Церковь, крестьяне начинали его сбор.
- День был также известен как праздник «Соломониды бабушки» (имеется ввиду мать Маккавейских мучеников). Его особенно чтили беременные женщины, а также повитухи.
- Крестьяне, большей частью неграмотные и воспринимавшие богослужения на слух, считали что слово «Макковеи» означает «Маковеи», от «мак», потому, кроме меда, приносили для освящения и семена этого растения. Такую «древнюю традицию», или скорее – недоразумение, можно встретить и сейчас – среди людей вполне грамотных и образованных.
Значение праздника для православных
Ну а что же значит праздник в наши дни? Христиане, как и столетия назад, собираются в храмах, чтобы вспомнить о великих Божиих благодеяниях – от времен древней Церкви даже до наших дней. И, конечно, попросить благословения Христа и Пречистой Девы, молитв Маккавейских мучеников, для прохождения поприща Успенского поста.
Молитва дня
Влады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Отрывок из проповеди современного священника
Епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов):
«Сегодня Церковь совершает празднование в честь изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, этот праздник и стоящее за ним историческое событие не имеют прямого отношения к нам: мы вспоминаем древний обычай Константинополя, когда в августе каждого года для борьбы с различного рода болезнями на его улицы износили Честное Древо Креста Господня «для освящения мест и в отвращение болезней».
Сегодня нет Константинополя, нет и старинного обычая, но память о них живет в Церкви. Сменился лишь акцент: не так важно, что какие причины побуждают говорить о Кресте Господнем и Христовых Страданиях, важен сам этот разговор и напоминание о Крестном подвиге Господа Иисуса Христа. Именно такому напоминанию и посвящено сегодняшнее евангельское чтение. Конечно, рассказ апостола и евангелиста Иоанна Богослова о Страдании и Смерти Христа Спасителя нельзя прочитывать отдельно от памяти о факте Воскресения.
За Смертью стоит Воскресение. Апостол Иоанн был свидетелем и первого, и второго. Собственно, он единственный из апостолов, кто может писать о самом себе так, как писал Иоанн: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». Толкователи относят эту ремарку евангелиста к прободению ребра Спасителя. По их единогласному мнению, это указывает на истинность смерти Христа.
А раз истинна смерть, если Он действительно умер так, как рано или поздно умирают все люди, то Он действительно и воскрес. Он не просто потерял сознания и затем очнулся, Он был по-настоящему мертв и по-настоящему воскрес. Существуют современные медицинские заключения, которые основываются на этом рассказе апостола Иоанна. Во многом это противоречащие друг другу размышления, но все они сходятся в одном: кровь и одновременно с этим некая жидкость, которую апостол называет водой, не могли истечь из живого человека. Об этом знали и римские легионеры, которым прободения ребра было нужно для того, чтобы удостовериться в смерти повешенного на кресте. Они удостоверились и сняли Господа с Креста.
А после этого было погребение и Воскресение. Как оно произошло — тайна. Всеобщее воскресение мертвых — предмет нашей веры. Мы верим, что раз Христос воскрес, то будет воскресение каждого человека. Верим мы также и в то, что Христос с теми, кто не пытается избежать или отвернуться от страданий. Мы верим, что рано или поздно, но Христова победа над смертью станет общей победой. Глядя на Крест Христов, мы предвкушаем всеобщее воскресение и восклицаем: «Христос воскресе!»
Поздравления и пожелания
Желаем в этот день святейший
Лишь мыслей добрых и чистейших,
Не знайте бедствий и обид,
Ведь Бог все видит и хранит!
Крест Животворящий
Пусть силы вам дает,
Пусть святая вера
В сердцах ваших живет.
Будет пусть душа
Безгрешна и чиста
Под сенью Честного
Животворящего Креста.