------------------- Медовый Спас
Православие сегодня Молитвослов О «Медовом Спасе», церковной службе и смысле молитвы на освящение меда, которую читает священник

О «Медовом Спасе», церковной службе и смысле молитвы на освящение меда, которую читает священник

0 Comments
Медовый Спас

Успенский пост куда менее известен обывателю, чем, например, Великий или же Рождественский. Но вот о «Медовом Спасе», когда «непременно надо» освятить в храме мед, знают почти все. Так надо ли и зачем?

В народе Медовый Спас, а у верующих?

До 1917 г. «народ» (крестьяне, более 90% населения России) – это, собственно, и были верующие. Благодаря земледельцам и сложилась традиция – подобно тому, как это было во времена Ветхого Завета, приносить Господу «начатки плодов земных», чтобы получить Его благословение и освятить им свою многотрудную жизнь, и, конечно, возблагодарить Создателя за Его многие дары и милости людям.

Почему 14 августа (по «старому стилю» это 1 число месяца) несли в храм именно мед? Да потому, что к этому времени как раз и начинался первый медосбор. А значит – самое время первый мед принести в храм, на особый молебен.

Ну а церковно этот же день еще в Византии именовался по-другому: «Происхождение Честных Дерев Креста Господня», когда из храма износился крест (в Константинополе это была одна из главных реликвий христианского мира, Древо Креста, на котором был распят Спаситель). Его проносили по улицам городов, совершая молебны о благоденствии и здравии людей Христовых. А в России обычай дополнили еще освящением «начатков» нового урожая – часто 14 августа на освящение несли не только мед, но также мак. Скорее всего – по созвучию «мак» и «Маккавеи», как называют ветхозаветных мучеников, братьев, казненных язычниками за веру в Истинного Бога: ведь их память также празднуется этим днем.

О «Медовом Спасе», церковной службе и смысле молитвы на освящение меда, которую читает священник

Святые братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония. Икона около 1515 г.?), с поновлениями XVII–XVIII веков
Дерево, темпера. 107.5 × 82.5 см. Происходит из церкви Происхождения честных древ Креста Господня в Покровском монастыре Суздаля.

Еще одно именование торжества в верующем народе – Первый Спас, то есть первый из праздников августа, посвященный Христу – за ним будут еще два, Преображение и празднование иконе Спаса Нерукотворного.

Зачем освящать мед

Если говорить об исторических истоках традиции, то освящение было и благодарением за урожай, и испрашиванием благословения Божия. Если христианин держит, например, пасеку, то освятить начатки меда по древней традиции наших предков вполне имеет смысл и сейчас.

Другое дело, что большинство современных православных приносят мед, купленный в магазине или на рынке. Он – не плод их трудов, да и определить его как именно «начатки», то есть первый в году мед, тоже затруднительно. Впрочем, вкушать пищу, благословлённую и освященную Церковью –конечно, полезно душе и телу.

Поэтому принесение меда для освящения – пусть и почти лишенная сейчас изначального смысла, но все же благочестивая традиция. Однако то, что освящено Церковью, не послужит на пользу тому, кто принес эти «начатки» без теплой веры, «просто потому что надо», а то и суеверно думая, что освященный мед «волшебный» и особо «целительный».

Как проходит служба в храме 14 августа

Сам праздник, хотя и именовался крестьянами «Медовый Спас», посвящен все же не освящению меда, а Кресту Господню и святым дня.

Во многих городах страны сейчас есть традиция совершения крестного хода накануне или в сам день 14 августа – подобно тому, как такие ходы проводились в Византии. Но, даже если традиции крестного хода и нет, во всяком случае богослужение посвящено:

  • Кресту Господню; до его начала он сначала переносится на жертвенник в алтаре, затем – на престол; Кресту же посвящен читаемый на Утрене канон этого дня; в конце Утрени Распятие износится из алтаря и полагается на аналой посредине храма, после чего совершается поклонение Кресту;
  • Мученикам Маккавейским; им также читается канон и ряд богослужебных песнопений.

    Спас в августе

    Цвет облачения священников — фиолетовый, который принят в дни памяти о Кресте Господнем. Также 14 августа начинается Успенский пост и батюшки облачаются в тёмные оттенки синего, зеленого, красного.Фото пресс-службы Ижевской епархии

Главные песнопения дня:

  • тропарь Кресту, который знает большинство верующих: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство»;
  • кондак праздника: «Вознесы́йся на Крест во́лею, / тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству / щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, / возвесели́ нас си́лою Твое́ю, / побе́ды дая́ нам на супоста́ты, / посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра // непобеди́мую побе́ду»;
  • песнопение, которое поет хор во время поклонения Распятию: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся Влады́ко,/ и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим»; во время пения все присутствующие совершают земные поклоны;
  • величание Кресту: «Величаем Тя, Жизнодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия»;
  • стихиры и иные песнопения, посвященные братьям Маккавеям и их матери Соломонии.

Сколько длится вечерняя служба?

Это зависит от того, приходится ли праздник на воскресный день (тогда совершается более продолжительная, около 2 ч., всенощная), либо на будний (служба несколько короче). Кроме того, в монастырях богослужение обычно длится дольше чем в приходских церквях и это тоже надо учитывать, выбирая, какой храм посетить накануне праздника.

Когда выносится Крест для поклонения

На середину храма на утрени, которая совершается вечером накануне праздника (13 августа),  выносится Крест для поклонения всем верующим. Иерей в предшествии диакона со свечой совершает троекратное каждение Креста , затем поется тропарь Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста.

За литургией дня читаются:

  • отрывок из 1 Послания к Коринфянам ап. Павла, посвященный Кресту; здесь говорится, что «слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1 Кор.18:1);
  • еще один отрывок из писаний св. Павла – Послания к Евреям; в нем говорится об ожидавших Спасителя ветхозаветных святых и праведниках – именно к их числу принадлежат Маккавейские мученики;
  • два «зачала» из Евангелия – от Иоанна, где рассказывается о Распятии Христа, и от Матфея – из 10 главы, где Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33).

После окончания службы может следовать проповедь священника, посвященная празднику и начавшемуся посту.

Богослужение дня может совершаться священнослужителями как в фиолетовом или темно-красном облачении (в честь Креста Господня), так и в золотистом.

Икона праздника

Иконография праздника как считают церковные историки, имеет позднее, возможно, XII или XIII в. На иконах представлены, как правило:

  • вверху – Христос и предстоящие Ему Богородица, святые;
  • внизу – освящаемый Крестом водный источник, к которому стремятся люди.

    Икона Происхождение (изнесение) Честных Древ Креста

    Иконография: Происхождение Честных Древ Креста Господня  Вторая половина XVI века. Ярославская школа. Происходит из церкви Спаса-на-Городу в Ярославле. В верхней части иконы на фоне городской стены Константинополя находится деисус, в центре которого фигура благословляющего Иисуса Христа с Евангелием в руках. По сторонам от Него в трехчетвертном повороте фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. В нижней части иконы по сторонам от источника-кладезя с крестом, окруженного тремя ангелами, группы страждущих. © Ярославский художественный музей.Дерево, левкас, темпера. Размеры: 137*116 см.

Когда начинают освящать мед конкретно

Традиции святить мед накануне праздника, вечером, в России нет, и освящение совершается только утром, после окончания литургии. Сначала следует чин малого освящения воды, затем – ею крестообразно окропляется принесенный людьми мед. Во сколько освящают мед, зависит о того, когда начало и конец литургии в конкретном храме. Продолжительность же ее обычно около 1,5 ч.

Что читает батюшка в церкви на Медовый Спас

На молебне после литургии священник произносит короткую молитву на освящение меда из богослужебной книги «Требник».

Текст

Необыме́нный в ми́лости и неизрече́нный во щедро́тах, Го́споди Иису́се Христе́, ди́вен Сы́й во сла́ве и творя́й чудеса́. Ты́, действом Свята́го Ду́ха иногда́ благослови́вый Изра́иля, и его́ ме́дом насы́тивый от ка́мене, Са́м и ны́не при́зри свы́ше на созда́ние Твое́ сие́, и благослове́нием Твои́м небе́сным благослови́ и освяти́ со́ты пче́л и от ни́х ме́д, и пода́ждь ему́ действенну благода́ть, па́че всех соверше́нну, да вся́кот него́ вкуша́ющій, прие́млющій и яду́щий обря́щет благополу́чное здра́вие, и пи́щею се́ю насы́тится, и испо́лнится вся́каго бла́га. Яко Ты́ еси́ подава́яй вся́ческая блага́я, и Тебе сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благим и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во веки веко́в. Ами́нь.

Толкование молитвы

В ней воспоминается, как Господь питал Израиля в пустыне. В Книге Второзаконие говорится:

«Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы» (Втор. 32:13).

Прп. Ефрем Сирин говорит, что в этих строках речь идет об особом обилии земных плодов, когда было такое «обилие земли, что, по множеству пчел, мед тек из каменных скал», где в расселинах жили пчелы. Такое же благословение иерей призывает и на принесенные «мед и от пчел соты», прося Бога послать здравие всякому, приемлющему в пищу благословенный мед.

Молитвы на освящение трав

Традиционно 14 августа верующие приносят в храм не только мёд и мак, но и лечебные травы, как благодарность Богу за то, что Он дал  этот сбор. В молитве священник просит, чтобы все принимающие эти травы приобрели «себе защиту для души и тела «. Ниже текст молитвы.

Молитва на освящение трав

«Господи Боже Вседержитель, Своим словом все сотворивший и повелевший земле произращать все плоды, каждые в свое время, и давать их людям для жизни и, радости! Ты Сам, Всеблагой Владыка, благослови и освяти Твоим Святым Духом и эти семена с различными травами, принесенные в этот святой храм, а этих Твоих рабов, принесших и принимающих эти травы с семенами, очисти от всякой нечистоты, а дома их наполни всяким благоуханием.

Да послужат эти травы и семена для благословения душ и тел всем, с верою хранящим их и ими окаживающимися, и всем верным Твоим людям и их скоту, домам и всем местам, а также для сохранения и избавления от всех ухищрений врага и для удаления всех призраков, нападающих днем и ночью по действию диавола.

Да приобретут себе защиту для души и тела все принимающие эти травы, и Твоя таинственная благодать да послужит врачевством для нашего спасения; все же места, где для прогнания силы врага и для получения Твоего благословения будут положены или употреблены эти благоухающие травы, да защитит Твоя рука для славы Твоего пресвятого, величественного и достойного от всех поклонения имени, ибо Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Затем эти травы трижды окропляются освященной водой при обычных словах окропления и освящения и совершается отпуст.

[свернуть]

Можно ли дома читать эти молитвы?

Нет, по Уставу чин освящения меда совершает священник. Какие надо читать молитвы дома? Это может быть молитва Спасу и Пресвятой Богородице, акафист Страстям Христовым или канон Кресту. Однако никакого особого «акафиста медовому Спасу» именно для этого праздника, конечно, нет.

Такова мудрая народная традиция приношения начатков меда Господу в первый день Успенского поста. Постараемся следовать ей разумно, с пониманием сути праздника и смысла совершаемого молебна – а он состоит в благодарности Христу за нашу земную жизнь и освящении ее Его благословением.

Наталия Сазонова

В деталях: 14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

Молитва, которую читают 14 августа дома

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

  • Первая:

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

  • Вторая

Господи Иисусе Христе Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира! Се аз недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклоняя, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе Царю всех и Богу приношу, яко благоизволил еси снити с небеснаго Престола Твоего и воплотитися от Пречистыя Девы Марии, ради спасения человеческаго: безплотен сый, плотское естество Божеству совокупил еси. Богат сый, волею обнищал еси, да человека во Царствии Твоем обогатиши.

Труды и всякия человеческия беды, яко человек, на Себе понесл еси, да все во всяких печалех и нуждах пособствуеши. Четыредесять дней постивыйся, всем к воздержанию путь показал еси. Множицею от лукавых искушен был еси, всех от искушений всяких избавляя.

Вем, всесильный Владыко, яко вся сия Тебе непотребна быша, но человеческаго ради спасения вся претерпел еси: предан был еси за тридесять сребреник, да человека искупиши от лютыя работы вражия; от немилостивых иудей, яко незлобивый Агнец, похищен был еси, род человеческий от поглощения волка мысленнаго исторгая; на судилищи пред Анною и Каиафою предстал еси, всех от осуждения огня вечнаго отводя; связан, поруган, оплеван, от ложных свидетелей оклеветан и на поносительную смерть осужден был еси, человека от всякия напасти, мучения и от вечныя смерти свобождая; Пилату, никоего зла содеявый, предан был еси, и ко Ироду послан, и паки поруган, человека от злаго обстояния и от поруганий вражиих избавляя.

Что убо воздам Тебе, Владыко Человеколюбче, о всех, яже претерпел еси мене ради грешнаго? Не вем, душа бо и тело и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое милосердие, Благосерде Господи, надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое смотрение Твое, славлю Твою безмерную милость, имиже преклонился еси мене ради осужденнаго, да аз оправдан буду. К столпу, Спасе, привязан и без милости биен, милостив сый, разреши мя, молюся, от грехов моих; тернием венчан, души моея греховное терние искорени; тростию биен по главе, сокруши главу змия уязвляющаго мя жалом греха: в багряну ризу оболчен и мучителем предан, просвети ми, Царю Пресвятый, одеяние душевное, да вниду в чертог Твой всекрасный: с разбойники вменен и Крест на раму Твоею понесый, разбойника врага, ищущаго душу мою убити, Твоим Крестом прожени.

Вем Тя, Иисусе долготерпеливе, люте уязвлена, от верху главы Твоей святыя, даже до стопы ножныя, не бе в Тебе места цела. Что же возглагалю о неизреченнем человеколюбии Твоем, Христе Спасителю? Точию в сокрушении сердца моего, покланяяся Твоим Пречистым страстем и вселюбезно тыя лобызая, вопию: помилуй мя грешнаго.

На Кресте пригвоздитися изволивый, пригвозди заповедем Твоим сердце мое: воздвижен со Крестом на горе Голгофе, воздвигни мысли моя к небеси, да всегда горняя мудрствую: желчию со оцтом напоен, огорченное грехом сердце мое услади любовию Твоею, и жаждуща напой потоком сладости Твоея: руце Твои пречистеи распрострый на приятие всех, приими мя грешнаго: нозе пригвождены имевый, хотя всегда со грешники быти, буди со мною грешным, возбраняя ногам моим от всякаго пути лукаваго: сердце отверсто имевый, яви мне благодать Твою, грешному: главу пресвятую на Кресте преклонивый, услыши недостойныя молитвы моя.

О, пречудная и неизмеримая глубино милосердия, Христе Боже! За враги распинатели Твоя Богу Отцу моливыйся, даждь и мне грешному сию благодать, любити враги моя и молитися за них: разбойнику кающемуся рай отверзый, воззри, Свете Мой, на мя грешнаго, подаждь покаяние, и отверзи ми двери милости Твоея, и помяни мя недостойнаго во Царствии Твоем.
Наконец, дух Твой пресвятый предавый в руце Богу Отцу, приими, Создателю, дух мой во время кончины моея: со Креста снят и во гробе яко мертв положен, Спасе, живый во свете неприступнем, возьми от мене тяжкое бремя греховное, и не возгнушайся, Человеколюбче, вселитися во гроб сердца моего недостойнаго, на умерщвление моего плотскаго мудрования: яко да не ктому себе, бренное создание Твое, но Тебе Господеви и Богу моему живый, Твоим, о Всемилостиве, благосердием, сподоблюся видети Тебе Создателя и Спасителя моего, за приятие смерти крестныя, славою и честию венчаннаго, во свете неприкосновенныя Твоея славы: идеже со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Животворящим и Единосущным Твоим Духом, царствуеши прежде век, ныне и присно и во веки веков.

 

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Собор трех святителей: день, когда Церковь чтит учителей вселенских, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна ЗлатоустаСобор трех святителей: день, когда Церковь чтит учителей вселенских, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

0 Comments
Праздник Трех святителей

Собор трех святителей, день – особенный для многих храмов страны, действующих при духовных учебных заведениях: ведь он – едва ли не единственный в году, когда можно услышать литургию на греческом языке. Что празднует Церковь 12 февраля? Память трех епископов христианского Востока: Василия Великого; его современника

Молитвослов

Молитва и псалом «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» — надежная защита христиан от злаМолитва и псалом «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» — надежная защита христиан от зла

0 Comments
Да воскреснет Бог - молитва

Слова «да воскреснет Бог…» верующий христианин всякий раз произносит во время вечернего молитвенного правила, осеняя себя крестом. Они – часть молитвы, а взяты неизвестным составителем из . «Да воскреснет Бог» – какой это псалом? Этот псалом в православной Псалтири идет под номером 67. Молитва Честному

Молитвослов

Акафист преподобному Иринарху, затворнику РостовскомуАкафист преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

0 Comments

Акафист преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому Кондак 1 Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти: Радуйся, Иринарше преподобне,

Молитвослов

«Красивые и сильные»: все молитвословия Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»«Красивые и сильные»: все молитвословия Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»

0 Comments
Молитва Казанской Божьей Матери

Выражение «Казанская Богоматерь» означает святыню и особое присутствие в ней Самой Богородицы, благоволящей являть свою помощь именно через образ. «В чем помогает Казанская икона?» Помогает не икона, а Та, Которая на ней изображена. Верующие молят  Богородицу пред Казанским Ея образом: об исцелении физических болезней, особенно

Молитвослов

ИзобразительныИзобразительны

0 Comments

Здесь можно ознакомиться с чином обедницы с чтением Евангелия и причащением Изобразительны Глаголи сице: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, благослове́н еси́ Го́споди. Псалом 102: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго

Молитвослов